Закон об образовании 1944 г стал первым актом общенационального значения, который, хотя и был в основном, посвящен школьному образов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Закон об образовании 1944 г стал первым актом общенационального значения, который - страница №1/1

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляется на самом высоком уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством.

Закон об образовании 1944 г. стал первым актом общенационального значения, который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в значительной мере упорядочил систему образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она существует и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании.

Они сформулированы в виде следующих целей:
•    сокращение объема обязательного образования;
•    совершенствование системы повышения квалификации преподавателей;
•    сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа;
•    увеличение инвестиций в образование;
•    расширение участия общественности в деятельности школы

Департамент образования и науки является центральным органом управления образования в Англии. Он непосредственно участвует в выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования, оказывает с помощью финансовых операций влияние на большинство учебных заведений, включая и университеты. В свою очередь Королевская инспекция и местные органы образования контролируют деятельность отдельных учебных заведений.

Королевская инспекция осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в последнее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах. Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования. Особенностью системы образования в Англии можно назвать преобладание государственного сектора. Процесс «огосударствления» системы образования начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы. В последние десятилетия влияние государства на развитие образования еще более возросло, что связано с необходимостью его финансирования. В настоящее время государство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных расходов университетов. Частные вложения не превышают 4% общих расходов на образование.

Министерство образования руководит системой образования в целом. Оно занимается выработкой общенациональных стандартов образования, рекомендаций, инспектирует учебные заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. В тоже время каждая школа сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% общественных затрат на школы. Министерские субсидии распределяются в зависимости от того, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями центра, а также от успешности работы заведения.

Система образования Великобритании в соответствии с административным делением и сложившимися традициями подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Следует отметить, что системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, а вот в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшего образования и высшее образование.

Система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения, национального происхождения и т.п. действует по всей стране. Существуют школы муниципальные и частные. В муниципальных школах обучение бесплатное, в частных – платное. В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или так называемых малышовых центрах. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациями и родителями. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей.

Таким образом, система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. Продолжительность учебного года 38 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву. Предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю; школы вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку.

Первые две стадии (с 5 до 11 лет) охватывает начальное образование. При этом дети, как правило, группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

Касательно системы среднего образования Великобритании. В ней выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом: объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13 или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11-12 до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом». Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. Однако в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе учеников.

В грамматических школах ребенок получает общее полное среднее образование, также осуществляется его подготовка к обучению в высших учебных заведениях. В основу учебной работы в грамматических школах положен принцип дифференцированного учебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом классе, который является выпускным.

В Великобритании до недавнего времени не существовало единых школьных программ и учебников, так как разработка учебных программ являлась прерогативой директоров и старших преподавателей школ. Однако в соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования. И все-таки на сегодняшний день, реформы в образовательной политике коснулись школьных программ. Это относится, прежде всего, к объединенным школам. Половина учебного времени в таком учебном заведении отводится на изучение обязательных для всех базовых дисциплин. Другая половина учебного времени занята обязательными предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», каждый из которых содержит несколько курсов гуманитарного, естественнонаучного или математического содержания.

Контроль за результатами обучения включает три равнозначных элемента: проверку, учет, диагностику. Контроль ориентирован на стандартную номенклатуру знаний, навыков, умений. В соответствии со стандартами выделяются три уровня достижений школьника: запоминание, умение пользоваться знаниями в нештатной ситуации, умение применить знания в реальной жизни.

Также кроме текущего контроля и оценки знаний действует стандартизированная процедура экзаменационных проверок. Такие экзамены в начальной школе проводят для 7- и 11-летних учеников, в средней школе – для 14- и 16-летних. Оценки выставляют учителя и независимые члены экзаменационных комиссий.

Обязательными являются одиннадцать лет обучения, общий срок обучения в общеобразовательной школе при этом достигает тринадцати лет. По достижении 14-летнего возраста подростки имеют право поступать в профессиональные школы. После 16 лет они вправе продолжать образование или идти работать. К этому времени они могут получить сертификат об образовании обычного уровня. После тринадцати лет успешного обучения вручается сертификат повышенного уровня.

Система дальнейшего образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях от профессионально-технического до высшего. Всего в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший.

Помимо указанных заведений, в системе дальнейшего образования работает более 7 тыс. вечерних институтов и центров по обучению взрослых. Эти учебные заведения ведут подготовку по различным специальностям или обеспечивают повышение образовательного и культурного уровня взрослого населения.

Все заведения системы дальнейшего образования находятся под контролем местных органов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевские хартии. По сравнению с предыдущими годами, в общем студенческом контингенте растет численность учащихся дневного обучения. С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительные изменения. Учебным заведениям этой системы было дано право присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческих колледжей.

В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием. Но следует отметить, что они представляют собой комплексные учебные заведения, осуществляющие подготовку как по обычному, так и по продвинутому курсу (с целью получения высшего образования), и доля студентов, занимающихся по программам высшего образования, составляет в них немногим более 30% общего контингента. Отсутствие единых учебных планов и программ (обучение ведется по программам, одобренным местными органами образования и профессиональными обществами) приводит к значительным различиям в уровне подготовки выпускников учебных заведений системы дальнейшего образования.

В свою очередь профессиональное образование предусматривает четыре уровня профессиональной готовности. Компетентность, позволяющая производить однообразную работу (первый уровень); способность делать работу самостоятельно и ответственно (второй уровень); выполнение сложных и оригинальных работ (третий уровень); исполнение специальных персональных заданий (четвертый уровень).

В ближайшее время планируется вывести всех учащихся профессиональных учебных заведений как минимум на второй из указанных уровней. Это значит, что, например, выпускник учебного заведения сельскохозяйственного профиля в состоянии самостоятельно и эффективно вести фермерское хозяйство.

Профессиональное обучение осуществляется в объединенных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятости. Профессиональные колледжи занимают особое место. Здесь существует наиболее широкий спектр подготовки – от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет.

К системе высшего образования в Великобритании относятся традиционно академические университеты и профессионально-ориентированные политехнические колледжи.

В свою очередь по структуре университеты подразделяются на коллегиальные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов –  Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения. Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями или уставами. Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета является вице-канцлер или ректор (Шотландия).

Руководящие органы университетов – совет и сенат. Совет – это высший административный орган, который формирует преподавательский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат – академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. На паритетных началах в органы управления в последнее время стали входить представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересованных в подготовке специалистов.

В вузах Великобритании учебный год начинается в октябре и делится, как правило, на триместры по 810 недель каждый. Продолжительность летних каникул – четыре месяца, с 1 июня по 30 сентября. Основными видами занятий в вузах Великобритании являются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, предполагающий занятия с 210 студентами, которые проводятся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое значение имеет также самостоятельная работа студентов, которой уделяется много внимания при разработке учебных планов. Практические занятия вынесены за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени.

Проблемой традиционного академизма университетов стало то, что производственная практика либо совсем не включается в программу подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельного приобретения практического опыта. В некоторой степени решению этой проблемы способствует обучение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но наиболее широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования и, в частности, в политехнических колледжах.

Началом развития в стране высшего заочного образования стало создание Открытого университета. В университете идет подготовка специалистов по следующим направлениям: гуманитарному, естественному, социальным наукам, математике, педагогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выполнения практических работ, контрольных письменных заданий (15%). Система экзаменов в университетах определяется хартиями, однако в большинстве случаев проводится два основных экзамена в конце 1-го и 3-го годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уровень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений присваиваются академические степени; университетские и Совета по национальным академическим квалификациям.

По своему образовательному уровню степени, присуждаемые в университетах, разделены на первые и высшие. В большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам – бакалавр. Курс обучения для получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине 6 лет). Первые академические степени бывают двух видов: почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на получение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев основного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.

Высшие степени, присуждаемые в вузах, – это степени магистров наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра и дальнейшего обучения (12 года) или выполнения научно-исследовательской работы. В последнее время введена степень магистра философии, которая в основном присуждается за научно-исследовательскую работу, проведенную в течение 2-х лет и более. Степень магистра вообще мало распространена в стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс докторской подготовки. Степень доктора философии можно рассматривать как первую ученую степень в Англии. Она присваивается после подготовки и успешной защиты диссертации, которая является результатом научных исследований. Обычно такая работа требует не менее 3 лет. За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают высшие степени доктора наук или литературы.

Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух секторов высшего образования. В университеты принимаются лица, имеющие общее свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на повышенном уровне. Прием в университеты осуществляется в централизованном порядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет по приему.

Абитуриент направляет заявление в адрес совета, в котором указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бы заниматься. Рассмотрев заявление, Совет направляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вызывается для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах (Оксфорд, Кембридж) проводятся конкурсные вступительные экзамены.

В стране насчитывается 90 университетов и 64 других высших учебных заведения. Старейшие университеты – Оксфордский (основан в 1167 г.) и Кембриджский (1209 г.).




Система образования в Великобритании


В целом, образованием в Великобритании занимается Министерство образования. Однако в Уэльсе все образовательные учреждения, кроме университетов, управляются уэльским министерством, а в Шотландии - Шотландским департаментом образования. В Северной Ирландии все вопросы решаются Департаментом образования Северной Ирландии.

Хотя стратегия обучения и финансирование школ исходят от министерств, управление самими школами децентрализовано: школами управляют советники по образованию в советах или муниципалитетах (органах местного самоуправления), которые создают местный совет по образованию. В Северной Ирландии все типы образовательных учреждений управляются пятью советами по образованию и библиотекам.


Финансирование сферы образования.


Сумма, затраченная государством на сферу образования за учебный год, может достигать 22 млн. фунтов стерлингов. Сумма расходов определяется правительством, но собственно деньги выделяют муниципалитеты, которые изымают их из доходов от местных налогов или грантов от правительства (в Северной Ирландии все финансирование централизовано). Значительная часть этих сумм идет на заработную плату учителей.

Департамент науки и образования непосредственно финансирует все университеты, а также (с 1989 года) колледжи и техникумы.


Система образования.


Согласно закону об образовании 1944 года, все дети обязаны посещать школу с пяти до шестнадцати лет. Обязательное образование является бесплатным. Дети, родившиеся с 1 сентября по 31 декабря, по достижении шестнадцатилетнего возраста не покидают школу, а остаются в ней до конца мая текущего учебного года; дети, родившиеся с 1 января по 31 августа, покидают школу в пятницу перед последним понедельником мая. Таким образом, некоторые дети покидают школу, не достигнув шестнадцатилетнего возраста.

Родители могут обучать ребенка дома, но только если условия обучения удовлетворят местный совет по образованию.

Телесные наказания в школах были запрещены в Великобритании с 1986 года.

В целом система образования делится на три основные ступени:

начальное образование; для детей до 11 лет;

среднее образование; для детей до 16 лет;

высшее или дальнейшее образование; для детей после 16 лет.

Статистика.

В Англии и Уэльсе находится около 30 тысяч государственных школ, в которых учатся 8,5 миллионов детей.

В Шотландии школ всего 2741, а в Северной Ирландии - 1300.

В Англии около миллиона детей до четырех лет (около 50%) перед поступлением в школу посещают детские сады, в Уэльсе - более 70%, в Шотландии - 38, а в Северной Ирландии - 15% детей.

В частных школах Великобритании обучается более полумиллиона детей.


ОТНОШЕНИЕ БРИТАНЦЕВ К ОБРАЗОВАНИЮ


С 70-х годов продолжаются дебаты о качестве и целях британского образования. Сторонники традиционных взглядов считают, что государственные общеобразовательные школы и "творческий/прогрессивный" метод работы с учениками не могут создать востребованных членов общества. Спор о том, что школьники, 10% которых покидают стены учебных заведений без аттестатов, не слишком образованы и не владеют в полной мере даже такими основными навыками, как чтение, письмо и арифметика, а также не подготовлены к реальной жизни за стенами школы, продолжаются десятилетиями. Работодатели часто критикуют как школы, так и университеты за недостаточный уровень образования их выпускников.

Правительство Великобритании пытается отразить все эти доводы в реформах образования. Эти реформы нацелены на улучшение стандартов образования, как среднего, так и высшего. Правительство предпринимает попытки реформировать саму учительскую профессию, улучшить показатели учеников, поднять уровень преподавания языковых и технических дисциплин.

Критики, однако, указывают, что система образования не должна придерживаться элитных стандартов, а должна попытаться скомбинировать академические и либеральные традиции обучения. Будущее британского образования во многом зависит от того, насколько эффективными будут реформы правительства и как они будут восприняты учителями, родителями и учениками.

Подавляющее большинство населения высказывает обеспокоенность качеством образования на всех уровнях, особенно в школах. Британцы считают, что государственными школами недостаточно хорошо управляют и что правительство должно вкладывать в образование гораздо больше денежных средств.


СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


За последние десять лет система среднего образования Великобритании была значительно упрощена и улучшена с целью повышения качества преподавания в подготовительных и средних школах.

Англия и Уэльс.

Образование в Англии и Уэльсе начинается с 5 лет. До 11 лет они обучаются в начальных школах, где упор делается на базовые навыки чтения, письма и арифметики. С 11 до 16 лет школьники учатся в средних школах, которые бывают общеобразовательными (comprehensive schools), с углубленным изучением предметов (grammar schools) и средними специальными (secondary modern schools).

По достижении шестнадцатилетнего возраста школьники могут продолжить образование для получения знаний, необходимых для поступления в Вузы и университеты в своей школе, в колледжах шестого класса (sixth form colleges) или в tertiary colleges.

Шотландия.

В начальных школах Шотландии дети учатся от 4 до 12 лет. Средние школы практически все - общеобразовательные (comprehensive), где полный курс длится шесть лет, но в некоторых горных районах, где из-за нехватки учителей или по другим причинам невозможно обучить детей всему, курс общеобразовательной школы длится четыре года, при этом учащиеся могут перевестись в другую школу для продолжения обучения.

Подавляющее большинство шотландских школ принадлежат совету по образованию и финансируются непосредственно своим советом. Однако, существуют также несколько школ (19), которые финансируются грантами Шотландского департамента образования и управляются организациями добровольцев. Родители учеников могут решить голосованием о переведении школы из-под контроля местного совета по образованию под прямое финансирование Департамента.

Северная Ирландия.

В начальную школу в Северной Ирландии ходят с 4 до 11 лет. Среднее образование организовано как по способностям учеников, так и по их религиозной принадлежности. Controlled schools целиком и полностью финансируются правительством. Voluntary schools принадлежат добровольным организациям, большинство из них принадлежит католической церкви, но получают финансовую помощь из общественных фондов. Voluntary grammar schools и некоторые католические школы получают прямые субсидии из Департамента образования Северной Ирландии.

Частные школы.

В Великобритании существует система частных или независимых школ, обучающих детей с 3 до 18 лет. В Англии, Уэльсе и Шотландии насчитывается около 2500 частных школ. В Северной Ирландии независимые школы (voluntary grammar schools) являются частью государственной системы образования. В частных школах учатся около 7% британских детей. Плата за обучение зависит от типа школы и возрасте ученика. Так, например, за первый год обучения в дневной школе могут взять около 400 фунтов стерлингов, а за обучение в одном из старших классов школы-пансиона - до 9000 фунтов стерлингов. Обучение особо одаренных детей в частных школах оплачивает государство.

Так называемые public schools - это 200 лучших школ-пансионов для мальчиков, многие из которых были основаны очень давно (около трети - до 1600 года, из которых четыре школы были основаны более чем тысячу лет назад). Есть и немного женских школ, а около четверти мужских школ теперь принимают на обучение и девочек. Ученики, которые собираются поступать в частную школу, посещают подготовительную школу (preparatory school), обычно с 7 до 12 лет. Эти подготовительные школы также делятся на мужские и женские.

The National Curriculum

(Государственный учебный план).

Государственный учебный план был принят по закону о государственном образовании в 1988 году и впервые применен в школах Англии и Уэльса в сентябре 1989 года. Предпринимаются попытки ввести в действие эту же систему в школах Северной Ирландии, но не Шотландии, где действует собственная система среднего образования. Этот учебный план распространяется только на государственные школы.

Государственный учебный план устанавливает перечень и объем предметов, которые должен изучить каждый школьник. Тремя важнейшими предметами являются английский язык, наука и математика. Основные предметы - искусство, география, история, музыка, физическая культура, иностранный язык (только в средней школе) и важнейшие предметы. Все государственные школы обязаны преподавать по основному учебному плану (basic curriculum), который включает основные предметы и религиозное образование. Школы также обязаны придерживаться учебных планов для каждой из учебных стадий школьников : с 5 до 7, с 7 до 11, с 11 до 14 и с 14 до 16 лет.

По окончании каждой из учебных стадий проводится серия экзаменов по основным предметам, где знания каждого ученика оцениваются по десятибалльной шкале. Школы обязаны публиковать статистические данные о сдаче экзаменов для всех возрастов школьников, начиная с 11 лет.

Система аттестации и экзаменов.

Англия, Уэльс и Северная Ирландия.

General Certificate of Secondary Education (GCSE).

Это система экзаменов по отдельным предметам, которая заменяет бывшую ранее в действии двухуровневую систему аттестации выпускников школ. По каждому из выбранных предметов ученик сдает экзамен, в результате которого он может получить одну из семи оценок : A, B, C, D, E, F или G. Если же ученик не показывает знаний, достаточных для получения низшей отметки, G, то сертификат ему не выдается.

A-level (Advanced)

Этот экзамен обычно сдается через два года обучения после получения GCSE. НА сдачу этого экзамена готовятся в шестых классах обычных школ, в колледжах шестого класса или в колледжах дальнейшего образования.

Традиционно студенты выбирают изучение двух или трех предметов, лежащих в одной области наук, например, языки, технические или гуманитарные дисциплины. Однако, в последнее время появилась тенденция готовиться к разным по природе своей предметам. Проходных баллов пять: от A (отлично) до E (удовлетворительно). Не показавшим достаточных знаний выставляется оценка N. Недавно была введена оценка 'super-A' для особо одаренных учеников.

AS-levels (Advanced Supplementary)

Эти курсы направлены на получение тех же знаний, что и A-level. Но курс подготовки разработан так, чтобы занимать вдвое меньше времени, затрачиваемого на учебу, хотя при этом и остается двухгодичный срок подготовки. Таким образом, два сертификата AS-level могут быть приняты университетом как один сертификат A-level. Система оценки одинакова с A-level, но отсутствует 'super-A' .

Шотландия.

Scottish Certificate of Education (SCE)

Это аналог экзаменов GCSE в Шотландии. Там школьники сдают экзамены в шестнадцать лет на основном уровне (Standard Grade) и в семнадцать на высоком уровне (Higher Grade).

Способности и знания учеников на экзамене основного уровня оцениваются по семибалльной шкале, где 1 - самая высокая оценка, а 7 - самая низкая. Оценка 7 равносильна справке о прослушивании курса.

Подготовка к экзаменам высокого уровня занимает один год, в течение которого студенты углубленно изучают четыре или пять предметов. Проходных баллов три: А - выше 70% правильных ответов, В - 60-69% и С - 50-59%. Сдача этого экзамена необходима для поступления в университеты и профессиональные училища.

Certificate of Sixth Year Studies (CSYS)

На этот сертификат могут готовиться ученики, которые уже сдали экзамены высокого уровня. К экзамену готовятся в основном самостоятельно, и по большинству предметов надо написать письменную исследовательскую работу или отчет. Результаты экзамена выражаются в оценках от А (наивысшая) до Е (низшая). Обычно сдают не более трех предметов.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Дальнейшее образование рассчитано на учеников старше шестнадцати лет. Это образование разного уровня вплоть до поступления в университет. Часто это обучение профессиональным навыкам или навыкам, необходимым работодателям. При этом после окончания большинства курсов институтов дальнейшего образования никакого документа не выдается - в этом случае для большинства выпускников важнее приобретенные навыки, а не диплом. Профессиональное обучение - очень гибкая структура, которую постоянно пересматривают и дополняют.

Дальнейшее образование также обеспечивает продолжение общего образования и поступление в Вузы и университеты для людей всех возрастов. Люди используют дальнейшее образование для изучения академических дисциплин, профессиональной подготовки и просто для общего развития.

Колледжи дальнейшего образования обычно предлагают ряд профессиональных курсов, а также более академичные курсы. По окончании многих из этих курсов студент может поступить на второй курс университета.

В Англии и Уэльсе насчитывается около 500 колледжей дальнейшего образования, в Шотландии - 46, в Северной Ирландии - 19. В этих колледжах на дневном отделении учатся около полумиллиона студентов. На вечернем отделении учатся более трех миллионов студентов.


СЕРТИФИКАТЫ


Профессиональное образование.

National Vocational Qualifications (NVQs) квалификации, основанные на требованиях для той или иной профессиональной деятельности. Экзамены разделены на пять уровней (от 1 - простейшего до 5 - профессионального), которые позволяют легче понимать систему квалификации и видеть прогресс студента. Экзамен представляет собой проверку фактических навыков и умений в той или иной профессиональной деятельности, а не теоретический письменный тест. Оценка основывается на результатах практической работы студента. Эти квалификации присуждаются большим количеством образовательных учреждений, таких, как BTEC-EdExcel, City and Guilds, RSA и другие.

Профессиональное образование.

Эти квалификации относятся более к сфере деятельности, а не определенной профессии. Как и NVQs, они разделены на уровни: основной (foundation), средний (intermediate) и продвинутый (advanced). Изучаемые предметы включают предпринимательство, здравоохранение и социальные услуги, информационные технологии, туризм и отдых, строительство и машиностроение и др. Все GNVQs включают три общих предмета, которые изучаются всеми студентами уровня вне зависимости от выбранной сферы деятельности. Квалификации присуждаются BTEC-EdExcel, City and Guilds и RSA.

В Шотландии аналогами этих квалификаций являются Scottish Vocational Qualifications (SVQs) и General Scottish Vocational Qualifications (GSVQs) соответственно.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Высшее образование британцы получают в колледжах, университетах и политехнических институтах. В Великобритании всего 89 университетов и 70 Вузов. Из них 39 - новые, созданные после 1992 года. Все университеты получают государственную финансовую помощь, за исключением трех частных институтов, среди которых и University of Birmingham.

В Великобритании более 30% всех выпускников школ поступают в университеты. Около 10% всех студентов - иностранцы.

Старейшие английские университеты - Оксфорд и Кембридж, которые были открыты в 12 и 13 веках соответственно. Несмотря на то, что эти университеты очень престижны и их знает весь мир, они являются частью государственной образовательной системы, и их дипломы ничем не отличаются от дипломов других университетов. Конечно, есть и отличия, такие, как другая система поступления - абитуриентов набирают колледжи, из которых состоит университет, а не сам университет, который лишь устанавливает приблизительную квоту для каждого предмета. Преподавание также несколько отличается: индивидуальные консультации с преподавателем проводит колледж, а семинары, лекции и практические работы - университет. До 60-х годов колледжи делились по половому признаку: 19 мужских и 4 женских в Кембридже и 22 мужских и 5 женских в Оксфорде. Теперь все мужские колледжи принимают и женщин, а четыре колледжа (по два в каждом из университетов) остаются исключительно женскими.

Минимальный возраст абитуриентов обычно составляет восемнадцать лет. Большинство будущих студентов поступают в университет сразу после школы, но в последнее время увеличилось число более взрослых студентов, которые поступают после окончания колледжа профессионального или дальнейшего обучения.

Большинство университетских курсов длятся от двух до четырех лет. Курсы с перерывом на практику могут увеличить этот срок еще на год, а медицинские и ветеринарные курсы длятся пять лет. Это основной курс, после которого студенты получают степень бакалавра(ВА – бакалавр гуманитарных наук, ВEd – бакалавр образования, BEng – бакалавр машиноведения, BSc – бакалавр естественных наук,

BD – бакалавр богословия, BTh – бакалавр теологии, LLB. – бакалавр права, BMus – бакалавр музыки, BM – бакалавр медицины). Продолжившие учебу еще на один год (по философским специальностям -два) получают степень магистра (MA, MSc и др.).

Открытый Университет (Open University) - это основной университет дистанционного образования в Великобритании для взрослых. В нем могут обучаться люди старше 18 лет. Обучение дистанционное, в котором широко используется радио- и телетрансляции уроков. Теперь в Открытом Университете могут учиться жители и других стран Европы.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Основными источниками финансирования университетов и Вузов Великобритании являются: правительственные субсидии, плата за обучение, вносимая студентами или местными советами по образованию, гранты от исследовательских организаций, которые спонсируют индивидуальные исследовательские проекты и частные пожертвования от благотворительных или промышленных организаций, которые финансируют определенные исследовательские программы.

Денежные средства, поступающие из бюджета, распределяются между университетами согласно количеству обучающихся в них студентов. Предметы распределены на четыре больших группы по затратам на обучение. Например, курсы, для которых необходимо использование только библиотеки, будут помещены в менее дорогую группу, чем те, для которых необходимо использовать лаборатории и сложное оборудование.

Некоторая часть правительственных субсидий распределяется между университетами согласно качеству научных исследований. Факультеты университета, получившие высший балл 5, получат максимальную сумму субсидий, а те, что получили 1, не получат ничего.

НАУКА И ТЕХНИКА


Британские ученые получили больше нобелевских премий (более 70), чем любая другая страна мира за исключением США. На долю Великобритании приходится 4,5% объема всех научных исследований в мире. Правительство постоянно вкладывает деньги в развитие науки и техники. Только за последний год было истрачено 14, 5 млн фунтов стерлингов (это почти 2% ВНП Великобритании), заложенных в бюджете, а в следующие два года к этой сумме прибавится еще 1,400 млн фунтов дополнительно. Из всей суммы только около 2 млн фунтов стерлингов пошли на исследования в области вооружения.

Меры правительства по поддержке науки включают обновление технической и научной базы, сохранение позиции Великобритании как одного из научных лидеров мира, максимизацию применения результатов исследования и открытий в экономическом секторе и продвижение инноваций в самом широком смысле.

Правительство в основном поддерживает менее прибыльные проекты, обучает людей и предоставляет техническую базу для исследований и старается привлечь иностранных ученых и исследователей для работы на британской научной базе.

Компании же в основном участвуют в исследованиях по улучшению качества уже существующих и разработке совершенно новых товаров и услуг.


ДОСТИЖЕНИЯ БРИТАНСКОЙ НАУКИ


Достижения британской науки в ХХ веке включают фундаментальные открытия в молекулярной генетике (открытие трехмерной молекулярной структуры ДНК) Фрэнсисом Криком (Francis Crick), Морис Уилкинс (Maurice Wilkins), Джеймсом Ватсоном (James Watson) и Розалинд Франклин (Rosalind Franklin) в 1953 году. Дороти Ходжкин (Dorothy Hodgkin) открыла трехмерную структуру молекул холестерина, витамина D, пенициллина и инсулина.

В других областях науки успехов добились Стивен Хоукин (Stephen Hawking), благодаря которому теперь мы лучше понимаем структуру и природу Вселенной, Брайан Джозефсон (Brian Josephson), который открыл природу феномена, возникающего в сверхпроводных материалах, Мартин Райл (Martin Ryle) и Энтони Хьюиш (Antony Hewish) в астрофизике, Годфри Хаунсфильд (Godfrey Hounsfield) в области диагностики болезней.

Другие работы включают обнаружение британскими учеными озоновой дыры над Антарктикой. Исследователи в лаборатории молекулярной биологии в Кембридже сумели произвести первые антитела - протеины с огромным потенциалом в области диагностики и лечения различных заболеваний. Из недавних открытий можно отметить прорывы в генетике, такие, как определение гена в хромосоме Y, ответственном за определение пола, идентификацию других генов, связанных с раковыми болезнями. В Кембриджском университете была выведена первая свинья с генетически модифицированным сердцем - важное событие в области разведения животных-доноров человеческих органов. В 1997 году ученые института Рослин в Эдинбурге объявили, что они успешно клонировали овцы, используя часть вымени взрослой особи.

Другие открытия британских ученых включают:

Материалы.

Английские ученые отдают много времени и сил на разработку новых материалов, поэтому значительные сдвиги были сделаны в таких областях, как аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации, медицина, строительство. Великобритания также не отстает в области создания сверхпроводников, обработке поверхностей, разработке полимеров и других материалов.

Химия.

Исследования в области химии привели ко многим значительным технологическим и коммерческим прорывам в британской науке. Например, были разработаны новые системы очистки воды, более совершенные катализаторы химических процессов, безопасные для окружающей среды краски.



Фармацевтика.

Британские фармацевтические компании разработали четыре из двадцати наиболее успешно продаваемых лекарств в мире, а также полусинтетический пенициллин, вакцины, лекарства от рака, астмы, мигрени, артрита и СПИДА/ВИЧ-инфекции.

Биотехнологии.

Уступая по масштабам только США, британские исследования в области биотехнологии продолжают расти как в размерах, так и в научной значимости. Многие исследовательские проекты фокусируются на применении биотехнологий в фармацевтической, химической, пищевой промышленностях, сельском хозяйстве и охране окружающей среды.

Ведутся исследования по генотерапии и выращивании животных-доноров человеческих органов. Применение биотехнологий в сельском хозяйстве привело к созданию генетически модифицированных семян. Компания Zenecа, лидер в области генетически модифицированных продуктов, уже выпустила в продажу томатную пасту нового поколения семян.

Большие сдвиги произошли в разработке таких лекарств, как человеческий инсулин, разнообразные вакцины и антибиотики.

Британские ученые проводят исследования и опыты по терапии, основанной на исправлении дефективных генов.

Электроника

Британские компании и исследовательские институты лидируют в разработке и применении полупроводников. Эти материалы применяются во многих отраслях, включая производство лазеров для оптоволоконных коммуникаций, микроволновые устройства для спутниковых телекоммуникаций. Другие достижения британских ученых включают создание оптоволоконного кабеля и работы по созданию "виртуальной реальности" для дизайна зданий, автомобилей, лекарств и т.д.

Аэрокосмическая промышленность.

В первой половине ХХ века достижения британцев в этой области включали радар, двигатели летательных аппаратов, сверхзвуковые самолеты (совместно с Францией), систему вертикального взлета и посадки и многое другое.

В наши дни ученые и конструкторы работают над созданием "умных" материалов, которые, снабженные на этапе сборки сенсорами, образуют "чувствительную кожу" летательного аппарата. В теории, такие материалы будут постоянно отслеживать любые признаки нарушения структуры материала и его износа и сохранят огромное количество средств, затрачиваемых на проверку исправности устройств.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта  http://www.uk.ru/