Зачатьевский монастырь - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Зачатьевский монастырь - страница №1/1




Зачатьевский монастырь

Московский Комитет Образования Южное Окружное Управление Средняя общеобразовательная школа № 438. Фотоальбом по Москвоведению Тема: “Зачатьевский монастырь” Ученицы 9 “Г” класса Шамаковой Валерии Владимировны Учитель – руководитель Титова Наталья Викторовна 2002 Содержание Введение 3 Основание монастыря 5 Краткая история монастыря 10 Чудеса Зачатьевского монастыря 21 Монастырь в наши дни 27 Заключение 38 Литература и ссылки 39 Введение Темой своей экзаменационной работы я выбрала “Зачатьевскиймонастырь”. В настоящее время происходит возрождение православных обычаев,восстанавливаются полуразрушенные храмы и строятся новые. Монастыри издревле строились на особых местах, помогающих найтипросветление или связанных с важными событиями. Также кроме своей прямойфункции божьей обители многие монастыри служили стратегическими объектами,защищавшими подходы к столице. В этом случае монастырь располагалсянедалеко от какого-нибудь пути сообщения на возвышенном, пригодном дляобороны месте. Между Москвой-рекой и улицей Остоженкой, в районе, который в старинуназывали Земляным городом, находится Зачатьевский ставропигиальныймонастырь – древнейшая женская обитель столицы. Его история восходит к XIVвеку. История основания и развития этого монастыря представляет большойинтерес для изучения православных обычаев и культуры. Основание монастыря. До наших дней сохранились многочисленные свидетельства о жизниосновательниц Зачатьевского Алексеевского женского монастыря игуменьиИулиании и монахини Евпраксии. Их родители Феодор и Мария, происходившие из знатного родаЧерниговских бояр, имели пятерых сыновей, старшим из которых былСимеон – Елевферий (будущий святитель Алексий), и двух дочерей- 1300 годуУльяну, в 1302 году Иулию. Благоверные родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, влюбви к Богу и ближним. Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры Ульяна и Иулия ранополюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг.Возрастая духовно, они подобно женам-мироносицам следовали за своим старшимбратом ко Христу, пламенея любовью ко Господу. Отличаясь знатностью рода, благочестивые отроковицы славились своейскромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своиминевестами, но сестры и не помышляли обручаться с женихами земными, онижелали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери истаршего брата-инока Алексия (отец к тому времени уже скончался), сестрыпоступили в монастырь, где и приняли постриг – Ульяна с именем Иулиания вчесть мученицы Иулиании Никодимской, а Иулия с именем Евпраксия в честьпреподобной Евпраксии, девы Тавенской. Преподобные Иулиания и Евпраксия. Икона конца ХХ века. Самостоятельных женских монастырей в Москве не было – обителиразделялись на мужскую и женскую половину, находясь в единой ограде.Стремясь во всем быть достойными преемницами древних святых жен-пустынниц,монахини Иулиания и Евпраксия положили в сердце своем желание основать вМоскве женскую обитель. Любовь к старшему брату-митрополиту, внушила этимбогомудрым женам мысль устроить обитель во имя преподобного Алексия,человека Божия, небесного покровителя их брата митрополита. Святитель срадостью дал свое благословение на такое богоугодное дело. Недалеко от кремля близ Москвы реки находились владения, подаренныееще Святителю Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московскиммитрополитам. Часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочищеполучило название – Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище было уединенным,что вполне благоприятствовало устроению монастыря, находилось недалеко отКремля, где жил великий князь и можно было найти защиту на случай нашествиянеприятеля и орошалось двумя реками: с одной стороны речкой Остоженкой, а сдругой – Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское, или Сеучинское сцерковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом месте, принадлежавшемСвятителю Алексию по праву митрополита Московского, благословением ииждивением его в 1360 г. был основан первый женский монастырь. В начале был построен небольшой деревянный храм во имя преподобногоАлексия, человека Божия. Маленький и тесный, он освещался лишь узкимислюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесьи кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построенасоборная церковь в честь зачатия святой праведной Анны. По соборному храму монастырь назывался Зачатьевским, по престолу вчесть Алексия человека Божия – Алексеевским. Преподобная Иулиания, подобно своему брату, рано презревшая мирскиеудовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала вуправлении обители опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясносознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря иблагословляла новоначальных на послушание, сообразно способностям ихарактеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правленияразличных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Верной помощницей преподобной Иулиании была её сестра монахиняЕвпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре всёделалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной частиограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался. Повелением митрополита для обители из всех московских монастырейотобрали 30 сестёр, являвших особенные монашеские добродетели. В скоромвремени количество их возросло до девяноста – числа очень значительного длятого времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство, вклады в пользусвятой обители от людей всех сословий, будь то богатый или бедный,способствовали укреплению и известности монастыря. Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Неокончилось ещё годовое поминовение Сергия Радонежского, игумена множествамужских монастырей, как монашество постигла новая утрата и великая скорбьоб игумении Иулиании. В 1393 году в ночь на 3 мая скончалась игумения Иулиания. Через годотошла в мир иной и сестра игумении монахиня Евпраксия. Над местом погребения преподобных сестёр вскоре была сооруженачасовня. Краткая история монастыря. В 1360 г. основан Зачатьевский монастырь. В 1514 г. после пожара в монастыре по воле князя Василия Ивановича былпостроен каменный двухпрестольный храм во имя Алексея Человека Божия иПреображения Господня. После основания Новодевичьего монастыря в 1524 году, за монастыремприкрепилось название Старого девичьего монастыря. После июньского пожара 1547 г. женский монастырь Алексея ЧеловекаБожьего был переведен Иваном Грозным в каменный город в Чертолье, ближе кКремлю, на место, которое потом было предназначено для строительства храмаХриста Спасителя. В Земляном городе осталась малая обитель, известная подназванием Зачатейской. Место старого монастыря отошло в опричнину -любимому детищу царя Ивана Грозного. Наследник его Федор Иоаннович, последний из правящей династииРюриковичей, болезнен был, бесплоден. В 1584 г. царь Феодор Иоаннович ижена его Ирина основали на месте старого монастыря Зачатьевский монастырь внадежде на то, что Бог дарует им наследника. Главный собор монастыря былосвящен во имя Зачатия святой Анны с приделами Федора Стратилата и святыямученицы Ирины. Он был поставлен в центре территории монастыря. Другой храмрожества Пречистыя Богородицы да в пределе чудотворца Олексея митрополита.Территория монастыря была обнесена каменной оградой. Попав на страницы краеведческой литературы, такое суждение, не имеющеедокументального подтверждения, существует до нашего времени. Ладанные книгиза 1585 г. позволяют установить, что монастырь был действительно основанмежду весной 1584 г. и июлем 1585 г. на старом месте Алексеевскогомонастыря. О том, что это произошло именно по повелению царя Феодора (а нецаря Ивана в последние месяцы его жизни), говорит жалованная грамота царяМихаила Феодоровича 7131 (1623) г. При учреждении монастыря устанавливается преемственность со старым,основанном сестрами святителя. Отыскиваются их погребения. В церквиРождества Богородицы устраивают придел во имя святителя Алексия, чтоусиливает память о его благословении этого места. В 1585 г. в новом Зачатьевском монастыре в Москве соборные приделыосвящаются во имя патрональных святых царя и царицы. После прихода на престол брата жены царя Федора - Бориса Годунованачалось смутное время и польская интервенция. Русь спасло народное ополчение, которое возглавил князь Пожарский.Ставка князя в 1612 году находилась на Остоженке. В августе 1612 года околостен Зачатьевского монастыря ополченцы князя Дмитрия Пожарского началиатаку на поляков и взяли приступом их укрепление близ Арбатских ворот,отразив попытку польского войска гетмана Хоткевича прорваться в Кремль.Однако монастырь сильно пострадал, но вскоре был возрожден.В 1623 г. монастырь был возобновлен. Возможно, в это время была сложенановая ограда или поправлена старая - стены и башенки датируются XVII в. Попериметру монастыря были кельи, служебные постройки, настоятельский корпус.Деревянные здания постепенно заменяли каменными. В монастыре была монахинейСофья, сестра Козьмы Минина; в монастыре содержали боярыню Евдокию Урусову,раскольницу, сестру Ф. Морозовой, пострадавшую за старую веру.Сохранившийся настоятельский корпус, каменный с подвальным этажом,расположенный справа от Святых Ворот, был построен на рубеже XVII-XVIII вв. В 1696 г. на средства стольника Петра I Андрея Леонтьевича Римского-Корсакова были сооружены парадные въездные ворота с надвратной церковьюСпаса Нерукотворного Образа. В центре, под храмом, устроен широкийсводчатый проезд, а с восточной стороны (под алтарем) - более узкийсводчатый проход. Композицию дополняет небольшая, одной высоты с алтарем,трапезная. С юга и запада храм обходит открытая галерея - гульбище.Сохранившийся надвратный храм монастыря, теперь представляет собою одну издревнейших построек Остоженки. В 1724 г. для Римских-Корсаковых была устроена двухмаршевая лестницасо стороны площадки. Владение Римских-Корсаковых было напротив монастыря сXVII в., а Спасская церковь была их домовым храмом до 1774 г. В 1766 г. была построена церковь Неопалимой Купины кубическийодноглавый храм подле собора. Храм был выстроен на средства Анны МихайловныАничковой. В церкви Неопалимой Купины, построенной над могилами сестерсвятителя Алексия, существовала надпись на надгробном камне, списанная в1781 г. В поданной в московскую духовную консисторию описи значилось: "Нанадгробном камне надпись такова в 7100-м году на сем месте погребено телобывшей первой игуменьи Улеянии, сестра родная старица Евпраксия, а по родусестра родная чудотворцу Алексию. В стенах Зачатьевской обители с XVIII века находилась чудотворнаяикона Богородицы, именуемая “Милостивая”, очень почитаемая москвичами. Еенеобычную иконографию часто сравнивают с Киккской Милостивой иконой, попреданию написанной евангелистом Лукою, находящейся на Кипре в Киккскойобители.В 1798-99 г. была построена трапезная - каменный двухэтажный дом. В 1800 г. возвели трехъярусную колокольню. В 1804-07 гг. по плану и "под смотрением" М. Ф. Казакова и сына егоМ. М. Казакова на месте древних храмов был возведен грандиозныйРожденственский собор. Вместе с колокольней собор составил прекрасныйготический ансамбль: двухъярусный мощный храм с подчеркнуто острым силуэтоми крупная монументальная колокольня. Приделы Зачатия прав. Анны, вмч.Федора Статилата, святого Алексея, Митрополита Московского и КазанскойБожьей Матери были включены в соборный комплекс. В 1837 году Алексеевская обитель (на новой территории), по указуНиколая I, была во второй раз перенесена уже в Красное село, а в 1839 годуна ее месте был заложен Храм Христа Спасителя. В 1846-50 гг. на средства Варвары Михайловны Головиной (1802-75) попроекту М. Д. Быковского было построено новое каменное здание монастырскойбогадельни с церковью Сошествия Святого Духа. В 1887 г. была упразднена церковь Неопалимой Купины в связи свключением ее объема в соборный придел во имя Казанской иконы БожьейМатери, устроенный в юга. Так сложился монастырский комплекс: в центре - главный собор спридельными храмами; с запада от него - монастырская больница с церковьюСошествия св. Духа, где была погребена ее устроительница, монахиня Вера;настоятельский корпус; кельи каменные и деревянные по периметру; святыеврата с надвратной церковью Спаса Преображения. В XIX и XX вв. на территории обители появилось множество жилых ихозяйственных корпусов. При монастыре работала двухклассная начальнаяшкола. К началу ХХ века монастырь представлял собой величественный ансамбль счетырьмя храмами и одиннадцатью каменными строениями. Революция 1917 года все изменила. 16 марта 1925-го, за 9 дней докончины, служил свою последнюю Литургию святой Тихон, Патриарх Московский иВсея Руси. В 1925 году Зачатьевский монастырь был закрыт. Перед закрытием монастыря последняя его игуменья Мария на последнеммолебне поставила свой игуменский жезл к чудотворной иконе Царицы Небесной“Милостивая”, вверяя сестер обители покровительству и заступничеству БожиейМатери. Позже чудотворный образ вместе с жезлом был передан в находящуюсянеподалеку церковь святого пророка Илии в Обыденном переулке. Некоторые из 180 сестер после разорения святого места не ушли отсюда,а ютились по подвалам близлежащих домов. Большинство же сестер было сразуотправлено по этапу в Сибирь. Многие погибли еще по дороге. Уцелевшиесестры духовно окормлялись и несли послушание при храме Пророка Илии,Обыденский храм стал духовным прибежищем для священнослужителей, монахинь иприхожан разоренного монастыря, оберегая монастырские реликвии и сохраняятрадиции обители. В 1984 году умерла последняя из сестер. В 1925 году многие строения монастыря обращены в "трудкоммуну длябеспризорных". В советское время название “Зачатьевский монастырь”превратилось в “Зачмон”. В 1933 г. с церкви Сошествия св. Духа сняли купол и полностьюперестроили здание. Весной 1934 г. был взорван великолепный по своей красоте иизысканности Зачатьевский монастырский собор, постройки великого русскогоархитектора XVIII века - М. Казакова. К 1939 г. на его месте было построенотиповое школьное здание. Революционные учреждения любили почему-тооккупировать школы и заняли 80% дореволюционных школьных зданий. Детямприходилось учиться в три смены, но школ все равно не хватало. ТогдаМоссовет принял решение: в центре Москвы построить 30 школ на месте храмов,ударить образованием по церковному мракобесию. Из них построено 23. В 1991 г. приходом храма святого пророка Илии в Обыденском переулкебыло создано сестринство во имя Милостивой иконы Божией Матери и начатытруды по возрождению монастыря. Богослужения возобновлены в 1993 г. В мае 1995 года по благословению Святейшего Патриарха и УказуСвященного Синода Зачатьевский женский монастырь был учрежден вновь. 25 ноября 1999 года вновь открывшемуся Зачатьевскому женскомумонастырю в присутствии множества духовенства и мирян Русской ПравославнойЦеркви была возвращена чудотворная икона Богородицы, именуемая“Милостивая”. 16 мая 2001 года состоялось прославление св. Иулиании, первой игуменьюмонастыря, и монахини Евпраксии в лике святых. Чудеса Зачатьевского монастыря. Многие чудеса творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердноймолитве всех призывающих их на помощь. Сестры Зачатьевской обителизаписывали их. Вот только некоторые из чудесных историй. Одна послушница рассказывала следующий чудесный случай явногозаступничества игумении Иулиании и монахини Евпраксии: “Я жила на томместе, где по преданию, когда-то были кельи преподобных, то есть противупразднённой ныне церкви “Неопалимой Купины”. Вижу однажды сон, как двемонахини, совершенно мне незнакомые, поспешно бегают с вёдрами к колодцу,находящемуся и по сие время против трапезного корпуса, и, накачавши воды,спешно носят её к собору. С большим удивлением я смотрела на эту деятельнуюработу незнакомых сестер и с этим проснулась”. Этот сон привёл в немалоесмущение некоторых стариц, признавших в этих монахинях преподобных. И сонэтот не далее как через двое суток явил себя на самом деле. В полдень тогодня неожиданно для всех страшная грозовая туча нависла над мирной обителью,неумолкаемые раскаты грома и беспрестанный блеск молнии приводили в ужасвсех её обитательниц. Один из таких ударов молнии попал в купол храма, гдеи произвел пожар в деревянных стропилах. Испуганные и растерянные сёстры встрахе метались по монастырю, не имея никакой возможности прекратить пожар,начавшийся в столь недоступном месте храма. Однако же к великому удивлениюи радости всех, пожар сам по себе, без всякой человеческой помощи, скоропрекратился. Только теперь всем слышавшим сон послушницы стало понятно, чтотакая неожиданная защита, такое чудесное спасение было явлено помощьюпреподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии. В Никитском монастыре жила девочка, которая с 13 лет начала страдатьприпадками, с каждым днем ей становилось все хуже. Знакомая монахиня изЗачатьевского монастыря предложила отслужить панихиду по преподобным.Монахиня, жившая с девочкой, вскоре приехала в Зачатьевский монастырь,отслужила панихиду по преподобным, усердно прося их исцелить больную.Возвратясь из монастыря, сестра положила на больную возду’х, который лежална гробнице и вскоре девочка сделалась спокойнее, припадки стали реже ислабее, а впоследствии совершенно прекратились. Послушница Зачатьевского монастыря А.С. страдала долгое время болью вгруди и так сильно, что временами не могла ходить. Несколько раз обращаласьк врачам, но они не только помочь, но даже определить болезнь не могли. Онаобратилась к своим покровительницам и заступницам преподобным Иулиании иЕвпраксии; усердно помолясь, взяла песочек с могилок, проглотила несколькопесчинок и, благодарение Господу, по молитвам преподобных, стала совершенноздорова. Сын генерала Бельгардта Алексей пяти лет тяжко заболел. Родители егоперепробовали все средства, потеряв последнюю надежду на выздоровление; вполном отчаянии они обратились с верой к преподобным, отслужили панихиду,прося со слезами возвратить к жизни их сына. Взяли масла от лампады,висящей над гробницами, помазали им мальчика, и он выздоровел. В 1868 году в сентябре месяце четыре особы получили исцеление отпреподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии; с ними находился докторСоколов, который был в совершенно в безнадёжном состоянии. Отслужилипанихиду по матушкам, возложили на больного сорочку, лежавшую на гробнице,и с этого времени доктор Соколов начал поправляться. Так и прочие, с вероюприбегавшие к помощи преподобных, получили исцеление. Одна девочка не могла ходить пять лет; родителям её посоветовалиотслужить по преподобным панихиду, и вскоре девочка начала ходить. В знакблагодарности за исцеление родители пришли с девочкой вторично отслужитьпанихиду, о чём и сообщили сёстрам. В 1870 году одна дама по совету родных принесла сорочку своегоумирающего ребёнка на гробницу преподобных и после панихиды спешновозвратилась домой, надела на больного принесённую сорочку, и ребёноквыздоровел. В 1900 году тринадцатилетний мальчик из села Карачаево, по имениВасилий, страдал сильными припадками: часто падал бился с пеной у рта. Матьдолгое время его лечила, но ничего не помогало. Она привела его вЗачатьевский монастырь к преподобным Иулиании и Евпраксии. Находящаяся пригробнице монахиня посоветовала ей положить рубашку больного мальчика нагробницу и потом надеть на него, взять песочек с могилы, положить в воду ипоить его; мать так и поступила. Через некоторое время она стала замечать,что припадки с её сыном стали значительно слабей, наконец и совсемпрекратились. Благодарная женщина не замедлила прийти поблагодарить угодницБожиих и отслужить панихиду. Крестьянка Калужской губернии, Тарусского уезда, по имени Марфа, быладолгое время гонима своим мужем, он всё время сильно пил и страшнобуйствовал. Совместная их жизнь стала невозможной, и бедная женщинарешилась навсегда расстаться с ним. Но прежде чем уехать она отслужилапанихиду по преподобным Иулиании и Евпраксии, к которым имела сильную веру.У гробницы угодниц Божиих она излила всю скорбь своей измученной души,прося с горькими слезами молитв и заступления святых. Мольба её былауслышана: не прошло и недели, как её буйный муж совершенно изменился,перестал пить и сделался хорошим семьянином. Благочестивая женщина сблагодарностью отнесла всё свершившееся к помощи угодниц Божиих. Московская мещанка Анна Евграфова долгое время страдала бессонницейтоской, так что была близка к помешательству, но когда отслужила панихидупо преподобным, вернувшись домой, почувствовала себя совершенно успокоеннойи в эту ночь крепко заснула, чего давно с ней не было. Вскоре она окрепла истала здорова. Монахиня Зачатьевского монастыря М. А. в 1908 году заболелавоспалением кишок; лечивший её врач признал болезнь очень опасной и далсовет быть готовой к плохому исходу. После этого больная, обратилась сверой и слезной молитвой к угодницам Божиим Иулиании и Евпраксии. Взявмасла из лампады, она вытерлась им и по милости Божией и ходатайствупреподобных через некоторое время совершенно выздоровела. Московской губернии мещанин Алексий Фролов, служивший на железнойдороге машинистом, при крушении поезда остался жив, но от сильного испугасошел с ума, почему и был помещен в больницу для душевнобольных. Пробыв тамтри месяца, он был признан врачами неизлечимым. Жена его слышала от многих,что в Зачатьевском монастыре служат панихиды по преподобным Иулиании иЕвпраксии и многие получают исцеление. Пришла и она, отслужила панихиду иположила рубашку мужа на гробницу матушек. С верой помолясь, взяв масла изнеугасимой лампады и песочка с могилы преподобных, она отправилась вбольницу к мужу. Когда она надела рубашку на больного, то он почувствовал(как впоследствии сам рассказывал), что будто все тело его охватило легкимхолодом и тотчас голова его сделалась совершенно свежей. С этого времени онбыстро стал приходить в себя и настолько выздоровел, что его опять взяли напрежнюю службу. С благодарными слезами он рассказывал монахиням о своемчудесном исцелении. И, с тех пор, часто приходил отслужить по преподобнымпанихиду. 9 января 1909 года привезли в Зачатьевский монастырь крестьянина издеревни Саларево Московской губернии, по имени Иван Макаров. Три сильныхчеловека едва могли ввести его в церковь, где почивают преподобные. Онстрашно буйствовал и сквернословил, все на себе рвал и поносил все святое.Немало труда стоило напоить его святой водой и помазать маслом из лампадыугодниц Божьих, но так как он страшно бранился, то заставили вывести его изхрама. Жена его очень плакала и усердно молилась преподобным Иулиании иЕвпраксии. На третий день он вторично явился в церковь, но уже не буйным ине сквернословцем, а смиренным богомольцем, прося у всех присутствующихмонахинь прощения. Извиняясь, он говорил, что тяжесть в голове и какая-тозлобная сила заставляли его все рвать на себе и ругаться. Он с благодарнымислезами говорил монахине, что истинно по молитвам угодниц Божиих получилисцеление от своей ужасной болезни. Один мальчик по имени Алексей Горбылев, пятнадцати лет тяжело заболелбрюшным тифом. После нескольких визитов, доктор предупредил, что больной неперенесет такой сильной болезни. Тогда мать, убитая горем, обратилась запомощью к преподобным Иулиании и Евпраксии. Отслужила заупокойную обедню ипанихиду по преподобным, приложила рубашку к их гробнице. Возвратясь домой,сейчас же надела рубашку на сына, и тут же ему стало лучше, и вскоре онсовершенно выздоровел. Монастырь в наши дни. На территории монастыря сохранились некоторые строения - при входе вмонастырские ворота с правой стороны стоит здание настоятельских покоев, слевой - кельи, напротив школы, к западу от нее - переделанное здание бывшейтрапезной с больничной церковью, а вокруг еще остались остатки стенмонастыря. Уцелевшие монастырские постройки перестроили под жилые дома. Современем некоторые из них перестроили и отдали учреждениям. Донеузнаваемости был перестроен храм Сошествия Святого Духа. Надвратная церковь сохранилась и была внешне отреставрирована в 1960-егоды. В ней размещалась научно-исследовательская лаборатория по консервациии реставрации. В 1990 г. настоятельский корпус и кельи занимал "почтовыйящик". В других зданиях размещались: комитет международного совета поохране памятников и научно-методический совет, профтехучилище, проектныйинститут, школа. Монастырский комплекс реставрируется уже 40 лет, но до сихпор работа не завершена. Сейчас в монастыре проживает 25 насельниц. Как и раньше, примонастыре устроены богадельня, воскресная школа, швейная и иконописнаямастерские, издательство, пекарня и просфорня. В новом трапезном корпусеустроен и освящен храм Зачатья св. прав. Анны. При монастыре действуют дваподворья: в Московской области в деревне Барвиха и в Ярославской области. Чудотворная икона Богоматери “Милостивая” временно пребывала вОбыденском храме, с нее был сделан список, на котором, в отличие отчудотворного образа на списке, Царица Небесная изображена с настоятельскимжезлом. Вскоре после своего водворения в храме список стал мироточить. И вот, в праздник иконы Божией Матери “Милостивая”, 25 ноября 1999года чудотворный образ был возвращен в Зачатьевский монастырь.Торжественный крестный ход прошел по старым московским улочкам от храмасвятого пророка Илии до обители. В нем участвовал Патриарх Алексий II,четыре архипастыря, множество священников и мирян Русской ПравославнойЦеркви. В монастыре Святейшим Патриархом была отслужена Божественнаялитургия. Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил насельниц свозвращением чудотворного образа и пожелал, чтобы святыня укрепляла мать-игуменью, духовенство, сестер обители и всех тех, кто приходит вЗачатьевский монастырь на общую молитву. Служение Святейшего ПатриархаАлексия II в день празднования “Милостивой” иконы Божией Матери. Предстоятель Русской Православной Церкви вручил игуменье Иулианиипосох последней настоятельницы монастыря как символ того, что отныне ейвручается попечение о насельницах обители. Святейший Патриарх пожелалмилости Царицы Небесной в дальнейшем возрождении монастыря. Зачатьевский женский ставропигиальный монастырь находится подпокровительством самого Святейшего Патриарха Московского и всея РусиАлексия II. Ставропигиальные монастыри — управляемые непосредственноПатриархом или Святым Синодом и пользующиеся особыми привилегиями.Название, взятое из греческого языка и означающее «утверждаю крест»,указывает, что крест в этих монастырях водружали Патриархи. Внутренний вид храма Зачатия св. прав. АнныБогослужения в монастырских храмах совершаются ежедневно:Божественная Литургия в 8 часовВечернее богослужение в 17 часов.Монастырь принимает пожертвования от мирян на расчетный счет:40703810700390000031 БИК 044525219 к/сч. 30101810500000000219МББ “Банк Москвы” г. Москва. Заключение Прорабатывая данную тему мы узнали о истории основания и развитияпервого московского женского монастыря, о современниках св. СергияРадонежского - Митрополите Московском св. Алексии и его сестрах св.Иулиании и Евпраксии. Новейшая история Зачатьевского женского монастырятолько начинается и с Божьей помощью реставрация сооружений монастыря будетзавершена. При написании данной работы были использованы различные источники,включая Интернет. Ознакомились с бытом современных насельниц исфотографировали современный облик монастыря. История Зачатьевскогоженского монастыря продолжается и, я верю, еще не одна светлая страницабудет написана насельницами данной обители. Литература и ссылки:1. Баталов А.Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Федора Иоанновича. http://www.archi.ru/publications/articles/bat_raki.htm2. "Житие преподобных Иулиании и Евпраксии основательниц Зачатьевского женского монастыря. Изд. ""Издательство Зачатьевского монастыря"". М. 2001г."3. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.,1993.4. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1. Часть Земляного города по левую сторону реки. Москвы. М., 1882.5. "Муравьев В.Б. ""Улочки-шкатулочки, московские дворы"". Изд. ""Тверская 13"" М. 1998г."6. "Николаева Т., Судариков В., Чапнин С. Православная Москва. Изд. ""Братства святителя Тихона"". М. 2001г. http://moscow.sobor.ru"7. Российская государственная библиотека, Библиографический указатель, http://orel.rsl.ru/nettext/moscow/ukaz/17.htm М. 19978. Смирнов Л. П. Историческое описание Московского Зачатиевского девичьего монастыря. - М., 1884.9. "Снегирев И. М. Алексеевский монастырь в Москве. Изд. ""Русская старина"". М., 1851. То же. - 2-е изд. с доп. М., 1853."10. Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского девичьего монастыря. М., 1889. То же. 2-е изд., значит. испр. и доп. - М., 1896.11. Токмаков И. Ф. Московская губерния и ее святыни: (История, археология и статистика): О церкви Святого Николая Чудотворца в Грачах, Святого Сергия в Пушкарях, Святой Троицы в Хохловке, моск. Зачатийском девичьем монастыре. - М., 1889.(Сб. материалов для VIII археол. съезда в Москве; Вып. 3).12. Ушакова Е. В. Краткий исторический очерк Московского Алексеевского девичьего монастыря. - М., 1877.13. http://gnedovsky.wallst.ru/icon/20.html.14. http://hram.codis.ru15. http://rusk.ru/News/99/11/new_27_11b.htm16. http://uvd.novgorod.ru/ugps/misc/icon.htm17. http://www.or.ru/history/def.asp18. http://www.shm.ru/filials/novodev/fil_nov.htm-----------------------Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому.Москва 14.04.2002Храм Христа Спасителя.Старое место Алексеевского женского монастыря.Москва. 14.04.2002Храм Сошествия Святого Духа. Фрагмент западной стены.14.04.2002Северная стена.14.04.2002 Надвратный храм. Северный вход в монастырь. 14.04.2002Надвратный храм.Вид из монастыря.14.04.2002Трапезный корпус.14.04.2002 Трапезный корпус. Храм Зачатия святой праведной Анны. 14.04.2002Колокольня.14.04.2002 Типовое здание школы №36 на месте Собора Рождества Пресвятой Богородицы. 14.04.2002Проектный институт в корпусах монастыря.14.04.2002 Восточные ворота. 14.04.2002 Схема расположения монастыря. Икона Божией Матери "Милостивая" Россия г. Москва Зачатьевский женский монастырь Празднование иконы установлено 12 ноября и 26 декабря. Образ Пресвятыя Богородицы Неопалимая Купина. Икона начала XIX века Зачатьевского монастыря. Зачатьевский женский монастырь. Общий вид. 1881 год. Надвратный храм. Вид из монастыря. 14.04.2002 Настоятельский корпус. 14.04.2002 Трапезный корпус. Южная сторона. 14.04.2002 Колокольня. 14.04.2002Западная стена.14.04.2002