З. К. Мырзалиева исторические корни в формировании топонимии южного казахстана - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исторические корни конфликта 1 394.16kb.
Учебное пособие Павлодар (574+470. 4/. 5+571. 1)(075. 8) Ббк 63. 7 3606.07kb.
Ю. В. Петухов социалистические корни нацизма москва 2002 Петухов Ю. 1 149.43kb.
Исторические корни паспортно-визовой службы Министерства внутренних... 1 68.94kb.
Сборник ент 2008 Эпоха камня и бронзы на территории Казахстана 3 745.98kb.
Исторические корни меценатства уходят в глубь веков и связаны с именем... 1 138.29kb.
Учебные элементы 8 класс. История Казахстана Раздел: Социально-экономическое... 1 59.43kb.
Выставка «Художники Казахстана» 1 20.63kb.
Советское притяжение (советский век глазами историков Казахстана) 2 528.36kb.
4 декабря 2012г. Первый день новой эпохи Казахстана Глава государства... 1 172.24kb.
Искакова Кульзира Идрисовна, кандидат философских наук, профессор... 1 61.79kb.
Дейнека Александрович (1899 1969) 2 620.21kb.
- 4 1234.94kb.
З. К. Мырзалиева исторические корни в формировании топонимии южного казахстана - страница №1/1



З.К.Мырзалиева
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОПОНИМИИ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА
Топонимическая система Южно-Казахстанской области – это отражение собиравшейся и сохранившейся на протяжении веков материальной и духовной культуры этносов, населявших эти места, особенно казахского народа. Исторические топонимы, как реликтовое наследие прошлого, сохранили «в памяти» и до наших дней без изменения донесли природные условия региона, важные исторические события в истории государств и народов. Поэтому очень важное значение имеет исследование топонимов в диахронном направлении.1 Материальная основа любого общества определяла историческое развитие общественных отношений и духовный облик общества. Формирование географических названий, являющихся неотъемлемой частью духовной культуры, имеет определенный исторический смысл. Как образно выразился Е.М. Поспелов, – историческая география «стояла у колыбели топонимики, а первые топонимисты были историческими географами»2.

История края берёт начало с древних времён. Как предполагают учёные, благоприятные экологические условия для существования человека здесь сложились 3-5 млн. лет назад. Ярким доказательством являются палеолитовые поселения людей, найденные в окрестностях Каратау. В этих местах найдены кости слона, гигантского верблюда, носорога, тарпана, кулана. К северо-востоку от города Туркестан, возле аула Кошкорган, найдена палеолитовая (500 тыс. лет д.н.э.) стоянка.

Неолитовые петроглифы на территории области не только изображали жизнь и быт древних жителей, но и давали сведения о животном мире данного региона. Районы, где встречались географические названия

Мырзалиева З.К. – преподаватель МКТУ им. К.А. Ясауи (Шымкент, Казахстан)

с петроглифами, отмечались особыми названиями (Тамгалынура, Тамгалытас, Танбалы тас и др.). Найденная в 43 км, к северо-востоку от города Шымкент неолитовая стоянка Караунгыр, расположена у одноименной реки. При раскопке пещеры найдены каменные орудия труда. В Отрарском районе в 47 км на юго-восток от села Кожатогай обнаружено поселение эпохи неолита. В народе эти места называют Таскотан. Археоним полностью оправдывает смысл названия: здесь были найдены около 3000 каменных орудий труда. Образцы поздней культуры археологи встречали в очагах земледелия в Арыси и Сырдарье, а также в Каратау, где развивалось горное дело.

В разные исторические периоды, благодаря своему географическому положению, территория области была ареной политических и экономических событий в Средней Азии. В истории этого края особенно важное значение имело река Сырдарья. Являясь очагом древней оседлой цивилизации на |/ территории Южно-Казахстанской области, долина этой великой реки выполняла функции земледелия, ремесла, торговли и городской культуры. Вдоль реки располагались зимовки кочевников, издавно живущих в Центральном Казахстане. Оазисы и города вдоль Сырдарьи никогда не были помехой для кочевников, поэтому между кочевниками и оседлым народом не возникали споры по поводу прибрежных земель.

Города Южного Казахстана, расположенные между степью и земледельческими районами, соединяли регионы с разными хозяйствами, культурой, этническим составом. Города возникали в оазисах, где развивалось земледелие, и проживали тюркские народы. Самые древние города были на месте Отырартобе, Куйрыктебе, Марданкуйик, Оксус, Бузыктобе.

Этот регион поддерживал торговые, политические, экономические и культурные отношения с Индией, Ираном, Китаем, Средней Азией через Шелковый путь. Через древние города Созак, Карашык, Туркестан, Карнак, Отырар, Сыганак, Баласагун, лежащие на Великом караванном пути, проходили торговые караваны на юг, север и запад. Ученые-археологи нашли ценные сведения о поселениях, хозяйственном освоении и культуре региона.

Особо важное значение имела долина реки Сырдарья в развитии истории, культурной жизни, хозяйства Южного Казахстана. Греки назвали эту великую реку Яксарт, в средние века несколько раз менялось ее название Сейхун, Кангар, Йичи-укуз и только в 16 в. она стала носить название Сырдарья. В 11 веке в персидском словаре река носит название «Сайхан»3. В первых веках нашей эры в этом регионе находился центр государства Кангюй Канглы, а в средних веках здесь сложился центр городской культуры. В долине Сырдарьи веками параллельно развивались скотоводство, земледелие и ремесло. Народов, населявших долину Сырдарьи, арабские путешественники в средние века называли огузами ( гуз). В труде арабского путешественника Аль-Идриси «Нузхат аль-муштак», жившего в 12 веке, есть сведения, что государство огузов занимало территорию Шу, Каратау, Сырдарьи и западный склон Таниртау. Огузы, являясь историческими наследниками Канлы, создали сильное государство, которое установило экономические и культурные отношения с соседними государствами.

По результатам историко-лингвистических исследований можно определить языковую структуру и происхождение географических названий. И все это в целом создает условия для определения типов широко распространенных в области топонимов и особенности их происхождения. В ходе исторического анализа происхождения географических названий в области мы старались учесть все эти вопросы.

Завоевание арабами Средней Азии имело большое влияние на развитие культуры и хозяйства этого края. Арабы дошли только до современного городка Шойтобе в Южно-Казахстанской области, основанного на месте Шаугара на северо-востоке и до Кулана. Это явилось причиной; распространения ислама среди кочевников и городских жителей.

По исследованиям К.М. Байпакова5 в средние века в пределах Южного Казахстана было четыре центра городской культуры: _

1. Предгорья Таласского Алатау и верхнее течение реки Арысь – округ Испиджаб Сайрам.

2. Среднее течение реки Арысь – округ Кенжиде.

3. Среднее течение реки Сырдарьи – округ Фараб Отрар.

4. Туркестанский оазис – округ Шаугар.

«Город на белой реке», писал китайский путешественник Сюань Цзянь в 629 году о городе Испиджаб, расположенном в предгорье Таласского Алатау в среднем течении реки Арысь на берегу реки Сайрамсу. Это было первым письменным сведением, об Испиджаб6. Позднее, М. Кашгари писал, что есть другое название города7. Город стал называться Сайрамом лишь в 11 веке. В те времена площадь города равнялась 28 га. Название Сайрам дошло до наших дней, поэтому нельзя отрицать, что древние городские руины принадлежат Испиджабу. Руины древнего города находятся к юго-западу от современного поселка Сайрам в 12 км. от Шымкента.

Возле Испиджаба были расположены города Манкент, Газгирд и др. Арабский географ Иакут указывал, что Манкент расположен возле Испиджаба.8 Средневековый (8-12 вв.) Манкент находился на левом обрывистом берегу реки Аксу. Название Манкент сохранилось до сегодняшнего дня, там расположен аул Манкент, а местоположение средневекового Газгирда соответствует месту городских руин, относящихся 7-10 вв., который находится возле современного аула Шарапхана. По преданиям, у Газгирда в 712-713 гг. арабы одержали победу над китайцами и с тех пор сохранилось название Шарапхана – «дом победы». Современное название Казгурт связано с древним названием Газгирд.

К востоку от Испиджаба по Шелковому пути были расположены города Шараб, Будухкет, Тамтадж, Абаржадж. В последних двух были крупные караван-сараи. Ученые считают, что местоположение древнего города Тамтадж соответствует древнему городу Туркибас. Есть сведения, что в 6 веке великий каган тюрков принял византийского посла Земарха у подножия горы Екитау (современный Тюлкубас). Ставка Туркибасы (глава тюрков) находилась там, где река Кулан впадает в реку Арысь. С тех пор это место называется Тулкибас, а место, где был расположен город Абаржадж, описано как «холм с тысячью родниками». Название Мынбулак сохранилось до сегодняшнего дня. Древние названия городов дошли до нас в письменных памятниках.

В среднем течении реки Арысь и реки Боралдай находился городской округ Кенжиде. В средние века здесь жили тюркские племена. К северо-востоку от аула Колтабан в Ордабасинском районе находится местность Жуантобе. Археологи Е.И.Агеева и Г.И.Пацевич считают, что Жуантобе соответствует местоположению Арсубаникет, который являлся столицей городского округа Кенжиде. Название города встречается в трудах арабских путешественников Ибн-Хаукаль, аль-Истахри, аль-Макдиси. Если учесть искажения в арабском языке, то название Арсубаникет можно связать с древним потомонимом Арыс. Обычно в тюркском языке названия крупных городов были связаны с названиями рек. Согдийский термин «кент» в значении «город» в средние века был преобразован в кет. Если так, то название Арсубаникет означает «город на реке Арыс».

В среднем течении Сырдарьи находится отрарский оазис, где было расположено фарабское поселение. Полноводное течение Сырдарьи способствовало развитию орошаемого земледелия в долине реки. Средневековый арабский путешественник аль-Масуди писал, что в период половодья в Фарабском округе до 30 фарсахов земли оставались под водой. Название Отрар в письменных источниках упоминается с 8 века. Именно в этот период появляется название Фараб. Историю города по письменным источникам можно пронаблюдать до 19 века. К. Байпаков название Отрар связывает с понятием отырар на огузском языке, которое применяется относительно оседлости. В 10 веке город Кедер явился главным городом Фарабского округа. Есть точные сведения, что городские руины местности Куйрыктобе соответствуют местоположению города Кедер. Город просуществовал всего 1-2 века, потом пришел в упадок и начиная с 11 века, его название уже не упоминается в письменных источниках. Начиная с начала 12 века главным городом становится Отрар.

Ниже по течению Сырдарьи был расположен округ Шаугар. Центром был город Шаугар. Местоположение этого города соответствует местности Шойтобе в 8-ми км. от современного города Туркестан. В персидском словаре «Фархангалар» достаточно много толкований термина Шаугар. В словаре 11 века о Шаугар сказано, что «округ граничит с Мавереннахром, есть песчаная пустыня и за песками живут кафиры-неверные». Также говорится, что жители Шаугара занимаются ткачеством. В словаре 15 века эти данные повторяются. Надо отметить, что в переводе с согдийского слово «шаугар» означает «черная гора»9. Если учесть, что город расположен у подножия горы Каратау, то нет сомнений, что Шаугар находился именно в местности Шойтобе.

В этом же округе, кроме Шаугар находился город Карнак. В словаре М. Кашгари Карнак указан в числе других огузских городов.10 Особенно славился город обработкой цветных металлов. Древнее название города восстановлено это - бывший аул Атабай, расположенный у южного склона Каратау, сейчас носит название Карнак.

В 30 км. к юго-западу от города Туркестан найден древний город Сауран. По историческим сведениям, этот город развивался в 7-8 вв. В середине 8 века город был столицей Ак Орды, а в конце 14 в. Тамерлан превратил его в военную крепость.

В 9-13 вв. наблюдается резкий подъем городской культуры, расширилась территория города, увеличилась численность населения. В этот период Южном Казахстане появились новые города: Манкент, Арсубаникет, Кедер, Иасы, Сыганак, Шагылжан, Карашык, Суткент, Берукет. В городах широко распространилось строительство мечетей, общественных бань, мусульманских мавзолеев. Численность городского населения быстро росла за счет перехода кочевников к оседлой жизни. Если в Отраре и Суткенте преобладали карлуки, то огузы жили по среднему течению Сырдарьи и в предгорьях Каратау; кипчаки же составляли подавляющее большинство жителей Сыганака и Барышкента.

Этим можно объяснить наличие 'в области оронима Кыпшак. Для топонимических исследований большое значение имеет знание языковой структуры жителей средневековья, потому что названия многих городов сохранились до сегодняшнего дня и вместе с ними сохранились микротопонимы многих природных объектов, находящихся рядом с ними.

В целом, очень важно изучение топонимов по их региональному скоплению и по ареалу их распространения. Следует обратить особое внимание на закономерность повторяемости географических терминов и отдельных слов. Например, в Южно-Казахстанской области выявлена группа географических названий с этнонимом «кытай» и выяснилось, что ареал распространения этих названий очень ограничен. Среди них хребет Улкен кытай (Большой кытай), родник Кытай, высохшее русло Кытайозек, лощина Кытайсай. Если ссылаться на труды средневековых исследователей, то в пределах Алматинской и Южно-Казахстанской областях в 8 веке, наряду с тюркоязычными народами, жили каракитаи, говорившие на языке родственном с маньчжурским.11 Каракитаи, основавшие свое государство в Семиречье ослабили власть караханидов, но не смогли оказать заметного влияния на культуру и религию местного народа.12 Если так, то вышеназванные топонимы и название поселения Каракытай, можно отнести к группе названий, сформированных на основе этнонимов. Известный ученый-тюрколог А.Н. Кононов выдвинул предположение, что слово кара в составе этнонимов применялось в связи с ареалом географического расселения народов. По мнению ученого, тюркские народы каракитаями называли киданей, которые примерно за столетие до походов Чингисхана, перекочевали в северный Китай.13 Опираясь на это предположение можно сказать, что каракитаи – это северные китайцы или же кидане.

Почти все крупные города Южного Казахстана были разрушены и разграблены в 1219-1220 годах во время набега Чингисхана. Цветущие города, пастбища и сады остались под ногами завоевателей. Многие разрушенные и разграбленные города так и не смогли подняться вновь и только названия их сохранились в письменных памятниках истории. Но оседлая культура еще раз доказала свою жизнеспособность: в 15-16 вв в Южном Казахстане вновь возрождается городская культура. В 16 веке образовалось казахское ханство и Иасы становится его постоянной столицей. В этот период город стал называться Туркестаном. В этом регионе были такие процветающие города как Аксумбе, Арыс, Култобе, Каратау, Сайрам.

В этот период названия многих казахских племен стали топонимами. В пределах области зарегистрированы этнонимы в названиях населенных пунктов Жалантос, Теке (Туркестанский гор. ак.), Баганалы, Боке (Казгуртский р-н), Конырат (Мактаральский р-н), Шапырашты (Сайрамский р-н), Алимтау (Сарыагашский р-н), Кереит (Тулькубасский р-н). Это явление ясно видно и в микротопонимах. Есть названия речушек Сунак, Найман, Шагатай, Сарыуйсын, оронимы – Аргынсай, Коныраттобе, Озбектобе, Кыпшакадыр, ойконимы – Акша, Калмаккулаган, Ногайкора, Ногайарык, Жалаир, гидронимы – Шапрашты.

В последующие века казахская земля подвергалась набегам жунгаров. В 1726 году казахские правители сошлись в местности Ордабасы Южно-Казахстанской области для разработки совместного плана отпора врагу. Таким образом, Ордабасы явилось историческим местом, где решилась судьба национально-освободительного движения казахского народа. В 18-19 веках проводилась колонизация Россией казахских земель. В этот же период область подверглась насилию и со стороны Кокандского ханства. Многие города были вынуждены строить крепости с высокими стенами, чтобы защититься от врагов. Казахское слово корган, сохранившиеся во многих названиях населенных пунктов, является доказательством этому. К этой группе относятся названия Бабайкорган, Кошкорган (Туркестанский гор. ак.), Бескорган, Кожакорган, Нуржанкорган, Ханкорган (Сайрамский р-н), Шолаккорган (Сузакский р-н), Есикорган (Сарыагашский р-н).

До Октябрьской революции территория Южно-Казахстанской области входила в состав Сырдарьинской области Туркестанского края под названиями Черняев и Шымкентский уезд. В 1867 году Шымкент стал уездным городом Сырдарьинской области. В 1914 г. по приказу Сената ему дали название Черняев и лишь в 1921 году городу вернули его историческое название.14

При Советской власти территория Казахстана подверглась новому административному делению. В 1932 году среди шести сформированных областей была и Южно-Казахстанская область. В 1938 году из её состава вышла Кызылординская, а в 1939 Жамбылская области. В 1962-1964 гг. эти три области вновь объединили и дали название Южно-Казахстанский край. В 1964 году область стала носить название Чимкентская. В 1992 году 6 июля Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан области вернули название Южно ^Казахстанская. В связи с получением независимости была проделана большая работа по восстановлению исторических названий, в результате этого были восстановлены десятки исторических названий по области.

Южно-Казахстанская область в течении длительного периода стала свидетелем многих исторических событий. Расцвет и упадок цивилизации региона, сменявшие друг друга на политической арене государства и народы, не только изменяли природную среду, структуру хозяйства и направление культуры, но и повлияли на формирование и становление тысяч географических названий. В определенный исторический период формировались присущие этому периоду географические названия.

ПРИМЕЧАНИЯ:



1Попов М.И. Основные принципы топонимического исследования//Принципы топонимики. – М.: Наука, 1964. – С. 34-44.

2 Д Поспелов Е.М: Топонимика и историческая география //Топонимика и историческая география. – М., МФГО, 1976 – С. 4-9.

3 Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI -нач. XIII вв). – Алма-Ата: Наука, 1986. – 256 с.

4 Баевский СИ. Географические названия в ранних персидских толковых словарях (XI-XV вв) //Страны и народы Востока. – Вып. 22, – книга 2. - М.: Наука, 1980. – С. 83-89.

5 Бейсенова А.С. Исторические основы географических исследований Казахстана. – Алматы: КазгосИНТИ, 2001. – 280 с.

6 Зуев Ю.А. Китайские известия о Суябе //Изв. АН КазССР. – Сер.ист., археол. и этногр. – 1960. – Вып. 3(14). – С.87-96.

7 Кашкари М. Typiк сездiгi. 3-том. – Алматы, Хант баспасы, 1998.-600 б. 8Волин СЛ. Сведения арабских и персидских источников IX-XVI вв. о долине реки Талас и смежных районов //Труды ИИАЭ АН КазССР, 1960. Т.8. – С. 72-92.

9 Шуховцов В.К. Несколько заметок по топонимике Южного Казахстана //Maт. респ. науч.-прак. конф. мол. ученых по общ. наукам. – Алма-Ата: Наука, 1978. – С. 152-154.

10 Кашкари М. Typiк сездiгi. 1-том. - Алматы, Хант баспасы, 1997. – 590 б. 11 Прошлое Казахстана в источниках и материалах (V в до н.э. - XVIII в н.э.). Сб. 1.– Алма-Ата-Москва, 1935.– 297 с.

12 Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата, Рауан, 1992.-375 с.

13 Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках //Тюркологический сборник 1975. – М.: Наука, 1978. – С. 159-179.

14 Оңтүстiк Казакстан облысы: Энциклопедия /Бас редактор Б.Аяган. – Алматы: "Казак энциклопедиясы", 2005. – 560 б.