Ярослав Мудрый (ок. 978-1054) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Ярослав Мудрый (ок. 978-1054) - страница №1/1

Ярослав Мудрый (ок. 978-1054)

Киевский князь, сын Владимира Красное Солнышко, или Владимира Святого, родился около 978 г. с врожденной хромотой. Его мать, полоцкая княжна Рогнеда, с четырех лет приставила к нему учителей (греческих, болгарских, варяжских и даже латинских). Мальчик стал много времени проводить с книгами, полюбил читать.

Встав во главе государства, Ярослав продолжал дело отца: страна развивалась, строилась, расширялась торговля, создавались школы. Русские имели тогда почти такие же законы, что и Запад («Русская Правда» напоминала скандинавское законодательство). Древняя Русь встала вровень со всеми цивилизованными государствами. Столица тогдашней Руси — Киев — достигла наивысшей степени расцвета, Ярослав хотел сделать из него соперника Константинополю: со своим Софийским собором и Золотыми воротами. В Киеве был построен роскошный храм Софии, где принимались иностранные послы, там же велось летописание и хранилась первая библиотека.

В «Повести временных лет», в главе, начинающейся словами «В год 6545 (1037)» читаем: «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил же и церковь святой Софии... и любил Ярослав церковные уставы... и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество...» Далее летописец рассуждает о пользе книг, пользе чтения. А потом пишет: «Ярослав же... любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам». Некоторые исследователи считают именно эти слова свидетельством того, что Ярослав Мудрый организовал на Руси первую государственную библиотеку. В ней писцы не только копировали и переводили с разных языков, но и составляли так называемые «изборники» — из разных зарубежных книг переписывали отрывки; писали и собственные, оригинальные сочинения (публицистические и литературные). Книгописная мастерская должна была быть не маленькой, над книгой трудились не только переписчики и переводчики, но и переплетчики, редакторы, художники, ювелиры, мастера по выделке пергамена.

Из книг, переписанных в то время, сохранилась кирилловская часть Реймского евангелия. Его привезла во Францию в 1049 г. Анна, дочь Ярослава Мудрого, вышедшая замуж за Генриха I. Никаких описей, каталогов или же просто списка книг, хранившихся в библиотеке, до сих пор не найдено. Судить о составе фонда можно только косвенно по двум Изборникам, которые составил диакон Иоанн для сына Ярослава Мудрого, черниговского князя. У Л.В. Черепнина можно прочесть, что «Изборник Святослава» 1073 г. первоначально был переведен с греческого по повелению болгарского царя Симеона, имя которого было соскоблено, и вписано имя русского князя Святослава. «Изборник» 1076 г. — это русское подражание первому Изборнику, состоит из рассуждений на моральные темы и создано специально для рядовых мирян.

В библиотеке должны были быть евангельские и апостольские источники: поучения, пророческие беседы, жития святых, а также хроники, исторические повести, некоторые славянские сочинения, например, «Слово некоего калугера (монаха) о четьи книг», сборники изречений, философские и юридические трактаты, естественнонаучные сочинения. Считается, что именно в библиотеке Ярослава Мудрого были разработаны основы сборника законов «Русская правда», «Церковный устав», было продолжено составление летописных сводов, а также был создан первый русский «Хронограф по великому изложению» (т.е. по всемирной истории), составленный по византийским хроникам Георгия Амартола и Иоанна Малалы. Знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, которое он читал в торжественной обстановке перед Ярославом Мудрым и его семьей, несомненно тоже имелось в библиотеке. Кроме того, предположительно о репертуаре библиотеки можно судить и по перечню «истинных» и «ложных» книг. Вероятнее всего, что все 90 запрещенных тогда книг действительно имели хождение на Руси во второй пол. XI века, а «истинные» — входили в фонд библиотеки Ярослава Мудрого.

Что стало в дальнейшем с библиотекой — неизвестно, но нет и никаких свидетельств ее уничтожения.

К сожалению, ни одной книги из киевского Софийского собора пока не обнаружено. Поэтому правомерно и другое мнение, например М.И. Слуховского, который подвергал сомнению не только объем и состав книжной коллекции Ярослава Мудрого, но и сомневался, можно ли употреблять слово «библиотека» по отношению к тому собранию книг. Но как определить, сколько нужно книг, чтобы назвать их библиотекой! Десять (для богослужения надо — минимум семь)? Двадцать? Пятьдесят? Сто? И сколько книжников необходимо усадить за работу?

«Библиотекарь — работник библиотеки, в обязанности которого входит обработка поступивших в библиотеку книг, их хранение и выдача читателю» (Словарь русского языка в 4 т., 1981 г.).

В Западной Европе существовало звание библиотекаря: оно было почетно, им награждали за хорошую службу. С древности до XVIII в. обязанности библиотекаря считались и важными, и сложными. Свидетельством уважения к библиотекарям служит фреска в старой библиотеке Ватикана (1477 г.), изображения на картинах, причисление к лику святых «например Святой Тимофей (библиотекарь), Ефросиния Полоцкая».

На Руси положение библиотекарей (книгохранителей) было гораздо скромнее, чем в Европе.

Под словом «библиотекарь» сейчас понимают и специалиста, получившего библиотечное образование, и работника библиотеки с непрофильным образованием. «Библиотекарь» — слово многозначное: это может быть и ученый-библиотековед, и библиограф, и практик любого отдела, и директор библиотеки. Это и профессия, и должность. Библиотекарь — один из четырех «краеугольных камней» системы под названием библиотека.

Многие известные и даже знаменитые люди были, оказывается библиотекарями. Среди них — правители, жрецы, музыканты и композиторы, поэты и писатели, ученые, церковнослужители, просветители, гуманисты. Они жили в разное время, исполняли разные обязанности, внесли разный вклад в развитие библиотечного дела, но их объединяет не просто служба в библиотеке, а служение книге, служение просвещению.

«Все профессии знают своих начинателей. А мы до сих пор не знаем... Так много крупных библиотекарей забыто», — это слова Великого Библиотекаря — Маргариты Ивановны Рудомино. Хочется хоть чуть-чуть исправить эту несправедливость.



Источники:

1.Великие имена в библиотечной профессии // Новая библиотека [сайт]. – Режим доступа : http://lesoteka.livejournal.com/16387.html

2.Великие люди – библиотекари [Текст] : от А до Я / сост. Е. И. Полтавская, ред. Ю. Н. Столяров. – Москва : Школьная библиотека, 2005. – 160 с.

24 мая - День славянской письменности и культуры, был принят Президиумом Верховного Совета РСФР в 1991 году.
27 мая - День библиотек или День библиотекаря, был установлен Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина в 1995 года.

Составитель: Важинская Е. И.

БУК «БМЦ»,

Центральная библиотека

Наш адрес: 6 мкрн., д. 18.

Телефон: 3-13-18





Бюджетное учреждение культуры

«Библиотечно-музейный центр»



Методико-библиографический отдел

Серия «Знаменитые люди – библиотекари»

Ярослав Мудрый

(Информационный буклет)
Вып. 5.


г. Радужный, 2013