Ядерный контроль выпуск #27 (368), 2009 3 – 9 сентября цитата номера - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Ядерный контроль выпуск #27 (368), 2009 3 – 9 сентября цитата номера - страница №1/1

ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ

Выпуск #27 (368), 2009

3 – 9 сентября

ЦИТАТА НОМЕРА

«Необходимо иметь в виду, что сокращение ядерных арсеналов не должно проводиться без учета баланса неядерных вооружений, современные образцы которых имеют боевую мощь, сравнимую с ядерным оружием малой мощности, и приводить к ущербу военной безопасности какой-либо из сторон».

Начальник 12-го Главного управления Министерства обороны РФ Владимир Верховцев

СОДЕРЖАНИЕ

ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ


  • Переговоры по ядерной программе КНДР

  • Иранское ядерное досье

  • Переговоры по ядерному разоружению

  • Создание гарантированного запаса ядерного топлива

  • Международное сотрудничество России

  • Атомная отрасль России

  • Атомная энергетика в мире

МНЕНИЕ

  • О ядерном арсенале России

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА

  • Показатель индекса iSi

  • Скоро в ПИРе

  • О бюллетене

ЯДЕРНОЕ И РАКЕТНОЕ ДОСЬЕ

  • Переговоры по ядерной программе КНДР

США распространили в СБ ООН письмо КНДР об обогащении урана. Дмитрий Горностаев. РИА Новости. 4 сентября 2009

США, которые председательствуют в Совете безопасности ООН в сентябре, распространили среди других членов Совбеза полученное ранее письмо КНДР об успешном проведении экспериментального обогащения урана и производстве новых ядерных боезарядов, сообщили РИА Новости дипломатические источники в ООН.

Вместе с тем, по словам одного из источников, американская делегация как председатель Совбеза не намерена созывать экстренных встреч или консультаций СБ ООН, "поскольку ничего нового пока сказать нельзя".

3 сентября вечером по нью-йоркскому времени постоянное представительство США, которые председательствуют в сентябре в СБ ООН, получило официальное уведомление из Пхеньяна об успешном эксперименте по обогащению урана и приближению КНДР к финальной стадии этого процесса.

В заявлении Пхеньяна также подчеркивается, что Северная Корея готова как к продолжению переговоров, так и к жесткому ответу на дальнейшее усиление давление со стороны мирового сообщества.

"Мы готовы как к санкциям, так и к диалогу. Если некоторые постоянные члены СБ пожелают наложить санкции, прежде чем начать диалог, мы ответим усилением средств ядерного сдерживания, прежде чем встречаться с ними для проведения диалога", - говорилось в сообщении Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК) в связи с направлением письма в СБ ООН.



Россия не считает, что процесс шестисторонних переговоров окончательно погиб. Владимир Кутахов. ИТАР-ТАСС. 9 сентября 2009

Консультации между участниками шестисторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова продолжаются и Россия, "не считает, что этот процесс погиб". Об этом заявил 9  сентября в интервью корр. ИТАР-ТАСС замглавы делегации на этих переговорах посол по особым поручениям МИД России Григорий Логвинов.

Отметив, что идет "нормальная дипломатическая работа, в которой нет ничего пожарного", он подчеркнул, что "далек от того, чтобы упрощать картину". "Ситуация, к сожалению, сложная и пока что события развиваются в направлении прямо противоположном тому, в котором хотелось бы".

Российский дипломат выразил сожаление в связи с тем, что "наши коллеги из КНДР сделали новый шаг - отказались давать объяснения по поводу ряда аспектов, связанных с реализацией ооновской резолюции 1874, в очередной раз заявив, что не намерены соблюдать ее положения, и что они уже близки к завершению отработки технологии обогащения урана". Кроме того, Север, по его словам, "нарабатывает для военных целей весь плутоний, полученный из отработавших топливных стержней йонбенского реактора".

"Пока какого-то движения в плане возвращения к процессу денуклеаризации Корейского полуострова мы не наблюдаем. Так или иначе, все это создает серьезные вызовы в контексте обстановки в регионе Северо- Восточной Азии. Это также представляет не менее серьезную проблему в плане обеспечения эффективности глобального режима ядерного нераспространения, - сказал он. - Не трудно догадаться, что энное количество членов международного сообщества с практически интересом наблюдает за развитием ситуации вокруг ядерной проблемы Корейского полуострова, рассматривая все это как возможный прецедент для самих себя".

Двусторонние переговоры Вашингтона с КНДР не заменят 6-сторонних. Ксения Нака. РИА Новости. 8 сентября 2009

США будут рассматривать возможность двусторонних переговоров с КНДР, однако, если такие переговоры будут проводиться, они ни в коей мере не могут быть альтернативой шестистороннему переговорному процессу. Об этом заявил журналистам спецпредставитель США на переговорах по ядерной проблеме на Корейском полуострове Стивен Босуорт во вторник в Токио, где он находится с визитом.

"Такие переговоры не могут заменить многостороннего переговорного процесса", - заявил Босуорт, комментируя предложение КНДР о двусторонних переговорах между Пхеньяном и Вашингтоном.

При этом он отметил, что США будут рассматривать возможность такого диалога в течение ближайших недель, но подчеркнул, что такие переговоры могут быть начаты только при условии выполнения КНДР принятых на себя ранее обязательств.



  • Иранское ядерное досье

Угроза преувеличена. Петр Искендеров. Время новостей. 3 сентября 2009

Ядерная проблема Ирана становится все более запутанной, а ведущие мировые державы никак не могут договориться о том, действительно ли Тегеран создает атомную бомбу, и если да, то как ему противодействовать. Это показала состоявшаяся 2 сентября под немецким городом Франкфурт-на-Майне встреча политдиректоров внешнеполитических ведомств "шестерки" по Ирану, в которую входят пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, США, Китай, Великобритания и Франция), а также Германия. Россию представлял замминистра Сергей Рябков.

В ходе прошедших за закрытыми дверями консультаций никаких решений принято не было. По словам официального представителя германского МИДа Йенса Плетнера, встреча дала возможность "совместно оценить ситуацию и проконсультироваться насчет возможных вариантов переговоров на предстоящие месяцы". Новую встречу планируется провести на более высоком уровне "на полях" открывающейся 15 сентября в Нью-Йорке сессии Генассамблеи ООН.

Запад во главе с США настаивает на введении против Тегерана новых санкций за его упорный отказ приостановить обогащение урана. Россия и Китай отстаивают более сдержанный подход. Ситуацию еще более запутали вывод Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) о том, что Иран снижает темпы обогащения урана, и обещания иранцев представить новые предложения по решению своей ядерной проблемы.

Накануне вчерашней встречи, первой за период с 8 апреля, когда представители "шестерки" собирались в Лондоне, секретарь Высшего совета нацбезопасности Ирана (ВСНБ) Саид Джалили сообщил о подготовке "нового пакета предложений", касающихся дальнейших переговоров по ядерному досье. Он не привел деталей, заявив лишь, что новые предложения преследуют цель укрепить "справедливость, мир и прогресс". По его словам, Иран "готов к сотрудничеству по тем вопросам, которые вызывают международную озабоченность". Однако Йенс Плетнер вчера подтвердил, что члены "шестерки" "не получили по официальным каналам от иранского правительства на этот счет ни одного сообщения".

Сообщая об инициативах, иранская газета Tehran Times напомнила вчера о подготовленном гендиректором МАГАТЭ Мухаммадом Эль-Барадеи новом докладе, который, по ее словам, "подтвердил, что Иран улучшает сотрудничество" с агентством.

Доклад МАГАТЭ оставляет немало вопросов. В документе говорится, что "существует несколько нерешенных проблем, которые вызывают нашу озабоченность и которые необходимо прояснить, чтобы определить возможные масштабы иранской ядерной программы". Эксперты МАГАТЭ сообщили, что иранские власти позволили им провести инспекции на ядерных объектах в Натанзе и Араке, однако они по-прежнему лишены возможности получить все необходимые документы и материалы.

Особое недоумение у экспертов МАГАТЭ вызвало неожиданное уменьшение количества центрифуг по обогащению урана в исследовательском центре в Натанзе. Вопреки заявлениям иранских официальных лиц об успехах в развитии национальной ядерной программы, общее число центрифуг за летние месяцы сократилось более чем на 300. По данным МАГАТЭ, в настоящее время их насчитывается немногим более 8 тыс. Это намного уступает заявленным Тегераном в качестве конечной цели 54 тыс. Доклад Эль-Барадеи не объясняет данный факт, а эксперты МАГАТЭ в частных беседах предполагают, что снижение темпов обогащения урана может быть связано с обострением внутриполитической ситуации в Иране после президентских выборов 12 июня.

"Ситуация в стране действительно остается напряженной", - подтвердил "Времени новостей" эксперт по Ирану из Института востоковедения РАН Владимир Сажин. По его словам, "несмотря на спад уличных выступлений, в Иране продолжается сложная "подковерная" борьба в высших эшелонах власти. В настоящее время в Иране консолидируются противостоящие друг другу силы - сторонники президента МахмудаАхмадинежада и достаточно сильный, хотя и неоднородный по составу лагерь его противников, что чревато продолжением противостояния".

Возможно, именно сложные процессы в иранской политической элите объясняют появление в последние дни сведений о некоем пакете предложений, представленном еще в мае высшему руководству страны во главе с аятоллой Али Хаменеи. Согласно сообщениям ряда СМИ, иранские "прагматики" во главе с экс-кандидатом в президенты Ирана бывшим главой "Корпуса стражей исламской революции" Мохсеном Резаи призвали власти приостановить обогащение урана, то есть выполнить требование мирового сообщества. Чтобы отвести от себя обвинения в предательстве национальных интересов, авторы идеи подчеркнули, что данная приостановка должна иметь "ограниченные рамки и период действия". Однако, судя по всему, аятолла Али Хаменеи категорически отверг подобный шаг, а постпред Ирана при МАГАТЭ Али Асгар Солтание прокомментировал ситуацию словами, что "не слышал о подобных вещах".

В этих условиях новое предложение, о котором сообщил секретарь ВСНБ, может являться результатом определенного компромисса в иранской властной элите. Тем не менее "значимость разногласий по национальной ядерной программе в иранском истеблишменте не стоит переоценивать", - полагает собеседник ВН. "Даже в случае прихода к власти в Иране противников Ахмадинежада во главе с экс-премьером Мирхоссейном Мусавиядерная проблема страны не будет решена в одночасье. Мусави мог бы пойти на прямой контакт с США и "шестеркой", однако он как человек системы не стал бы кардинально менять внутренний и внешний курс", - уверен эксперт.

Заявления Тегерана о новых предложениях вроде бы подтверждают правильность российского подхода к иранской ядерной проблеме. Глава МИД России Сергей Лавровподчеркнул накануне вчерашней встречи "шестерки", что в Москве по-прежнему не видят "разумной альтернативы политико-дипломатическому решению" ядерной проблемы Ирана: "Каких бы сторон поведения Тегерана это ни касалось, лучшим способом воздействия извне на формирование его намерений является не изоляция, не угрозы применения силы, а полномасштабное вовлечение в сотрудничество. Только так можно сделать объективные ставки в деле поддержания стабильности и безопасности в прилегающем регионе и мире в целом".

Однако США и их западные союзники, похоже, теряют терпение. По словам официального представителя госдепартамента США Иэна Келли, последний доклад гендиректора МАГАТЭ "ясно показывает, что Иран по-прежнему в недостаточной степени сотрудничает с международным сообществом". Иранцы "по-прежнему отказываются приостановить всю деятельность, связанную с распространением ядерных технологий", -- настаивают в Белом Доме. Госдеп США уже заявил, что ждет от Тегерана замораживания обогащения урана до сессии Генассамблеи ООН. Если иранцы не пойдут на уступки, за их ядерное досье возьмутся участники саммита "двадцатки" ведущих стран мира в американском Питсбурге 24-25 сентября. Там вопрос о новых антииранских санкциях может быть переведен в практическую плоскость.

Иран не будет обсуждать с "шестеркой" свою ядерную программу. РИА Новости. 3 сентября 2009

Представитель Ирана при Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) Али Асгар Солтание считает, что возможные переговоры его страны с "шестеркой" посредников не будут посвящены иранской ядерной программе, сообщает 3 сентября агентство Рейтер.

"Неправильно предполагать, что возможные переговоры (с "шестеркой") будут о ядерной программе Ирана. Иранские ядерные объекты могут быть проверены только МАГАТЭ", - цитирует агентство слова Солтани, которые он произнес в эфире иранского государственного телеканала Аl-Alam.

Ранее 3 сентября представитель МИД Ирана Хасан Гашгави заявил, что Иран считает неприемлемым возвращение к диалогу по вопросу ядерной программы под давлением Запада и о бессмысленности санкций, которые может применить Запад против Ирана.



Ахмадинежад готов к переговорам с Обамой, но не по ядерной программе Ирана. РИА Новости. 7 сентября 2009

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад готов публично обсудить со своим американским коллегой Бараком Обамой ряд международных вопросов, но не ядерную программу Тегерана, сообщило агентство Франс Пресс.

"Я говорил это во время (президентства Джорджа) Буша и Обамы, и я повторяю это сегодня. Мы готовы обсуждать и вести диалог по международным вопросам в присутствии (представителей) средств массовой информации, и это лучший способ урегулировать проблемы", - сказал иранский лидер в понедельник на пресс-конференции в Тегеране.

Ахмадинежад заявил, что Тегеран считает "ядерный вопрос закрытым" и не намерен обсуждать свои "неоспоримые" права.

"С нашей точки зрения, ядерный вопрос закрыт. Мы не будем проводить переговоры относительно наших неоспоримых прав (в области атома)", - сказал иранский лидер.

Он также заявил о готовности вести "справедливый и логичный" диалог с "шестеркой" (Россия, Германия Китай США, Франция и Великобритания) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы.

"Мы предложили логичный и справедливый диалог со всеми странами, которые могут дать возможность изменить положение вещей" (в мире), - заявил иранский президент.

"Мы сказали о двух вещах: о создании возможностей использования атомной энергии в мирных целях, а также о предотвращении разработок ядерного оружия массового уничтожения", - добавил Ахмадинежад.

"Пакет наших предложений (составлен) в ответ на их ("шестерки") требования возобновить переговоры", - пояснил иранский лидер.

Иран "вплотную приблизился" к обладанию ядерным оружием. РИА Новости. 9 сентября 2009

Иран "вплотную приблизился" к обладанию ядерным оружием и увеличил свои запасы обогащенного урана, заявил в среду представитель США в Международном агентстве по атомной энергии, слова которого цитирует агентство Рейтер.

"У нас серьезный повод для беспокойства в связи с решительными попытками Ирана понемногу наращивать свой ядерный потенциал", - заявил представитель США в МАГАТЭ Глин Дэвис на встрече Совета управляющих МАГАТЭ в Вене.

"В настоящее время Иран очень близко подошел к обладанию или уже обладает достаточным количеством обогащенного урана для создания ядерного оружия. А если страна продолжит процесс обогащения урана, то это вплотную приблизит ее к возможности осуществления этого опасного и дестабилизирующего прорыва", - добавил Дэвис.



Ядерная угроза со стороны Ирана преувеличена, считает глава МАГАТЭ. РИА Новости. 2 сентября 2009

Ядерная угроза со стороны Ирана преувеличена, на сегодняшний день нет доказательств того, что Исламская Республика близка к созданию атомного оружия, считает генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед эль-Барадеи.

"Я думаю, угроза во многом раздута", - сказал он в интервью американскому научно-политическому журналу Bulletin of the Atomic Scientists.

"Да, существует беспокойство относительно будущих намерений Ирана, и Иран должен быть более прозрачным (в плане ядерной программы) с Международным агентством по атомной энергии и мировым сообществом", - отметил глава атомного агентства ООН.

Однако мысль о том, что мы "проснемся завтра, а у Ирана будет ядерное оружие - это идея, которая пока не подтверждается фактами", подчеркнул эль-Барадеи в интервью, выдержки из которого приводит в среду британская газета Times.

В июле президент США Барак Обама призвал Иран до сентября ответить на предложение "шестерки", предусматривающее отказ от дальнейших ядерных исследований в обмен на торговые преференции. Ряд стран, в частности, Франция и Германия, уже заявили, что будут добиваться ужесточения санкций, если не получат от Тегерана конкретного ответа в обозначенные сроки.

Однако, по мнению эль-Барадеи, санкции или военная сила должна быть последними из возможных методов воздействия на Иран. Нельзя повторять ошибки США в Ираке, считает глава МАГАТЭ.

"Жизнь каждого третьего иракца разрушена из-за войны, которую, на мой взгляд, вообще не следовало начинать", - сказал эль-Барадеи.



По ряду вопросов МАГАТЭ к Ирану сложилась патовая ситуация. Тарас Лариохин. РИА Новости. 7 сентября 2009

Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед Эль-Барадеи назвал ситуацию с иранской ядерной программой "патовой".

Выступая 7 сентября на сессии Совета управляющих Агентства он отметил, что Иран улучшил сотрудничество с МАГАТЭ по контролю за обогащением урана в Натанзе и по исследовательскому ядерному реактору IR-40 в Эраке. "По всем остальным вопросам относительно иранской ядерной программы, тем не менее, сложилась патовая ситуация", - заявил Эль-Барадеи.

Глава МАГАТЭ в очередной раз призвал Тегеран полностью ответить на все вопросы, вызывающие озабоченность у мирового сообщества.

"Во-первых, Иран должен полностью ответить на все вопросы, поднимаемые Агентством, с целью исключить возможность того, что в его ядерной программе есть военная составляющая", - заявил глава МАГАТЭ.

Обвинения Эль-Барадеи в утаивании информации по Ирану безосновательны. РИА Новости. 8 сентября 2009

Глава МИД РФ Сергей Лавров назвал недопустимыми обвинения некоторых стран в адрес гендиректора МАГАТЭ Мохаммеда Эль-Барадеи в утаивании информации, связанной с иранской ядерной проблемой.

МИД Франции 7 сентября обвинил главу МАГАТЭ в сокрытии информации о ядерной программе Ирана.

"Я с удивлением узнал, что некоторые члены МАГАТЭ обвинили генерального директора этой организации, господина Эль-Барадеи, в том, что он утаивал от членов агентства какую-то долю информации об иранской ядерной программе. Считаю непозволительными подобного рода высказывания, никто и никогда не имел никакого повода усомниться в высочайшем профессионализме, компетентности господина Эль-Барадеи и его полном соответствии тем требованиям, которые предъявляются к должности генерального директора МАГАТЭ", - заявил глава МИД РФ 8 сентября на пресс-конференции в Москве.

Лавров напомнил, что российская сторона получила заверения Тегерана в том, что ответ на известные предложения группы "5+1" подготовлен и в ближайшее время будет передан.

"Мы исходим из того, что надо дождаться этого ответа, а потом мы будем определяться с дальнейшими шагами в том, как максимально быстро и эффективно создать условия для возобновления переговорного процесса, потому что здесь не существует какого-либо иного решения, кроме политико-дипломатического", - сказал Лавров, отвечая на просьбу журналистов прокомментировать заявления иранского руководства о том, что переговоров по иранской ядерной программе больше не будет.

"Я бы не стал комментировать политические заявления, которые делаются с различных сторон", - сказал министр


  • Переговоры по ядерному разоружению

Дело в скобках. Проблема СНВ неразрешима без личного участия лидеров РФ и США. Андрей Терехов. 7 сентября 2009

Российские и американские переговорщики, по информации НГ, близки к компромиссу по предельным уровням стратегических носителей, которые будут отражены в новом Договоре о СНВ, – 800 единиц. Число боезарядов составит 1600. Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Москва и Вашингтон должны успеть заключить новое соглашение до конца года. Однако эксперты, указывая на сохраняющиеся разногласия сторон, считают, что вероятность на сегодня не превышает 50%. Многое будет зависеть от того, дадут ли президенты РФ и США в сентябре политический импульс, необходимый для успешного завершения переговоров.

Российская и американская делегации приступили к отработке конкретных статей договора, который сменит истекающий 5 декабря самый сложный документ в сфере разоружения, – подписанный Соединенными Штатами и Советским Союзом в 1991 году Договор о СНВ. Об этом сообщил в субботу МИД России. По словам официального представителя российского внешнеполитического ведомства Андрея Нестеренко, созданы рабочие группы, где проходят предметные дискуссии. «Обе делегации сопоставляют свои позиции по вопросам... с перспективой выхода на договоренности в сроки, установленные на саммите», – сказал дипломат, имея в виду встречу президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Москве в начале июля этого года.

Последний, пятый по счету раунд переговоров между делегациями, возглавляемыми директором департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России Анатолием Антоновым и замгоссекретаря США Роуз Гетемюллер, проходил в Женеве с 31 августа по 2 сентября. Российские и американские дипломаты заявили, что по его итогам удалось продвинуться вперед. Следующий раунд переговоров состоится 21 сентября также в Женеве. Это будет уже последняя встреча перед саммитом «двадцатки» в Питсбурге 24–25 сентября, где, по словам главы МИД России Сергея Лаврова, переговорщики будут обязаны представить Медведеву и Обаме доклад о работе по договору. Документ должен быть подписан до конца года. «Пока других сроков никто не называет», – заявил Лавров.

По основным параметрам, касающимся количества носителей и числа развернутых на них боезарядов, сторонам, похоже, удалось договориться. Согласно данным НГ, это около 800 носителей и около 1600 боезарядов. Сложности заключаются в правилах засчета. По Договору СНВ-1 за носителем засчитывалось максимальное количество боезарядов, с которым он проходил летные испытания. Американцы же настаивают на том, чтобы засчитывать за носителем столько боезарядов, сколько на нем установлено фактически, говоря об «оперативно-развернутых» боезарядах. В результате у них появляется возможность создания большого возвратного потенциала, то есть складированного оружия, которое может быть сравнительно быстро развернуто вновь.

Достижение компромисса по числу носителей и боезарядов, казалось бы, само по себе должно быть большим успехом. Ведь в ходе визита Обамы в Москву в «Совместном понимании по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений» были зафиксированы «большие коридоры»: для стратегических носителей 500–1100 единиц и для связанных с ними боезарядов в пределах 1500–1675 единиц. Но окончательную оценку можно будет дать лишь после согласования сторонами правил засчета носителей и боезарядов, от которых будет зависеть, сколько у кого вооружений.

Как отмечало НВО (см. номер от 07.08.09), в соответствии с правилами засчета СНВ-1 у США имелось 1198 развернутых стратегических носителей – 550 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и связанных с ними пусковых установок (ПУ), 432 развернутых БРПЛ и связанных с ними ПУ, а также 216 развернутых тяжелых бомбардировщиков. В это число входят 50 развернутых пусковых установок МБР MX и 49 МБР Минитмен-3, из которых ракеты выгружены и перемещены на склады.

Кроме того, четыре атомные подводные лодки типа Огайо с размещенными на них 96 ПУ БРПЛ, были переоборудованы под носители крылатых ракет большой дальности. Поэтому уровень для стратегических носителей в 1100 единиц, на котором настаивали США, позволил бы американской стороне вписаться в рамки будущего соглашения без реальных сокращений. Для этого Соединенным Штатам достаточно было бы ввести понятие «оперативно-развернутые носители».

 По мнению бывшего начальника Главного штаба РВСН Виктора Есина, американцы от формулировки «оперативно-развернутые носители» не откажутся: подобных прецедентов засчета резервов не было, и Конгресс США не ратифицирует договор, предполагающий доступ посторонних на склады с боезарядами. Если делегациям действительно удастся найти компромисс на отметке 800 носителей, такое положение было бы приемлемо для России, заявил Виктор Есин в интервью НГ. «России необходимо стремиться к тому, чтобы как можно меньше носителей было у американцев», – сказал генерал-полковник.

Москва уже не держится за полный паритет, делая акцент скорее на балансе возможностей стратегических сил. Если договор будет подписан до конца года, к моменту его выполнения – через семь лет – у США может остаться 800 носителей, у России не менее 600. По числу боезарядов наши страны будут равны. Виктор Есин подчеркнул, что эти цифры важны не для того, чтобы воевать, а для веса державы на мировой арене. Для сравнения: у КНР сейчас меньше сотни носителей МБР, у французов – около 300, у британцев – под 200.

Комментируя продвигаемую Москвой привязку сокращения стратегических наступательных вооружений к американским планам развертывания элементов ПРО в Польше и Чехии, генерал-полковник Есин предположил, что в текст договора ее включить не удастся. Он выразил надежду, что обязательство США по ограничению ПРО найдет отражение в преамбуле к документу. Шансы подписать новый договор к 5 декабря на сегодня составляют 50 на 50, считает специалист. Предстоящая встреча президентов Медведева и Обамы в США должна дать дополнительный политический импульс процессу. Если его не последует, эксперты, вынужденные руководствоваться директивами, полученными накануне переговоров, погрязнут в дискуссиях, а нужен политический компромисс. В директивных указаниях, как правило, излагаются максимальные запросы сторон.

В Питсбурге Медведеву и Обаме может быть представлен проект будущего договора со скобками, в которых будет изложена редакция данного пункта другой договаривающейся стороны. Раскрыть скобки должны помочь президенты.



РФ до истечения срока действия СНВ-1 проведет с США 4-5 раундов переговоров. РИА Новости. 8 сентября 2009

Российская сторона рассчитывает, что до истечения срока действия СНВ-1 в декабре этого года с американской стороной пройдет четыре - пять раундов переговоров, сообщил 8 сентября глава МИД РФ Сергей Лавров.

"Очередной раунд состоялся в начале сентября, планируется еще четыре - пять раундов до декабря, когда истекает действие договора СНВ-1", - сказал министр на пресс-конференции по итогам переговоров со своим словацким коллегой.

Он добавил, что "это очень серьезный документ", и потому он "сейчас не стал бы забегать вперед и говорить, когда и кто конкретно объявит о каких-то количественных параметрах".

"Это все будет решаться в пакете. Такие переговоры обычно ведутся на основе принципа - "ничто не согласовано, пока все не согласовано", - отметил российский министр иностранных дел.

"На встрече президентов Медведева и Обамы в Нью-Йорке, которая состоится 23 сентября, президентам будет представлен доклад о том, как эти переговоры (по СНВ) проходят", - отметил министр.

 «Пятерка» ядерных держав обсудила в Лондоне меры укрепления доверия. РИА Новости. 5 сентября 2009

Конференция "пятерки" ядерных государств - США, России, Великобритании, Франции и Китая - прошла в Лондоне 3-4 сентября, на ней стороны обсудили вопросы укрепления доверия и ядерного разоружения, сообщили 5 сентября в МИД РФ.

С российской стороны в конференции принял участие замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков.

"Участники обсудили проблематику мер укрепления доверия в контексте ядерного разоружения. "На полях" конференции прошли встречи Сергея Рябкова с руководителями делегаций", - говорится в сообщении.



  • Создание гарантированного запаса ядерного топлива

Генеральный директор МАГАТЭ поддержал усилия России и других стран по созданию гарантированного запаса ядерного топлива. Юрий Козлов. ИТАР-ТАСС. 7 сентября 2009

Усилия России и других государств, в том числе Германии и Великобритании, по созданию под эгидой Международного агентства по атомной энергии гарантированного запаса низкообогащенного урана в качестве топлива для ядерных реакторов ни в коей мере не ущемляют ни чьих прав на развитие собственной ядерной энергетики, включая топливный цикл. Об этом заявил 7 сентября генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Мухаммед Эль-Барадеи на открывшейся здесь очередной сессии Совета управляющих агентства.

По его словам, создание упомянутых запасов лишь повысит надежность ядерной энергетики и укрепит энергобезопасность. Главное, отметил Эль-Барадеи, состоит в том, чтобы соответствующие механизмы распределения носили "деполитизированный и недискриминационный характер" и чтобы ядерное топливо "было доступно всем государствам-членам МАГАТЭ, выполняющим свои обязательства по гарантиям". "Никакие политические мотивы не должны служить препятствием для обеспечения этого доступа", - добавил он.

Генеральный директор МАГАТЭ выразил уверенность в том, что настало время для конкретных шагов по утверждению многостороннего подхода к ядерному топливному циклу, особенно на фоне новой ситуации, возникшей в сфере ядерного разоружения. "Нашей непреложной задачей, - подчеркнул он, - должен стать полный перевод на многонациональную основу чувствительных аспектов ядерного топливного цикла с целью обеспечения гарантированного снабжения ядерным топливом и консолидации усилий по освобождению мира от ядерного оружия".



  • Международное сотрудничество России

Норвегия довольна ходом программ ядерно-радиационной безопасности на Северо-Западе России. Анатолий Найдионов. ИТАР-ТАСС. 4 сентября 2009

МИД Норвегии считает успешным многолетнее сотрудничество с Россией по обеспечению ядерно-радиационной безопасности Северо-Западного региона. Об этом корр. ИТАР-ТАСС сообщили в аппарате статс-секретаря норвежского МИДа Элисабет Валос, которая 3 сентября встретилась с заместителем гендиректора Росатома Евгением Евстратовым на территории экологического центра Сванховд в норвежском заполярье.

На 12-м заседании российско-норвежской комиссии по вопросам ядерно- радиационной безопасности были обсуждены три основные направления для сотрудничества: утилизация атомных подводных лодок, замена стронциевых электрогенераторов на маяках и модернизация Кольской АЭС.

По информации пресс-службы Росатома, за годы сотрудничества на Северо-Западе России утилизированы 4 списанные подлодки и заменены источники питания на 127 маяках. Со времени подписания многостороннего соглашения о ядерно-экологической программе в России /МНЭПР/ в 2003 г. Норвегия выделила на данные проекты свыше 100 млн долл.

Как сообщают в норвежском внешнеполитическом ведомстве, опыт экологического сотрудничества в Мурманской и Архангельской областях важен и для диалога в регионе Балтийского моря, на проблемы которого сейчас обращается все большее внимание скандинавских стран.


  • Атомная отрасль России

Росатом и Российский фонд фундаментальных исследований договорились сотрудничать в области использования атомной энергии. ИТАР-ТАСС. 2 сентября 2009

Генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии Росатом Сергей Кириенко и председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) Владислав Панченко подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области использования атомной энергии.

Как говорится в сообщении Росатома, соглашение подписывается на 5 лет с автоматической пролонгацией еще на 5 лет. Целью соглашения является сотрудничество двух сторон в практическом использовании достижений фундаментальной науки для решения актуальных задач развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного топливного цикла, атомной науки и техники, ядерного оружейного комплекса, а также для повышения ядерной и радиационной безопасности.

Соглашение предусматривает, что госкорпорация Росатом и РФФИ будут совместно проводить конкурсы научно-исследовательских работ, при организации которых тематику работ будет определять госкорпорация Росатом, а РФФИ будет разрабатывать процедуру проведения конкурса и экспертиз проектов, а также обеспечит работу экспертного совета. Кроме того, предполагается, что при совместной работе будут использованы научные результаты завершенных проектов РФФИ по интересующей Росатом тематике.

Подписание соглашения позволит РФФИ ежегодно финансировать фундаментальные проблемно-ориентированные и поисковые исследования в поддержку ФЦП "Ядерные энерготехнологии нового поколения". Данное соглашение подписывается взамен аналогичного документа, который действовал ранее между РФФИ и Федеральным агентством по атомной энергии.


  • Атомная энергетика в мире

Эксперты считают экономически обоснованным строительство новой АЭС в Литве. Ирина Павлова. РИА Новости. 8 сентября 2009

Строительство новой атомной электростанции в Литве, согласно выводам консорциума под руководством инвестиционного банка СNM Rothschild & Sons, экономически обосновано, сообщило 8 сентября агентство DELFI со ссылкой на премьер-министра балтийской республики Андрюса Кубилюса.

Новая АЭС должна быть построена вместо Игналинской АЭС, которая, согласно обязательствам Литвы перед Евросоюзом, будет остановлена в ночь на 1 января 2010 года.

Однако президент Литвы Даля Грибаускайте некоторое время назад высказала сомнение относительно экономической целесообразности этого проекта. Она отметила, что для принятия решения о строительстве новой АЭС должны быть проведены подсчеты аналитиков.

"Ответ положительный, они продолжают интенсивную работу, в ближайшее время будут консультироваться с нашими партнерами - правительствами Латвии, Эстонии и Польши или представляющими их энергетическими компаниями. Надеюсь, что в конце сентября у нас будут ясные наброски планов", - сказал Кубилюс.

СNM Rothschild & Sons договаривались о том, что до сентября будет представлена бизнес-модель Висагинской атомной электростанции и план ее финансирования. До декабря 2009 года должны быть сформулированы позиции для переговоров и проведен конкурс стратегических партнеров и инвесторов. Это позволило бы в начале следующего года завершить переговоры и подписать договоры о партнерстве со стратегическим инвестором.

Консультант за свои услуги получит полтора миллиона евро и еще два миллиона евро - так называемую плату "за успех".

МНЕНИЕ


  • О ядерном арсенале России

Хранители ядерного арсенала. Виталий Денисов. Красная звезда. 4 сентября 2009

Вот уже четвертый год 4 сентября в соответствии с Указом Президента Российской Федерации отмечается День специалиста ядерного обеспечения. В этот день в 1947 г. для обеспечения испытания атомного оружия был создан Специальный отдел Генерального штаба, от которого ведет свою историю 12-е Главное управление Министерства обороны Российской Федерации. Накануне профессионального праздника на вопросы Красной звезды ответил начальник "ядерного главка" генерал-полковник Владимир Верховцев.



Вопрос: Я понимаю, что сведения, касающиеся количественного и качественного состава ядерного боезапаса Российской Федерации, являются особо чувствительной информацией и представляют собой государственную тайну, но все-таки не могли бы вы в рамках дозволенного охарактеризовать состояние ядерного арсенала России и как он вписывается в рамки будущего Договора о стратегических наступательных вооружениях, если таковой будет подписан?

Ответ: Говоря о количественных и качественных показателях ядерного боезапаса Российской Федерации, могу только подтвердить тот факт, что развернутые группировки войск, как стратегических, так и общего назначения, ядерными боеприпасами обеспечены в полном объеме. Более того, с учетом перспективы развития группировок войск, в том числе и долгосрочных, связанных с принятием на вооружение новых комплексов ядерного оружия, спланировано и обновление арсенала ядерных боеприпасов, то есть на вооружение будут приняты вновь разработанные и изготовленные ядерные боеприпасы, обладающие улучшенными тактико-техническими характеристиками. При этом следует отметить, что в новых образцах ядерных боеприпасов будет реализовано множество технических решений, направленных на обеспечение их безопасной эксплуатации на протяжении всего "жизненного" цикла.

Что касается количественного уровня, на который предстоит выйти в течение примерно 7 лет, то "потолок" в 1.500-1.675 ядерных боеприпасов для Стратегических ядерных сил может быть реализован без ущерба интересам национальной безопасности, что подтвердили предварительные расчеты и консультации с заинтересованными структурами Министерства обороны Российской Федерации. Также понятно, что с подписанием упомянутого договора потребуется определенная корректировка планов строительства Вооруженных Сил и планов обновления ядерного боезапаса России в части, касающейся его стратегической составляющей.



Вопрос: Всем известно, что Российская Федерация и США - ведущие мировые ядерные державы. Совсем недавно, в июле, руководители двух стран достигли договоренности о взаимном сокращении ядерных арсеналов. Как вы полагаете, чем вызвана необходимость такого сокращения?

Ответ: В современных условиях, несмотря на прекращение "холодной войны", мир пока еще не готов полностью освободиться от этого вида оружия, а от своих ядерных арсеналов не отказывается ни одно из ядерных государств. В то же время ХХ век продемонстрировал нам и взлет гонки ядерных вооружений, и понимание тупика этой гонки, ведущей к пропасти. И если совсем недавно страны "ядерного клуба", наращивая свой арсенал, соревновались в том, сколько раз могут уничтожить друг друга, то в настоящее время на повестке дня стоит вопрос о минимизации ядерных арсеналов.

Сегодня и Россия, и США стали другими. Нашими странами руководят люди, понимающие суть произошедших в мире изменений, а также опасность продолжения политики балансирования на гране мировой или локальной ядерной войны. Сейчас все яснее очерчиваются функции ядерного оружия великих держав как оружия не только боевого, но прежде всего политического, являющегося средством надежного исключения превращения эскалации политической напряженности в крупномасштабные вооруженные конфликты. Поэтому на встрече президентов России и США обсуждалась проблема разумной достаточности ядерных арсеналов сторон, позволяющих обеспечить глобальную стабильность в мире.

Важно подчеркнуть, что уменьшение ядерных арсеналов должно наглядно продемонстрировать приверженность наших стран идее полного ядерного разоружения в соответствии с духом основополагающего в этой области международных отношений Договора о нераспространении ядерного оружия и реально будет способствовать росту взаимного доверия всех стран, а значит, и укреплению режима нераспространения.

Отдельного разговора заслуживает проблема ядерного нераспространения. В связи с резким увеличением энергетических потребностей и ускорением развития мирной атомной энергетики во всем мире обстановка становится все более тревожней из-за возможности несанкционированного перехода от мирного атома к военному. Достаточно вспомнить, что за последние несколько лет ядерное оружие появилось у Индии и Пакистана, свои ядерные испытания провела Корейская Народно-Демократическая Республика, возникла так называемая "Иранская ядерная программа". Мировая общественность имеет подозрения о наличии ядерного оружия у Израиля. Все эти тревожные факты и подозрения как раз и являются следствием недоверия государств друг к другу.

Одновременно необходимо иметь в виду, что сокращение ядерных арсеналов не должно проводиться без учета баланса неядерных вооружений, современные образцы которых имеют боевую мощь, сравнимую с ядерным оружием малой мощности, и приводить к ущербу военной безопасности какой-либо из сторон. Это дополнительно подчеркивает сложность процесса продвижения к безъядерному миру.

Вопрос: Владимир Николаевич, в последнее время все громче стали раздаваться голоса об изменении вызовов и угроз в современных условиях. Изменились ли задачи, стоящие перед "ядерным Главком"?

Ответ: В Вооруженных Силах Российской Федерации большая часть ядерных боеприпасов с одержится в защищенных хранилищах соединений и воинских частей 12-го Главного управления в готовности к выдаче по приказу министра обороны в соединения и воинские части боевого применения.

Поэтому важнейшими задачами, решаемыми 12-м ГУ Минобороны, были и по-прежнему остаются безусловное обеспечение надежной сохранности ядерных боеприпасов, исключение доступа к ним посторонних лиц, обеспечение безопасной эксплуатации ядерных боеприпасов на всех этапах их "жизненного" цикла, предотвращение несанкционированных действий с ядерными боеприпасами.

В настоящее время главк, как и все Вооруженные Силы, находится на этапе своего реформирования. С переходом органов военного управления, объединений и соединений Вооруженных Сил на новый облик, изменением форм и способов ведения военных действий меняется и организационно-штатная структура соединений и воинских частей 12-го Главного управления, вырабатываются новые принципы ядерного обеспечения войск.

Вопрос: Хотелось бы узнать, какие меры предпринимаются по повышению надежности охраны объектов Главного управления?

Ответ:  Практически непрерывно ведутся работы по совершенствованию системы их охраны. При этом особая роль в этом процессе отводится интегрированным охранным комплексам, создаваемым на базе самых современных технологий.

Их задачи: своевременное обнаружение террористических и диверсионных групп, максимальное предотвращение и задержка несанкционированных действий, оценка ситуации и корректировка действий подразделений охраны при ведении боевых действий по блокированию и уничтожению нарушителей.

Каждый интегрированный охранный комплекс включает в свой состав инженерно-заградительные препятствия, современные периметровые и объектовые средства обнаружения, системы контроля и управления доступом, сетевого компьютерного управления, телевизионного наблюдения, дежурного и тревожного освещения, предупреждения и воздействия, бесперебойного питания, автоматизированную систему пожарной сигнализации и пожаротушения. При этом на каждом объекте строятся комплексные здания для размещения сил охраны и персонала центрального пункта управления интегрированным охранным комплексом, здания контрольно-пропускных пунктов, устанавливаются бронированные наблюдательные вышки. Все сооружения имеют капитальную конструкцию, обеспечивающую высокую защищенность личного состава. Построенные здания и наблюдательные вышки оснащены необходимой инфраструктурой для обеспечения жизнедеятельности людей.

Вопрос: В ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации происходит сокращение большого числа офицерских должностей. Как эти процессы отразятся на безопасности ядерного арсенала страны и его технической готовности?

Ответ:   В 12-м ГУ Минобороны эксплуатацией ядерных боеприпасов занимаются только офицеры, прошедшие специальную подготовку. Именно они - специалисты высокого уровня - являются нашим главным достоянием, и их непродуманное сокращение могло бы привести к снижению уровня ядерной безопасности стратегического боезапаса Российской Федерации. Благодаря пониманию главой военного ведомства, начальником Генерального штаба сложности и специфики задач, решаемых Главком, численность подразделений, непосредственно обслуживающих ядерные боеприпасы, в новом облике будет достаточной для гарантированного обеспечения безопасной эксплуатации ядерных боеприпасов, находящихся у нас на хранении.

Вопрос: Известно, что в состав Главного управления входит Служба специального контроля. Какие задачи решает личный состав службы?

Ответ:  Служба специального контроля Министерства обороны Российской Федерации выполняет задачи по контролю за проведением ядерных взрывов, соблюдением международных договоров и соглашений в области ограничения и запрещения ядерных испытаний, а также обеспечивает выполнение Минобороны России функций национального органа Российской Федерации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (далее - ДВЗЯИ).

Установление Службой специального контроля 9 октября 2006 г. факта первого ядерного испытания в КНДР вызвало неоднозначные оценки руководства отдельных государств. Лишь спустя некоторое время, понадобившееся для проведения анализа имеющихся данных, ими также были сделаны выводы о факте ядерного испытания в КНДР.

Достоверная и своевременная информация о наличии или отсутствии ядерного оружия - один из важнейших факторов, который должен учитываться при обеспечении военной безопасности Российской Федерации. И вопросы получения такой информации всегда будут актуальны.

В своей деятельности для решения поставленных задач служба получает информацию как от национальных средств контроля, так и от сети Международной системы мониторинга, предусмотренной ДВЗЯИ.

Весь спектр работ по развитию Службы спецконтроля основывается на принципах обеспечения готовности всех подразделений к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки, а также повышения достоверности информации, представляемой органам военного и государственного управления.

Вопрос: В связи с этим возникает вопрос: каковы направления развития службы в современных условиях?

Ответ:   Непрерывное совершенствование средств вооруженной борьбы требует также дальнейшего развития средств контроля. В современных условиях реформирования Вооруженных Сил РФ с учетом Стратегии национальной безопасности РФ, определяющей необходимость рациональных затрат на национальную оборону, служба продолжает выполнять мероприятия, направленные на повышение эффективности контроля. Основными из них являются:

- развитие и оптимизация структуры и состава сети пунктов наблюдения;

- автоматизация процессов сбора и обработки данных, а также переход к цифровой регистрации непрерывной геофизической информации в пунктах наблюдения;

- совершенствование программного и методического обеспечения;

- расширение информационного обеспечения на основе получения и включения в обработку информации от станций Геофизической службы РАН, зарубежных сейсмологических сетей и станций Международной системы мониторинга.

Решая поставленные задачи контроля в режиме непрерывного круглосуточного несения оперативного дежурства, специалистами службы 25 мая нынешнего года было зарегистрировано второе ядерное испытание, проведенное КНДР. Мощность ядерного заряда, взрыв которого осуществлен в 80 км северо-западнее г. Кильчжу, по данным Службы специального контроля, составила 10-20 кт.

Одним словом, личный состав службы вносит весомый вклад в укрепление обороноспособности страны.

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА


  • Показатель Индекса iSi  

Показатель Индекса iSi в июле – августе 2009 г. ПИР-ПРЕСС. 8 сентября 2009

Интенсивность событий международной безопасности мая–августа 2009 г. опровергает известное представление о существовании традиционного летнего затишья. Динамику Индекса международной безопасности летом 2009 г. задавали события в де-факто ядерных КНДР и Пакистане, подозрительном Иране и на всем Ближнем и Среднем Востоке, усилилась внутренняя напряженность в Китае и России. После падения iSi  в мае, связанного с северокорейским ядерным испытанием, в июне показатель вернулся на прежний уровень и 1 июля составил 2905 пунктов. Но далее, поскольку события в основном носили тревожный характер, Индекс снизился: к  1 августа до отметки 2881, а 1 сентября – 2875.  

До конца июля росла напряженность вокруг Северной Кореи.  12 июня Совет безопасности ООН принял резолюцию 1874, которая осуждает Пхеньян и вводит против него дополнительные санкции. В ответ КНДР пообещала, что ответит военными действиями на любые ограничения на море, будет получать уран и плутоний. 4 июля был проведен запуск семи ракет малой дальности. К концу августа ситуация несколько улучшилась. 4 августа в Пхеньян для освобождения из заключения американских журналистов посетил экс-президент США Билл Клинтон, в конце месяца представительная северокорейская делегация прибыла в Сеул на похороны бывшего президента Южной Кореи Ким Дэ Чжуна, где провела неформальные переговоры.  

Президентские выборы в Иране 12 июня раскололи общество и его элиту. Набрав 62,63% голосов, победу одержал действующий президент Махмуд Ахмадинеджад, его основной соперник, представитель реформистского крыла, Мирхоссейн Мусави набрал 33,75%. Оппозиция не согласилась с результатами выборов. Последовавшие массовые протесты, в ходе которых появились жертвы, охватили Тегеран и другие крупные города, но были  жестко подавлены властью. Нет прогресса в решении иранской ядерной проблемы.  

Одним из немногих крупных событий лета, позитивно отразившихся на Индексе,  стала встреча президентов России и США Д.А. Медведева и Барака Обамы. 6-8 июля, возобновление российско-американского диалога по стратегическим аспектам безопасности. Несмотря на непростые переговоры, сторонам все же удалось прийти к общему пониманию основных элементов будущего договора по сокращению наступательных вооружений, а также договориться по  транзиту через территорию России вооружений и военной техники для укрепления позиций международной коалиции в Афганистане.

Более подробно с основными событиями, определяющими динамику Индекса, методологией подсчета и комментариями экспертов Вы можете ознакомиться на сайте интернет-представительства ПИР-Центра по адресу http://isi.pircenter.org.


  • Скоро в ПИРе

25 сентября - Ежегодный бюллетень Пирога выходит из печати

1 октября - 4ая ежегодная Гштаадская конференция по теме "Ядерное нераспространение и разоружение: вызовы и задачи для будущего международного сотрудничества" (Гштаад, Швейцария)

16 октября  - Выход из печати российского издания журнала Индекс Безопасности №3 (90), Осень 2009


  • О бюллетене

Электронный новостной бюллетень Ядерный Контроль представляет собой подборку материалов российских СМИ и собственных материалов ПИР-Центра по проблемам ядерной энергетики и нераспространения ядерного оружия и средств его доставки. В бюллетене публикуются аналитические и информационные статьи, посвященные вопросам контроля над вооружениями, ОМУ-терроризма, экспортного контроля, ядерной энергетики и другим актуальным проблемам международной безопасности, а также мнения известных политиков и ведущих российских экспертов по вопросам внешней политики и глобальной безопасности.

Бюллетень выходит еженедельно по четвергам. Выпускающий редактор бюллетеня – Надежда Теллер.



Вы можете бесплатно подписаться на электронный бюллетень на сайте ПИР-Центра по адресу http://www.pircenter.org/index.php?id=1770.