Ядерный контроль: информация выпуск # 31, 2005 28 сентября – 5 октября - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ядерный контроль: информация выпуск # 28, 2005 7 сентября – 14 сентября 1 675.69kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 27, 2005 31 августа – 7 сентября 1 682.99kb.
Ядерный контроль выпуск # 35, 2006 11 октября– 18 октября 1 416.21kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 37, 2004 13 октября 20 октября 2 644.53kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 35, 2005 26 октября – 2 ноября 2 711.67kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 32, 2004 8 сентября 15 сентября 2 589.21kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 33, 2004 15 сентября 22 сентября 2 519.87kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 34, 2004 22 сентября 29 сентября 2 541.25kb.
Ядерный контроль выпуск #27 (310), 2007 27 сентября – 3 октября 2 483.53kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 25, 2005 17 августа – 24 августа 1 594.98kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 19, 2005 6 июля 13 июля 1 649.43kb.
Имя беды – наркотики можно ли вылечить наркомана принудительно? 1 128.23kb.
- 4 1234.94kb.
Ядерный контроль: информация выпуск # 31, 2005 28 сентября – 5 октября - страница №3/3


Формы поддержки российского ВТС

Пушки в кредит. Алексей Никольский. Ведомости. 3 октября 2005

Россия будет кредитовать страны, готовые купить наше оружие. Большинство стран — экспортеров оружия широко применяет такую схему, но российская промышленность относится к ней настороженно.

Во времена СССР почти все советские танки, самолеты и корабли, поставлявшиеся в третий мир, продавались в кредит. Именно из-за этого образовались те многомиллиардные долги Ирака, Сирии, Эфиопии и других стран, которые Россия благородно списывает все последнее время. Однако практика кредитования военных поставок широко распространена в мире — например, США по программе FMFP предоставляют кредиты на $3-5 млрд в год. Это покрывает примерно четверть поставок американского оружия.

Россия решила не отставать от своего главного конкурента. Первым пробным шаром стал контракт “Рособоронэкспорта” с Иорданией на поставку за $100 млн двух транспортных самолетов Ил-76 МФ, заключенный в августе на выставке МАКС. А как сообщил источник, близкий к Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, на прошлой неделе во время переговоров с индонезийской военной делегацией Москва, помимо традиционной оплаты бартером, предложила Джакарте кредиты для закупок военной техники. Начальник вооружений индонезийской армии генерал ПьетераВаттимена заявил агентству AKI, что его страна готова покупать российское оружие на новых условиях.

Индонезийские военные рассчитывают приобрести в России 12 истребителей Су-27/Су-30, а также авиационное вооружение на сумму до $600 млн. В случае с Джакартой кредитная схема особенно актуальна, поскольку индонезийцы отложили закупки российских истребителей в начале этого года из-за финансовых проблем, вызванных цунами, а в последнее время столкнулись с серьезными финансовыми трудностями из-за роста цен на нефть.

Кроме Иордании и Индонезии, могут рассчитывать на российские экспортные кредиты по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) и другие страны. По словам источника в авиапромышленности, в счет российского кредита уже заключен контракт на ремонт перуанских вертолетов Ми-8 и Ми-24 на сумму около $20 млн. Сейчас с Перу ведутся переговоры о кредитной линии на сумму до $250 млн для ремонта нескольких десятков боевых и транспортных самолетов советского и российского производства.

Всего в проекте бюджета на 2006 г. предусмотрено $500 млн на кредиты иностранным государствам по линии ВТС. Однако раскрыть конкретные данные по странам в Минфине отказались, сославшись на конфиденциальность. По словам источника в одном из госбанков, речь идет о связанных кредитах по ставке, немного превышающей LIBOR.


  • Взрывы артиллерийских складов на Камчатке

Московское эхо камчатских взрывов. Соб. Инф. 4 октября 2005

Жители поселка Южные Коряки, расположенного примерно в 60 километрах от Петропавловск-Камчатского, а также девяти других близлежащих поселков надолго запомнят субботнее утро 1 октября, когда рванули артиллерийские склады Военно-морского флота.

Итог:8 тысяч эвакуированных; 70 миллионов рублей, которые Минобороны обязалось выделить на компенсацию и восстановление населенных пунктов; уголовное дело сразу по двум статьям: 217-й (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах) и 293-й (халатность);застрелившийся от «усталости и напряжения последних дней», ветеран Чечни, координатор ликвидации пожара на военных складах, начальник штаба отдела внутренних дел Елизовского района Камчатки – Егор Щепакин; вопрос утилизации боеприпасов, вновь стоящий на повестке дня.

Местные жители говорят, что если бы вовремя решили вопрос о переносе подлежащих утилизации боеприпасов в штольни Срединного Камчатского хребта, беды бы не случилось.

28 июля правительство рассмотрело предложения Минпромэнерго по внесению изменений в проект федеральной целевой программы (ФЦП) «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 гг.). По данным, полученным в министерстве, общий объем финансирования, необходимый для реализации этой ФЦП оценивается в 73,15 млрд. руб.

Мы попросили прокомментировать эти цифры А.Н. Кириллова - генерального директора «ГП «Спецмет» - предприятия вот уже 9 лет, занимающегося разработкой технологий, конструированием, изготовлением и поставкой Минобороны РФ оборудования для извлечения зарядов из устаревших и непригодных к боевому применению боеприпасов. А.Н. Кириллов весьма скептически отнесся к указанной сумме, посчитав цифры, называемые разработчиками программы - 26,57 млрд. руб. для госбюджета России и 33 млрд. вложений со стороны США - куда более реальными. «73 миллиарда просто не будут освоены или будут освоены характерным для страны способом», - заметил А.Н. Кириллов.

Он подчеркнул, что данная программа будет развиваться даже без участия иностранных партнеров, бескорыстие которых вызывает большие сомнения. Причем при надлежащем использовании уже имеющихся ресурсов, без распыления финансов на создание новых центров утилизации, организация и соответствующее техническое оснащение которых потребует немалых временных (2-3 года) и финансовых затрат, на первоначальном этапе можно будет обойтись заметно меньшими суммами. А.Н. Кириллов отметил, что «достаточно выделить 200-300 млн. руб. в год тому же Главному ракетно-артиллерийскому управлению (ГРАУ), которое вот уже 15 лет успешно и без лишнего шума, решает проблемы утилизации, чтобы добиться заметного улучшения ситуации по стране».

Впрочем, сложно было ожидать другого ответа от главы организации, оснастившей оборудованием производственные участки минимум девяти арсеналов ГРАУ МО РФ. Однако слова, продиктованные дипломатическими соображениями, не всегда расходятся с реальным положением вещей. По крайней мере, А.Н. Кириллов ручается, что точное количество боеприпасов, находящихся на подведомственных ГРАУ складах, организации известно. Сказать то же об администрации Военно-морского флота, отвечавшей за злополучные хранилища на Камчатке, он не может.

По мнению А.Н. Кириллова, события на Камчатке наглядно демонстрируют, к чему приводит недостаточное финансирование и пренебрежение человеческим фактором. Причем передача утилизации вооружений и боевой техники из ведения Минобороны гражданским ведомствам способна только ухудшить ситуацию - отмечает эксперт. «Я считаю, что Федеральное агентство по промышленности и Минобороны должны разделить ответственность в отношении 50 на 50. Неправильно, если Минобороны начнет выступать в роли просителя. Деньги необходимо выделять напрямую».

Руководитель «Спецмета» также постарался развеять представление, что в такой прибыльный бизнес, как утилизация боеприпасов, сразу кинется множество частных инвесторов. «Время ценных латунных гильз, о которых так любят говорить журналисты, закончилось. Все уже разобрано. Это как первый этап приватизации. Наступило время гильз стальных, время долгосрочных вложений, но частные инвесторы к этому не готовы».

Всего утилизации подлежат 500 стратегических, 5 тыс. крылатых и 30 тыс. зенитных ракет, более 1 тыс. летательных аппаратов, более 5 млрд. Штук артиллерийских снарядов, десятки миллиардов патронов. Поэтому программа, рассчитанная на пять лет, скорее всего и после 2010 года не прекратит существования. Причем пик работ по утилизации, про оценкам Минобороны, придется на 2012-2013 годы.

Пока же об этом идут переговоры, склады продолжают взрываться. И все чаще возникают вопросы, не являются ли эти взрывы, попыткой замести следы хищений.



МНЕНИЕ

  • Интервью с командующим Космическими войсками В.А. Поповкиным

Надежный щит отечества. Александр Долинин, Александр Богатырев. Красная Звезда. 4 Октября 2005

ВОПРОС: Космическая сфера по-прежнему остается одной из самых стремительно развивающихся в мире, Китай отправил в "звездную командировку" первого тайконавта, американцы готовят экспедицию на Марс. Какие, на ваш взгляд, существуют тенденции в ее развитии, какую роль в этом процессе занимает Россия, и Космические войска в частности?

Освоение космического пространства неотъемлемая часть существования человечества. Космос уже сегодня вносит существенный вклад в обеспечение военного могущества и социально-экономического благополучия ведущих мировых держав. Имеет место устойчивая тенденция к дальнейшему возрастанию этого вклада, чем и обусловлено стремление многих государств к расширению своих космических программ. Это еще раз подтверждают приведенные вами примеры.

Что касается России, то вопросы, связанные с космической деятельностью, находятся под пристальным вниманием руководства страны. В современных условиях мы продолжаем оставаться одной из ведущих космических держав, государственная политика последних лет позволяет надеяться на сохранение этого статуса в будущем. Яркий пример поддержание жизнедеятельности МКС в течение длительного перерыва в полетах американских шаттлов. Сейчас удалось добиться положительной динамики и в развитии военно-космической деятельности. В настоящее время завершается создание и проводятся летные испытания целого ряда перспективных космических систем военного назначения. Уже с 2006 года мы планируем преимущественно запуски КА нового поколения полностью российского производства с тактико-техническими характеристиками, не уступающими лучшим зарубежным аналогам.

Также ускорена реализация ряда государственных программ по развитию космических систем связи, навигации и дистанционного зондирования Земли. Успешно проходят летные испытания перспективных ракетно-космических комплексов Протон-МСоюз-2 иРокот. Не первый год идут работы по созданию комплекса Ангара.



ВОПРОС: Какой вклад вносят Космические войска в реализацию этого проекта?

Сразу следует отметить, что космический ракетный комплекс Ангара создается на основе унифицированного ряда ракет легкого, среднего и тяжелого классов. Он будет способен выводить практически весь спектр перспективных полезных нагрузок в интересах Министерства обороны Российской Федерации во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит, в том числе и на геостационарную орбиту, обеспечивая действительно гарантированную независимость отечественного военного космоса. Кроме того, ракеты семейства "Ангара" не будут использовать агрессивное и токсичное ракетные топливо. Это позволит существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса как в прилегающем к космодрому регионе, так и в районах падения отделяющихся частей ракет.

Комплекс Ангара создается как средство двойного назначения. Его финансирование осуществляется на долевой основе с Федеральным космическим агентством и ГКНПЦ им. Хруничева. В частности, на Космические войска возложена ответственность за проведение всех работ по строительству наземной инфраструктуры КРК "Ангара" на космодроме Плесецк. С целью ускорения темпов этих работ по поручению Президента Российской Федерации разработан проект федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов", который в настоящее время направлен на утверждение в Правительство Российской Федерации. Реализацию данной программы мы планируем начать уже с 2006 года.

ВОПРОС: В прошлом году на космодроме Плесецк был успешно проведен первый испытательный пуск ракеты-носителя "Союз-2". Как скоро эта ракета сможет пополнить боевой строй Космических войск?

В настоящее время проводятся летные испытания ракеты-носителя Союз-2. Второй испытательный пуск ракеты планируется провести в 2006 году с космодрома Плесецк. После проведения летных и зачетных испытаний ракета-носитель Союз-2 будет принята на вооружение Космических войск в установленном порядке.



ВОПРОС: Как идет процесс создания и внедрения радиолокационных станций высокой заводской готовности, которые придут на смену действующим станциям в объединении ракетно-космической обороны?

Головные образцы радиолокационных станций высокой заводской готовности создаются для применения в системе предупреждения о ракетном нападении. Изготовление технологического оборудования для минимального состава радиолокационных станций высокой заводской готовности завершено. Оборудование и аппаратура доставлены на объекты, где начались монтажно-настроечные работы инженерных конструкций в соответствии с планом-графиком. Завершение работы и представление радиолокационных станций высокой заводской готовности на государственные испытания запланированы на 2006 год. В 2005 году вышло постановление Правительства Российской Федерации, посвященное оснащению космических и транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС.



ВОПРОС: Какова роль Космических войск в реализации этого постановления?

В Министерстве обороны Российской Федерации разрабатывается План по оснащению космических и транспортных средств навигационной аппаратурой потребителей системы ГЛОНАСС. В нем предполагается определить средства, на которые необходима установка аппаратуры ГЛОНАСС, и этапы реализации выполнения данного постановления Правительства Российской Федерации. Космические войска в соответствии с руководящими документами Министерства обороны Российской Федерации сопровождают разработку аппаратуры ГЛОНАСС и планируют закупку исходя из заявок, полученных от видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Все зависящее от Космических войск для реализации постановления Правительства Российской Федерации по оснащению космических и транспортных средств навигационной аппаратурой потребителей системы ГЛОНАСС будет выполнено качественно и в установленный срок.



ВОПРОС: 16-21 августа Космические войска приняли участие в Международном авиакосмическом салоне - 2005. Какова роль Космических войск в реализации космических программ международного сотрудничества?

В последнее время наблюдаются тенденции по расширению и активизации сотрудничества России с иностранными государствами в области космической деятельности. В качестве примеров такого сотрудничества можно привести Программу Европейского космического агентства Союз в Гвианском космическом центре" по созданию на космодроме во Французской Гвиане стартового комплекса для российской ракеты-носителя Союз, подписание на высшем уровне российско-индийских соглашений по сотрудничеству в космической сфере, программы по сотрудничеству с Бразилией, другими государствами, ряд других международных программ.

При реализации программ и проектов международного сотрудничества специалисты Космических войск осуществляют пусковые услуги, принимают участие в управлении космическими аппаратами. Кроме того, мы обладаем солидным опытом при осуществлении космической деятельности, которым готовы поделиться и уже делимся с иностранными партнерами, естественно, в разрешенных рамках. И, конечно, специалисты Космических войск принимают самое активное участие в подготовке правовой базы такого международного сотрудничества - это и разработка проектов соглашений, договоров, контрактов, а также участие в переговорах с представителями иностранных государств. В августе с.г. состоялся VII Международный авиационно-космический салон "МАКС-2005". Космические войска второй раз принимали участие в этом представительном форуме ведущих отечественных и зарубежных организаций и предприятий. Интерес к нашей экспозиции подтвердил тенденции по дальнейшему возрастанию роли Космических войск в отечественной и мировой космической кооперации, расширению деловых партнерских связей с отечественными и зарубежными предприятиями ракетно-космической отрасли и потенциальными партнерами в деле освоения космоса и практического использования этих результатов.

ВОПРОС: В прошлом году между командованием Космических войск и руководством Санкт-Петербурга было подписано соглашение о сотрудничестве. Подобный документ ранее был также подписан с правительством Московской области. Не планируется ли в обозримом будущем установление такого рода контактов с другими субъектами РФ?

Сотрудничество с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в социальной и культурной сферах одно из приоритетных направлений нашей работы по решению проблем социального характера, патриотического воспитания и культурно-досугового обеспечения. Это сотрудничество имеет обоюдный интерес. Подтверждение тому долгосрочное конструктивное взаимодействие с правительством Московской области и городом Санкт-Петербургом. Мы оказываем помощь исполнительной власти в районах дислокации воинских частей Космических войск в организации и проведении военно-шефской работы с допризывной молодежью, участвуем в совместных культурных проектах. Органы власти, в свою очередь, помогают командованию воинских частей в проведении гарнизонных мероприятий. Особенно это было важно в период празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Но наши отношения не ограничиваются только культурным обменом и военно-патриотической работой. Правительство Московской области оказало помощь в оборудовании ведомственной школы Минобороны 5 Балхашского гарнизона (Республика Казахстан). Правительство Санкт-Петербурга приняло участие в совершенствовании учебно-материальной и спортивной базы Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, благоустройстве территории академии. Примеров такого сотрудничества можно привести очень много. Эта работа будет развиваться и впредь.



ВОПРОС: 1 сентября начался новый учебный год в учебных заведениях страны. Каковы перспективы развития научной школы вузов Космических войск и подготовки будущих офицеров армии XXI века?

Вузы Космических войск являются не только учебными заведениями, но и крупными научными центрами. К примеру, в Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского функционируют 32 научные школы и 13 постоянно-действующих научно-технических семинаров. В академии с участием курсантов созданы и запущены в космос сверхмалые КА Можаец, открывающие новое направление в освоении космического пространства. На базе академии ежегодно проводятся 2-3 межвидовые научно-технические конференции, исследовательские КШВИ и КШУ. В текущем году проведены Научно-практическая конференция Космических войск и выставка, посвященная 180-летию со дня рождения А.Ф. Можайского и 50-летию со дня присвоения академии его имени. Не отстают от академии и ученые двух наших военных институтов - Пушкинского и Московского. Учеными этих вузов за 2004/2005 год выполнено порядка 50 научно-исследовательских работ по различной тематике. Естественным считаю тот факт, что основные усилия ученых наших вузов сосредоточены на совершенствовании образовательного процесса. И это дает свои результаты.

С этого года мы возобновили обучение офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой в ВКА им. А.Ф. Можайского. Этому значимому событию предшествовала долгая и кропотливая работа как командования академии, так и офицеров управлений, отделов и служб Космических войск. Могу констатировать, что в академии созданы все условия, для того чтобы слушатели могли сосредоточиться только на учебном процессе. Уверяю, что таких условий для учебы и быта слушателей на данный момент нет больше ни в одной военной академии. В результате 1 сентября, в день знаний, в едином строю стояли разные поколения обучаемых - 14-летние первокурсники кадетского корпуса, курсанты академии и старшие офицеры - слушатели созданного командного факультета. На сегодняшний день, когда оптимизация системы военного образования еще не завершена, трудно строить долгосрочные прогнозы относительно дальнейшей судьбы вузов Космических войск, однако уверен, что командование, профессорско-преподавательский состав Военно-космической академии, Пушкинского и Московского военных институтов радиоэлектроники способны вырастить настоящих офицеров-специалистов из тех молодых ребят, которые носят курсантские погоны или только готовится стать в курсантский строй.

ИНФОРМАЦИЯ ПИР-ЦЕНТРА


  • Образовательная программа повышения квалификации в области ядерного нераспространения для специалистов

С 25 по 30 сентября в ЗАТО Железногорск состоялась Образовательная программа повышения квалификации в области ядерного нераспространения для специалистов и преподавателей Сибирского региона, организованная ПИР-Центром политических исследований в России совместно с Центром исследований проблем нераспространения (ЦИПН) Монтерейского института международных исследований (США).

Образовательная программа осуществлялась в форме лекционного курса, который позволяет расширить представление слушателей о проблематике ядерного нераспространения и получить необходимые методические материалы и литературу для использования в профессиональной деятельности. В этом году программа была проведена в ЗАТО Железногорск Красноярского края. В образовательной программе приняли участие 20 участников из Красноярска, Новосибирска, Томска, ЗАТО Северск, Зеленогорск, Железногорск, Новоуральск. В сентябре 2004 г. аналогичная программа была проведена в ЗАТО Новоуральск для специалистов Уральского региона.

Тематика образовательной программы, включала следующие вопросы: история образования режима ядерного нераспространения; роль международных организаций и многосторонних органов в укреплении режима; российское законодательство в области нераспространения; новые тенденции в стратегии ядерных государств; проблемы утилизации высокоактивных отходов и избыточных материалов оружейного качества; региональные вызовы режиму нераспространения; контроль над ядерными вооружениями; современное состояние режима нераспространения; угроза терроризма с использованием оружия массового уничтожения.

Преподавателями лекционного курса стали ведущие российские и зарубежные специалисты. Среди них: председатель Совета ПИР-Центра Чрезвычайный и Полномочный Посол Р.М. Тимербаев; заместитель директора ПИР-Центра А.В. Хлопков; доцент МГИМО МИД РФ, член Экспертно-консультативного совета ПИР-Центра И.А. Ахтамзян; старший научный сотрудник ЦИПН Монтерейского института международных исследований, член Экспертно-консультативного совета ПИР-Центра Н.Н. Соков; научный сотрудник ЦИПН Монтерейского института международных исследований Маргарита Севчик.

В рамках образовательной программы были проведены два круглых стола, посвященных современным проблемам нераспространения. Значительный интерес вызвало обсуждение реализации в ЗАТО Железногорск Инициативы ядерных городов, а также Программы по закрытию реакторов, производящих плутоний, и строительству замещающих энергетических мощностей.

Наибольшую активность в ходе обсуждения данной проблематики проявили В.П. Малый(ООО «Сибирские электронные технологии»), И.В. Беспаленко (Новосибирский Государственный университет), А. А. Филипас (Северская Государственная технологическая академия), И.В. Мачулин (Горно-химический комбинат).

Важной составляющей Образовательной программы стало знакомство с историей города и градообразующих предприятий ЗАТО Железногорск. Вице-президент молодежного отделения «Ядерное общество России» И.В. Мачулин ознакомил слушателей программы с деятельностью Горно-химического комбината.

Образовательная программа повышения квалификации в области ядерного нераспространения для специалистов и преподавателей Сибирского региона была проведена при поддержке Министерства энергетики США.

25 сентября по приглашению профессорско-преподавательского состава Красноярского Государственного университета (КрГУ) Председатель Совета ПИР-Центра и Чрезвычайный и Полномочный Посол Р.М. Тимербаев и заместитель директора ПИР-Центра А.В. Хлопков выступили с лекциями перед студентами КрГУ.

О программах образования в области нераспространения вы также можете узнать, посетив специальный раздел на сайте ПИР-Центра: http://edu.pircenter.org/



За дополнительной информацией об образовательных проектах ПИР-Центра следует обращаться к координатору образовательных программ Центра Екатерине Вотановской по тел. +7 (095) 234-0525, или votanovskaya@pircenter.org.
<< предыдущая страница