Введение Small Basic и программирование - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Введение Small Basic и программирование - страница №1/6



Microsoft Small Basic

Знакомство с программированиемГлава 1


Введение

Small Basic и программирование


Под словами программирование для компьютера понимается процесс создания программного обеспечения с использованием языков программирования. Подобно тому, как люди могут понимать английский, или испанский, или французский языки и разговаривать на них, компьютеры могут понимать программы, написанные на специальных языках. Эти языки и называются языками программирования. Изначально существовало всего несколько таких языков, которые были достаточно просты для изучения и понимания. Но по мере развития компьютеров и ПО языки программирования также начали быстро эволюционировать, попутно включая в себя более сложные понятия. В результате, большинство современных языков программирования и их понятия довольносложны для начинающих разработчиков. Сложность восприятия у многих отбивает желание изучить или хотя бы попытаться понять компьютерное программирование.

Язык программирования Small Basic предназначен для того, чтобы сделать обучение программированю предельно простым и доступным занятием для новичков, которое также может приносить удовольствие. Язык Small Basic разрабатывался с намерением снести барьер сложности и проложить дорогу в удивительный мир компьютерного программирования.


Среда разработки Small Basic


Начнем с краткого введения в среду разработки Small Basic. Запуская SmallBasic.exe в первый раз, Вы увидите окно, которое выглядит следующим образом.



Рисунок 1 – Среда разработки Small Basic

Так выглядит среда Small Basic, где мы будем писать и запускать программы Small Basic. Среда разделена на несколько четко различимых между собой частей.

В Редакторе, обозначаемом [1], мы будем писать программный код на языке Small Basic. Если вы откроете образец программы или ранее сохраненную программу, то она отобразится в этом редакторе. В нем вы можете изменять программу и сохранять ее для дальнейшего использования.

Вы также можете открыть сразу несколько программ и работать более чем с одной программой одновременно. Каждая программа, в которой Вы работаете, будет отображаться в отдельном редакторе. Редактор, в котором отображается программа, над которой Вы работаете в данный момент, называется активным редактором.



Панель инструментов, обозначаемая [2], используется для исполнения команд либо в активном редакторе, либо в операционной среде. С разнообразием команд мы познакомимся в процессе изучения Small Basic.

Рабочая область, обозначаемая [3], - это часть, где располагаются все окна редакторов.

Наша первая программа


Теперь, когда Вы уже знакомы со средой Small Basic, мы можем перейти к следующему этапу и начать программирование в ней. Как уже было ранее отмечено, редактор – это поле, в котором мы пишем команды. Давайте посмотрим, что произойдет, если мы напечатаем следующую строку в редакторе.

TextWindow.WriteLine("Здравствуй, мир!")

Это наша первая программа на языке Small Basic. Если Вы напечатали все верно, то в окне редактора должно появиться то же самое, что Вы видите на Рисунке 2.



Рисунок 2 – Первая программа

Теперь, когда мы напечатали нашу первую программу, давайте запустим ее и посмотрим, что произойдет. Запустить программу можно либо нажав на значок Run, который расположен на панели инструментов, либо используя «горячую клавишу» F5 на клавиатуре. Если Вы все сделали правильно, то в результате выполнения нашей программы должно появиться такое же окно, как Вы видите ниже.



png" align=bottom width="488px" height="45px" border=0>

Рисунок 3 – Вывод первой программы


Пока Вы печатали свою первую программу, Вы наверняка заметили всплывающее окно с перечнем команд (Рисунок 4). Это Контекстное Меню помогает Вам набрать программу быстрее. Передвигаться по нему можно с помощью клавиш Вверх/Вниз. Выбрав необходимую Вам команду, нажмите Enter, чтобы вставить ее в программу.
Поздравляем! Вы только что написали и запустили первую программу Small Basic. Очень короткую и простую программу, которая, тем не менее, является важным этапом на пути к тому, чтобы стать настоящим компьютерным программистом! Перед тем, как перейти к написанию более серьезных программ, необходимо обратить внимание на еще одну деталь. Нам необходимо понять, что произошло – что именно мы приказали компьютеру сделать, и как он узнал, что ему нужно сделать именно это? Для того, чтобы это понять, в следующей главе мы проанализируем программу, которую только что написали.



Рисунок 4 – Контекстное меню

Сохранение программы


Если Вы хотите выйти из Small Basic и вернуться к работе над программой, которую только что напечатали, позже, Вы можете просто сохранить её. Сохранять программы время от времени – хорошая привычка, таким образом, Вы застрахованы от потери информации в случае внезапного отключения питания компьютера. Текущую программу можно сохранить либо нажав на значок “save” на панели инструментов, либо используя сочетание клавиш “Ctrl+S” (нажатие клавиши S при нажатой клавише Ctrl).

Глава 2

Анализ первой программы

Что в действительности представляет собой компьютерная программа?


Программа – это набор команд для компьютера. Эти команды описывают компьютеру точную последовательность его действий, которые он всегда выполняет. Как и люди, компьютеры выполняют команды, только если они написаны на понятном им языке. Такие языки и называются языками программирования. Существует множество языков, которые понятны компьютеру, и Small Basic относится к одним из них.


Существует множество языков, которые понятны компьютеру. Java, C++, Python, VB и т.п. являются мощными современными компьютерными языками, которые используются для разработки как простых так и сложных программ системы ПО.
Представьте себе разговор между Вами и Вашим другом. Вы будете пользоваться словами, из которых складываются предложения, чтобы передавать друг другу информацию. Подобно этому, языки программирования содержат в себе разнообразные сочетания слов, которые складываются в предложения и передают информацию в компьютер. Поэтому программы – это, в сущности, предложения (иногда всего несколько, а иногда тысячи предложений), которые вместе представляют одинаковый смысл, как для программиста, так и для компьютера.

Программы Small Basic


Обычная программа Small Basic состоит из связки командных предложений. Каждая строка программы представляет собой предложение, и каждое предложение является командой для компьютера. Когда мы просим компьютер запустить программу Small Basic, он переходит к программе и считывает первое предложение. Понимая, что именно мы хотим, он выполняет нашу команду. Выполнив первую команду, он возвращается к программе, считывает вторую строку и выполняет следующую команду. Компьютер продолжает выполнять команды до тех пор, пока не дойдет до конца программы. Только тогда вся программа будет выполнена.

Вернемся к нашей первой программе


Ниже приведена первая программа, которую мы набрали:

TextWindow.WriteLine("Здравствуй, мир!")

Это очень простая программа, которая состоит из одного предложения. Это предложение приказывает компьютеру вписать строку текста Здравствуй, мир в Текстовое Окно (Text Window).

Буквально компьютер понимает это предложение как команду:

Написать Здравствуй, мир!

Вы уже наверняка заметили, что командное предложение можно разбить на несколько более коротких, так же как предложение можно разбить на слова. В первом предложении можно выделить 3 отдельные части:



  1. TextWindow

  2. WriteLine

  3. “Здравствуй, мир!”


Знаки пунктуации, такие как кавычки, пробелы и скобки, являются важным элементом в компьютерных программах. Изменив их расположение в предложении или их количество, можно изменить передаваемый смысл.
Точка, скобки и кавычки являются знаками пунктуации, которые необходимо ставить в определенных местах предложения, чтобы компьютер понял, чего именно мы от него хотим.

Вспомните черное окно, которое появилось, когда мы запускали нашу первую программу. Это окно черного цвета называется TextWindow (Текстовым Окном) или иногда применяется термин Консоль. Именно там отображается результат выполнения программы. Текстовое Окно в нашей программе называется объектом. Существует несколько таких объектов, доступных для использования в наших программах. Мы можем выполнять несколько различных операций с этими объектами. В нашей программе мы уже использовали операцию WriteLine. Вы также наверняка заметили, что за командой WriteLine следует Здравствуй, мир! в кавычках. Этот текст выступает в роли вводимых данных при выполнении операции WriteLine, который потом выводится пользователю на экран. Как мы уже сказали, это называется вводимыми данными для выполнения операции. Для выполнения одних операций требуется введение одних или нескольких таких данных, для выполнения других операций введение данных может и не потребоваться.


Наша вторая программа


Теперь, проанализировав и поняв нашу первую программу, давайте продолжим и разнообразим ее, добавив цвета.

TextWindow.ForegroundColor = "Yellow"

TextWindow.WriteLine("Здравствуй, мир!")



Рисунок 5 – Добавление цвета

После запуска программы, написанной выше, Вы заметите, что в результате выполнения программы в Текстовом Окне выводится та же самая фраза “Здравствуй, мир!”, но на этот раз она напечатана желтым цветом вместо серого, которым фраза выводилась раньше.





Рисунок 6 - Hello World желтым цветом

Обратите внимание на новое предложение, которое мы добавили в нашей программе. Там используется новое слово ForegroundColor, значение которого мы приравняли к значению Yellow” («Желтый»). Это означает, что мы присвоили “Yellow” к ForegroundColor. Теперь различие между операциями ForegroundColor и WriteLine заключается в том, что ForegroundColor не потребовала ни ввода данных, ни скобок. Вместо этого, за операцией последовал символ равно и слово. Мы определяем операцию ForegroundColor как Свойство Текстового Окна. Ниже приведен список значений, которые используются в свойстве ForegroundColor. Попробуйте заменить “Yellow” одним из них и посмотрите, что произойдет – не забудьте про кавычки, это обязательный знак препинания.

Black (Черный)

Blue (Синий)

Cyan (Голубой)

Gray (Серый)

Green (Зеленый)

Magenta (Малиновый)

Red (Красный)

White (Белый)

Yellow (Желтый)

DarkBlue (ТемноСиний)

DarkCyan (ТемноГолубой)

DarkGray (ТемноСерый)

DarkGreen (ТемноЗеленый)

DarkMagenta (ТемноМалиновый)

DarkRed (ТемноКрасный)

DarkYellow (ТемноЖелтый)



Глава 3

Использование переменных

Использование переменных в нашей программе


Было бы неплохо, если наша программа напечатала бы “Здавствуйте” с последующим именем пользователя, вместо обобщающего выражения “Здравствуй, мир!”, не правда ли? Чтобы это сделать, нам сначала необходимо узнать имя пользователя, потом сохранить его где-нибудь, а потом вывести “Здравствуйте” с именем пользователя. Давайте посмотрим, как это можно сделать:

TextWindow.Write("Введите Ваше имя: ")

name = TextWindow.Read()

TextWindow.WriteLine("Здравствуй, " + name)

После того, как Вы напечатаете и выполните описанную выше программу, Вы увидите следующий результат:



Рисунок 7 – Узнаем имя пользователя

И когда Вы введете свое имя и нажмете ENTER, Вы увидите следующее:





Рисунок 8 – Теплое приветствие

Если вы еще раз запустите эту программу, то компьютер еще раз спросит у вас ваше имя. Вы можете вписать другое имя, и он напишет Здравстввйте с другим именем.



следующая страница >>