Всесоюзная фирма грампластинок - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Всесоюзная фирма грампластинок 1 37.34kb.
Соколов Дмитрий – Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзэн... 3 1344.55kb.
Убопубойный политотдел Политика • Новости • Провокации Продажный... 1 11.97kb.
Л. Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК кпсс сменил: 1 Г. 1 52.9kb.
Задача Фирма выпускает прогулочные и спортивные велосипеды. 1 44.03kb.
«Рай на земле»: об архитектурном образе советской утопии 1 152.2kb.
Элементы иллюминации для праздничного оформления города к «Наурыз... 1 39.43kb.
Евразийской ассоциации профсоюзных организаций университетов 1 59.05kb.
Исследовательская работа «мы историей славной едины» тема исследовательской... 1 129.45kb.
Перечень членов нп гап (сро) (по состоянию на 01. 06. 2011) 1 246.73kb.
Литература александров. Современная психотерапия. М. Меопресс, 1998 1 30.2kb.
5. Ответьте на вопросы: Что «бегает» в фуге? 1 17.74kb.
- 4 1234.94kb.
Всесоюзная фирма грампластинок - страница №1/1





МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР

МЕЛОДИЯ

ВСЕСОЮЗНАЯ ФИРМА ГРАМПЛАСТИНОК









И. С. БАХ

(1685—1750)

ВОСЕМЬ МАЛЕНЬКИХ ПРЕЛЮДИЙ И ФУГ ДЛЯ ОРГАНА
ДО МАЖОР, BWV 553 (3.54) СОЛЬ МАЖОР, BWV 557 (4.16)

РЕ МИНОР, BWV 554 (4.06) СОЛЬ МИНОР, BWV 558.(5.21)

МИ МИНОР, BWV 555 (4.35) ЛЯ МИНОР, BWV 559 (4.23)

ФА МАЖОР, BWV 556 (2.56) СИ БЕМОЛЬ МАЖОР, BWV 560 (3.54)

ПАРТИТЫ НА ХОРАЛЬНУЮ ТЕМУ (1-Х) МИ МИНОР, BWV 770 (16.35)


ГАРРИ ГРОДБЕРГ

уществуют споры относительно времени воз­никновения Восьми маленьких прелюдий и фуг для органа. Одни исследователи причисляют их к юношеским сочинениям Иоганна Себа­стьяна Баха, другие, ссылаясь на некоторые стилистические черты, считают их произведе­ниями зрелого композитора, написанными для обучения его старших детей игре на органе; третьи вовсе оспаривают принадлежность этих пьес Баху и пытаются до­казать авторство И. Л. Кребса (1713—1780), ученика вели­кого композитора.

Маленькие прелюдии и фуги для органа в равной степени интересны как для учащихся, так и для слушателей. «До сих пор нет еще лучшей органной школы, — писал А. Швейцер. — Любой ученик, владеющий в некоторой степени клавирной техникой, без предварительной подготовки может начинать с этих прелюдий и фуг, «чтобы совершенствоваться в поль­зовании педалью», как говорили во времена Баха. Они дове­дут его до цели быстрее и лучше, чем современные органные пособия...»

Прелюдия до мажор построена на непрерывном движении. Активные скачки в мелодии создают большое напряжение и придают музыке, неудержимо стремящейся вперед, необыч­ную энергию. Четырехголосная фуга строится на короткой теме. В середине и в конце фуги встречаются так называемые стреттные (сжатые) проведения — тема появляется в следу­ющем голосе раньше, чем кончается ее изложение в преды­дущем.

Прелюдия ре минор написана в трехчастной форме. В ос­нове ее лежит патетическая тема. Средняя часть, более спо-

койная по характеру, начинается движением по разложенным аккордам, но постепенно активизируется, органично подводя к повторению материала первой части. В фуге лежит активная тема с развитым мелодическим рисунком, энергичными скач­ками в первой половине и спокойным нисходящим движением во второй.

Неторопливая торжественная Прелюдия ми минор изло­жена полифонически (с преобладанием четырехголосия). В целом эта прелюдия отличается большой мелодической насы­щенностью. Фуга, строгая и сосредоточенная, также развива­ется в неторопливом движении.

Прелюдия фа мажор, написанная в трехчастной форме, открывается яркими призывными интонациями, которые растворяются затем в более общих формах движения. В спо­койной средней части также возникают активные выразитель­ные интонации. Тема фуги имеет много общего с темой прелюдии. Напор и стремление вперед — основное эмоци­ональное состояние этой пьесы.

Прелюдия соль мажор имеет единственное во всем сборнике авторское указание характера исполнения — Grave (медленно, важно). В первом, вступительном, разделе насы­щенные терпкими звучаниями аккорды переходят один в другой. В дальнейшем развитии изложение приближает пре­людию к свободной импровизационной фантазии. Фуга во многом родственна прелюдии: тема, изобилующая задержани­ями и синкопами, создает впечатление полной ритмической свободы, и только кадансы возвращают в русло строгого ритма.

Монументальна, торжественна Прелюдия соль минор. Фуга четко отграничена от прелюдии, написана в другом

СТЕРЕО 33 СМ 01843-44

метре и по своему замыслу и характеру приближается к боль­шим органным фугам Баха. Музыка фуги достигает большого эмоционального накала.

В Прелюдии ля минор значительную роль играют импрови­зационные элементы. Неторопливая фуга строится на очень протяжной певучей теме.

Ликующая Прелюдия си бемоль мажор основана на актив­ном движении. Построенная на упругой, ритмически яркой теме, напоенная радостью и весельем, праздничная фуга с перекличками голосов и яркими мелодическими скачками завершает этот цикл.

Партита ми минор на хорал „Ach, was soil ich Sünder machen" (BWV 770) — одно из самых ранних сочинений И. С. Баха, написана около 1700—1702 годов в Люнебурге.

Партиты (вариации) на хоральные мелодии получили рас­пространение в XVII веке, главным образом, в творчестве северонемецких композиторов — Г. Бема, Д. Букстехуде и других.

Партиты предназначались для светского, домашнего музи­цирования на клавесине или переносном органе-портативе, не имеющем педальной клавиатуры. По своей форме и приемам партиты близко примыкают к светским вариациям англий­ских вирджиналистов и к вариациям замечательного нидер­ландского композитора Я- П. Свелинка (1562—1621). С другой стороны, немецкое вариационное искусство заимствует италь­янские принципы варьирования на неизменный бас (basso ostinato—формы пассакалии и чаконы).

Кроме того, клавирное искусство в этот период обогащается целым арсеналом приемов, выработанных в практике игры на других инструментах (например, разнообразные типы скри­пичных пассажей). В некоторых ранних партитах (напри­мер, у Букстехуде) вариации писались в манере различных танцев (сарабанда, куранта и т. д).

Таким образом, партиты приближались к жанру танцеваль­ной сюиты. Обработка духовной мелодии в характере танца, смешение светского и духовного не является исключительным для того времени: ведь многие хоралы ведут свое происхож­дение от народных песен (любовных, застольных), а органис- ты часто использовали для занятий на органе (в церкви) веселые народные мелодии.

Партита ми минор состоит из десяти частей — хорала и его девяти вариаций.

I. Хорал излагается преимущественно аккордами, в кла­


весинном стиле, хотя в отдельные моменты дано более разви­
тое голосоведение.

II. Двухголосная вариация; украшенная мелизмами и про­


ходящими нотами, мелодия звучит на фоне равномерной пос­
тупи баса.

1П—VI. Группа вариаций, изложенных в непрерывном движении шестнадцатыми. Сначала — это орнамент, украша­ющий контуры мелодии на фоне отрывистых аккордов. Затем —-насыщенная подголосками полифоническая ткань. Дальше — пассажи, сопровождающие аккордовое изложение хоральной мелодии, и, наконец, на фоне аккордового движения в ниж­них голосах — свободные арабески верхнего голоса, с трудом позволяющие угадать контуры основной мелодии.

VII. Вариация написана в характере старинного танца —
жиги. Короткие попевки имитируются всеми голосами.

VIII. Эти же попевки, изменяясь, образуют призывный


возглас баса, лежащий в основе этой вариации. Ему отвечают
пассажи в верхнем голосе.

Две последние, большие вариации — IX и X — написаны в духе хоральных фантазий северогерманских мастеров, в пер­вую очередь Д. Букстехуде.

IX. Медленная созерцательная вариация изложена в ритме
сарабанды — старинного испанского танца. Здесь композитор
применяет яркие контрасты, противопоставляя одноголосное
изложение полнозвучному аккордовому. В дальнейшем исполь­
зуется прием имитации — тема поочередно вступает во всех
голосах.

X. В залючительной, быстрой вариации Бах пользуется


разнообразными полифоническими приемами; хоральная мело­
дия проводится в разных голосах, движение шестнадцатыми
чередуется с триолями и т. д. Эта яркая пьеса, написанная в
манере импровизации, завершает партиту.

Р. Копчевский




ленинградский завод грампластинок Зак. 27. Тир. 1900. Тип. завода

APT. 10-9. ЦЕНА 1 РУБ. 45 КОП.



12.03.84 г. ЛФОП 1. 3. 2449—15000.