Всеобщая история - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Всеобщая история - страница №1/3



Министерство экономического

развития и торговли Российской Федерации




Министерство образования и науки

Российской Федерации

Государственный университет –




Факультет философии




Программа дисциплины




ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ


Автор Зарецкий Ю.П.

Рекомендовано секцией УМС Секция факультета философии


Председатель Порус В.Н.

____________________________

«____» _______________200__г.
Утверждено УС факультета философии

Ученый секретарь

____________________________

«____» _______________200__г.


Одобрено на заседании

кафедры истории философии


Зав. кафедрой Руткевич А.М.

____________________________

«_____» _____________200__г.


Москва


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа курса “Всеобщая история” составлена в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к вузовской подготовке специалиста в гуманитарной области. Первая её часть предполагает систематическое изучение мирового исторического процесса с древнейших времён до нового времени. При этом программа в первую очередь ориентирует на знакомство с центральными сюжетами в истории различных цивилизаций Востока и Запада и опускает многие, порой достаточно значительные, пласты прошлого человечества из-за ограниченности отведённого на курс времени.

Она включает предисловие, разъясняющие содержание таких центральных понятий, как “история” и “цивилизация”, а также дающее общее представление о важнейших этапах изучения прошлого человечества. Основная её часть охватывает периоды первобытного общества, Древнего Востока, античности, Средних веков, раннего нового, нового и новейшего времени. Используемое в предлагаемой программе понятие “раннее Новое время” также может показаться непривычным для большинства читателей, знакомых преимущественно с отечественной исторической литературой. Однако совершенно очевидно, что без специального выделения этого периода, как это принято в мировой науке, и уяснения его рубежного места в истории мировых цивилизаций, сегодня уже никак не обойтись.

Заложенное в основу программы понятие “цивилизация” трактуется чрезвычайно широко. Оно вбирает в себя всё то главное, что было наработано теоретиками цивилизационного подхода к изучению прошлого человечества в XIX и XX вв., но не сводится ни к одной из существующих моделей (О. Шпенглера, М. Вебера, А.Тойнби или какой-либо иной). Таким образом, программа представляет собой в известном смысле альтернативу наметившемуся в некоторой нашей новейшей литературе подходу, предполагающему замену всего многообразия и богатства событий и процессов мировой истории новомодными историософскими моделями. Её задача видится не столько в том, чтобы уместить исторический процесс в какие бы то ни было жёсткие логические конструкции, сколько в том, чтобы представить его многообразие и многовариантность. При этом структура программы не отвергает необходимость стройных дидактических схем, наоборот, во многом покоится на тех основах, которые были созданы в нашей стране и за рубежом за десятилетия преподавания аналогичных курсов, прежде всего курса всеобщей истории.

В настоящее время стала очевидной несостоятельность формационной модели мирового исторического развития, до недавнего времени почти безраздельно господствовавшей в отечественном обществоведении. Недостатки ее слишком серьезны и многочисленны: сильный “крен” в сторону социально-экономической проблематики, упрощенческий классовый подход к изучению всех исторических явлений, включая идеологию и мораль, преувеличение исторического значения социальных конфликтов и наоборот уничижительное отношение к эволюционным путям развития, наконец, сам “скелет” этой модели, периодизация всеобщей истории, основывающаяся на умозрительной схеме смены общественно-экономических формаций. Вопрос, однако, заключается не в том, чтобы заменить эту старую модель на другую “единственно верную” и вновь попытаться пользоваться ею в качестве “универсальной отмычки” при решении основных проблем преподавания истории мировых цивилизаций. Современные требования к построению учебного процесса основываются на иных принципах, исходящих прежде всего из идеи плюрализма, из необходимости сопоставления различных точек зрения и творческого поиска истины.

Именно эти принципы и заложены в основу предлагаемой программы. Здесь дается более широкая характеристика различных подходов к анализу дискуссионных вопросов мировой истории, предлагается ее “гибкая” периодизация, приближенная к общепринятой в мировой практике, обращается особое внимание на проблему “человек в истории” в ее различных аспектах, развитие политико-государственных и правовых институтов. Одним из ключевых понятий также является понятие модернизации как общий термин для обозначения широких социально-экономических (в меньшей степени – культурных) изменений, которые произошли и сейчас ещё происходят в различных регионах при переходе от коорпоративно-общинного традиционалистского жизненного уклада к новому индустриальному и постиндустриальному.

При подготовке программы использовался опыт разработки аналогичных учебных программ и пособий в нашей стране, особенно в последние годы, учитывались также принципы построения университетских курсов за рубежом.

Её структура и содержание предполагают творческий подход к освоению материала, при котором особое значение имеет организация самостоятельной работы студентов с литературой и источниками. Список рекомендуемой литературы составлен с таким расчетом, чтобы максимально сориентировать преподавателя и студента на новейшие издания исследований отечественных и зарубежных учёных, а также публикации источников последних лет. При этом ставилась задача представить как можно больше разнообразных спорящих позиций, создать определённый фон, ту многоголосицу, безусловно усложняющую труд и преподавателя, и студента, но совершенно необходимую для подлинного освоения богатств, скрытых в столетиях мировой и отечественной истории.



Тематический план учебной дисциплины




пп




Название темы




Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.

занятия

Первый модуль













Введение

1

1

РАЗДЕЛ I. У ИСТОКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ


1.1

Общая характеристика первобытного общества

7

2

1

4

1.2.

Происхождение человека (антропогенез)

7

2

1

4

1.3.

Религиозные представления древних людей. Первобытное искусство.

7

2

1

4




Итого по разделу:

22

7

3

12




РАЗДЕЛ II. ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА
















Введение

1

1







2.1.

Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда

6

2




4

2.2.

Экономика и социальное устройство древних обществ

7

2

1

4

2.3

Государства Древнего Востока

7

2

1

4

2.4.

Религии Древнего Востока.

7

2

1

4




Итого по разделу:

28

9

3

16




Второй модуль



РАЗДЕЛ III. АНТИЧНЫЙ МИР

















Введение




1







3.1.

Образование городов-государств в Греции VIII-VI вв. до н.э.

6

2




4

3.2.

Возвышение Афин в V в. до н.э. Расцвет древнегреческой цивилизации

7

3




4

3.3.

Империя Александра Македонского и эллинистический мир

7

3




4

3.4.

Рим от основания до диктатуры Цезаря

7

3




4

3.5.

Социальная структура и экономика античного общества

7

2

1

4

3.6.

Политическое устройство античного общества.

7

2

1

4

3.7.

Античная мифология и религиозные представления людей

7

2

1

4

3.8.

Рим в эпоху империи. Упадок и гибель Римской империи. Раннее христианство

Ранняя империя. Рим в 30 г. до н.э. - 96 г. н.э. Принципат Августа. Политический кризис и гражданская война конца 60-х гг. I в. н.э.



7

2

1

4




Итого по разделу:

52

20

4

28



Третий модуль



следующая страница >>