Возраст детей: 5-6 лет. Цель занятия: Знакомство детей с подготовкой лесных зверей к зиме. Задачи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект занятия «День народного единства. Москва-столица нашей Родины» 1 62.85kb.
Урок по английскому языку для дошкольников «У нас в гостях медвежонок... 1 62.84kb.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй... 1 44.22kb.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе: «Чудеса из театрального... 1 106.64kb.
Газеты и журналы для детей 1 87.87kb.
"Венок из сказок." Знакомство с буквой ц ц. Изготовление цветов из... 1 58.33kb.
Урок для 2 3 класса. Цель занятия: Углубление знаний о книге, знакомство 1 34.07kb.
Рабочая программа по художественному чтению для детей 7-16 лет 2 994.84kb.
Конспект занятия исследования "Что может герб нам рассказать" в подготовительной... 1 76.94kb.
Конспект итогового интегрированного занятия по природному миру для... 2 582.66kb.
Конспект интегрированного занятия по развитию зрительного восприятия... 1 53.32kb.
Круглый год. Июль 1 103.96kb.
- 4 1234.94kb.
Возраст детей: 5-6 лет. Цель занятия: Знакомство детей с подготовкой лесных зверей - страница №1/1

Подготовка зверей к зиме

Направление: познавательное-речевое.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель занятия: Знакомство детей с подготовкой лесных зверей к зиме.

Задачи:

Образовательные: расширить знания о поведении лесных животных осенью (накопление жировых отложений, запасание кормов, линька, поиск и устройство зимних убежищ, спячка).

Развивающие: развивать умение определять животных по описанию и внешнему виду.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию живой природы.

Методы и приёмы проведения занятия:

- словесные (рассказ, беседа, художественное слово, скороговорка, загадки, пословицы, логические задачи, напоминание, вопрос, анализ);

- стимулирование интереса (рассказ, проблемная ситуация, живые зверьки, игра);

- наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, осенних листьев, иллюстраций, наглядный показ живого зверька – ежа);

- игровые (сюжетно-игровые ситуации: «Осенние листочки», «Чей домик?», «Что напутал ежик?»; физкультминутка «Зайцы»);

- практические (рассматривание, наблюдение, кормление, тактильный контакт);

- самостоятельная деятельность (предварительная работа с детьми, кормление);

- создание эмоционально-нравственных ситуаций (поощрение).



Наглядный материал, реквизит: видеоряд «Осенние пейзажи», мультимедийная презентация «Звери в осеннем лесу», дидактическая игра «Осенние листочки», иллюстрации, живые зверьки – еж, белка, настольная игра-лото «Чей домик?».

Материальное обеспечение: ноутбук, аудиозаписи, иллюстрации, дидактические игры.

Межпредметные связи: музыка, окружающий мир, развитие речи, физическая культура (физкультминутка).

Речевой материал: заяц-беляк, жировой запас, логово, колючий панцирь, зимнее убежище, линька, запасание кормов, кладовая, спячка, берлога, нора.

Предварительная работа: разучивание с детьми загадок о лесных животных.

Обоснование темы: знакомство с поведением лесных зверей в осенний период, с подготовкой их к зиме способствует формированию у дошкольников интереса к животным, окружающей среде, явлениям природы.

Ход НОД


Оргмомент (готовность к занятию).

Подготовка к занятию: кабинет украшен осенними листочками.

Сообщение темы занятия. На мониторе компьютера осенний пейзаж, звучит

музыкальное произведение «Октябрь» П.И. Чайковского. На столе ваза с веточкой рябины.

Речевая разминка (скороговорка). Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят. Красивые слова? Кто хочет повторить?

Эмоциональный настрой.

Рассказ педагога:

- Ребята, пришла я на озеро. А там - столько разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и озеро замерзнет.

- Кто догадался, что это за кораблики, и в какое время года они появляются? (ответы детей)

- Верно, осенью. И кораблики – это осенние листья.

Игровой момент. Дидактическая игра «Осенние листочки». На мониторе компьютера осенний пейзаж, звучит музыка. Детям предлагается взять осенние листочки, подуть на них, покружиться, придумать свои движения.

Мотивация к занятию (беседа).

- Какая погода бывает осенью? Мультимедийная презентация «Осень» с

музыкальным сопровождением.

Проблемная ситуация.

- Дует ветер. Идут холодные дожди. На горах выпал снег. Стало холодно. Что происходит с животными с приближением холодов? (ответы детей)



Актуализация знаний.

Игра «Логическая цепочка».

- Заяц, лиса, волк, медведь – это…(ответы детей)

Объяснение нового материала.

Педагог демонстрирует мультимедийную презентацию «Звери в осеннем лесу». Разгадывание загадок:

1 загадка.

«Шустрый маленький зверек по деревьям скок да скок!

Вот с гостинцами тарелка, погрызи орешков…» (белка).

(1 слайд – Белка)

- Пушистая, ловкая и удивительно подвижная белка – один из интереснейших обитателей наших лесов. И она вовсю готовится к зиме.

Послушайте стихотворение про белочку.

Целый день я все скакала,

Осенью ведь дел немало:

Выбрать на зиму дупло,

Чтобы в нем было тепло,

Застелить его ковром –

Теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу,

Собираю мягкий мох,

А орешек, если встречу,

В кладовую с ним я скок!

Ну, а если на полянке

Я грибочек разыщу,

То зимою приходите –

Непременно угощу!

Лист осенний облетает,

Льется с веток листопад.

Посмотрите, посмотрите,

Я меняю свой наряд!

Была рыжая, теперь

Шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый – серенький, пушистый.

- Какого цвета зимой шубка у белки? А почему у белки шубка зимой серая? (ответы детей) Белка осенью линяет.

- Где хранит свои запасы белка? (В кладовой).

- Какие запасы заготовила белка на зиму? (ответы детей)

2 загадка.

Летом – серый, зимой – белый. (заяц)

(2 слайд – Заяц)

- Послушайте рассказ про зайца. Давным-давно зайцев называли «зай», что значит, «прыгун». Задние ноги у зайцев длиннее, чем передние, и более сильные. Поэтому заяц может делать прыжки длиной в несколько метров. И в гору ему легче бежать благодаря задним ногам. Быстрые ноги – защита для зайцев. При любой опасности зайцы убегают. А врагов у них много. Звери от врагов прячутся по-разному: одни в дуплах, другие в норах. А заяц ничего этого не умеет. Прячется он чаще всего под кустиком или в снеговой яме. Помогают ему также его нос, чуткие уши и неприметная шубка. Глаза косые у зайца не случайно, ими видит не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Сейчас заяц линяет: вместо серой вырастает белая шерстка. Такой период жизни животных называется линькой. Как называют зайца, который меняет серую шубку на белую? Верно, заяц-беляк. Пожалуй, он лучше других зверей приспособлен к передвижению по глубокому рыхлому снегу. Густая и длинная шерсть на ногах превращает их в своеобразные лыжи, и зверек легко скачет по зимнему лесу. Заяц запасов еды на зиму не делает. Как вы думаете, чем же тогда питается зайчик зимой? (ответы детей). Да, любит беляк полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Кормится заяц вечером или ночью: так безопаснее.



Игра. Физкультминутка «Зайцы».

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения)

Скачут, скачут во лесочке,

Зайцы – серые клубочки:

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек,

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали, как отряд.

Загадка 3.

«Ой, зайчишкам не до смеха от его клыков и меха!

В зайцах с детства знает толк злой, зубастый серый…» (волк).



(3 слайд – Волк)

- Опытные охотники отдают первенство волку, они считают его очень одаренным зверем. Это сильный активный хищник, от нападения которого не застраховано ни одно животное. Волк приспосабливается к любым условиям:

голоду, холоду. У него хороший слух, зрение, обоняние. А как вы думаете, для чего волку нужен хороший слух, хорошее зрение и обоняние? (ответы детей).

- Волки – бродячие животные. Летом они ходят в одиночку или парами. Зимой собираются стаями. Подумайте, почему волки зимой собираются в стаи? (ответы детей). Шерсть у волка становится густой, серебристой. В сильные морозы волки прячутся в логове – так называется жилище волков. Волки ловят зайцев, глухарей и даже маленьких птичек. Но основная их добыча – олени и лоси. Зима – самое трудное время для волка. Запасов на

зиму волки не делают и могут не есть больше 10 дней. Трудно при этом сохранять силу и способность пробегать большое расстояние. Из-за постоянных поисков пищи и говорят: «Волка ноги кормят». Ученые считают, что полностью уничтожать волков не надо, так как чаще всего они нападают на слабых и больных животных и являются лесными санитарами.

Загадка 4.

«Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

(4 слайд – Медведь).

- Логическая задача. Посмотрите на косолапого! Едва ворочается: на

рыбке да ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверушек пугает и что-то все ищет, ищет. Что же ищет медведь? (ответы детей)

- Догадались, ребята! Медведь ищет место для берлоги.

- Бурый медведь – очень крупный хищник. Летом медведям хорошо живется. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи. В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Медведи успевают за лето и осень накопить жир. А как же иначе? Ведь зима впереди, а жировой запас - на всю зиму!

В лесу начался листопад, пора медведю подыскивать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет медведю в ней тепло и тихо. Медведь впадет в спячку.

Загадка 5.

«Хитренько взглянула, хвостиком махнула и исчезла – чудеса!

Где же ты, рыжая…?» (лиса).

(5 слайд – Лиса)

- Не многих животных называют по имени-отчеству. А вот лисицу часто называют именно так. И отчество у нее необычное – Патрикеевна, что означает «хитрец». А так как в народе говорили, что лиса – самый хитрый зверь, поэтому и получила она отчество «Патрикеевна». У лисицы острое зрение, слух и обоняние. Особенно помогает лисе ее нюх. Она чувствует врага, когда он находится очень далеко от нее. Поэтому она успевает убежать или спрятаться. Нора лисы – в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Ребята, как вы думаете, чем летом питается лиса? (ответы детей). Летом корма у лисы вдоволь: и маленькие зайчишки, и лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, и лесные ягоды. А нужно ли менять лисе свою шубку на новую, зимнюю? Конечно, нужно! Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Как называется такой период в жизни животных? (линькой) К зиме шубка лисы становится густой, теплой. Запасов на зиму лиса не делает, а от голода ее мышки спасают.

Загадка 6.

«А этот маленький зверёк

Колючий вдоль и поперёк.

И лишь животик гладить можно,

Его узнать совсем не сложно. (Еж)

(6 слайд – Ёж)

- Еж колючий. Это все знают. Но у ежа есть и мех – простая шерстка,

длинная и грубая. А иглы – это колючий панцирь, защищающий его от врагов. При виде врага ёж сворачивается в клубок и выставляет свои острые иголки.

Ежи – ночные животные, но иногда они выходят на охоту и днем. Видят они плохо, а обнаруживают врага при помощи обоняния. Нос – их самый лучший советчик.

На зиму еж запасов не делает. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Летом и осенью он усиленно питается, чтобы накопить жир. Основная пища ежа – это насекомые, но ловит он и мышей, и лягушек, изредка нападает на змей. Когда наступают холода, забирается в свой теплый уютный домик и спит до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Снится ежу, как он летом бродил по лесу, ловил юрких ящериц, жучков и червей…



Закрепление.

Игра «Что напутал ежик?»

- Послушайте, ребята, что мне рассказал наш ёжик: «Я колючий ежик. И врагов у меня нет. Совсем скоро наступит зима, я буду лежать под деревом и смотреть, как мимо меня пробегает волк, одетый в новую белую шубку, как медведь лакомится ягодами, как длинноухий заяц приглашает лису на обед, как белка ищет нору для ночлега». Как вы думаете, что напутал ёжик? (ответы детей)

Рефлексия.

- А теперь хочу предложить вам побыть зверьками: лисой, волком, зайцем, медведем, ежом (дети берут по желанию значок с изображением животного).

А теперь попробуйте ответить на мои вопросы.

- Кто из животных впадает в спячку?

- Где животные хранят свои запасы зимой?

- Где волки прячутся в сильные морозы? (в логове)

- Кто из животных впадает в спячку?

- Как медведи утепляют свою берлогу?

- Как называют зайца северных лесов? (заяц-беляк)

Педагог надевает на голову корону Осени и говорит детям: «Дорогие мои зверьки! Вот теперь я спокойна за вас. У вас все готово к зиме».



Подведение итогов занятия.

Игра-лото «Чей домик?»



Правила: соединить подходящие элементы в одну карточку.