Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы дефектологии» для студентов специальности «Дошкольное образование» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Международные деловые... 1 25.1kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 22.66kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 18.19kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 55.28kb.
Вопросы для подготовки к вступительному экзамену в клиническую ординатуру... 1 14.74kb.
Контрольные вопросы по курсу тематический план пояснительная записка... 1 211.81kb.
Контрольные вопросы для подготовки к экзамену Понятие валютных отношений... 1 40.83kb.
Методическая разработка для студентов по теме: «предметы ухода» по... 1 163.61kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «право и религия» для... 2 546.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине английский язык для специальности... 3 810.05kb.
Практикум для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Информатика"... 1 73.35kb.
История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины... 17 7080.22kb.
- 4 1234.94kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы дефектологии» для студентов специальности - страница №1/3

Утверждаю

Зав. кафедрой педагогики


___________ Козел В. И.

«15» мая 2013 г.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы дефектологии»

для студентов специальности «Дошкольное образование»

6 курса

факультета педагогики и психологии
Заочная форма получения образования


  1. Дефектология как наука: предмет, объект, задачи.

  2. Психолого-педагогические науки, изучающие проблемы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.

  3. Исторические аспекты обучения и воспитания детей с ОПФР. Характеристика первого и второго периодов эволюции отношения обществ к лицам с ОПФР по периодизации Н.Н. Малофеева.

  4. Исторические аспекты обучения и воспитания детей с ОПФР. Характеристика третьего — пятого периодов эволюции отношения обществ к лицам с ОПФР по периодизации Н.Н. Малофеева.

  5. Специальное образование на территории Беларуси: исторический аспект.

  6. Социокультурные основы дефектологии.

  7. Основной категориальный аппарат дефектологии.

  8. Коррекция как система педагогических мероприятий.

  9. Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.

  10. Сущность процессов компенсации и реабилитации.

  11. Общая характеристика понятий «норма», «нормальное психическое развитие».

  12. Причины возникновения нарушений психофизического развития.

  13. Структура нарушений психофизического развития. Понятие «социального вывиха».

  14. Классификация нарушений психофизического развития.

  15. Характеристика понятия «психический дизонтогенез», варианты его проявления.

  16. Классификация эмоциональных нарушений в детском возрасте. Причины их возникновения.

  17. Нарушения эмоционального развития в детском возрасте. Психопатия.

  18. Нарушения эмоционального развития в детском возрасте. Ранний детский аутизм (РДА).

  19. Нарушения эмоционального развития в детском возрасте. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

  20. Нарушения эмоционального развития в детском возрасте. Проявления детской агрессивности: механизмы, виды.

  21. Психодиагностика и проблемы отбора детей в специальные учреждения образования.

  22. Правовые основы специального образования.

  23. Система специального образования.

  24. Тенденции и направления развития специального образования в Республике Беларусь.

  25. Проблемы качества специального образования и механизмы его обеспечения.

  26. Социальная и образовательная интеграция: задачи, принципы, основные положения.

  27. Интегрированное обучение и воспитание: отечественный и зарубежный опыт.

  28. Виды и модели образовательной интеграции.

  29. Условия успешной реализации образовательной интеграции.

  30. Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения.

  31. Механизмы обеспечения качества интегрированного обучения и воспитания.

  32. Сущность инклюзивного образования.

  33. Профессиональные и личностные качества педагогов, осуществляющих коррекционную деятельность.

  34. Основы инклюзивного образования.

  35. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью.

  36. Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью.

  37. Психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении.

  38. Группы детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития.

  39. Организации обучения детей с задержкой психического развития.

  40. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности её развития.

  41. Классификация нарушений речи (Г.В. Чиркиной). Нарушения устной речи.

  42. Классификация нарушений речи (Г.В. Чиркиной). Нарушения письменной речи.

  43. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений (Р.Е. Левиной).

  44. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

  45. Педагогическая классификация лиц с нарушениями слуха.

  46. Исторические корни обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

  47. Обучение и воспитание детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста.

  48. Показатели готовности ребёнка с нарушением слуха к обучению в школе.

  49. Категории детей с нарушениями зрения.

  50. Исторические корни обучения и воспитание детей с нарушениями зрения. Организация обучения и воспитания детей с нарушением зрения раннего и дошкольного возраста.

  51. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в школе. Методические приёмы использования наглядных методов обучения в работе с детьми с нарушениями зрения.

  52. Общая характеристика и классификация нарушений функций опорно-двигательного аппарата.

  53. Характеристика двигательного, психического и речевого нарушений при ДЦП.

  54. Система коррекционной работы при ДЦП.

  55. Обучение и воспитание детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

  56. Альтернативные системы и средства коммуникации в общении с детьми с ОПФР.

Составитель: Собко О.М.

Рассмотрены и утверждены

на заседании кафедры педагогики


«15» мая 2013г. (протокол № 10)
Основы дефектологии
Задания для подготовки к экзамену

(6ДО/с)

Обобщенные профессиональные задачи
Задача 1. Дайте характеристику основных методологических подходов (антропологический, гуманистический, социально-ориентированный, культурологический, деятельностный, компетентностный, системный, синергетический) в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития с условиях образовательной интеграции и раскройте их роль для педагогического обоснования решения профессиональных задач.
Задача 2. Обоснуйте принципы и правила использования компетентностного, деятельностного, антропологического, гуманистического подходов в решении задач организации взаимодействия детей с особенностями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников в условиях образовательной интеграции. Сформулируйте собственное профессиональное кредо как педагога группы (класса) интегрированного обучения и воспитания. Прокомментируйте его.
Задача 3. Какой должна быть школа, способная научить действенному сопереживанию и поддержке, того, кто в ней нуждается. Какими в этой школе могут быть особенности организации педагогического процесса, приоритетные воспитательные задачи, взаимодействие участников педагогического процесса?
Задача 4. Составьте план разговора с родителями ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности об организации чтения с ним детской литературы. Какие способы привлечения внимания ребенка к литературному тексту вы предложите?
Задача 5. Проанализируйте план беседы педагога класса (группы) интегрированного обучения и воспитания с родителями нормально развивающихся детей по вопросу проявления толерантности по отношению к детям с особенностями психофизического развития:

1. Что такое интегрированное обучение и воспитание.

2. С какими нарушениями есть в группе (классе) дети.

3. Какие отношения складываются в группе (классе).

4. Какие положительные черты проявляются у здоровых детей (обсудить примеры по персоналиям).

5. Какие случаи негативного отношения к детям с ОПФР имеют место (обсудить по персоналиям).

6. Выслушать мнения родителей по обсуждаемому вопросу.

7. Предложить родителям темы для беседы с детьми дома.


Задача 6. Предложите 2-3 игры, предполагающих формирование эмпатического отношения нормально развивающихся детей к одногруппникам (одноклассникам) с особенностями психофизического развития.
Задача 7. Оцените правильность подбора педагогом игр для совершенствования фонематического восприятия и воспитания правильных фонематических представлений у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи:

игра «Угадай, на чем играю?»: педагог играет на различных музыкальных инструментах, а дети должны определить;

игра «Какое слово потерялось?»

игра «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло бы быть слово (например, чье имя отстучал педагог?);

игра «Магнитофон»: педагог поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны составить слово (более сложный вариант: паузы заполняются отвлекающей информацией, например, «первый слог в слове МО, за ним идет слог ЛО, после него следует слог КО»);

игра «Какой звук потерялся?».

Обоснуйте свой ответ.
Задача 8. Предположите тип нарушения в развитии по описанию:

Ребенок: Таня, 5 лет.



Жалобы родителей: плохая речь, трудно установить контакт.

Психолого-педагогическая характеристика: В двигательной сфере проявляется моторная неловкость часто сочетающаяся с вычурностью движений, есть проблемы формирования навыка рисования. В игре часто наблюдаются стереотипные движения, типично однооб­разное, бессмысленное повторение одних и тех же действий, игрушки часто использует не по назначению; общение практически отсутствует, эмоции проявляет очень слабо; при контактах старается не смотреть в глаза, переводит взгляд. Не умеет играть с другими детьми. В редких ситуациях речевого общения повторяет фразы, сказанные другими, использует слова-штампы.

Обоснуйте свой ответ.



Задача 9. Предположите тип нарушения в развитии по описанию:

Ребенок: Коля, 6 лет

Жалобы родителей: повышенная двигательная активность

Из анамнеза: Ребенок от первой беременности, первых родов. Беременность протекала без патологии, роды затяжные, сложные, использовались приемы родовспоможения.


Психолого-педагогическая характеристика: чрезмерная двигательная активность, импульсивность. Грубые нарушения внимания: значительно снижен объем, слабая концентрация на объекте, высокая отвлекаемость. Ребенок постоянно находится в возбужденном состоянии, суетлив. Материал усваивает фрагментарно, так как не может сосредоточиться на нем продолжительное время. Речь характеризуется трудностью в повторении скороговорок, нарушает структуру сложных слов.
Задача 10. Составьте план выступления на родительском собрании: «В нашем классе (группе) ребенок не такой, как все».
Задача 11. Оцените качество содержания психолого-педагогической характеристики группы интегрированного обучения и воспитания дошкольного учреждения образования:
Группа детей в данном составе была сформирована два года назад. Дети дружелюбны, охотно помогают друг другу. В целом группа характеризуется средним уровнем сформированности познавательной активности, хотя уровень ее у каждого ребенка разный.

В группе обучаются 4 ребенка с особенностями психофизического развития: трое – с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, один – с общим недоразвитием речи (третий уровень).

Познавательная активность детей с трудностями в обучении достаточно низкая и сочетается с быстрой утомляемо­стью и истощаемостью, низкой работоспособностью, что создает серьезные трудности в обучении и развитии. Они с трудом удерживают в памяти условие задания, забывают слова, допуска­ют нелепые ошибки. С трудом контролируют и оценивают свои действия, они не могут длительно сосредоточиваться на задании. Они легко отвлекаются на посторонние раздражители, однако в какие-то периоды могут работать достаточно сосредоточенно и продук­тивно. Продуктивность работы на занятии ограничивается 10 минутами, после чего наступает утомление, ис­тощение, интерес к занятию пропадает, резко снижается внима­ние, возникают импульсивные, необдуманные действия.

Большая часть детей группы проявляет интерес к занятиям по конструированию, изобразительной деятельности, физической культуре.

Все дети группы любят участвовать в праздниках: читать стихи, петь, танцевать, готовить поделки.

Задача 12. Разработайте проект гипертекстового учебного пособия по содержанию изучаемой дисциплины.

Задача 13. Разработайте проект гипертекстовых методических рекомендаций для педагога, работающего в группе (классе) интегрированного обучения и воспитания.

Задача 14. По любой теме изучаемой учебной дисциплины создайте список Internet-источников с краткой аннотацией и методическими рекомендациями по их использованию.

Задача 15. По любой теме разработайте разноуровневые тестовые задания в электронной форме и проведите их апробацию.

Задача 16. Разработайте электронный глоссарий по изучаемой учебной дисциплине (отдельному модулю) и проведите его презентацию.

Задача 17. Подберите игры на стимуляцию слухового внимания детей. Обоснуйте выбор игр и сформулируйте методические рекомендации педагогу по их использованию в учебном процессе.

Задача 18. Подберите упражнения на совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных геометрических форм, размеров (широкий – узкий, длинный – короткий и др.), обозначением пространственного взаиморасположения (над – под, перед – позади, право – лево и др.). Обоснуйте свой ответ.

Тематические тестовые задания

Нарушения психофизического развития

ребенка
1. Основными специальными категориями коррекционной педагогики являются:

а) коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация, социализация;

б) коррекция, компенсация, развитие, адаптация, интеграция, нормализация;

в) коррекция, компенсация, адаптация, сегрегация, абилитация, социализация.

2. Компенсация функций — это:

а) система психолого-педагогических, медицинских и социальных мер, направ­ленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений;

б) восполнение или замещение функций, неразвитых, нарушен­ных или утраченных вследствие нарушений развития, перенесен­ных заболеваний и травм;

в) приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами;

г) применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера, направленных на включение ребенка с ОПФР в социальную среду.

3. Под абилитацией традиционно понимают:

а) восполнение или замещение функций, неразвитых, нарушен­ных или утраченных вследствие нарушений развития, перенесен­ных заболеваний и травм;

б) приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами;

в) первоначальное формирование у детей с ОПФР с раннего возраста утраченной способности к чему-либо;

г) применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера, направленных на включение ребенка с ОПФР в социальную среду.

4. Коррекция – это:

а) система психолого-педагогических, медицинских и социальных мер, направ­ленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений;

б) восполнение или замещение функций, неразвитых, нарушен­ных или утраченных вследствие нарушений развития, перенесен­ных заболеваний и травм;

в) приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами;

г) применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера, направленных на включение ребенка с ОПФР в социальную среду.

5. Вставьте пропущенные слова в высказывание Л.С.Выготского: «Коррекция наиболее успеш­но осуществляется по отношению к ……………. недостаткам раз­вития, …………….. же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррекционных воздействий».



Слова для справки: первичные, органические, функциональные, вторичные.

6. Физическое и (или) психическое нарушение – это:

а) поражение участков коры головного мозга, наступившее в результате воздействия патологических факторов во время беременности;

б) нарушение поведения ребенка в результате поражения участков коры головного мозга;

в) физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

7. «Отклоняющееся развитие» в специальной литературе определяется как:

а) отклонение формирования отдельных психических процессов (восприятие, речь, память, мышление и др.);

б) отклонение формирования моделей социального поведения, установленных в данном социуме;

в) отклонение формирования всей структуры психического развития от социально-психологического норматива (опережение или запаздывание).

8. Общими закономерности развития психики являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) неравномерность психического развития;

б) цикличность развития;

в) равномерность психического развития;

г) независимость развития психических функций друг от друга;

д) пластичность нервной системы;

е) преобладание биологического фактора в процессе психического развития;

ж) развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;

з) соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

9. Продолжите высказывание: дизонтогенез – это:

а) нарушение интеллектуального развития;

б) нарушение развития эмоционально-волевой сферы;

в) нарушение хода индивидуального развития;

г) нарушение речевого развития.

10. К группе экзогенных причин, приводящих к нарушениям психического и (или) физического развития, относят (выберите все правильные варианты ответов):

а) недостаток питания матери во время беременности;

б) различные наследственные заболевания;

в) интоксикации матери;

г) инфицирование плода;

д) асфиксия;

е) различные травмы;

ж) заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом.

11. К группе эндогенных причин, приводящих к нарушениям психического и (или) физического развития, относят (выберите все правильные варианты ответов):

а) недостаток питания матери во время беременности;

б) различные наследственные заболевания;

в) интоксикации матери;

г) инфицирование плода;

д) асфиксия;

е) различные травмы;

ж) заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом.
12. Установите соответствие между критерием классификации и типом нарушения:

1) время возникновения;

а) локальные и диффузные;

2) характер нарушения;

б) врожденные и приобретенные;

3) тип развития;

в) органические и функциональные;

4) степень распространенности патологического процесса.

г) физические и психические;




д) внешние и внутренние.

13. Характер дизонтогенеза прежде всего зависит от таких психологических параметров (выберите все верные варианты ответов):

а) времени поражения;

б) особенностей функциональной локализации нарушения;

в) уровня сформированности анализаторов;

г) уровня развития речи;

д) взаимоотношения между первичным и вторичным нарушениями;

е) уровня познавательной активности;

ж) нарушение межфункциональных взаимодействий.
14. К какому варианту дизонтогенеза можно отнести:

1) деменцию; 2) олигофрению;


а) стойкое недоразвитие;

б) задержанное развитие;

в) поврежденное развитие;


г) дефицитарное развитие;

д) искаженное развитие;

е) дисгармоничное развитие.

15. К какому варианту дизонтогенеза можно отнести:

1) задержку психического развития; 2) нарушение слуха;

а) стойкое недоразвитие;

б) задержанное развитие;

в) поврежденное развитие;


г) дефицитарное развитие;

д) искаженное развитие;

е) дисгармоничное развитие.

16. К какому варианту дизонтогенеза можно отнести:

1) психопатию; 2) ранний детский аутизм;

а) стойкое недоразвитие;

б) задержанное развитие;

в) поврежденное развитие;


г) дефицитарное развитие;

д) искаженное развитие;

е) дисгармоничное развитие.

17. К какой группе причин, приводящих к нарушениям психического и (или) физического развития, относят:

1) различные наследственные заболевания;

2) заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом.


а) эндогенные; б) экзогенные.
18. К какой группе причин, приводящих к нарушениям психического и (или) физического развития, относят:

1) хронические заболевания матери;

2) асфиксию плода.
а) эндогенные; б) экзогенные.

19. Сущность теории структуры психофизического нарушения (структуры дефекта по Л. С. Выготскому) может быть сформулирована следующим образом: ________________________.

20. Среди условий нормального развития ребенка Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия называют следующие факторы:

1) нормальную работу головного мозга и его коры;

2); 3); 4).

21. Установите соответствие между структурным компонентом нарушения психофизического развития и его содержанием:



1) первичные нарушения;

а) нарушения социальных связей;

2) вторичные нарушения;

б) нарушения функций центральной нервной системы.

22. Установите соответствие между критериями понятия «норма» и их содержанием:

1) социально-возрастная норма;

а) индивидуальные особенности развития и саморазвития;

2) предметная норма;


б) показатели интеллектуального личностного развития, характерные для определенного возрастного этапа;

3) индивидуальная норма.

в) знания, умения и навыки, необходимые для овладения учебной программой.

23. Перечислите психологические параметры, оказывающие влияние на характер дизонтогенеза:

1) особенности локализации нарушения;

2) …; 3) …; 4) …

24. Установите соответствие между вариантами дизонтогенеза и их содержанием:



1) стойкое недоразвитие;

а) врожденное или рано приобретенное нарушение эмоционально-волевой сферы;

2) задержанное развитие;

б) раннее поражение, характеризующееся выраженной незрелостью мозговых систем;

3) поврежденное развитие;

в) сочетания общего недоразвития, поврежденного, задержанного и ускоренного развития отдельных психических функций;

4) дефицитарное развитие;

г) тяжелые повреждения анализаторов;

5) искаженное развитие;

д) наследственные заболевания, инфекции, воздействующие на всех этапах формирования плода и ребенка, интоксикации, травмы ЦНС с более поздним воздействием на мозг;

6) дисгармоничное развитие.

е) замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

25. Справедливым является высказывание:

а) психическое развитие ребенка с ОПФР подчиняется тем же законам и закономерностям, что и развитие его нормально развивающихся сверстников, но имеет качественное своеобразие в каждом возрастном периоде;

б) психическое развитие ребенка с ОПФР является качественно иным развитием, детерминированным характером психофизического нарушения и не подчиняется общим законам и закономерностям развития психики;

в) психическое развитие ребенка с ОПФР лишь отчасти подчиняется законам и закономерностям развития психики в норме.

26. Назовите показатели нормального развития ребенка, предложенные Л. Пожар (выберите все правильные варианты):

а) соответствие уровня развития ребенка уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

б) соответствие развития ребенка его собственному общему пути, определяющим формирование индивидуальных свойств, способностей и возможностей;

в) соответствие развития ребенка требованиям содержания программы соответствующего уровня;

г) соответствие развития ребенка моделям развития старших братьев (сестер) в семье;

д) соответствие развития ребенка требованиям общества, определяющим как актуальные формы его поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

27. Наиболее точным является следующее определение понятия «норма»:

а) соответствие установленным эталонам психофизического развития;

б) соответствие требованиям социальных норм;

в) установленная мера, средняя величина чего-либо;

г) соответствие возрастным характеристикам развития.
28. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему: индивидуальная норма, кризис 3-х лет, норма, кризисы в развитии ребенка, психическое развитие.
29. Из списка приведенных ниже понятий исключите лишнее: коррекция, нарушение, компенсация, реабилитация, адаптация.
30. Какая зависимость существует между временем поражения и глубиной нарушения хода психического развития? Обоснование своей позиции проиллюстрируйте примером.
Дети с особенностями психофизического

развития
Дети с нарушениями слуха, зрения, функций

опорно-двигательного аппарата
1. Перечислите функции, прежде всего страдающие при детском церебральном параличе (выберите все верные варианты ответов):

а) память;

б) речь;

г) интеллект;

д) психика;

е) осязание;

ж) движение.

2. Оцените правильность высказывания: При ДЦП прежде всего страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь:

а) верно; б) не верно.

3. Справедливо ли утверждение: У детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект:

а) да; б) нет.

4. Вставьте недостающее слово в высказывание: У детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ведущим является _________________нарушение.

5. В социальной адаптации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата актуальными являются такие направления:

1) ­­­­­­­­_________________________; 2) ___________________________.

6. Выберите наиболее верное высказывание:

а) при ДЦП страдают такие важные для человека функции: интеллект, движение, речь;

б) при ДЦП страдают такие важные для человека функции: психика, движение, воля;

в) при ДЦП страдают такие важные для человека функции: эмоции, движение, речь;

г) при ДЦП страдают такие важные для человека функции: психика, движение, речь.
7. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему: ДЦП, дефицитарное развитие, дизонтогенез, нарушение функций опорно-двигательного аппарата.
8. Определить степень тяжести двигательного нарушения при детском церебральном параличе по описанию:

1) физическое нарушение дает возможность свободно пере­двигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации, позволяет интегрироваться в общество с наименьшими огра­ничениями;

2) потребность в частичной помощи со стороны бли­жайшего окружения в передвижении и самообслуживании;

а) легкая; б) средняя; в) тяжелая.

9. Ведущими факторами компенсаторного развития для незрячих и слабовидящих являются (выберите все верные варианты ответов):

а) интеллект;

б) слух;

в) память;

г) внимание;

д) осязание;

е) речь;

ж) обоняние.

10. Оцените правильность высказывания: Особое значение для слепых (незрячих) и слабовидящих имеют слуховое восприятие и речь.

а) верно; б) не верно.

11. Справедливо ли высказывание: Время наступления нарушения зрения не имеет существенного значения для психического и физического развития ребенка, основным является степень снижения зрения.

а) да; б) нет.

12. Среди основных психических особенностей детей с нарушениями зрения можно назвать (обозначьте правильный вариант):

№ п/п

Высказывание

Выбор

Высказывание

1.

своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;

а

б

эмоционально-волевая сфера и чувственный опыт соответствует возрастному развитию сверстников;

2.

зрительное восприятие отличается точностью, дифференцированностью, однако скорость его значительно снижена;

а

б

снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия;

3.

трудности в овладении сенсорными эталонами (направление звука, его высота, речевые звуки и др.);

а

б

трудности в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, пространственное расположение и др.);

4.

своеобразие мыслительной деятельности с преобладанием развития образного мышления;

а

б

своеобра­зие мыслительной деятельности с преобладанием развития абст­рактного мышления;

5.

своеобразие нарушения не сказывается на формировании черт характера и моделей поведения.

а

б

своеобразие характера и поведения сказывается на развитии отрицательных черт (неуверенности, пассивности, склонности к само­изоляции; повышенной возбудимости, раздра­жительности, переходящей в агрессивность).

13. Выберите наиболее правильное высказывание:

а) время наступления зрительного нарушения имеет существенное значение только для психического развития ребенка;

б) время наступления зрительного нарушения имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка;

в) время наступления зрительного нарушения имеет существенное значение только для физического развития ребенка.

14. Из списка приведенных ниже понятий исключите лишнее: тифлопедагогика, логопедия, тифлотехника, сурдопедагогика, олигофренопедагогика.

15. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему: слабовидение, дефицитарное развитие, дизонтогенез, нарушение зрения.

16. Основными крите­риями классификации детей с нарушением слуха, предложенной Р.М. Боскис, являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) степень поражения слуховой функции;

б) причина нарушения слухового анализатора;

в) наследственная предрасположенность к нарушениям слуха;

г) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;

д) локализация патологического процесса;

е) время воз­никновения нарушения слуха.

17. Уровень и характер речевого развития при нарушениях слуха обусловлены рядом таких причин:

а) степенью нарушения слуха;

б) временем возникновения слухового нарушения;

в) наличием детского коллектива;

г) характером взаимоотношений в семье ребенка;

д) педагогическими условиями развития ребенка после наступле­ния нарушения слуха;

е) индивидуальными особенностями

18. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему: тугоухость, дефицитарное развитие, дизонтогенез, нарушение слуха.

Дети с интеллектуальной недостаточностью и трудностями

в обучении

1. Под интеллектуальной недостаточностью понимают:

а) нарушение познавательной деятельности, вызванное поражением одного или нескольких анализаторов;

б) нарушение познавательной деятельности в результате воздействия различных вредностей на плод во время беременности матери или во время родов;

в) стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения коры головного мозга.

2. Нарушение интеллектуального развития в зависимости от времени возникновения может выражаться в формах:

а) легкая, умеренная, выраженная, глубокая;

б) деменция и олигофрения;

в) осложненная и неосложненная.

3. Определите правильность высказывания: Чем в более ранние сроки возникло нарушение, повлекшее за собой интеллектуальную недостаточность, тем более тяжелыми могут оказаться последствия.

а) верно; б) не верно.

4. Выразите согласие (несогласие) с положением: Деменция – это распад психики, возникающий на более поздних этапах онтогенеза (после трех лет) как следствие органических поражений мозга или травм.

а) согласен(а); б) не согласен(а).

5. Вставьте недостающее слово: Интеллектуальная недостаточность, в зависимости от времени воздействия патологического фактора, проявляется в форме ….. , которая возникает в возрасте до 3-х лет.

6. Вставьте недостающее слово: Интеллектуальная недостаточность, в зависимости от времени воздействия патологического фактора, проявляется в форме ….. , которая возникает в возрасте после 3-х лет.

7. Вставьте недостающие слова в определение: Умственная отсталость – это … нарушение познавательной деятельности в результате … поражения головного мозга.



Слова для справок: тотальное, стойкое, органическое, функциональное, локальное, диффузное.

8. Степень выраженности нарушения при интеллектуальной недостаточности с клиниче6ской точки зрения существенно зависит от (выберите все варианты ответов):

а) тяжести постигшей ребенка вредности;

б) времени оказания коррекционной помощи;

в) проявления вторичных нарушений;

г) преимущественной локализации очага поражения;

д) времени начала воздействия патологического фактора.

9. Из списка приведенных ниже понятий исключите лишнее:

а) олигофрения, задержка психического развития, декомпенсация, деменция;

б) компенсация, коррекция, реабилитация, тифлотехника, социализация.

10. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему:

а) интеллектуальная недостаточность, депривация, нарушение психофизического развития, социальный вывих, снижение познавательной активности;

б) олигофрения, дизонтогенез, легкая степень, интеллектуальная недостаточность.

11. Дайте сравнительную характеристику психического развития детей различных степеней интеллектуальной недостаточности.

12. Задержка психического развития (ЗПР) – это:

а) стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения коры головного мозга;

б) стойкое нарушение эмоционально-волевой сферы и поведение ребенка;

в) нарушение нор­мального темпа психического развития, в результате чего ребе­нок, достигший школьного возраста, продолжает находиться в кругу дошкольных интересов.

13. К. С. Лебединская предложила выделять такие группы детей с ЗПР (выберите все правильные варианты ответов):

а) ЗПР церебрально-ограниченного генеза;

б) ЗПР психоастенического происхождения;

в) ЗПР средового происхождения;

г) ЗПР психогенного происхождения;

д) ЗПР соматогенного происхождения;

е) ЗПР конституционного происхождения.

14. Определите тип ЗПР по описанию:

1) нарушение психического развития обязательно предпо­лагает нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмо­ционально-волевой сферы, часто физическую незрелость;

2) нарушение психического развития связано с неблагоприятными условиями воспитания;

а) ЗПР конституционного происхождения;

б) ЗПР соматогенного происхождения;

в) ЗПР психогенного происхождения;

г) ЗПР церебрально-органического происхождения.

15. Определите тип ЗПР по описанию:

1) нарушение психического развития связано с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте;

2) нарушение психического развития, при котором яркость эмоций сочетается с их неустойчивостью и лабильностью, игровые интересы преобладают даже в школьном возрасте

а) ЗПР конституционного происхождения;

б) ЗПР соматогенного происхождения;

в) ЗПР психогенного происхождения;

г) ЗПР церебрально-органического происхождения.

16. Установите соответствие между понятиями и их значениями:



1) задержка психического развития;

а) первичное нарушение темпа формирования эмоционально-волевой регуляции;

2) интеллектуальная недостаточность;

б) нарушение темпа психического развития;

3) психологический инфантилизм;

в) стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга;




г) состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, отрывом от реальности, уходом в себя, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воз­действия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой.

17. Дополните список групп детей с задержкой психического развития:

1) ЗПР церебрально-органического генеза;

2) …; 3) …; 4) …

18. Назовите типичные особенности детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития: ______________.

19. Вставьте недостающее по смыслу слово: Обучаемость детей с интеллектуальной недостаточностью в значительной степени … , чем детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития.

Слова для справок: ниже, выше.

20. Установите соответствие между понятиями и их значениями:



1) ЗПР конституционного происхождения (гармонический или психофизический инфантилизм);

а) эмоциональная незрелость связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте, которые тормозят развитие активных форм деятельности, способствуют формированию робости, боязливости, неуверенности в своих силах;


2) ЗПР соматогенного происхождения;

б) связана с органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза;

3) ЗПР психогенного происхождения;

в) сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы: яркость эмоций сочетается с их неустойчивостью и лабильностью; преобладание эмоциональных реакций в поведении, внушаемости и недостаточной самостоятельности;

4) ЗПР церебрально-ограниченного генеза (органический инфантилизм).

г) связана с неблагоприятными условиями воспитания: безнадзорность, жестокость со стороны родителей, либо гиперопека.

21. Какое высказывание является верным:

а) основной отличительной особенностью категории детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, от детей с интеллектуальной недостаточностью является полноценная возможно­сть их дальнейшего развития при создании необходимых педагогических условий;

б) основной отличительной особенностью категории детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, от детей с интеллектуальной недостаточностью является менее выраженное органическое поражение клеток коры головного мозга;

в) основной отличительной особенностью категории детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, от детей с интеллектуальной недостаточностью является обратимый характер их нарушения.



Дети с нарушениями речи

1. К нарушениям устной речи относятся (выберите все верные варианты ответов):

а) заикание; д) ринолалия;

б) дислексия; е) аграфия;

в) алалия; ж) алексия;

г) дизартрия; з) брадилалия.

2. Условиями формирования нормальной речи являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) воспитание в семье;

б) сохранность всех анализаторов;

в) сохранная центральная нервная система;

г) хорошая иннервация артикуляционного аппарата;

д) сохранность слухового и зрительного анализаторов;

е) активное речевое общение.

3. Нарушения речи — это:

а) термин для обозначения нарушений звукопроизношения;

б) термин для обозначения от­клонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому обще­нию и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.

в) термин для обозначения любых нарушений голоса и речи.

4. Логофобия –это:

а) любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей;

б) бессвязный речевой поток;

в) стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием ре­чевых неудач;

г) болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.

5. Среди видов дислалий выделяют:

а) внутреннюю и внешнюю;

б) импрессивную и экспрессивную;

в) органическую (механическую) и функциональную.

6. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это:

а) отсутствие или ограничение речи при сохранном слухе и интеллекте;

б) расстройство речи, характеризующееся нарушением артикуляции, вызванного недостаточной иннервацией речевого аппарата;

в) нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем;

г) системное на­рушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.

7. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это:

а) отсутствие или ограничение речи при сохранном слухе и интеллекте;

б) расстройство речи, характеризующееся нарушением артикуляции, вызванного недостаточной иннервацией речевого аппарата;

в) нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем;

г) системное на­рушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.

8. К нарушениям письменной речи относятся (выберите все правильные варианты ответов):

а) дисграфия; д) дислалия;

б) алалия; е) аграфия;

в) алексия; ж) дислексия.

г) афония;

9. Основными анатомо-физиологическими механизмами речи являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) целостность и сохранность всех структур мозга;

б) сохранность слуха, зрения, интеллекта;

в) сформированость общей и мелкой моторики;

г) совместная синхронная работа многих зон коры правого и левого полушарий;

д) сформированность слуховой, зрительной и моторной систем;

е) сформированное речевое дыхание;

ж) скоординированная работа мышц дыхательного, голо­сового и артикуляционного отделов речевого аппарата.

10. Установите соответствие между содержанием этапов развития речи и их хронологическим порядком:



1) вторая половина года жизни;

а) вокализация, гуление, лепет;

2) после 6 лет;

б) появление условных рефлексов на словесные раздражители;

3) самая ранняя стадия;

в) понимание значения многих слов, начало про­изношения первых слов;

4) после полутора лет;

г) сформированность основных лексико-грамма­тических конструкций обиходной речи (переход к овладению развернутой фразовой речью);

5) к одному году;

д) появление простой фразы, ее постепен­ное усложнение;

6) к 5 годам;

е) овладение письмен­ной формой речи;

7) к 3 годам;

ж) начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу;

8) к 5—6 годам.

з) развитие механизмов координации между дыхани­ем, голосом и артикуляцией.

11. Критические периоды развития речи проходят:

а) 1 – 2 года, 3 года, 14 лет;

б) 1 – 2 года, 6 – 7 лет, 14 лет;

в) 3 года, 6 – 7 лет, 14 лет;

г) 1 – 2 года, 3 года, 6 – 7 лет.

12. Установите соответствие между группами расстройств и отдельными нарушениями речи:



1) расстройства фонационного оформления речи;

2) нарушения структурно-семантического оформления высказы­вания:




а) афония (дисфония);

б) брадилалия ;

в) алалия;

г) дизартрия;

д) заикание;

е) афазия;

ж) дислалия;

з) тахилалия.



13. Вставьте недостающее слово, используя слова для справок: Особую роль в формировании речи играет … фактор, позволяющий реализоваться генетическим предпосылкам развития речи.

Слова для справок: биологический, наследственный, социальный.

14. Логопедия это:

а) наука о детях с нарушениями речи;

б) наука о методах коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи;

в) наука о методах выявле­ния, устранения и предупреждения нарушений речи средствами специального обу­чения и воспитания.

15. К нарушениям звукопроизношения относятся (выберите все правильные варианты ответов):

а) алалия; г) заикание;

б) дислалия; д) дизартрия;

в) ринолалия; е) афазия.

16. Группу расстройств фонационного оформления речи составляют нарушения:

а) голоса, темпа, плавности, произношения;

б) голоса, слуха, плавности, произношения;

в) чтения и письма.

17. Типичными ошибками письма при дисграфии являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) смешение и замена букв;

б) искажение звуко-слоговой структуры слова;

в) орфографические ошибки;

г) нарушения слитности написания отдельных слов в предложе­нии;

д) аграмматизмы;

е) пунктуационные ошибки;

ж) неумение пользоваться правилами переноса слов;

з) смешение букв по оптическому сходству.

18. Типичными ошибками при дислексии являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) смешение букв, обозначающих сходные по акустико-артиркуляционным и оптическим параметрам звуки;

б) маловыразительное чтение;

в) механическое чтение, без понимания смысла;

г) большое количество грамматических ошибок при чтении;

д) послоговое чтение;

е) затруднения при пересказе прочитанного.

19. Из списка приведенных ниже понятий исключите лишнее:

а) аграфия, алалия, дислексия, агитография, алексия;

б) логоневроз, ФФН, ОНР;

в) дизартрия, брадилалия, афазия, афония, ринолалия;

г) дизартрия, ринолалия, дисфония, заикание.

20. Из каждого ряда понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему:

а) системное нарушение речи, второй уровень ОНР, общее недоразвитие речи, речевое нарушение, нарушение психического развития;

б) дизонтогенез, афония, нарушение устной речи, речевое нарушение, нарушение голоса;

в) афазия, нарушение устной речи, дизонтогенез, нарушение структурно-семантического оформления высказывания, речевое нарушение.



следующая страница >>