Военная тема в творчестве Василя Быкова и Бориса Васильева - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Военная тема в творчестве Василя Быкова и Бориса Васильева - страница №1/1




Военная тема в творчестве Василя Быкова и Бориса Васильева

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ ВОЛГО-КАСПИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РЕФЕРАТ НОВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВОЕННОЙ ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАСИЛЯ БЫКОВА И БОРИСА ВАСИЛЬЕВА Выполнил: студент 1Б Пиняев А.С. Преподаватель: Полякова Г.П. Г.Астрахань 2004 год ОГЛАВЛЕНИЕ I. Введение…………………………………………………………….3 II. Понимание войны и людских характеров у Василя Быкова и БорисаВасильева……………………………………………………………8 1. Биография Василя Быкова…………………………………8 2. Биография Бориса Васильева……………………………..11 3. Василь Быков: его понимание военной темы……………11 4. Человек и война в творчестве Бориса Васильева………..19 5. Мое мнение о творчестве Василя Быкова и Бориса Васильева……………………………………………………26 III. Заключение……………………………………………………….28 IV. Список изученной литературы……………………………...…29 I. Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаемим мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглисьтяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв несут за собой море крови,слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашейпланете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты.Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительныевзрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мызнаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смертьмиллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление передбудущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших еедорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтомуодной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советскогонарода в Великой Отечественной войне. Подвиг советского народа был также и подвигом советской литературы. «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт италант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священнойнародной войны против врагов нашей Родины!» — эти слова прозвучали намитинге в первый день войны и были оправданы делом и жизнью. Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долюрусского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне отэтого события. Общее число писателей-фронтовиков достигло более двух тысяч. Нельзянайти никакой исторической аналогии такому массовому участию писателей внепосредственной литературной боевой работе, которую развернули советскиемастера слова в дни борьбы с гитлеризмом. Более трехсот литераторов не вернулось с полей сражений, среди них —Е. Петров, Ю. Крымов, А. Гайдар, В. Ставский, М. Джалиль... Фашизм занесруку и на будущее советской литературы, вырвав из ее рядов десятки молодыхписателей, людей талантливых, ярких — В. Кубанева, М. Кульчицкого, Н.Майорова, Г. Суворова, П. Когана, Н. Отраду, В. Шульчева и многих других. И, что особенно важно, Великая Отечественная война, несмотря набезмерные жертвы, стала для советских людей школой духовного, нравственногороста. Отечественная война подняла на гребень все самое истинно прекрасное,что было воспитано в советском человеке. Важность и действенность слова писателей во время войнызасвидетельствована и тем, что произведения прозы, поэзии и драматургиизаняли виднейшее место в газетах. Наряду с первостепенным политическимматериалом, сводками Совинформбюро и другими сообщениями государственнойважности, на страницах «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Красногофлота», «Комсомольской правды» мы видим не только песни, стихотворения,публицистические статьи, но и рассказы, повести, поэмы, пьесы. Военными корреспондентами центральных и фронтовых газет, а такжерадио, Совинформбюро, ТАСС стали в те дни М. Шолохов,А. Фадеев. А. Платонов, К. Симонов, Б. Горбатов, В. Гроссман,Б. Полевой, Е. Петров, Л. Соболев. П. Павленко, И. Эренбург, С. Михалков,А. Жаров, А. Калинин и многие другие. Литература носила открытоагитационный характер, давая «народу чудовищный заряд ненависти к врагу». При всей исключительности, неожиданности вставших перед нею задачсоветская литература военных лет закономерно развивала творческие принципы,которые определили ее путь в предшествующие годы. Идея мира была и остаетсяглавенствующей идеей советской литературы, утверждающей пафос мирноготворческого труда как основу развития полноценной человеческой личности. Этот благородный гуманистический пафос был вместе с тем пафосомдейственного гуманизма, полного воли к жизни и готового к борьбе за нее.Неудивительно, что крылатыми для советских людей, вставших на битву сфашизмом, стали слова А. Твардовского: Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. («Василий Теркин») В идейных, нравственных, психологических качествах, обнаруженныхсоветскими людьми в дни войны, проявились черты, в несколько иных формахсложившиеся ранее в героике революции, гражданской войны и буднейсоциалистического строительства. Большую роль в воспитании поколений, надолю которых выпало отстоять Родину от фашистских полчищ, сыграли традициисоветской литературы и искусства предвоенных десятилетий, с их верой вчеловека, любовью к Родине, ясностью и величием жизненной цели. Идеалчеловека, за которого с самого своего возникновения боролась советскаялитература, противостоял всем своим существом фашистскому мракобесию. Ипротивостоял активно. Герои советской литературы и их создатели — мастераслова, начиная с Горького, чувствовали себя бойцами-антифашистами. Все это,как эстафету, приняли те, на чью долю выпало пройти через все испытаниявойны. Среди них — люди, которые впоследствии пополнят поредевшие рядыписателей. Преемственность героических традиций, которой была насыщена всяатмосфера суровых военных лет, явилась условием и мощного взлеталитературы. Лучшие произведения советской поэзии, художественнойпублицистики, прозы и драматургии были верны суровой правде времени, в нихмужественно звучала тема партии — подлинного вдохновителя и руководителямасс, тема народа, — героя, творца великой победы. Наши писатели звали народ на защиту Родины. «Все наши мысли о ней,—писал А. Толстой в статье «Родина»,— весь наш гнев и ярость — за еепоругание и вся наша готовность — умереть за нее». Советская литература стала подлинной художественной летописьюОтечественной войны, вместе с тем она помогала народу сражаться, выражаявеличие его идеалов и целей, во имя которых советские люди шли на жертвы,не щадили ни своей крови, ни жизни. В войне с фашизмом советский народ защищал не только завоеваниясоциализма, но и всю цивилизацию человечества. Советская литература приняладостойное участие в осуществлении этой всемирно-исторической миссии. Она счестью и в поэзии, и в прозе, и в драматургии выдержала выпавшие на ее долюиспытания. Все годы Великой Отечественной войны писатели были там, где коваласьпобеда. Главным оружием писателей-фронтовиков было их слово. Нельзя не вспомнить и о тех, кто стал писателем после войны, пройдявесь путь от Бреста до Берлина. Им выпала солдатская доля нести все тяготывойны. Из них вышли такие писатели как Борис Васильев и Василь Быков,Григорий Бакланов и многие другие…. Их осмысление войны было отличным от тех, кто встретил войну какписатель. Они не были военными корреспондентами, они были солдаты. И этоналожило свой отпечаток на их произведения. Они видели войну изнутри,солдатскими глазами. Так же они и описали ее. Читая их произведения, какбудто переносишься в то время, переживая с героями рассказов и повестейвоенные будни, раскисшие дороги, слякоть и распутицу. Видишь характерылюдей на войне, их поведение и поступки, которые нельзя оценитьпрямолинейно как плохие и хорошие. Человек в изображении Быкова и Васильевавыступает сложный многоплановый образ, который ведет себя в разныхситуациях по разному. Но главное, что можно вынести – это, конечно,духовную стойкость одних и слабость других .Мы видим как меняется человек ,готовность одних к подвигу и других к предательству. II. Когда в жизни людей врывается война, он всегда приносит горе инесчастье, нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищнойвойне – Великой Отечественной – вспоминают и поныне.Василий Быков – один из важнейших отечественных писателей, который напротяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Особенностьюего произведений является то, что он изображает в своих рассказах войнутакой, какой она была – в страданиях и крови.. Быков Василь (Василий) Владимирович, белорусский писатель, родился19 июня 1924 года в деревне Череновщина Ушачского района Витебскойобласти, Белоруссия, в бедной крестьянской семье. «Я не люблю своегодетства, — вспоминал писатель. — Голодная жизнь, когда надо идти в школу, анечего поесть и надеть... Единственное, что было отрадой, — это природа икниги. Летом — озеро, лес, рыбалка. Если позволяло время, конечно. Ведьнадо было работать. И надо, да и заставляли». После окончания семилетки Быков поступил на скульптурное отделениеВитебского художественного училища, однако вскоре вынужден был вернуться вдеревню — отменили стипендии. В 1942 году был призван в действующую армию, попал в инженерныйбатальон, строивший оборонные укрепления, участвовал в боях на Юго-Западномфронте, затем был направлен в пехотное училище в Саратове. Окончив училище,воевал в должности командира стрелкового взвода, взвода автоматчиков ивзвода противотанковой артиллерии на Украине, в Румынии, Венгрии, Австриидо победы. Дважды был ранен. После войны начал работать в газете в Гродно,однако вскоре был снова призван в армию и до конца 1955 служил в одном издальних гарнизонов на Курилах. Возвратившись после демобилизации в Гродно (затем он переехал вМинск), Быков отдается литературному творчеству. Одна за другой публикуютсяего повести: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третьяракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора впервый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатамии офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантскойлитературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов,встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду»,«дегероизацию», «абстрактный гуманизм». Такого рода нападки в полной мерепришлось испытать Быкову — ему доставалось еще и за то, что большинствосвоих вещей он печатал в «Новом мире» А. Т. Твардовского, журнале, которыйбыл главным и постоянным объектом сокрушительных атак охранителейидеологической стерильности и ярых противников правды в литературе. «Работас Твардовским была для меня незабываемой школой литературы..., — вспоминалписатель. — Мы постигали высоту его идеалов, освобождаясь от остатковпровинциального верхоглядства, учились не бояться несправедливой жестокостикритических приговоров». Особенно жестоким нападкам подверглись повестиБыкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянскиймост» (1969) — по команде сверху в самых авторитетных органах печати былинапечатаны разгромные с политическими обвинениями статьи, заушательскиеколлективные письма. В результате книжное издание повести «Круглянскиймост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» —через 18, «Мертвым не больно» — только через 23 года. Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит своипроизведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они сталиорганической и очень существенной частью и русской литературы, русскоголитературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этапхудожественного осмысления трагических событий войны. После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести«Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить дорассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973),«Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983;Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993)— посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснял это тем, чтопроблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войнестояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков былаусложненнее, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообщетрагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими врусской литературе о войне с фашистской Германией были толстовскиетрадиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для еготворчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется впостановке главных вопросов человеческого бытия. С приходом к власти в Белоруссии А.Г.Лукашенко Быков, выступивший срезкой критикой установившегося в стране режима, подвергся преследованиямвластей, повторяющим направленную против него в 1960-е годы кампанию: егоперестали издавать, шельмовали в средствах массовой информации. Он вынужденбыл в 1998 уехать из Минска, по приглашению пен-клуба Финляндии прожилполтора года в Хельсинки и плодотворно работал, в 2000 переехал в Германию.В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчьяяма», посвященную последствиям, как всегда у Быкова прежде всегонравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 закончил повесть «Стена».Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача — фильм«Восхождение» (1977, режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников». Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Всемнадцать лет он добровольцем пошел на фронт, а после ВеликойОтечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академиюбронетанковых и механизированных войск. До 1954 года Борис Васильев былинженером, испытывал танки, потом он ушел из армии и начал заниматьсялитературной деятельностью. Первое же крупное произведение писателя(повесть "А зори здесь тихие...", вышедшая в 1969 году) принесло емуизвестность и любовь читателей. Тема Великой Отечественной войны получиларазвитие в повести "В списках не значился" (1974). Одним из лучшихпроизведений эпохи "перестройки" стала опубликованная в 1984 году повесть"Завтра была война", действие которой происходит накануне Отечественнойвойны. По этой повести в 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименныйфильм. В кино Борис Васильев начал работать с 1958 года, дебютировав каксценарист фильмом "Очередной рейс". Писатель принимал участие в созданиитаких известных художественных картин, как "Офицеры" режиссера ВладимираРогового (с Георгием Юматовым и Василием Лановым в главных ролях), "Аты-баты, шли солдаты", поставленная Леонидом Быковым. Кроме того, на основесобственной повести Борис Васильев создал сценарий для фильма "А зори здесьтихие...", снятого Станиславом Ростоцким. За эту картину ее создатели былиудостоены Государственной премии СССР, а в 1973 году она была номинированана "Оскар", но уступила фильму Луиса Бунюэля "Скромное обаяние буржуазии".Перу Бориса Васильева принадлежат также исторические романы "Были и небыли"и "Утоли моя печали" и роман "Вам привет от бабы Леры...". Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века. О нейнаписано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военныебудни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве роднойземли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди,имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современныхлитераторов, пишущих о войне, - огромна. Им необходимо показать значимостьборьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу,идейную убеждённость, преданность Родине; показать трудности борьбы сфашизмом, донести до современников чувства и мысли героев военных лет, датьглубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и ихсобственной жизни. Своеобразно разрабатывают эту тему такие писатели, как Василь Быков иБорис Васильев. Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государствевозникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда самостановление тоталитарного государства еще только намечалось. Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшныеподробности, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод,порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах… "Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л.Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь войнаприносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием длячеловека. Василь Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющийв своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге ичести. В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных историческихсобытий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущениярядового солдата на большой войне. На примере самых стратегическинезначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны. Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всеготворчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех егоповестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и других. В повестиБыкова "Сотников" подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимогогероизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Писательдает художественное исследование моральных основ человеческого поведения вих социальной и идеологической обусловленности. Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войныместного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом,анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писательдокапывается до глубин психологических состояний и переживаний своихгероев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третьяракета», «Западня», «Мертвым не больно» и другие. В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще болеесложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзяоценивать однозначно. Сюжет повести «Сотников» психологически закручен так,что критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий вповести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой— предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание гранейобраза этого персонажа. Но на самом деле сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбакотправляются в деревню на задание — добыть овцу для пропитания отряда. Доэтого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и дажевыручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог быуклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себянедостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим онкак бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы». Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, ичитателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен ксовершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но еслиРыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход»,внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников допоследнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж,надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретитьсмерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку,чтобы беззаботно относиться к её концу». В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а людиодной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак – в обычных условиях,возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотниковс честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясьот своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения,предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряетвсякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждыйнам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизньзаставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким,каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, егогражданская стойкость. В произведении Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кромеРыбака, прошли свой смертный путь до конца. В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателюРыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкогопреступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признаниев своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния,возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить. Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична самавойна, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писательрассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами исамой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиямвойны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту темуписателя Василя Быкова. Произведение проникнуто раздумьями о жизни исмерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любымпроявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка ижеста героев, мимолетной мысли или реплик - дна з самых сильных сторонповести "Сотников". Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников»специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какоенравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении.Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принятьстрадания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменноймысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла,она ничего не изменит». Это не так — страдания за народ, за веру всегдаимеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в другихлюдей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой приз церкви былвручен автору «Сотникова» кроется в том, что религия всегда проповедуетИдею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, ночтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на местеэтого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуютобщечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться отбезоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления. В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалылюдей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны. Трагизм войны показан Быковым в рассказе «Одна ночь».Сюжет нельзя назвать простым. Сложность заключается в том, что в развитиесюжетного действия вплетаются чувства – герой разрывается между гражданскимдолгом и человеческими состраданием.Центральный персонаж рассказа Иван Волока, спасаясь от немецких пуль,оказывается в подвале под грудой обвалившихся стен. Но самым сложным инеобъяснимым становится то, что вместе с ним под завалами остается немецкийсолдат. Последний ранен, ему нужна помощь, а из-под завалов самостоятельноне выбраться. Как же поступить Ивану? Сможет ли он убить этого безоружного,пострадавшего при обвале немца? Поначалу, не осознавая того, что он делает,Иван помогает гитлеровцу выбраться из-под бетонной глыбы и перевязать рану.Целую ночь они пытаются найти выход из каменной клетки. И вот они насвободе. Немец понимает, что оставшись с русским солдатом, он попадет вплен, поэтому, увидев гитлеровцев, он бросается к ним. Яростное желание низа что не отдавать врагам этого человека просыпается в Иване. Забывая обовсем, он убивает солдата. Тема жестокости и бесчеловечности войны краснойнитью проходит через всё произведение. Войне можно дать оценку –захватническая, освободительная, гражданская – но как оценить людей, идущихумирать за что-то, за идеалы? У войны свои законы. Главные герои военныхдействий – страх и ненависть. Они движут людьми, заставляя их поройсовершать жестокие и негероические поступки. Что двигало Иваном, когда онстрелял во Фрица – страх перед комиссаром, ненависть к гитлеровцам? Нельзядать определенный ответ – все смешалось, рассыпалось, как мозаика. Быковмастерски изображает картины войны через восприятие молодого солдата. Поодному небольшому эпизоду встречи Волока с немцами можно многое сказать отом, какой видит войну автор. «Позади грохнул взрыв…», и когда Волока,«…запыхавшись, влетел под спасительные своды подъезда, то от неожиданностиедва не вскрикнул: со двора прямо на него выскочили два немца, но и немцытут видно, не ждали его. Передний что-то бормотал заднему, на мгновение вего расширенных глазах блеснул испуг и удивление. В то же мгновение Волока,не целясь нажал на спуск – автомат содрогнулся от беспорядочной очереди –немец выпустил из рук карабин и упал лицом не мостовую…» Вот истинное лицовойны: хаос, паника, слепая жестокость, мотивированные только одним –страхом. Эта война не имеет никакой другой цели, кроме единственной,-убивать людей. Поначалу оказавшись под насыпью обрушившихся стен, Иваниспытывает жгучую ненависть к немцу «Аа, доняло, собака!» -говорит он,наблюдая тщетные попытки солдата выбраться из-под бетонной глыбы. Ивану заполгода службы в полку не довелось так близко увидеть немецкого солдата.«Это был четвертый немец попавшийся ему под руку», пишет Быков. Троих онубил даже не задумываясь – так надо. Вот именно: надо. Для Волоки немцы –враги, у которых нет лица и нет лица и нет чувств. И вот, впервыеочутившись лицом к лицу со своим врагом, он теряется. «Всего несколькоминут назад, не видя и никогда не зная один другого, они насмерть дрались вэтом подвале, полные злобы и ненависть, а сейчас, будто ничего между ними ине произошло, дружно расшатывали кусок бетона, чтобы выбраться из общейбеды». Иван видит немолодое лицо гитлеровца, загорелый лоб, густоизрезанный морщинами, такой же , как и у него рубец возле уха, и понимает,что перед ним- прежде всего – человек. Эта вдруг открывшаяся истина пугаети обезоруживает Волоку. «Иван неясно ощущая в душе, - читаем мы в рассказе,-что застрелить теперь этого человека уже вряд ли сможет. Как стрелять внего, если между ними рушилось главное для этого – взаимная ненависть, есливдруг во вражеском мундире предстал перед ним самый обыкновенный человек,который и к Ивану относился уже не как враг, а как сообщник и друг?Кажется, это был совсем неплохой немец, и Иван даже ощутил неловкостьоттого, что недавно едва не задушил его. Всё это было странно и необычно».Разговаривая с немцем, Иван узнает, что Фриц столяр, так же как и Волока, унего есть семья – жена и трое детей. У Ивана тоже остались дома супруга идве дочки. Когда на Волоку рушится стена, Фриц имея возможность убежать,остается помогать Ивану, спасаем его от смерти. Волока понимает это, нонастороженные чувства не покидают его. И вот выход из каменной клеткинайден. Свобода возвращает героев в «прежние рамки войны». Теперь они ужене два сообщника, вместе курящих русскую махорку, а два солдата – русский инемецкий. Это война. У нее свои законы. Невинные люди гибнут радидостижения чьих-то целей. Увы, это понимают обе враждующих стороны.Немецкие солдаты знают что борются не на жизнь, а на смерть. Им лучшепогибнуть, чем попасть в русский плен – тогда их семьи не заберут вконцентрационный лагерь. Всё это читатель вместе с главным героем узнают израссказа немецкого солдата Фрица Хагемана. «Война никс гут!..Фриц Хагеманникс надо война», - говорит немец, прошедший пол-России и мечтающий скореевернутся домой. Но, увы его мечте не суждено сбыться. Заставляя своегогероя убить, автор показывает механичность и бесчеловечность войны.Конечно, герой рассказа отнюдь не идеален. Как и многие молодые солдаты, онмечтает красиво умереть. Единственная мысль, заботящая его, пока оннаходится в каменной клетке завалов – как глупо будет вот так умереть.Разговаривая с немцем, он думает о том, что скажет на это его командир.Очнувшись после тяжелого кошмара и увидев спящего Фрица, он собираетсябежать, оставив гитлеровца в подвале. Но автор не осуждает его списывая всёна молодость и на войну. Писатель – фронтовик не высказывает своей позиции,не становится ни на чью сторону – просто описывает события, давая читателювозможность самому оценить ситуацию. Он пишет о том, что в экстремальныхусловиях люди могут вести себя по-разному, проявляя и трусость, и героизм.Пожалуй, в этом аспекте интересен нам герой Быкова. Писатель показываетлогику человеческого поведения в экстремальной ситуации, раскрывает еговнутренний мир, обнажает душевное противоборство. Он помогает нам понятьсуровую правду о войне. Борис Васильев, прежде чем взять в руки перо, сам прошел фронтовые"огни и воды". И, разумеется, война оказалась одной из главных тем еготворчества. Герои произведений Васильева оказываются, как правило, передвыбором - жизнь или смерть. Они принимают бой, который для кого-тооказывается последним. Герои рассказов Васильева делают выбор сами. Они не могут не сдаться,они могут только погибнуть в бою! В своём произведении, «В списках незначился», Борис Васильев отразил данную тему очень хорошо. Не нарушая реалистической ткани рассказа, автор ведёт нас в мирлегенды, где его герои обретают романтический пафос борьбы, открывая в себенеисчислимые резервы революционного, патриотического духа. Таким путём идёти главный герой романа «В списках не значился», только что окончившийвоенное училище молоденький лейтенант Николай плужников. Он принадлежит кпрекрасному поколению, о котором его сверстник, погибший на фронте, поэтНиколай Майоров сказал: Мы были высоки, русоволосы Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли недолюбив Не докурив последней папиросы. Тёзка поэта наш герой Николай Плужников мне представляется молодымчеловеком высокого роста, хотя, судя по тому, как ловко удавалось емускрываться в развалинах крепости от преследовавших его немцев, он был ростасреднего или даже ниже. Но высоким его делают великие нравственныекачества. Прочитав произведение Бориса Васильева «В списках не значился» можносказать, что главный герой Николай Плужников был храбр, да и не только. Онбыл настоящим патриотом своей страны, он любил её. Именно поэтому он началвоевать с первого же нашествия врагов, хотя и не был ещё занесён ни в какойсписок. Он мог вовсе и не принимать участие в военных действиях, но ему непозволила бы этого совесть, он был благодарен своей Родине за всё, поэтомуон сражался до последнего и смог всё же победить. Выйдя из сражениянепобеждённым, выстоявшим борьбу, он рухнул у машины скорой помощи и умер.… Николай Плужников относился к войне со всей её серьёзностью, онсчитал, что его участие в победе над фашистами просто необходимо. В характере главного героя большая правда времени, которое писательрисует без модернизации и своеволия, что, к сожалению, не редкость в иныхсочинениях. Автор хорошо чувствует историческую связь дня минувшего ссегодняшним, но не склонен подменять одно другим. За простоватостью и ребячливостью суждений, за высокопарностью ириторичностью языка скрывались красота нравственных чувств, глубокое ицелостное понимание своего гражданского дома, осознанная любовь к роднойземле, решимость защищать её до последнего дыхания. Именно Человеком сбольшой буквы этого слова выходит Николай Плужников из борьбы,непобеждённым, несдавшимся, свободным, «смертью смерть поправ». Красная Армия уходила на восток.…А здесь, в руинах Брестской крепости,не смолкая, гремел бой. Захваченные врасплох, полуодетые, оглохшие от бомби снарядов, вдавленные в стену, заваленные обломками, оттесненные в подвалынасмерть стояли защитники Бреста. Последний глоток воды – пулемётам! И вотв живых только один – Плужников, герой книги Б. Васильева «В списках незначился». Словно памятник солдату вырастает он из груды камней, чтобысказать фашистам последнее, сокровенное: «Что, генерал, теперь вы знаете,сколько шагов в русской версте?» Напуганные страхом за себя, предатели укорачивали врагам вёрсты. «Я виноват… один я!» - восклицает Плужников, когда погибает всемилюбимая тётя Христя. Нет, не он один, а все мы, советские, «виноваты» втом, что, уважая человека, тогда, в 1941г., не научились в такой же мерененавидеть его, если он враг. В грозных испытаниях придёт к нам этасуровая «наука ненависти». Войну Б. Васильев изображает не только во внешних событиях – грохотеразрывов, трескотне пулемётов… Во внутренних переживаниях героев – ещёбольше. Обрывки воспоминаний то и дело мелькают в сознании Плужникова,создавая контраст вчерашнего и сегодняшнего, мира и войны. Не жертвой – героем выходит Плужников из развалин. И немецкийлейтенант, «щёлкнув каблуками, вскинул руку к козырьку», а солдаты «вытянулись и замерли». Это и Плужников, и не он. Разве таким он явился вкрепость год назад? Чистеньким, молоденьким, как пушкинский Гринёв из«Капитанской дочки». А сейчас и мать не узнаёт. Седые волосы, худой,ослепший, «уже не имевший возраста». Но не это – не внешний вид важен. «Онбыл выше славы, выше жизни и выше смерти». Что значат эти строки? Какпонять это «выше»? И то, что Плужников плачет: «Из пристальных немигающихглаз неудержимо текли слёзы?» Он бы не выстоял, если бы не поднялся над собой – земным,обыкновенным. Почему плачет? Не внутренними монологами (их просто некогдапроизносить), психологическим подтекстом ответил Б.Васильев. В Плужникове«плачет молоденький лейтенант Коля», который хочет жить, видеть солнце,любить, которому жаль погибших товарищей. Верно. Можно быть выше жизни,выше славы и смерти, но нельзя быть выше самого себя. Перед тем, как выйти из крепости, Плужников узнаёт, что немцы разбитыпод Москвой. Это – слёзы победы! Конечно. И памяти о тех, с кем Плужниковзащищал крепость и кого уже нет. Это слёзы солдата, который сдался врагу,потому что истёк кровью. Не сдался, а вышел. Кстати, почему именно в тот момент, когда узнал,что немцы разгромлены под Москвой? «Теперь я могу выйти. Теперь я долженвыйти», - говорит он. Плужников не имел права сложить оружие, пока фашистышли на восток. Под Брестом он дрался за Москву. «Геройство не всегда рождается отвагой, какой-то исключительнойхрабростью. Чаще – суровой необходимостью, сознанием долга, голосомсовести. Надо – значит, надо!- логика тех, для кого подвиг – до концавыполненный долг». Плужникову приказывают назвать своё имя и звание. «Я русский солдат»,- ответил он. Тут всё: и фамилия, и звание. Пусть он не значился в списках.Так ли уж важно, где и с кем защищал он Родину? Главное – жил и умер еёсолдатом, остановив врага на русской версте… Заступник, Воин, Солдат…Весомые слова в нашей литературе, синонимичныесобирательному патриот. Плужников пережил чувство отрешённости от самого себя, своё гордо -бесстрашное «выше», когда не захотел спрятаться от дымящейся возле его ноггранаты. Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной,нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать своюверсту и не отступить не на шаг – это, значит, жить вёрстами Родины! Еёисторией, тревогами, заботами.…Пусть каждый станет солдатом своей версты!Ну, а если без метафор, - своего дела, порой незаметного, но нужного, кольвливается оно в общий труд Родины. История о неизвестном защитнике Брестской крепости, который держался веё развалинах, подвалах и казематах десять месяцев, непрестанно нанося уронврагу, обрела под пером Бориса Васильева убедительную реалистическую ткань.Рядом с Плужниковым на различных этапах этой драмы мы видим другихкомандиров и политработников, которые вместе с ним идут из атаки в атаку… Постепенно редеет число оставшихся в живых, но они остаются в памятиПлужникова, как и в нашей….Отчаянный храбрец, не раз спасающий жизниПлужникову; старший лейтенант, осуждающий его за малодушие; приписанный кчасти Прижнюк… Все они были связаны совместно пролитой кровью, общим патриотическимчувством и солдатским мужеством. И все они учили Плужникова. Не словесныминаставлениями, а примером собственной жизни и смерти. Внутреннее ядро романа проявляется в ощущении несгибаемости,невозможности подчиняться тупой и тёмной силе. Люди, оказавшиеся наедине сосвоей совестью, выдержали тяжкое испытание. Они были верны приказам, даннымими самим себе. Поистине мифическими выглядят подвиги многих героев Отечественнойвойны и можно писать о них в стиле легенды. Николай Плужников непринадлежит к числу героев, совершающих нечто сверхъестественное,недоступное пониманию рядового участника войны. Нет, он именно простойрядовой воин, и его поступки вполне укладываются в наши привычныепредставления о мужестве и патриотическом поведении советского человека. И, тем не менее, за этой будничностью и обыкновенностью скрываетсяогромная сила духа, невиданная концентрация нравственных сил. Простота искромность рассказа о таком человеке, как Плужников, придают повествованиюо нём большую художественную силу. В этом своеобразие того направлениясовременной прозы о войне, к которому принадлежит Борис Васильев. Он неодинок в своём стремлении увидеть романтику легенды в будничном, рядовомпоступке бойца Отечественной войны, обнаруживая скрытые, незаметныеснаружи, силы морального сопротивления злу как залог нравственной победынад врагом. Повесть Васильева «А зори здесь тихие...» посвящена героической борьбеженщин и девушек на войне. Пять совершенно различных девичьих характеров,пять разных судеб. Отправляются девушки-зенитчицы в разведку подкомандованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и теиз уставов». Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» сохранил лучшиечеловеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но егодуша все равно не может успокоиться. Он осознает свою вину перед ними зато, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляетглубокую рану в душе старшины, он не может найти оправдания ей даже в своейдуше. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм. Онсовершил подвиг, взяв в плен немецких разведчиков, он может гордитьсясвоими действиями. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и одевушках, он все время старается увести их от грозящей опасности.Нравственный подвиг совершил старшина, пытаясь защитить девушек. Поведение каждой из пяти девушек — это тоже подвиг, ведь онисовершенно не приспособлены к военным условиям. Страшна и в то же времявозвышенна смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина гибнет, желаяпоскорее перейти болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью освоем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзииБлока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И этидве «негероические» смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны ссамопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женскимобразам: Рите Осяниной и Евгении Комельковой. По словам Васильева, Рита«строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семейную жизнь,Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянинапоручает заботу о сыне надежному и мудрому Васкову, она покидает этот мир,осознавая, что никто не сможет обвинить ее в трусости. Ее подруга гибнет соружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, посланнойна разъезд после штабного романа. Вот как описывает он свою героиню:«Высокая, рыжая, белокожая. А глаза — детские, зеленые, круглые, какблюдца». И эта чудесная девушка погибает, погибает непобежденной, совершаяподвиг ради других. Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминатьгероическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль запрерванные ниточки человеческих родов. Девизом всех смелых, храбрых людей можно провозгласить слова генералаБессонова, героя произведения Юрия Бондарева «Горячий снег»: «Стоять — и осмерти забыть!» Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях малобатальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается спотрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне.На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы насложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк,Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своихпроизведений масштабные сражения и герои которых почти все из командногосостава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментахвойны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг зашагом анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях,писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживанийсвоих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы:«Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно» идругие. Произведения Бориса Васильева на мой взгляд рассматривают войну кактяжелую работу, «опасную для жизни». Осмысление войны у него происходитчерез характер, через жизнь главных ( и не главных ) героев. Пропускаячерез себя боль утрат и потерь, горечь поражений и сладкий вкус победы,герои Васильева меняют свое мировоззрение, свое понимание ценности жизни.Читая произведения писателей военной поры, понимаешь, что все, о чем онирассказывают, выстрадано ими не в кабинетах, а на поле боя, под пулями иснарядами. Война в понимании Васильева и Быкова – это не просто чередапобед и поражений. Нет, это душевные переживания, это поиск смысла жизни,понимание ее ценности. Нельзя однозначно оценить войну с фашистами какборьбу Света и Тьмы. В каждом конкретном эпизоде писатели рассматриваютвзаимоотношения воюющих сторон, солдат через призму человеколюбия игуманизма. Никто из простых людей, воевавших по разные стороны линии фронтане хотел воевать и умирать, и это хорошо понимаешь, читая произведенияВасиля Быкова и Бориса Васильева. III. . Таким образом, показывая подвиг человека на войне, писателиразных времен особое внимание уделяют силе русского национального духа,нравственной стойкости, способности к самопожертвованию ради спасенияОтечества. Эта тема вечна в русской литературе, и поэтому мы не раз ещебудем свидетелями явления миру литературных образцов патриотизма инравственности Каждому русскому человеку особенно дорог Праздник Победы. Дорогпамятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы должны всегдапомнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашейстраны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об ихподвиге будет вечно жить в наших сердцах и нашей литературе. Мы должнызнать, какой ценой было завоевано наше счастье. Знать и помнить о тех,почти совсем девчонках из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»,которые смело смотрели смерти в глаза, защищая свою Родину. Разве им, такимхрупким, нежным, носить мужские сапоги или держать в руках автоматы?Конечно, нет. Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил еесам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы,старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Чемдалее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и нераз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпосдней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное, как книги, несможет нам передать это великое и трагическое событие - ВеликуюОтечественную войну. О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновейи дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькиеи такие глубокие произведения. СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. История русской советской литературы. Издательство «Просвещение», Москва – 1983 г., с испр. 2. Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г. 3. Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000 г. 4. И.Дедков. Василь Быков – человек, который выстоял. Москва, Советский писатель, 1990. 5. В.Быков. Повести. Пермь, кн. изд., 1976. 6. Б.Л. Васильев. В списках не значился. Москва, Советский писатель, 1975. 7. «Литературное обозрение», 1973, №7, с.101 8. «Литературное обозрение», 1973, №3. 9. Григорий Бровман. «Бой Николая Плужникова», (о романе Бориса Васильева «В списках не значился…») «Литературная газета», 1982, №30.