Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг - страница №1/1

Урок истории с элементами антикоррупционного воспитания
ТЕМА УРОКА: Внутренняя политика Александра I в 1801—1806 гг.
Цель урока: сформировать представление об основных направлениях внутренней

политики Александра I и условиях, определивших ее характер, показать роль личности в истории и реформах; раскрыть антикоррупционной характер первых преобразований Александра I.


План урока: 1. Личность императора Александра I. 2. «Негласный комитет».

3. Первые преобразования.


Основные понятия: либерализм; самодержавная власть; коррупция, манифест; реформа;

амнистия; министерство; «вольные хлебопашцы».


Основные даты: 1801—1825 гг. — правление Александра I; 1802 г. — реформа

высших органов власти; 1803 г. — реформа народного просвещения; 1803 г. —

указ о «вольных хлебопашцах»; 1804 г. — аграрная реформа в Прибалтике.
Персоналии: Ф. Лагарп; П. А. Строганов; Н. Н. Новосильцев; А. А. Чарторыйский;

В. П. Кочубей.


Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX

век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику

«История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас

по истории России. — М., 1997.


Литература для учителя: Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994;

Государственные деятели России XIX — начала XX в.: Биографический

справочник. — М., 1995; Данилов А. А. Справочные материалы по истории России

IX—XIX вв. — М., 1997; Эйдельман Н. Грань веков: Политическая борьба

в России: Конец XVIII — начало XIX столетия. — М., 1982.
Методические приемы организации урока

Начать урок целесообразно с рассказа учителя о личности императора

Александра I, особенностях его характера, воспитания при дворе Екатерины II,

отношениях с отцом. В ходе рассказа можно привлечь уже знакомый учащимся

учебный материал по истории царствования Павла I, задать им вопросы,

нацеленные на проверку и закрепление знаний по этому материалу.

Затем можно задать вопросы: какие пути развития открывались перед страной

после переворота 1801 г.? Какую политическую линию в силу особенностей

личных качеств мог предложить обществу Александр I?

Важно показать учащимся роль Ф. Лагарпа в формировании политической

программы Александра I.

Ф. С. Лагарп — швейцарец по происхождению, профессиональный юрист,

последователь энциклопедистов, был для Александра с 1783 г. не просто

учителем, но и нравственным авторитетом, наставником. Благодаря ему

взгляды Александра в юности носили весьма радикальный характер:

великий князь симпатизировал Великой французской революции и

республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию,

крепостное право, фаворитизм, взяточничество. Пороки петербургского

двора со временем сформировали у Александра отвращение к политике,

желание не принимать в ней участие. Впервые уже при жизни

Екатерины II он так оценивал ее желание возвести его на престол, минуя

отца — Павла: «Если верно, что хотят посягнуть на права отца моего, то я

сумею уклониться от такой несправедливости. Мы с женой спасемся

в Америку, будем там свободны и счастливы, и про нас больше

не услышат». Настроения будущего императора изменились лишь после

высылки Лагарпа из Петербурга.

Важно отметить и то, что контакты Лагарпа с Александром сохранялись и

после его отъезда за границу. После воцарения Александра Лагарп

предостерегал своего воспитанника от радикальных шагов: «Во имя Вашего

народа, государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас

власть, которой Вы желаете воспользоваться только для ее величайшего

блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает

Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и

нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут

завершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно

столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства».

Можно предложить учащимся прокомментировать и оценить эти слова Лагарпа.( Как можно оценить слова Логарпа - как необходимость преодолеть отставание России, в политику внести свежую струю, которая бы смыла с нее позорные явления, как кумовство, воровство, взяточничество при решении государственных вопросов)
Центральное место в рассказе учителя должна занять деятельность «Негласного

комитета». Раскрывать содержание этого вопроса предпочтительно через

характеристики входивших в его состав государственных деятелей.

Граф Павел Александрович Строганов (1772—1817) родился в Париже и

был крестником будущего императора Павла. В 1786 г. был зачислен

адъютантом к князю Г. А. Потемкину. В 1787 г. вместе со своим

воспитателем Ш. Ж. Роммом (ставшим в годы Великой французской

революции видным ее деятелем, автором «республиканского календаря»,

одним из последних монтаньяров) отправился за границу и сам стал

участником революционных событий. Он записался в основанный Роммом

клуб «Друзей закона», позднее вступил в Якобинский клуб. Эта его

деятельность не прошла незамеченной для Екатерины II: Павел

Александрович был вызван в Россию и отправлен в ссылку

в подмосковное село Братцево. Лишь после смерти императрицы и

вступления на престол своего крестного отца Павла I Строганов смог

вернуться ко двору, где сблизился с цесаревичем Александром, стал его

близким другом и доверенным лицом. Он сразу признал итоги переворота

11 марта 1801 г. В мае того же года он подал царю записку, в которой

предлагал учредить «Негласный комитет» из числа сторонников

государственных преобразований с целью предварительного обсуждения

реформаторских законопроектов. Он стал не только автором создания

«Негласного комитета», но и самым активным его участником. Предлагал

упразднить крепостничество, отстаивал французскую систему организации

народного образования, при которой низшие учебные заведения носят

общеобразовательный характер, а специальное образование

приобреталось в высших учебных заведениях. В 1802—1807 гг. был

товарищем министра внутренних дел. Сенатор. Выполнял важные

дипломатические поручения царя. Однако после отказа Александра I

от либерального курса в знак протеста отошел от политической

деятельности и поступил на военную службу простым волонтером (имея

чин тайного советника, равный генеральскому званию). Принимал активное

участие в русско-шведской войне 1808—1809 гг. и русско-турецкой войне

1806—1812 гг. В период Отечественной войны командовал сводной

казачьей дивизией, участвовал в заграничном походе 1813—1814 гг., имел

звание генерал-лейтенанта. После гибели в 1814 г. его единственного сына

Павел Александрович вышел в отставку и вскоре умер.



Николай Николаевич Новосильцев (1761—1836) был племянником

графа А. С. Строганова, в семье которого он жил и воспитывался.

В детстве был записан в пажи. В 1783 г. поступил на военную службу

в чине капитана. Отличился в войне со Швецией (1788—1790), обратив

на себя внимание великого князя Александра. Участвовал в подавлении

Польского восстания 1794 г. После смерти Екатерины II был вынужден уйти

в отставку и покинуть Россию. В Лондоне он в течение четырех лет

слушал лекции в университете. После возвращения в Россию был одним

из активных участников дворцового переворота 11 марта 1801 г., а вскоре

стал и одним из самых авторитетных членов «Негласного комитета».

В частности, предложил идею реформирования коллегий

в министерства. Для Росси это имело решающее значения- впервые вопросы политической жизни страны стали обсуждаться открыто, что препятствовало келейному решению вопросов. Выполнял также и ответственные дипломатические

поручения. В 1813 г. был назначен вице-президентом временного совета

Варшавского герцогства, а в 1815 г. — императорским делегатом

при правительстве Царства Польского. Отличался антипольскими

настроениями, выступал за отмену польской конституции 1815 г.

В Петербург возвратился только в 1831 г., где стал членом

Государственного совета, а в 1832 г. возглавил Государственный совет и

Комитет министров, был пожалован титулом графа.

Князь Адам Адамович Чарторыйский (1770—1861) прожил большую и

сложную жизнь. Он был представителем одного из самых знатных и

влиятельных польских родов. После третьего раздела Речи Посполитой

был отозван в Петербург и поступил на службу при дворе. Здесь он вскоре

сблизился с великим князем Александром. В 1799 г. был назначен

посланником России в Сардинском королевстве. Лишь после переворота

1801 г. был возвращен императором Александром в Петербург, где стал

вначале товарищем министра иностранных дел, а в 1804 г. — министром

иностранных дел России. В 1805 г. выдвинул идею восстановления

польского государства в границах 1772 г., связанного с Россией

династической унией. Однако последовавшее сближение России

с Пруссией показало несбыточность этих планов, после чего Чарторыйский

вышел в отставку с поста министра. Он оставался сенатором, членом

Государственного совета, являлся попечителем Виленского учебного

округа. С образованием в 1815 г. Царства Польского он вначале вошел

в состав временного правительства, но вскоре вышел в отставку. Выступал

за присоединение к Царству Польскому Литвы, Белоруссии и

Правобережной Украины. Во время Польского восстания 1830—1831 гг.

занимал в созданном сеймом правительстве пост председателя и главы

внешнеполитического ведомства. После подавления восстания

эмигрировал в Париж, где провел остаток жизни, возглавляя

аристократический лагерь польской эмиграции.


Виктор Павлович Кочубей (1768—1834) был племянником светлейшего

князя А. А. Безбородко, в доме которого воспитывался. Служил в русской

миссии в Швеции, затем в Лондоне. С 1792 по 1797 гг. состоял русским

посланником в Турции. В 1798 г. назначен вице-канцлером Коллегии

иностранных дел. После вступления на престол Александра I вошел

в состав «Негласного комитета», где показал себя сторонником умеренных

реформ. В 1801—1802 гг. возглавлял Коллегию иностранных дел. В 1802—

1807 и 1819—1823 гг. возглавлял Министерство внутренних дел. В декабре

1826 г. возглавил учрежденный Николаем I Особый комитет для

подготовки проектов государственных преобразований. В 1827 г. стал

председателем Государственного совета и Комитета министров.
Вопросы и задания для собеседования: 1. Какие альтернативы стояли перед

страной в начале XIX в.? 2. Дайте оценку личности Александра I. 3. Как черты

характера молодого императора влияли на его политический курс? 4. В чем вы

видите главное назначение «Негласного комитета»? 5. Как вы можете оценить его

роль? 6. Дайте общую оценку первым преобразованиям Александра I.


Темы докладов и сообщений: 1. Александр I: человек и государь. 2. «Негласный

комитет»: первые проекты и их значение. Антикоррупционный характер проектов. 3. Реформа государственного управления

1802 г. 4. Значение реформы народного просвещения 1803 г. 5. Указ о «вольных

хлебопашцах» и его значение.


Домашнее задание: § 1 учебника, вопросы и задания к нему; вписать в словарь

новые термины; самостоятельно изучить материалы параграфа; выполнить



задания из рабочей тетради