Внеклассное мероприятие 4 класс «Откуда пошла грамотность на Руси» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «Откуда пошла славянская письменность» Цель 1 73.14kb.
Откуда есть, пошла грамота на Руси 1 29.26kb.
Из истории естествознания. Опасные связи: И. И. Иванов и опыты скрещивания... 15 4054.36kb.
Внеклассное мероприятие (5 класс). «Путешествие по Солнечной системе» 1 57.26kb.
Внеклассное мероприятие по истории, посвящённое 90-летию Пионерии... 1 64.01kb.
Конкурса творческих работ «Откуда есть пошла земля русская…» 1 32.71kb.
Внеклассное мероприятие для начальных классов Праздник птиц: «Птицы... 1 69.14kb.
Внеклассное мероприятие по химии «Своя игра» посвященное 175-летию Д. 1 49.42kb.
Внеклассное мероприятие по литературе. 7-й класс. "Красота человеческая" 1 64.26kb.
Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс c использованием презентации... 1 36.27kb.
Внеклассное мероприятие по физике Игра "Поле чудес" к 450-летию Галилео... 1 79.61kb.
Проект «Как рождается книга…» Тип проекта 1 107.95kb.
- 4 1234.94kb.
Внеклассное мероприятие 4 класс «Откуда пошла грамотность на Руси» - страница №1/1

Внеклассное мероприятие 4 класс

«Откуда пошла грамотность на Руси»

Учитель: Осипова Н.В.

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения грамотности.

На доске пословицы:

Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Грамоте учиться — всегда пригодиться.

Учитель: Ребята, чему в первую очередь учат первоклашек, пришедших в школу?

Конечно, грамоте: учат писать и читать. А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. (3 слайд)

Грамота (от греческого grammata — 'чтение и письмо', формы множественного числа от gramma — 'буква, запись') — это умение читать и писать.

В народе издавна говорят: «Грамота — второй язык». Многовековая мечта, глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность трудового народа заключены в этой меткой пословице.

Ученик читает пословицу записанную на доске:

«Сперва аз да буки,

а потом другие науки».

Учитель: Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 года. Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.

Ученик: Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом). Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги— зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат — во всю избу кричат».

КАК ЦЕРКОВНЫЙ ГРАМОТЕЙ В СТАРИНУ УЧИЛ ДЕТЕЙ ( Ученики)

В старину учились дети —

Их учил церковный дьяк, —

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б — как Аз да Буки,

В — как Веди,. Г —глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали —

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке

Вопросы:

Как и кто обучал в старину детей грамоте?

Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?

Что это за перья «из гусиного крыла?»

Почему нож назывался «перочинным»?

Кому не полагалось учиться?

(4 слайд)Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами.(5 слайд) . В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации. (6,7 слайд)
Учитель:

Братья Кирилл и Мефодий составили алфавит для славянских языков на основе греческого алфавита. По имени одного из создателей алфавит назвали кириллицей.

Учили каждую букву по ее названию.

А —аз, 3 — земля,Б —буки (буква),

В — веди (знаю), Л — люди,

Г —глаголь (говори), М—мыслить,

Д — добро, Н — наш,

Е — есть, . О — он,

Ж — животное, П — покой.

и т. д.


Ученик: (доклад)

Братья родились в Македонском городе Солуни, в семье крупного военачальника. Уже с детства Кирилл полюбил науку. В короткий срок он изучил грамматику, диалектику и риторику, арифметику и геометрию, астрономию и музыку, а так же, как говорится в его жизнеописании, Гомера и «все прочие эллинские художества». Он хорошо владел славянским, греческим, латинским, еврейским и арабским языками. Такие разносторонние знания он получил благодаря тому, что учителем его был Фотий, превосходивший по уму и образованности едва ли не всех своих современников. Отказавшись от предложенной ему административной должности, Кирилл занял скромное место патриаршего библиотекаря. Потом он преподавал философию, успешно участвовал в диспутах, что принесло ему известность. Начиная с 50-х годов IX века император Михаил, а затем патриарх Фотий посылают его в разные страны с религиозными миссиями. Кирилл побывал в Болгарии, Сирии, совершил поездку к хозарам. Его старший брат рано поступил на военную службу, долго был правителем одной из областей, а потом стал игуменом монастыря, где усердно «прилежал книгам».



Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи (конец XV века)

Взяв за основу греческое уставное письмо, он изобрел простую и удобную форму для начертаний новых славянских букв. Дополнил азбуку знаками, передающими звуки, свойственные славянской речи и отсутствующие в греческой. Пользуясь этой азбукой, Кирилл с помощью Мефодия очень быстро перевел основные богослужебные книги - всего за несколько месяцев. Объясняется такая быстрота тем, что создавалась азбука не на пустом месте и «русьские письмена», которые видел Кирилл , помогли ему, послужили толчком к упорядочению славянской письменности. Но и при наличии исходных материалов такой труд был под силу лишь очень крупному ученому и тонкому филологу.

Учитель:


( 8 слайд). Князья стали проявлять заботу и о создании школ. Первые учебные заведения возникли при Владимире Красном Солнышке. Именно он велел отбирать «у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Надо иметь в виду, что «лучшие люди» - это верхушка феодального общества, но никак не холопы, смерды или ремесленники.

Ярослав Мудрый тоже приказал учить 300 детей. По мнению современных исследователей, это были школы высшего типа - своего рода университеты. Они давали знания по философии, риторике, грамматике. В Киеве существовала женская школа, где обучали «писанию... пению, швению и иным полезным ремеслам».

Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. ( 9 слайд). В 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. "Я двадцать лет ждал этой находки!" — воскликнул руководитель экспедиции профессор А.В. Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте "От Микиты ко Улианици. Поиде за меня...".

Страница из древне русской книги.

Берестяные грамоты писали и князья, и купцы, и ремесленники, и крестьяне, и мужчины, и женщины, что свидетельствует об очень высоком уровне грамотности Новгородского населения Древней Руси.


 Новгородцы постоянно писали и читали письма, рвали их и выбрасывали, как мы сейчас рвём и выбрасываем ненужные или использованные бумаги. Береста была чем-то вроде дешевой бумаги.

( 10 слайд и 11 слайд). Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI—XII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.


С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.
Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси: так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

(12, 13 слайды) Началом русского книгопечатания считается 1564 г. Русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова 1 марта 1564 г. Это церковная книга «Апостол». Изданный ими "Апостол" - шедевр типографского искусства. Ныне известно около 50 сохранившихся экземпляров. "Апостол" 1564 года. Первые семь листов занимают всевозможные предисловия и оглавления. Восьмой лист - это гравированный на дереве фронтиспис, предпосланный основному тексту книги, Гравюра эта - портрет автора "Апостола" - евангелиста Луки. Первая в истории нашего искусства фигурная гравюра, композиционным центром которой служит изображение человека. Затем в 1565 г. был издан «Часовник» - книга, содержащая молитвы на каждый день.

( 14 слайд ). Хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, приятен окружающим. Пусть будет побольше добрых слов в нашем общении. Стократно прав Корней Иванович Чуковский, написавший : «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз ».

Игра – разминка . ( слайд 15). ( Может провести уч-ся сарших классов , представляющий собой учёного)

А сейчас мы проверим насколько грамотны ученики нашего класса. Чей ряд заработает больше житонов, тот и выиграл.



  • 1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на все 33 буквы? Азбука

  • 2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? сено

  • 3. В каком слове, состоящем из пяти букв, пять «о»? о-пять

  • 4. Какие два местоимения портят дороги? я-мы

  • 5. В каком слове из четырех букв есть три одинаковых буквы? трио

  • 6. Чья речь состоит только из двух союзов? осла

  • 7. В каком слове сорок гласных? сорок-а

  • 8. Что у цапли впереди, а у зайца позади? ц

  • 9. В каком слове сто отрицаний «нет»? стонет

  • 10. Чем кончается всё? Ё

24 мая считается днём памяти первоучителей славянских народов – святых Кирилла и Мефодия, Днём славянской письменности и культуры. ( слайд 16). Наше занятие посвящено этой дате календаря.