Владимира Высоцкого «Только он не вернулся из боя…» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Владимира Высоцкого «Только он не вернулся из боя…» - страница №1/1

Методическая разработка литературной гостиной по творчеству
Владимира Высоцкого


«Только он не вернулся из боя…».

Совесть, благородство и достоинство –


Вот оно святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.

Б.Окуджава. “Песенка”.



(учитель: Кудряшова Е.А.)

Цель:

подведение итогов анализа творчества В.С. Высоцкого.



Метод обучения:

использование человекосообразной технологии.



Задачи:

образовательные:

- обеспечить углубленное изучение творчества В.С. Высоцкого;

- актуализировать знания учащихся на основе изученного ранее материала в курсе “русская литература”;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и способностями, склонностями и потребностями;



развивающие:

- развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими изученных образцов классической русской литературы;

- развитие способности анализировать обусловленность явлений и процессов, характерных для русского общества 2-ой половины20-го столетия;

- развитие исследовательских навыков учащихся при комплексном анализе поэтического текста;

- развитие познавательных стратегий учащихся(использование при подготовке к уроку критической, художественной литературы, а также разных учебников);

- развитие нравственных понятий у учащихся;

- развитие умений групповой и дискуссионной работы;

воспитательные

- развитие коммуникативных компетенций;

- формирование гуманистических и демократических ценностей;

- воспитание патриотизма, чувства ответственности за свои поступки.



Оборудование урока:

- тексты лирики Владимира Высоцкого;

- материалы для проведения урока-исследования,

- компьютер;

- широкоформатный экран для демонстрации иллюстративных материалов, связанных с творчество Владимира Высоцкого.

- презентация;

-песни В.Высоцкого;

-фрагменты к\ф «Вертикаль»



Основные понятия:

жанровое своеобразие лирического текста, лирический герой, лирическая героиня, художественный образ, типичный герой, типичные обстоятельства, монолог, диалог, исповедь.

Книжная выставка « Поэты умирают - поэзия остается».

1 ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы вспоминаем большого поэта современности, выдающегося артиста, незабываемо игравшего на подмостках Театра на Таганке, яркого киноактёра, покорившего зрителя глубиной проникновения в создаваемый им образ; самобытного исполнителя авторских песен, звучащих во всех уголках страны.

  Демонстрация телевизионного интервью с В.Высоцким: « Вы спросили, кем я себя больше считаю - поэтом, композитором, актёром? Вот я не могу вам впрямую ответить на этот вопрос, может быть, всё вместе будет называться каким-то одним словом, и тогда я скажу: «Я себя считаю вот этим-то». Этого слова пока нет… я думаю, сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез…может, это какой-то новый вид искусства. Не было же магнитофона в ХIХ веке, была только бумага, теперь появились магнитофоны и видеомагнитофоны.., значит, может появиться новый вид искусства - для меня».

                Демонстрируется слайд с портретом Высоцкого.

2 ведущий: Действительно, современное развитие техники помогло раскрыться самобытному таланту Владимира Высоцкого- синтезу поэтического слова, музыки, артистизма, необыкновенной модуляции голоса- и сделало его достоянием миллионов людей.

3 ведущий:  Родился Высоцкий в Москве 25 января 1938 года. Жил то с матерью- переводчицей с немецкого языка, то в семье отца- связиста, ставшего профессиональным военным. Вторая жена отца больше других поощряла поэтические пробы мальчика, мать увлекалась театром и с раннего детства приобщала к нему сына. Учась в школе, он уже занимался в драматическом кружке.

 4 ведущий: По окончании школы, под давлением родителей, которые считали, что техническое образование - это специальность, а всё остальное - забава, Высоцкий  поступил на механический факультет Московского инженерно - строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда был в центре внимания, на всё имел своё мнение, но удовлетворения от учёбы не получал- душа рвалась на подмостки театра. И в конце первого семестра он всё-таки бросил институт, чтобы на следующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу- студию МХАТ. Здесь начало раскрываться его дарование. Он писал различные комедийные вещи, стихотворные тексты многочасовых капустников, в составе агитбригады ездил по сёлам, придумывал и исполнял частушки на местные темы.

  По окончании школы- студии Высоцкий некоторое время работал актёром Московского драматического театра им. Пушкина, затем- Театра миниатюр, делал первые пробы в кино. Но после того как увидел «Доброго человека из Сезуана» Б. Брехта- первый спектакль только что открывшегося Театра на Таганке- понял: вот его театр, в другом он себя уже не представлял.

             

              Демонстрируется слайд, изображающий Высоцкого

                           в разных ролях.

1 ведущий: 16 лет, по день смерти- 25 июля 1980 года, Владимир Высоцкий был ведущим актёром Театра на таганке. В 1971 году в театре был поставлен спектакль по трагедии Шекспира «Гамлет» в переводе Бориса Пастернака. Заглавную роль в нём сыграл Высоцкий.

Демонстрируется слайд, изображающий Высоцкого

          в роли Гамлета.                                                                                      

  «Я сам себя предложил на эту роль,- признавался он.- Давно хотел сыграть её, смотрел почти всех наших Гамлетов. Сыграть не просто по-другому, чем они, а (так мне самому тогда казалось) как хотел Шекспир. Но, вероятно, об этом думает каждый актёр».

5 ведущий:   « Творчество требует от меня полной отдачи и каких-то невероятных сил: физических, эмоциональных…Я играл Галилея, играю до сих пор Гамлета - эти роли требуют от меня нечеловеческого напряжения», - говорил актер

  18 июля - в предынфарктном состоянии - сыграл он своего последнего Гамлета. 25 июля французские газете сообщили: «Гамлет в Театре на Таганке  в Москве умер».

 

2 ведущий: Официальное признание пришло после смерти. Сейчас поэта печатают, вышли на экран не показанные в своё время кинокартины с его участием, сделано несколько кино- и телепрограмм о жизни и творчестве нашего выдающегося современника, статьи и воспоминания о нём заполнили страницы газет и журналов. За создание образа Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя»  и авторское исполнение песен Владимиру Высоцкому посмертно присуждена Государственная премия СССР.



 

3 ведущий;   Во второй половине 50-х годов Булат Окуджава запел свои стихи под гитару. Запел не как артист на эстраде, а как-то по домашнему, доверительно просто. Одним из первых осознал значение творчества Окуджавы Владимир Высоцкий. Осознал и сразу же подхватил его бархатный, немного печальный голос своим мощным, хриплым «рыком»  с поющими согласными звуками.

  Сам Высоцкий вспоминал: «Я вдруг услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии и стихи, которые я уже знал,- это был Булат, и вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией… я считаю его своим крёстным отцом».

         Демонстрируется слайд, изображающий поэта с гитарой.

4 ведущий:   С каждым годом песня всё больше заполняет жизнь Высоцкого. « Это дело - авторская песня (термин впервые введён Высоцким) – требует очень большой работы,- говорил поэт,- эта песня всё время живёт с тобой, не даёт тебе покоя ни днём, ни ночью, записывается она иногда моментально, но работа на неё тратится очень большая. И если есть впечатление, что это делается очень легко, то это ложное впечатление. Если на одну чашу весов бросить всё, что я делаю кроме авторской песни - деятельность мою в театре, кино, на радио, телевидении, концерты, а на другую только работу над песней, то мне кажется, что эта чаша перевесит, потому что песня всё время не даёт покоя, скребёт за душу и требует, чтобы ты  вылил её на белый свет и, конечно, в музыку».

  5 ведущий: Сам поэт говорил об этих песнях: «Я считаю, что они колоссальную мне принесли пользу в смысле работы над формой, очистки, простоты, такой нарочитой, кажущейся примитивизации мелодии, чтобы это сразу входило не только в уши, но и в душу».

  Основная же заслуга этих песен, наверное, в том, что поэт благодаря им поверил в действенную силу своей сатиры и решился на тяжёлое подвижничество, которому посвятил всего себя, всю свою жизнь,- стал песнями бороться с недостатками нашей жизни.

           Демонстрируется следующий слайд. 

1 ведущий: Одни любили его, другие- ненавидели. Он признавался:

Чтец 1:Не привыкать глотать мне горькую слюну-

Организации, инстанции и лица

Мне объявили явную войну

За то, что я нарушил тишину,

За то, что я хриплю на всю страну…

Но был твёрд:

И песню напишу я не одну.

И в песне той кого-то прокляну,

Но в пояс не забуду поклониться

Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться!

Пусть чаша горькая- я их не обману.

1 ведущий: Диапазон сатиры Высоцкого огромен. Разве можно перечислить всех, кого коснулась сатирическая муза Владимира Высоцкого, не только коснулась, а показала, как всё это нелепо.

           Звучит песня «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное- невероятное» с Канатчиковой дачи».

2 ведущий: Но есть в стихах поэта и другой мир- прекрасный мир романтики.

        Демонстрируется слайд, изображающий гору с прикреплённой табличкой, на которой выбиты слова Высоцкого: «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя».

Здесь «горы спят, вдыхая снежные лавины», «скалы сами подставляют плечи»; хоть одна из не пройдённых дорог, а дожидается нас; здесь страхуют товарища и можно положиться на друга, как на себя самого. Здесь «морской хмельной невиданный простор сродни горам в безумье, буйстве, кротости», и уже не удивляешься, узнав, что наша планета «рождалась в муках творчества». Автор вообще любил ставить персонажей своих песен в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести, потому что «интереснее писать о людях в подвиге, в риске, чем просто так».

     


       Звучит песня «Вершина».

1 ведущий: Военные песни блистательной россыпью вкраплены в поэтическое наследие Высоцкого. Каждая из них, воспевая боевой подвиг, сама является подвигом творческим, потому и западает в сердца, теребит души.

Демонстрация фрагмента интервью с поэтом: «…почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать- это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю… Во-вторых, у меня военная семья…»  

             

    Звучит песня « Почему всё не так...»

  Появляется слайд, изображающий маленького Володю с отцом.

3 ведущий: Война только коснулась Владимира Высоцкого, опалив его детство, но, тем не менее, он и знал о ней многое, ведь вырос Володя в семье военного. Пройдут годы, и из сплава детских впечатлений и воспоминаний, рассказов отца и его фронтовых друзей, из всего, что сохранило сердце, отольются песни, как живая память о войне, о солдатах, ковавших победу.

4 ведущий:  Отец Владимира, Семен Владимирович Высоцкий рассказывал: «Воевать я начал на Северо - Западном фронте, в составе 127-го отдельного батальона связи, который обеспечивал оборонительные бои на дальних подступах к Москве. А День Победы встретил в столице Чехословакии Праге… Сын очень любил слушать фронтовые рассказы. И мои, и моего родного брата Алексея, храброго фронтовика, дошедшего до Берлина, и моих боевых друзей, часто навещавших наш дом».  Эти рассказы дали потом свои ростки

  Ведущий 5: Владимиру Высоцкому удалось передать и трагизм сорок первого года, и ликование сорок пятого. Поэту веришь. Словно эти песни созданы сразу после войны, а не четверть века спустя. «Мы дети военных лет,- говорил он,- для нас это вообще никогда не забудется… Мы довоёвываем в своих песнях. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями. Это почётная задача-писать о людях, которые воевали.

    Звучит « Песня самолёта - истребителя».

  Появляется слайд с портретами

2 ведущий:  Изобилие информации и частые стрессы вызвали защитную реакцию и сделали нас малочувствительными, особенно к чужим переживаниям, но песня «Кони привередливые» никого не оставила равнодушным. Люди переживали трагедию автора, как свою собственную.

     Звучит песня «Кони привередливые».

Появляется слайд, изображающий Высоцкого и Марину Влади.

 5 ведущий: В самом главном поэзия Высоцкого близка есенинской поэзии - она проникнута большой любовью к Родине и пропитана музыкой. Высоцкий всегда был лирик, быть может в первую очередь- лирик, даже в «уличных» и самых сатирических песнях, но его стихи о любви были почти неизвестны.

  Звучит песня «Теперь я не избавлюсь от покоя…»

1 ведущий:  25 июля 1980 года в возрасте 42-х лет поэта не стало. Похороны Высоцкого вылились в подлинное проявление народной скорби.                           

 Вспоминает Владимир Надеин: « Когда Высоцкий умер, многие ведомства оказались захваченными врасплох. В Москве шла Олимпиада, и казалось, всем было не до того. Через несколько часов вышла «Вечёрка» с «рамкой». Спасибо «Вечёрке», она была одна… «Рамка» выглядела скромно, всего несколько строк: «с глубоким прискорбием… артист Театра на Таганке…»

Чтец 2:         

Ещё одной звезды не стало.

И свет погас. Возьму упавшую гитару,

Спою для вас

Слова грустны.

Мотив невесел,

В одну струну.

Но жизнь,

Расставшуюся с песней,

Я помяну.

И снова слышен хриплый голос.

Он в нас поёт.

Немало судеб укололось

О голос тот.

И над душой, что в синем небе,

Не властна смерть.

Ах, чёрный лебедь, хриплый лебедь,

Мне так не спеть.

Восходят ленты к нам и снимки.

Грустит мотив.

На чёрном озере пластинки

Вновь лебедь жив.

Лебедь жив…

                     А. Дементьев. Чёрный лебедь.

    Демонстрируется слайд, изображающий памятник на могиле Высоцкого.

2 ведущий: Актриса Алла Демидова вспоминала: « Я не помню, кому пришло в голову, что надо найти кусок метеорита или астероида, положить его на могилу Высоцкого, а внизу мелкими буквами написать: «Владимир Семёнович Высоцкий, 1938- 1980». Чтобы человек, читая, невольно наклонялся- кланялся и этому астероиду, и могиле Высоцкого, и старой церкви за ней, и всему кладбищу. Мы, к сожалению, не сумели воплотить этот замысел…И когда осенью 1985 года я стояла на открытии бронзового монумента, я вспоминала стихотворение Высоцкого «Памятник» и думала, что и здесь он оказался провидцем».

Чтец 3:

Я при жизни был рослым и стройным,

Не боялся ни слова, ни пули

И в привычные рамки не лез,-

Но с тех пор, как считаюсь покойным,

Охромили меня и согнули,

К пьедесталу прибив ахиллес.

Не стряхнуть мне гранитного мяса

И не вытащить из постамента

Ахиллесову эту пяту.

И железные рёбра каркаса

Мёртво схвачены слоем цемента,-

Только судороги по хребту.

Я хвалился косою саженью-

    Нате смерьте!

Я не знал, что подвергнусь суженью

    После смерти,-

Но в привычные рамки я  всажен-

    На спор вбили,

А косую неровную сажень –

    Распрямили.

И с меня, когда взял я да умер,

Живо маску посмертную сняли

Расторопные члены семьи.

И не знаю, кто их надоумил,-

Только с гипса вчистую стесали

Азиатские скулы мои.

Мне такое не мнилось, не снилось,

И считал я, что мне не грозило

Оказаться всех мёртвых мертвей,-

Но поверхность на слепке лоснилась,

И могильною скукой сквозило

Из беззубой улыбки моей.

Я при жизни не клал тем, кто хищный,

    В пасти палец,

Подходившие с меркой обычной-

    Отступались,-

Но по снятии маски посмертной-

    Тут же в ванной-

Гробовщик подошёл ко мне с меркой

    Деревянной.

А потом, по прошествии года-

Как венец моего исправленья-

Крепко сбитый литой монумент

При огромном скопленье народа

Открывали под бодрое пенье,-

Под моё- с намагниченных лент.

Тишина надо мной раскололась-

Из динамиков хлынули звуки,

С крыш ударил направленный свет,-

Мой отчаянный сорванный голос

Современные средства науки

Превратили в приятный фальцет.

Я немел, в покрывало упрятан,-

    Все там будем!

Я орал в то же время кастратом

    В уши людям.

Саван сдёрнули- как я обужен,-

    Нате, смерьте!-

Неужели такой я вам нужен

    После смерти?!

Командора шаги злы и гулки.

Я решил: как во времени оном-

Не пройтись ли, по плитам звеня?-

И шарахнулись толпы в проулки,

Когда вырвал я ногу со стоном

И осыпались камни с меня.

Накренился я- гол, безобразен-

Но и падая вылез из кожи,

Дотянулся железной клюкой,-

И когда уже грохнулся наземь,

Из разодранных рупоров всё же

Прохрипел я похоже: «Живой!»

И паденье меня и согнуло,

    И сломало,-

Но торчат мои острые скулы

    Из металла.

Не сумел я, как было угодно,-

    Шито-крыто,-

Я, напротив, ушёл всенародно-

    Из гранита!

  Демонстрируется слайд с портретом Высоцкого.

2 ведущий: Все знали, что Высоцкого нельзя было заставить: «Пой в унисон, жми что есть духу»,- от веет у него был прост: «Лучше голову песне своей откручу, но не буду скользить, словно пыль по лучу!»

  Многие из его лучших стихотворений были написаны в середине 70-х годов, но и сегодня они звучат современно, продолжая, как говорил поэт «входить не только в уши, но и в души».

   Звучит песня Высоцкого «Я не люблю».

   Второй ведущий. Спасибо за внимание!



Отзывы учащихся 10 класса о мероприятии, о личности поэта, планы на будущее.