Высоцкий с нами - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Высоцкий с нами - страница №1/1


( для аттестации )


Классный час

на тему:


«ВЫСОЦКИЙ С НАМИ»

(к 75-летию В.В Высоцкого)


Подготовила:

Акьюлова Люция Гафуановна


Учитель иностранных языков

МОАУ Башкирская гимназия-интернат

с. Исянгулово Зианчуринского района

Республики Башкортостан


Классный час на тему: «ВЫСОЦКИЙ С НАМИ»

(к 75-летию В.В Высоцкого)

Цели мероприятия:

1. Знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского поэта, певца, актера и композитора Владимира Семеновича Высоцкого.

2. Развитие эстетических взглядов и убеждений, умения оценивать произведения.

3. Развитие правильного отношения к музыке и музыкального вкуса.

4. Развитие таких качеств как целеустремленность, настойчивость, сила воли на примере жизни известных людей.

5. Расширение кругозора.



Оборудование:
1. Выставка фотографий Владимира Высоцкого.

2. Выставка книг о Владимире Высоцком.

3. Выставка пластинок с песнями В. Высоцкого.

4. Мультимедийный проектор, диски с песнями В. Высоцкого.

5. Плакаты со словами В. Высоцкого:

а) « Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души…»

б) Я бодрствую.

И вещий сон мне снится.

Не уставать глотать

Мне горькую слюну.

Мне объявили явную войну

Организации, инстанции и лица.

За то, что я нарушил тишину,

За то, что я хриплю на всю страну,

Чтоб доказать – я в колесе не спица.


Домашнее задание:
Учащиеся при помощи учителя готовят выступления по отдельным пунктам классного час, подбирают фотографии, материалы для выставки.

1. ВВЕДЕНИЕ
- Дорогие ребята! Вы, наверное, уже слышали это имя – Владимир Высоцкий. Вглядитесь в эти фотографии. Я уверена, вы их где-то видели. А может быть, вы знаете, кем был этот человек?

(слайды с фотографиями В. Высоцкого)



- Ребята, 25 января 2013 года Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет. Он был русским актером театра и кино, одним из основателей авторской песни. И сегодня мы подготовили для вас рассказ об этом замечательном человеке. Я надеюсь, что вам понравится его творчество.
1. Владимир Высоцкий не вошел, а буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов, это было время возрождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнее – физики или лирики? Впрочем, пели и читали стихи все – и физики и лирики. И тогда же все увлекались искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи.

(Слайды с фотографиями бардов)

Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визбора и Юлия Кима.

Следующим стал Высоцкий. Однако, в отличие от многих других он имел специальное актерское образование.

Многие критики полагают, что именно это обстоятельство помогло Высоцкому завоевать такую поразительную популярность. И стать совестью всего поколения. Высоцкий был уникальной личностью, всей своей больной совестью.


2. Детские годы Володи проходили в военные и послевоенные годы.

(Слайды с детскими фотографиями В. Высоцкого)

Его отец Семен Владимирович – участник ВОВ, ушел в отставку в звании гвардии полковника. Мать, Нина Максимовна, работала переводчицей с немецкого языка.

Раннее детство Володя провел в Московской коммунальной квартире: «дом на первой Мещанской, в конце», согласно «Балладе о детстве», 1975.

(звучит отрывок из песни «Баллада о детстве»)

Два года жил он с матерью в эвакуации на Урале, с 1947 по 1949 с отцом и его второй женой Е. С. Лихолатовой-Высоцкой жил в Эберсваальде (Германия), затем вновь в Москве.


3. Десятиклассником Володя посещал драмкружок Дома учителя. Закончив школу, поступил в Инженерно-строительный институт. Но очень скоро понял, что его истинное призвание в другом. Высоцкий выдержал конкурс в школу-студию МХАТ. Он поступил на актерское отделение. Окончив ее, в 1960 году стал работать в Москве, в драматическом театре имени Пушкина. Потом, когда в 1964 году открылся Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова, молодой актер пришел туда и проработал в театре до конца жизни.

Зрители сразу же приметили талантливого актера. Признали его и коллеги по творчеству. Уже после первого спектакля - «Павшие и живые» по пьесе В. Розова Высоцкий вошел в число ведущих артистов театра.

Зрители ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть на Высоцкого в роли Хлопуши, Гамлета.

(Слайды с фотографиями Высоцкого –актера)

В марте 1968 года Высоцкий получил одну из первых премий за роль Хлопуши в спектакле «Пугачев». Вершиной театрального творчества Высоцкого стала роль Гамлета в одноименном спектакле. В 1976 году актер получил за нее Гран-при на Белградском международном фестивале.

Фактически ни один спектакль, поставленный Ю. Любимовым, не обходился без песен Высоцкого – остропублицистических, сатирических, драматических.
4. В кино Высоцкий сделал меньше, чем в театре. Впервые он снялся в фильме «Сверстницы», но это была небольшая роль. Зато другая его роль – радиста Володи в фильме «Вертикаль», который вышел на экран в 1967г. – запомнилась надолго. Здесь он пел свои песни, которые специально написал к фильму.

(просмотр отрывка фильма «Вертикаль»)

В конце 60-х гг. Высоцкий сыграл несколько ролей в историко-революционных фильмах «Опасные гастроли», «Интервенция», «Служили два товарища». Но самой удачной ролью стала его последняя роль – капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя».



(просмотр отрывка из фильма)

Но все-таки, со всей уверенностью можно сказать, что главную популярность Высоцкому принесли не фильмы, а песни, которые расходились в записях по всей стране и далеко за ее пределами. Люди переписывали их, запоминали несложные мелодии, пели сами под гитару у костров, на студенческих вечеринках.

Он жил в своем времени, чувствовал его, пел о нем.
5. Высоцкий заявил о себе в начале 60-х песнями на уголовные, уличные, «блатные» темы. Такая тематика была во многом подсказана ему общей атмосферой послевоенных лет, на которые пришлось его детство и юность.

« В Москве тогда было огромное количество шпаны, - вспоминает кто-то из школьных товарищей Высоцкого. – И всех этих блатных ребят мы каждый день встречали и прекрасно знали каждого из них». Отменным знанием «улицы», нравов языка и обитателей, а также обостренным чувством справедливости поэт был обязан этим ранним впечатлениям.

А еще в середине 50-х из лагерей возвращались пострадавшие при Сталине люди (один из них – двоюродный брат Высоцкого Николай), и с ними вошли в обиход лагерные песни. Высоцкий исполнял эти песни чаще всего с комедийными интонациями. Молодой поэт постоянно иронизирует над своими героями – обычными уголовниками и хулиганами.

(звучит отрывок из песни «За хлеб и воду»)

Но при всем комизме этих песен в них есть и серьезный подтекст. Герои Высоцкого – живые люди с обыкновенными человеческими чувствами. Они любят, страдают, ревнуют, томятся в разлуке с близкими, они по-своему честны и благородны, и не примут лжи и предательства.

Он пил как все и был как-будто рад,

А мы – его мы встретили как брата…

А он назавтра продал всех подряд, -

Ошибся я – простите мне, ребята!



(чтение стихотворений «Стукач», «Ребята»)

Молва часто отождествляла его с его персонажами, и на протяжении всей его жизни поэту приходилось опровергать различные легендарные версии его биографии.


6. Личная жизнь Высоцкого тоже не складывалась, вернее складывалась не совсем удачно. В 1960 году он женился на студентке школы-студии МХАТ – Изе Жуковой, однако брак был непродолжительным. От второй жены – киноактрисы Людмилы Абрамовой – у Высоцкого два сына – Аркадий и Никита. В декабре 1970 г. он женился на известнойц французской киноактрисе русского происхождения Марине Влади.

( Слайды – просмотр фотографий)
7. 1964 год для Высоцкого – первый серьезный рубеж, год творческого и душевного кризиса, год попытки самоубийства и прихода в созданный Юрием Любимовым Театр на Таганке.

Героями песен этой поры становятся… кто только не становится! Солдат, альпинист, шахтер, спортсмен, аквалангист, моряк, крестьянин, старатель, пират, картежник, просто забулдыга!



(Звучат отрывки из песен «Прощание с горами», стихотворения «30 лье под водой», «Песня о друге»)

Поскольку Высоцкий пел о времени и о себе, темы его песен были всегда злободневны. В них много сатиры, откровенной издевки, и даже злости, но еще больше надрыва, страдания. И почти всегда в его песнях присутствует лирический герой – это сам Высоцкий, его отношение к миру, к людям, к друзьям. Его лирический герой – мужественный, щедрый, сильный и великодушный, который всегда придет на помощь и выручит из беды.



(звучит отрывок из песни «Здесь вам не равнина»)

Он был мужчина. По природе своей он должен был, вероятно, пойти в летчики, в моряки, в солдаты. Но для этого надо было иметь несколько жизней. Поэтому он в песнях проживал то, что хотел бы прожить в жизни. Так говорил о нем Станислав Говорухин.

Он прежде всего был яростным романтиком. Он не уставал взывать к мужеству и человеческому достоинству, даже если самому было худо… Не жаловаться на судьбу и несчастье, а преодолевать. И потому для всех, для людей самых разных профессий, характеров, положений он был верным другом.

(звучит отрывок из песни – «Спасите наши души»)
8. Очень много песен Высоцкого посвящено ВОВ, которую он пережил ребенком, и много запомнил о событиях этого времени из рассказов отца и его друзей.

(звучит стихотворение «На братских могилах»)

Для Высоцкого война – это время, которое ярче всего проявляет характеры людей и их жизненную позицию. Через призму военного времени он оценивает сегодняшний мир, поступки людей и самого себя.



(звучит стихотворении «Он не вернулся из боя», отрывок из песни «Мы вращаем землю».)

9. Вокруг имени Высоцкого ходило много слухов и легенд, потому что зрители и слушатели не могли поверить, что сам он никогда не воевал и не летал в космос.

Существует абсолютный слух в музыке, у Высоцкого же абсолютный слух на жизнь. Проникая в суть той или иной профессии, среды, он жадно впитывал все, что могло понадобиться ему в его поэтической лаборатории. Это было действительно от Бога. Иначе не писали бы ему фронтовики и не спрашивали бы в письмах, «не тот ли ты самый Володя Высоцкий», с которым они под Оршей выходили из окружения. Не казалось бы летчикам, что, «наверное, летуном был, ибо только летчик может так машину чувствовать». В таких песнях как бы сливались его поэтическая и актерская ипостаси.

Это вводило в заблуждение многих слушателей, считавших, что Высоцкий сам прошел все, о чем пишет. Поэтому приходилось объясняться: «Я просто пишу от первого лица, всегда говорю «я»…Во всех этих вещах есть большая доля авторского домысла, фантазии, а иначе не было бы никакой ценности: видел своими глазами, взял да и зарифмовал».
10. Писал песни он в основном ночью, он часто приходил ночью к маме и говорил: «Мам, я песню написал». Она была его первая слушательница. Только что рожденные песни он пел Марине Влади, своей жене, хотя она нередко была за тысячи километров от него. Счета за телефонные переговоры были чуть ли не из трехзначных чисел, но это его не смущало.

Однажды, когда он также ждал, когда же соединят с Парижем, у него родилась

песня «07».

(звучит отрывок из песни «07»)

Телефонистки нередко сами становились слушательницами таких концертов. О своей любви к Марине он говорит и в своей красивой песне «Дом хрустальный».



(звучит отрывок из песни «Дом хрустальный»)
11. Одна из главных тем, о чем пел Высоцкий, - это отношение художника к миру, осмысление своего места в нем. Для Высоцкого судьба поэта в современном мире чаще всего трагична. «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои больные души», поет он в одной из своих песен.

Когда мы слушаем его песни, во всем – в напряжении голоса, в напоре мелодии – мы ощущаем трагедию его личности.



(звучит отрывок из песни «О фатальных датах и цифрах»)

Он был человек преждевременный, он раньше других осмелился назвать вещи своими именами.



(звучат отрывки из песен «Товарищ Сталин», «Инструкция перед поездкой за рубеж»)

Своими песнями он вызвал недовольство советских официальных кругов. В прессе появились статьи, осуждающие его песенное творчество. Многолетняя концертная деятельность Высоцкого постоянно сталкивается с внешними трудностями. Выступления его проходили либо как «встречи со зрителями», либо проводились полулегально.

Это обусловило глубокий драматизм судьбы Высоцкого как литератора, ведь он писал и непесенные стихотворения, пробовал свои силы и в прозе (повесть «Жизнь без сна», «Роман о девочках», киносценарии). Его попытки опубликовать в СССР свои произведения были почти безуспешны. При жизни поэта лишь несколько песен из кинофильмов увидели свет в периодике, а в книжном издании было напечатано одно стихотворение – «Из дорожного дневника».

Я бодрствую.

И вещий сон мне снится.

Не уставать глотать

Мне горькую слюну.

Мне объявили явную войну

Организации, инстанции и лица.

За то, что я нарушил тишину,

За то, что я хриплю на всю страну,

Чтоб доказать – я в колесе не спица.

Об этом и его песни «Охота на волков», «Песни самолета-истребителя». Дойдя в своем поэтическом перевоплощении до края, вжившись в образе уже не только других людей, но и животных, и даже неодушевленных предметов, он вдруг наделил их собственными чертами. Ведь загнанный зверь в «Охоте на волков» - это сам Высоцкий, который летом 68-го года (именно тогда была написана песня) выдержал первую травлю в советской печати.

(звучит отрывок из песни «Охота на волков»)

Конечно, такая жизнь в подполье угнетала артиста, он чувствовал, что может сделать еще больше, чем делал в театре, кино, песенном творчестве, но приходилось постоянно буквально прорываться сквозь запреты, доказывая свое право художника работать в полную силу своего таланта. Он этого так и не получил.

Наблюдая за его борьбой , люди судачили о том, что Высоцкий много пьет, что у него несдержанный характер, что он озлобился.

У Высоцкого действительно был непростой характер. А почему он должен был быть простым? У него действительно были запои. Но на это были причины. У него была сложная жизнь.


12. Высоцкий как будто чувствовал, что долго ему не жить. Поэтому он спешил, хотел успеть сделать больше. Хотя, одних песен Высоцкий за 20 лет создал более 600. В одной из них пророческие слова:

Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее,

Умоляю вас вскачь не лететь.

Но что-то кони мне достались привередливые,

И дожить- не успел, и допеть – не успеть…
В заключение хотелось бы привести слова Булата Окуджавы, с которым у Высоцкого всегда сохранялись теплые отношения:

«Высоцкий был поэт – со своей темой, своим голосом. В нем много было от природы, от Бога, это разрывало его. Страдание было главным в его творчестве, страдание и способ его выражения… Он был очень одаренный человек!»

Он ушел от нас жарким олимпийским летом 1980 года. После смерти поэта немало говорили о том, как рано оборвалась его жизнь, как много он мог бы еще сделать… Разговоры эти беспочвенны, и вовсе не потому, что человека все равно не вернешь.

Просто Высоцкий сделал все, что было предназначено ему судьбой. Он реализовал себя полностью. Он хотел быть и был. Стал. Состоялся.

- Ребята, вот мы и познакомились с этим замечательным человеком – Владимиром Высоцким. Давайте подведем итоги нашего классного часа.

- Скажите, какая песня Высоцкого вам больше всего понравилась?

- Как вы себе представляете Высоцкого?

- Кем он был?

- Сможете ли вы теперь узнать его на фотографиях, узнать его голос, его песни?

Если да, то я думаю, что мы достигли своей цели!



Список использованной литературы:


  1. Владимир Высоцкий. Поэзия и проза.- М., издательство «Книжная палата», 1989 г.

  2. Высоцкий (ЖЗЛ) /автор В. Новиков – М., Молодая гвардия, 2006 г., 3-е издание