Викторина по роману «Война и мир». Согласно роману вы «весьма красивый молодой человек» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Викторина по роману «Война и мир». Согласно роману вы «весьма красивый молодой человек» - страница №1/1

Урок литературы в 10 классе по теме:

«Анализ эпизода как жанр сочинения»

(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Цель урока: обучение учащихся данному жанру сочинения;

научить «…правильно понимать художественный текст через

язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые

образные единицы художественного языка».

Оборудование: мультимедийная презентация.


1. Вступительное слово учителя. Известно, что материал для сочинения на литературную тему надо искать, прежде всего, в самом литературном произведении, внимательно его читая и перечитывая, открывая в нем все новые и новые глубины, вникая в особенности его формы.

Сочинение данного жанра – это удивительно интересная и кропотливая работа с текстом. Каждый из вас сможет почувствовать себя, в какой-то степени, исследователем.

- Давайте вспомним, что называется эпизодом? И что значит проанализировать эпизод?

Учащиеся. Эпизод – это часть сложного целого: он вплетён в художественную ткань произведения и бесчисленными, зримыми и незримыми нитями связан как с предыдущим содержанием его, так и с последующим.

Анализ эпизода – это осмысление его идейно-тематического содержания и своеобразия художественной формы, выяснение связей данной части произведения с другими (т.е. нужно знать, что было до анализизируемого эпизода, а что после него).



- Из вышесказанного делаем вывод: чтобы написать сочинение данного жанра, нужно хорошо знать текст всего произведения. Проверить ваше знание текста поможет литературная викторина.
2.Литературная викторина по роману «Война и мир».



  1. Согласно роману вы «весьма красивый молодой человек». « Гостиные, сплетни, балы, тщеславие – вот заколдованный круг», из которого вы хотите вырваться. Мнение о различных персонажей о вас не столь противоречивы. В глазах одних вы «образец всех совершенств», для других «герой, достойный своего отца и своего отечества», для третьих вы «дороже всего на свете». Вы себя узнали? (А. Болконский).

  2. Кто этот человек, глядя на которого « вам казались ничтожны его интересы, так мелочен казался он сам, с этим мелким тщеславием и радостью побед, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое вы теперь увидели и поняли». (Наполеон).

  3. Что вы совершенно неожиданно сказали сами себе, встретившись с Наташей Ростовой на балу. (Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой).

Учитель. Эпизод, который мы будем анализировать на уроке, называется «Ночь в Отрадном».
3. Выразительное чтение данного эпизода заранее подготовленными учениками.
4. Беседа по вопросам.

– В чем особенность разбираемого эпизода? (И природа, и люди рисуются в нём через восприятие их Андреем Балканским).

– Ребята, если бы вы были художником, и вам предстояло проиллюстрировать данный эпизод, что бы вы нарисовали? (Ответы учащихся)

- Пред художником – иллюстратором стояла сложная задача: кого изображать? Если князя Андрея, не видны будут Наташа и Соня; если их, не виден будет князь Андрей. Посмотрите, как решил эту задачу один из лучших иллюстраторов «Войны и мира» Дементий Алексеевич Шмаринов. Он изобразил Наташу, но такой, какой представлялась эта поэтическая девушка Болконскому.
Сообщение ученицы о художниках – иллюстраторах романа.

Л.Н. Толстому хотелось, чтобы роман «Война и мир» был иллюстрирован. По его просьбе и при его активном участии первым над иллюстрациями к роману работал художник Башилов, причем работа шла параллельно: Толстой писал текст романа, а Башилов сразу же иллюстрировал его. В личных беседах и, что особенно важно, в письмах к художнику Лев Николаевич давал очень ценные, подробные советы, рассказывал о прототипах героев романа, комментировал фотографии их. Башилов выполнил иллюстрации только к двум первым томам «Войны и мира», но издание романа с этими иллюстрациями не состоялось. Переписка же Толстого с художником сохранилась и хорошо помогла художнику Дементию Алексеевичу в его работе над иллюстрациями к роману. Первый раз Дементий Алексеевич прочел «Войну и мир» зимой 1917 – 1918 года (в это время ему было всего 10 лет). И в течение ряда лет пытался сделать иллюстрации к роману. Эти детские рисунки цветными карандашами хранятся до сих пор.

Мечта об иллюстрировании «Войны и мира» художник никогда не покидала. Но отсутствие уверенности в своих профессиональных возможностях, отсутствие достаточного жизненного опыта заставляло Дементия Алексеевича откладывать свой замысел.

В годы Великой Отечественной войны любимая книга была перечитана и перечувствована заново. По окончании войны Дементий Алексеевич счел себя вправе взяться за эту работу. И с 1953 – 1955 год художник работает над иллюстрациями к роману «Война и мир», за которые был награжден Ленинской премией.


- Иллюстрация Шмаринова «Наташа в Отрадном» дополняет эпизод «Ночь в Отрадном». Будет хорошо, если вы об этом скажете в сочинении.
5. Анализ эпизода.

У каждого из вас есть примерный план анализа эпизода. Именно он и будет положен в основу нашего сочинения. Не забывайте делать пометки, к концу урока у вас должен быть черновик данного сочинения.



  • – Какое место занимает эпизод в развитии сюжета и композиции? Как он связан с предшествующим и последующим содержанием романа? (Это один из главных эпизодов в романе. Если бы не было этого эпизода, не было первого бала Наташи Ростовой, её любви к Андрею Болконскому, её встречи с тяжело раненным, обречённым на смерть и всегда любимым человеком. Не было бы многих сцен, без которых гениальная эпопея Л.Н. Толстого просто немыслима).

  • – Какие события в жизни князя Андрея предшествовали этому эпизоду? 1. Разочарование князя Андрея в мечтах о славе (том 1, часть 3, глава 19).

2. Смерть жены (том 2,часть 1, глава 9).

3. Жизнь князя Андрея в деревне, его занятия (том 2, часть 3, глава 1).

(Последние два года князь Андрей находился безвыездно в деревне. Провел преобразования в деревне, читал много самых разнообразных книг, «следил за внешними событиями мира», занимался разбором неудачных для русской армии кампаний, составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений, уделял время сыну).

- Но при всей этой занятости делами князю Андрею казалось, что жизнь его какая-то неполная, односторонняя, скучная и надежд на изменения к лучшему нет.

- Вспомните поездку князя Андрея по имениям, его первую встречу с дубом. Зачитайте самые важные слова из этого эпизода.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- подумал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем,- наша жизнь кончена!»

- Да, Болконский «как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему выводу»: ничего не начинать, а доживать свое время, «не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

С такими мрачными мыслями, в подавленном настроении приезжает Андрей Болконский в Отрадное.

Расскажите о встрече князя Андрея с толпою девушек. Зачитайте портрет Наташи.

( Встретив в толпе девушек Наташу (радостную, веселую, счастливую), князь Андрей думает: «Чему она радуется?» И ему даже больно и обидно, что она, верно, не знала и не хотела знать о его существовании).

- Перечислите события, которые произошли в данном эпизоде? Кто участвует в нем и как раскрываются характеры героев?

(Гостеприимный граф Ростов уговорил князя Андрея переночевать в Отрадном. Болконскому не спалось, он отворил окно и увидел почти беззвездное небо. Болконский невольно «подслушал» разговор Наташи и Сони. Взволнованность Наташи красотой лунной ночи перевернула душу Болконского. На другой день, простившись только с графом, князь Андрей уехал).



- Проанализируем данный эпизод подробнее. Какие изобразительно-выразительные средства, с какой целью использованы в данном эпизоде?

( В описании лунной ночи много эпитетов: луна почти полная, небо светлое, почти беззвездное; олицетворений: лунный свет ворвался в комнату. Все это подчеркивает красоту лунной ночи.

В данном эпизоде употреблены неопределенные местоимения: какая-растительность, какая-крыша. Это подчеркивает, что князь Андрей все видит впервые. С этой же целью употреблены существительные, обозначающие род растений, а не вид: ряд деревьев, а не кленов или берез, растительность, а не трава или цветы).



- Каков эмоциональный пафос эпизода?

( А.Болконский ехал в Отрадное с тяжелыми, мрачными мыслями. И вдруг он увидел, почувствовал и позавидовал бурлящей жизни в Отрадном. Девушки и Наташа бегут, смеются, они счастливы. Наташа восторгается лунной ночью. Таким образом, радость, восторг, счастье – это и есть эмоциональный пафос эпизода).

- А как тема и проблема произведения получили здесь свое развитие?

( Данный эпизод – это переломный момент в жизни князя Андрея. Благодаря ночи, проведенной в Отрадном, он понял: «Нет, жизнь не кончена в 31 год…»)

- В чем же причина такой перемены в настроении князя Андрея?

( Эти перемены объясняются любовью к Наташе, хотя Князь Андрей, может быть, и не понимает этого).

- Какие события в жизни князя Андрея последовали за эпизодом «Ночь в Отрадном»?

( Вторая встреча князя Андрея с дубом (том 2, часть 3, глава 3).

Первый бал Наташи Ростовой (том 2, часть 3, глава 23).

Помолвка князя Андрея и Наташи (том 2, часть 3, глава 23).

Учитель. Эпизод «Ночь в Отрадном» интересен разнообразными приемами создания художественных образов. Созвучие в настроении природы и человека, портретная зарисовка, восприятие человеком красоты природы, внутренний монолог, авторское отношение к героям, которое «спрятано» в подтексте, но легко угадывается читателем в каждом слове, - всё это и есть приёмы создания художественных образов.

А вот как проиллюстрировал данный эпизод художник А.Николаев.



А сейчас мы посмотрим фрагмент фильма С. Бондарчука по роману Толстого «Война и мир». Обратите внимание на то, какое интересное решение дал этому эпизоду режиссёр. Чем отличается фрагмент фильма от иллюстраций данного эпизода художниками?

6. Итог урока.

Ваши записи на уроке – это черновик сочинения. Кто выберет для сочинения другой эпизод, используйте план анализа эпизода.