В день памяти святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей совер - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
В день памяти святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, Предстоятели - страница №1/2

В день памяти святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей совершили Литургию в Храме Христа Спасителя

24 июля 2013 года, в день памяти святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Предстоятели и иерархи всех Поместных Православных Церквей совершили Божественную литургию, которой открылись официальные торжества в честь 1025-летия Крещения Руси, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

24 июля 2013 г.

Богослужение совершалось по тому же уставу, по которому совершалось последование в день празднования 1000-летия Крещения Руси.

Богослужение совершали Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Святейший Патриарх Болгарский Неофит, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва и Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон, прибывшие в пределы Русской Православной Церкви для участия в торжествах по случаю празднования 1025-летия Крещения Руси.

Предстоятелям сослужили: митрополит Галльский Эммануил, глава делегации Константинопольского Патриархата; митрополит Мексики, Центральной Америки, Карибов и Венесуэлы Антоний, глава делегации Антиохийского Патриархата; митрополит Западноевропейский Иосиф, глава делегации Румынской Православной Церкви; митрополит Филиппский, Неапольский и Фасосский Прокопий, глава секретариата по межправославным связям Священного Синода Элладской Православной Церкви, глава делегации Элладской Православной Церкви; митрополит Корчинский Иоанн, глава делегации Албанской Православной Церкви; архиепископ Прешовский Ростислав, глава делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии; члены Священного Синода и собор иерархов Русской Православной Церкви; члены делегаций Поместных Православных Церквей; главы Синодальных отделов, наместники монастырей и духовенство Московского Патриархата.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, вице-премьер-министр Украины К.И. Грищенко, временно исполняющий обязанности губернатора Московской области А.Ю. Воробьев, помощник Президента РФ И.О. Щеголев, президент ОАО «Российские железные дороги», председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, директор художественно-производственного предприятия «Софрино» Е.А. Пархаев, апостольский нунций в РФ архиепископ Иван Юркович, послы славянских стран.

Пели хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев) и хор Сретенского ставропигиального монастыря (регент — Никон Жила).

На сугубой ектении были возглашены прошения: «Благодаряще со страхом и трепетом яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси на землю нашу от крещения ея и доныне, и припадаем, и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед люди Твоя, и всегда яко милостив исполни во благих прошения наша, прилежно молимся Тебе, услыши и помилуй»; «Еще молимся Тебе, Спасителю нашему, чрез благоверного князя Владимира благоволившему избрати род наш в наследие Свое и в купели крещения даровати Духа Святаго, о еже Церковь нашу святую от расколов и нестроений соблюсти, и в единомыслии веры ея утвердити и миром оградити, услыши и помилуй» и другие.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение в праздник святого равноапостольного князя Владимира и в память Крещения Руси, во время которого Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей находились на амвоне Храма Христа Спасителя.

Затем Святейший Патриарх Кирилл огласил Послание Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1025-летием Крещения Руси.

От имени главы государства собравшихся приветствовал полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов.

От лица Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей слово произнес Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор.

Участники богослужения поклонились Кресту святого апостола Андрея Первозванного.

По окончании Литургии состоялся прием по случаю празднования 1025-летия Крещения Руси, в котором приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, представители органов государственной власти, общественных организаций, традиционных религий, дипломаты.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3119049.html

20

Епископ Дмитровский Феофилакт возглавил первую Божественную литургию в возрождаемом Андреевском монастыре города Москвы

21 июля 2013 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице и день празднования в честь явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, возглавил первую Божественную литургию в этой обители после ее возобновления согласно определению Священного Синода от 16 июля 2013 года (журнал № 90).

24 июля 2013 г.

Епископу Феофилакту сослужили директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II протоиерей Борис Даниленко, благочинный храмов Параскево-Пятницкого округа протоиерей Анатолий Кожа, руководитель секретариата Юго-западного викариатства протоиерей Алексий Ладыгин, клирик Андреевского монастыря протоиерей Христофор Хилл и клирик храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке диакон Владимир Галкин.

За богослужением пел хор храма преподобной Евфросинии под управлением И. Милкиной.

По окончании Литургии епископ Феофилакт тепло поблагодарил за многолетние труды протоиерея Бориса Даниленко с сослужителями и сотрудниками.

Затем состоялась беседа архиерея с прихожанами. По предложению епископа Феофилакта, единодушно поддержанному собравшимися, в монастыре предполагается открытие воскресной школы. В настоящее время в стенах обители действует негосударственное некоммерческое образовательное учреждение «Школа при Андреевском монастыре», имеющее государственную аккредитацию средней общеобразовательной школы.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3119036.html

32

В Большом Кремлевском дворце пройдёт встреча Президента России В.В. Путина со Святейшим Патриархом Кириллом и представителями Поместных Православных Церквей

24 июля 2013 г.

25 июля 2013 года в Большом Кремлевском дворце Президент России В.В. Путин встретится со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Москву для участия в праздновании 1025-летия Крещения Руси.

Впервые в Кремле соберутся Предстоятели и иерархи всех 15 автокефальных Православных Церквей — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской, Чешских земель и Словакии, а также Православной Церкви в Америке. Это свидетельство признания вклада Российского государства и Русской Православной Церкви в развитие современной цивилизации и сохранение духовных устоев, отмечается в сообщении пресс-службы Президента РФ.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3118993.html

30

Святейший Патриарх Сербский Ириней подарил Российскому православному университету герб Сербской Церкви

23 июля 2013 года Святейший Патриарх Сербский Ириней посетил Высоко-Петровский монастырь по приглашению наместника обители, ректора Российского православного университета игумена Петра (Еремеева).

Делегация Сербской Православной Церкви во главе с Предстоятелем посещает в эти дни Россию по случаю торжеств, посвященных празднованию 1025-летия Крещения Руси.

Игумен Петр с братией встретили Сербского Патриарха у святых врат под торжественный звон колоколов. Патриарх Ириней вместе с представителями делегации Сербской Церкви посетил храмы обители, поклонился ее святыням.

Делегация также посетила Литературный музей, располагающийся на территории монастыря. Здесь гости смогли познакомиться с совместными проектами обители и музея, а также с ходом решения вопроса по постепенному перемещению музейных фондов из монастырских строений в другие помещения.

В беседе с наместником и насельниками обители Его Святейшество пожелал братии духовных свершений и возрождения традиций древнейшего в Москве общежительного монастыря. Патриарх передал в дар Российскому православному университету герб Сербской Церкви высокохудожественной работы. Памятный знак будет размещен в одной из аудиторий университета.

В ответном слове игумен Петр поблагодарил Святейшего Патриарха Иринея за памятные дары и отметил важность сохранения духовных и культурных связей между двумя Православными Церквами. От лица братии монастыря наместник преподнес в дар высокому гостю панагию, выполненную преподавателями факультета культуры Российского православного университета.

В заключение Патриарх Ириней и члены делегации приняли участие в чаепитии во дворе монастыря. Такие чаепития под открытым небом у дровяного самовара с участием братии и прихожан, организуемые после праздничных богослужений, стали доброй традицией Высоко-Петровского монастыря.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3119000.html

31

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению проводит всероссийский конкурс «Защита семьи, материнства и детства»

24 июля 2013 года открыт прием заявок на всероссийский конкурс «Защита семьи, материнства и детства». Конкурс проводится Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению третий год. Его цель — развитие в регионах инициатив по поддержке семьи и материнства. В этом году жюри конкурса с особым вниманием рассмотрит проекты, в которых задействованы добровольцы. На поддержку семьи и материнства Церковь выделит 15 миллионов рублей.

24 июля 2013 г.

«Без добровольцев сотрудникам некоммерческих организаций невозможно было бы справиться со всеми просьбами о помощи, — говорит руководитель направления помощи детям Синодального отдела по благотворительности Елена Моспанова. — В большинстве действующих сейчас проектов число добровольцев в несколько раз больше, чем сотрудников. Таким проектам необходимо финансирование на содержание приютов, оборудование рабочих мест и др.».

Организаторы готовы выделить средства на создание приютов для беременных, кабинетов предабортного консультирования, телефонов доверия, центров гуманитарной помощи, проектов по трудоустройству женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, и т.д. Особенность конкурса в этом году в том, что приоритет будет отдаваться проектам, включающим в себя добровольческую службу.

Благодаря конкурсу начинающие проекты приобретают доверие благотворителей, и в дальнейшем могут финансировать свою деятельность самостоятельно. Прошлогодний финалист, Центр защиты материнства и детства «Берег» в Челябинске, инициированный молодежной челябинской организацией «Трезвение», еще год назад был небольшой молодежной группой. «В нас просто поверили, и после получения гранта в течение года мы сформировали команду, в которой сейчас более 170 добровольцев, — рассказывает руководитель центра Владимир Панарин. — Грант стал для нас дополнительной мотивацией, потому что нам дали деньги и ждали реальных результатов нашей работы». Центр «Берег» за год рассмотрел более 250 обращений. На деньги гранта центр снял квартиру в Челябинске, в которой временно могли проживать женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. В течение года более 30 женщин воспользовались помощью этого приюта. В городе о центре «Берег» пишут СМИ, у проекта появились постоянные благотворители. Владимир рассказал, что в дальнейшем он будет находить финансирование самостоятельно: «Сейчас мы уже можем оплачивать аренду квартиры и зарплату двум постоянным работникам».

В Хабаровске, благодаря гранту, полученному в прошлом году православной организацией «Я жду тебя, малыш!» при отделе материнства и детства Хабаровской епархии, в четырех женских консультациях отказались от абортов на ранних сроках. «На деньги, полученные по гранту, мы смогли открыть предабортный кабинет в одной женской консультации, отработать механизм помощи, накопить информационную базу, — рассказывает руководитель проекта Вера Дегтярева. — Мы показали администрации города, что Церковь нам доверила грант и на эти деньги ведется настоящая работа. После этого нам разрешили открыть еще три предабортных кабинета в других женских консультациях. А затем мы смогли договориться с министерством здравоохранения Хабаровского края о том, чтобы в консультациях, где работает наш кабинет, аборты вообще не делали». В течение года после получения гранта в предабортные кабинеты Хабаровска обратились 85 женщин, 44 из них сохранили беременность. «Был даже случай, когда женщина приехала делать аборт в Хабаровск, чтобы об этом не узнали в ее родном городе, попала к нам и сохранила беременность, — отметила В. Дегтярева. — В наших кабинетах женщинам могут выписать направление на прохождение дополнительных медицинских консультаций или обследований в другие лечебные учреждения вне очереди. Их могут прикрепить к социальному обслуживанию района, если проблема связана с социальной неустроенностью. В кабинете всегда присутствует психолог, а если женщине необходима духовная поддержка, священники храма епархиального социального отдела всегда готовы помочь».

С 2011 года, за время существования конкурса «Защита семьи, материнства и детства», число приютов для матерей с детьми и беременных женщин выросло с одного до 14. Действуют они в различных регионах страны: от Калининграда до Южно-Сахалинска. Сейчас в них могут одновременно проживать 168 женщин.

К участию в конкурсе приглашаются православные религиозные и общественные организации, а также НКО из всех регионов страны, кроме Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

Конкурс проводится при поддержке Благотворительного фонда святителя Василия Великого. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 15 сентября 2013 года включительно. Итоги конкурса будут объявлены 15 октября 2013 года.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3118947.html

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла со Святейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II

23 июля 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II, прибывшим во главе делегации Грузинской Православной Церкви на торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси.

24 июля 2013 г.

В составе делегации — митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, председатель Иностранного отдела Грузинской Православной Церкви митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, митрополит Батумский и Лазский Димитрий, ректор Тбилисской духовной академии и семинарии протопресвитер Георгий Звиададзе, архимандрит Давид (Чинчараули), архимандрит Вахтанг (Липартелиани), окормляющий грузинскую общину московского храма святого великомученика Георгия Победоносца в Больших Грузинах, монахиня Александра (Ясыбаш).

От Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, епископ Якутский и Ленский Роман, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник ОВЦС диакон Феодор Шульга.

Святейший Патриарх Кирилл тепло приветствовал гостей. Его Святейшество поделился воспоминаниями о торжествах по случаю 1000-летия Крещения Руси, проходивших 25 лет назад:

«Празднование 1000-летия Крещения Руси стало началом заката атеистического правления не только на Руси, но и в тех странах, которые были исторически с ней связаны и которые входили в состав единого государства. После этого последовало возрождение Православия и в Российской Федерации, на Украине, в Белоруссии, в Грузии и других странах постсоветского пространства, поэтому нынешний юбилей в каком-то смысле является общим юбилеем — исполняется 25 лет с начала возрождения наших Церквей, — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. — Это дает нам возможность возблагодарить Господа за те милости, которые Он приклонил к нам, попросить у Бога прощения за то, что нам не удалось сделать за эти 25 лет, и соборно помолиться, чтобы дальнейшее развитие церковной жизни как на пространствах исторической Руси, так и в Грузии было успешным и содействовало дальнейшему воцерковлению народа, которому сегодня как никогда нужна духовная опора в Православии.

Мы живем в очень трудное время, время конфронтаций, соблазнов, время появления абсолютно антихристианских идеологий, которые проникают в политическую жизнь людей, в общественную жизнь. Мы являемся свидетелями того, как стираются грани между правдой и ложью, грехом и святостью и как предпринимаются попытки с помощью законов оправдать грех и беззаконие. Нам предстоит много трудов. Когда я говорю «нам», я имею в виду Единую Соборную Апостольскую Православную Церковь, которая едина и неделима. Границы же наши имеют историческое, а не экклезиологическое происхождение, и поэтому мы воспринимаем друг друга как членов единой Церкви, как братьев по служению в едином епископате Православной Церкви, которая сегодня призвана особенно трудиться для укрепления Православия».

Со своей стороны Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия поблагодарил за приглашение приехать на торжества. «Мы прошли очень сложный путь, путь становления нашей Церкви, путь тяжелых испытаний, — подтвердил Его Святейшество. — Мы живем в эпоху глобализации, когда многие духовные и культурные ценности, как может показаться, теряют свою силу, но на самом деле они спасают нас и наши народы. Вера, надежда, любовь, наша культура, литература — все это надо сохранить для того, чтобы наши Церкви и народы в будущем могли развиваться». Предстоятель Грузинской Православной Церкви пожелал Святейшему Патриарху Кириллу долгих лет жизни, а российскому народу и стране — процветания.

Затем в духе братского взаимопонимания стороны обсудили широкий круг тем, касающихся двусторонних отношений и общеправославного сотрудничества.

По окончании переговоров Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о внимание к трудам на благо святой Церкви и в связи с 1025-летием Крещения Руси вручил Предстоятелю Грузинской Православной Церкви и членам сопровождающей его делегации награды Русской Православной Церкви.

Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия награжден орденом «Славы и чести» I степени.

Митрополиты Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, Зугдидский и Цаишский Герасим, Батумский и Лазский Димитрий удостоены ордена святого равноапостольного князя Владимира II степени; протопресвитер Георгий Звиададзе, архимандриты Давид (Чинчараули) и Вахтанг (Липартелиани), а также монахиня Александра (Ясыбаш) — ордена святого равноапостольного князя Владимира III степени.

Святейший Патриарх Илия поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за высокие награды и пригласил его посетить Грузию.

По случаю памятной даты Святейший Патриарх Кирилл подарил гостю комплект из двух панагий и креста, посох и малое облачение. Подарки были также вручены членам делегации.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3118883.html



Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

23 июля 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом III, прибывшим во главе делегации Иерусалимской Православной Церкви на торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси.

24 июля 2013 г.

В составе делегации — архиепископ Константинский Аристарх, руководитель Иностранного сектора Иерусалимской Патриархии архиепископ Иорданский Феофилакт, представитель Патриарха Иерусалимского при Патриархе Московском архимандрит Стефан (Диспиракис), экзарх Иерусалимского Патриархата в Греции архимандрит Дамиан (Иоаннис), помощник благочинного Иерусалимской Патриархии архидиакон Афанасий (Фемистоклеос).

От Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, исполняющий обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Феофан (Лукьянов).

Святейший Владыка приветствовал Блаженнейшего Патриарха Феофила у входа в крестовый храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, в который затем прошли Предстоятели Иерусалимской и Русской Церквей.

В начале встречи, обращаясь к высокому гостю, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Общение Предстоятелей Поместных Церквей, братские отношения имеют огромное значение для сохранения единства Православия и укрепления силы нашего взаимодействия. Ваш недавний мирный визит оставил глубокий след в жизни Русской Церкви и нашего народа. Он был прекрасно освещен средствами массовой информации, в том числе центральными телеканалами. Было много положительных комментариев, но помимо реакции прессы и общества важна реакция нашего благочестивого народа, который испытывает особое чувство любви к Церкви Святого града Иерусалима».

Коснувшись темы церковных торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси, Его Святейшество подчеркнул: «Это очень важная дата в нашей истории. Двадцать пять лет тому назад Ваш блаженнопочивший предшественник принимал участие в праздновании 1000-летия Крещения Руси. Тогда все участники торжеств чувствовали, что что-то новое происходит в жизни Советского Союза. Никто не знал, куда идет страна и что будет с Церковью, но у людей были большие надежды. И несмотря на то, что Церковь в ту пору находилась под контролем и не была свободной, празднование вылилось в огромную манифестацию веры, которая скрыто жила в недрах нашего народа».

«Прошло 25 лет; это были очень трудные, но одновременно благодатные годы в жизни нашей Церкви, — продолжил Святейший Владыка. — И мы благодарим Господа за все, что произошло в это время. Наш епископат и наш народ горячо желали, чтобы эту благодарность Богу мы могли вознести вместе с Предстоятелями Поместных Церквей, потому что мы одна Церковь и деление наше условно».

Говоря о будущем, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Нам предстоит еще очень многое сделать на просторах Святой Руси. Перед нами стоят очень большие задачи, возможно, более сложные, чем те, которые удалось решить за эти 25 лет. Речь идет о реальном воцерковлении людей, о том, чтобы вера стала важной частью жизни каждого, кто крещен в Православии. Это предполагает огромную программу, осуществить которую будет непросто. Поэтому мы все нуждаемся в молитвенных напутствиях, поэтому важно этот день нам — главам и представителям Поместных Православных Церквей — встретить всем вместе, чтобы мы получили и поддержку Православных Церквей, и их молитвы».

Блаженнейший Патриарх Феофил со своей стороны поблагодарил за сердечный прием, который был оказан ему «на земле мучеников», за любовь Христову, с которой его встречают в Русской Православной Церкви. «Мы ощущаем особую радость и волнение, потому что недавно совершили наш мирный визит в братскую Русскую Церковь к благочестивому русскому народу, — сказал, в частности, Блаженнейший Владыка. — У нас еще свежи воспоминания об этом визите. Для меня и моих спутников он имел огромное значение, потому что мы стали очевидцами высокой духовности Русской Православной Церкви, видели, как она развивается, ознакомились с ее социальной работой. Конечно, все это происходит благодаря Божественному Провидению, неизменно совершающему попечение о Церкви Христовой, которую не одолеют врата ада».

Как отметил Иерусалимский Патриарх, на него произвели большое впечатление конструктивные церковно-государственные отношения и сотрудничество Церкви с государством на благо общества, свидетелем которых он стал в ходе визита в Московский Патриархат.

Блаженнейший Феофил упомянул о сложной ситуации, в которой находится Церковь в различных регионах мира, в том числе на Ближнем Востоке, и подчеркнул огромную ответственность, которая ложится на Православную Церковь, — ответственность не только в пастырской, но и в социальной и иных сферах.

«Послание надежды заключается в том, что мы не одни. Как мы принимаем чужие радость и боль как свои собственные, так и прочие Православные Церкви воспринимают наши радость и боль», — сказал Блаженнейший Владыка, отметив также, что жители ближневосточного региона возлагают большие надежды на Россию.

Приветствовав Святейшего Патриарха Кирилла от имени Святогробского братства, он сказал: «Мы передаем Вам благословение от Гроба Господня».

В ходе беседы были затронуты темы дальнейшего укрепления двусторонних отношений Иерусалимской и Русской Церквей, развития паломничества, а также состояние межхристианских связей.

Участники встречи обсудили ситуацию, складывающуюся в Сирии и в ближневосточном регионе в целом. Особо собеседники остановились на проблеме сохранения христианского присутствия на Святой Земле, отметив, в том числе, поддержку со стороны России в деле защиты христиан на Ближнем Востоке.

В завершение встречи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил Блаженнейшему Феофилу и членам делегации Иерусалимского Патриархата высокие награды Русской Православной Церкви — «во внимание к трудам на благо святой Церкви и в связи с 1025-летием Крещения Руси».

Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины награжден орденом «Славы и чести» I степени.

В благодарственном слове Блаженнейший Владыка отметил: «Позвольте еще раз сказать о волнении, которое мы испытываем, поблагодарить за любовь, которую Вы являете к нам, а в нашем лице — к Святогробскому братству и Иерусалимской Церкви. Оказанная мне честь принадлежит Святогробскому братству и является свидетельством братских уз, которые существуют между нашими Церквами и нами, их Предстоятелями. Желаем, чтобы благодать Гроба Господня укрепляла Вас и мы вместе с вами сотрудничали во славу Церкви Христовой, ради духовного возрождения и преуспеяния русского народа и для поддержки нашей паствы на Святой Земле».

На память о встрече Святейший Патриарх Кирилл подарил гостю наперсный крест и две панагии, посох и малое облачение. Памятные дары также были вручены членам делегации.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3118889.html

02

Председатель Государственной думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин встретился со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем

23 июля 2013 года в Москве состоялась встреча председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкина со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем, находящимся в Русской Православной Церкви с официальным визитом.

24 июля 2013 г.

На встрече присутствовали представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем Престоле епископ Моравичский Антоний, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербии в Российской Федерации С. Терзич, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Сербском Патриаршем Престоле протоиерей Виталий Тарасьев, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Российской Федерации Я.Е. Нилов, заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной думы Российской Федерации А.Л. Романович, сотрудник секретариата ОВЦС по межправославным отношениям А.Ю. Хошев.

С.Е. Нарышкин тепло приветствовал Предстоятеля Сербской Православной Церкви, отметив большое значение визита Его Святейшества в Русскую Православную Церковь. В ходе состоявшейся беседы были затронуты темы положения православных святынь и сербского населения Косова и Метохии, а также приближающейся важной исторической даты – 100-летия начала Первой мировой войны.

Стороны отметили важность объединения усилий российских и сербских ученых в деле изучения и популяризации истории Первой мировой войны. С.Е. Нарышкин поблагодарил Святейшего Патриарха Иринея за внимание к Русскому некрополю в Белграде – крупнейшему в Европе компактному захоронению русских воинов, сражавшихся в 1914-1918 годах за свободу народов Югославии.

Патриарх Ириней рассказал о трагическом положении православных верующих, остающихся в Косове и Метохии, а также перемещенных со своих родных земель и ставших беженцами в годы военного конфликта 1999 года и антисербских погромов 2004 года. Предстоятель Сербской Православной Церкви поблагодарил российское государственное руководство за поддержку позиции Сербии в косовском вопросе и выразил надежду на достижение его справедливого решения.

С.Е. Нарышкин особо отметил значимость Православия, а также славянской письменности и культуры, объединяющих русский и сербский народы, и пожелал высокому гостю добрых впечатлений от участия в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси в Москве, Киеве и Минске.

https://mospat.ru/ru/2013/07/24/news89036/

12

Российский Президент Владимир Путин посетит Киев в дни празднования Крещения Руси

24 июля 2013 г.

Президент России Владимир Путин планирует посетить Киев в дни празднования 1025-летия Крещения Руси.

Об этом сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. «Да, такой визит планируется», — сказал он, отвечая на вопрос журналистов, передает РИА Новости.

Празднования, посвященные 1025-летию Крещения Руси, пройдут в Украине 27-28 июля. В связи с этим в Киев также приедут Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Предстоятели Поместных Православных Церквей.

http://www.pravoslavie.ru/news/62934.htm

19

Глава израильской разведки Генерал Авив Кохави: «На наших глазах у нашего порога формируется центр глобального джихада»

Глава израильской военной разведки заявил, что в Сирию съехались тысячи исламистов, вооруженные на деньги США и Европы.

24 июля 2013 г.

Главный союзник США на Ближнем Востоке – Израиль крайне обеспокоен тем, что происходит в настоящее время в Сирии. В Тель-Авиве, наконец, осознали, что истинной целью боевиков, поддерживаемых Западом, является не свержение «диктатора» Асада и установление демократии, а создание исламского халифата на всём Ближнем Востоке, сообщает ИТАР-ТАСС.

«На наших глазах у нашего порога формируется центр глобального джихада, который будет влиять на ситуацию не только в самой Сирии, но и в Израиле, а также в Ливане, Иордании, на Синайском полуострове и в регионе в целом», – заявил во вторник глава израильской военной разведки (АМАН) генерал Авив Кохави.

Он отметил, что в Сирии скапливаются «тысячи радикальных моджахедов из региона и со всего мира и закрепляются в стране не только для того, чтобы свергнуть (президента) Башара Асада, но и для того, чтобы продвигать идею религиозного исламского государства».

При этом боевики, воюющие против Асада на средства и при помощи оружия, поставляющихся из США и Европы, в будущем могут ударить по самому Израилю. В связи с этим в Тель-Авиве уже заявили, что ситуация в Сирии является «примером вызывающего наибольшую тревогу» риска.

Сирийские боевики при поддержке США ведут вооруженную борьбу с правительственными войсками президента Башара Асада. Гражданский конфликт в Сирии, в котором, по данным ООН, погибли уже около 90 тысяч человек, длится более двух лет. За это время тысячи христиан вынуждены были покинуть страну из-за преследований со стороны исламских боевиков.

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=62045

21

День памяти павших в Первой мировой войне будет отмечаться в России 1 августа

Во время встречи с Патриархом Сербским Иринеем председатель Госдумы Сергей Нарышкин рассказал о подготовке к 100-летию этой забытой войны.

24 июля 2013 г.

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин, встречаясь с Предстоятелем Сербской Православной Церкви Иринеем, прибывшим в Россию в связи с празднованием 1025-летия Крещения Руси, заявил, что 1 августа отныне будет отмечаться День памяти российских воинов, павших в годы Первой Мировой, сообщает «Российская газета».

Сергей Нарышкин тепло приветствовал Предстоятеля Сербской Православной Церкви, отметив большое значение визита Его Святейшества в Русскую Православную Церковь. В ходе состоявшейся беседы были затронуты темы положения православных святынь и сербского населения Косова и Метохии, а также приближающейся важной исторической даты — 100-летия начала Первой мировой войны.

«В этом году через несколько дней мы будем впервые отмечать эту новую памятную дату», – заявил Сергей Нарышкин, отметив, что сейчас идёт подготовка к этому юбилею.

В ходе беседы была отмечена важность объединения усилий российских и сербских ученых в деле изучения и популяризации истории Первой мировой войны, отмечает Патриархия.Ru. Сергей Нарышкин поблагодарил Святейшего Патриарха за внимание к Русскому некрополю в Белграде — крупнейшему в Европе компактному захоронению русских воинов, сражавшихся в 1914-1918 годах за свободу народов Югославии.

Патриарх Ириней рассказал о трагическом положении православных верующих, остающихся в Косове и Метохии, а также перемещенных со своих родных земель и ставших беженцами в годы военного конфликта 1999 года и антисербских погромов 2004 года. Предстоятель Сербской Православной Церкви поблагодарил российское государственное руководство за поддержку позиции Сербии в косовском вопросе и выразил надежду на достижение его справедливого решения.

С. Нарышкин особо отметил значимость Православия, а также славянской письменности и культуры, объединяющих русский и сербский народы, и пожелал высокому гостю добрых впечатлений от участия в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси в Москве, Киеве и Минске.

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=62044

22
На верфи Соловецкого морского музея воссоздана государева яхта «Святой Пётр»

На верфи Соловецкого морского музея построена яхта «Святой Пётр», прототипом для которой послужило одноимённое судно голландского образца постройки 1693 года. На нём император Пётр I познакомился с Белым морем. Корабль имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. Считается, что именно на этой яхте был впервые поднят российский судовой штандарт.

24 июля 2013 г.

После десяти лет строительства на верфи Соловецкого морского музея 30 июля 2013 года будет спущена на воду и освящена копия знаменитой государевой яхты конца XVII века «Святой Пётр», сообщает Русская народная линия.

Этот корабль был построен в Архангельске местными судостроителями под началом голландских инженеров в 1693 г. и стал первым морским кораблём Царя Петра I (1682-1725), создателя военно-морского флота России. В 1694 г. молодой Царь приходил на «Святом Петре» в Соловецкий монастырь.

Проект Соловецкого морского музея по созданию уменьшенной копии (в ¾ оригинала) яхты «Святой Пётр» преследовал просветительские цели. Верфь расположена в центре основной музейной экспозиции, повествующей о древних корнях русского мореплавания. Год за годом гости «живого» музея могли наблюдать, как создаётся остов деревянного судна, как он обрастает обшивкой, как строящаяся яхта наполняется разнообразным оборудованием и получает резное убранство.

За годы строительства судно собрало вокруг себя много добровольцев. Их отношение к труду оказывалось сродни древнему представлению соловецких монахов, считавших физический труд, продиктованный чистыми и высокими помыслами, одним из душеполезных подвигов.

Новый «Святой Пётр» выглядит почти так же, как и его исторический прототип, однако построен по новейшим судостроительным технологиям и оснащён помимо паруса мощным двигателем и всеми необходимыми системами навигации и жизнеобеспечения. Яхта станет новым экспедиционным судном Соловецкого морского музея, предназначенным для научных изысканий в акватории Белого и Баренцева морей.

В программе праздника помимо спуска и освящения судна запланирована культурная программа: экскурсии по достопримечательным местам Соловков, публичные лекции по морской истории Русского Севера, а также спектакль «Житейское дело» (постановка Анастасии Имамовой). Спектакль будет показан в освободившемся помещении верфи. Кроме того, публика увидит выставку «Первый корабль», рассказывающую о строительстве «Святого Петра».

Соловецкий морской музей создан Товариществом северного мореходства Архангельской региональной общественной организацией, в которую входят учёные, писатели, художники, инженеры и предприниматели из Москвы, Архангельска, Онеги, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга и Соловков. Основная цель деятельности Товарищества — изучение и популяризация истории и культуры Беломорья.

Программы Товарищества северного мореходства финансируются за счёт благотворительных пожертвований организаций и частных лиц, а также доходов от издательской деятельности. Соловецкий морской музей — главный проект Товарищества. Наряду с Товариществом соучредителем музея является Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.

http://www.taday.ru/text/2100353.html

27
Прошла встреча митрополита Волоколамского Илариона с делегацией немецких журналистов

22 июля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял делегацию немецких журналистов, приехавших в Россию в рамках форума «Петербургский диалог».

24 июля 2013 г.

В состав делегации, возглавляемой руководителем рабочей группы СМИ Форума «Петербургский диалог» профессором Михаэлем Рутцем, вошли представители крупнейших СМИ Германии, в числе которых: Католическое информационное агентство, Евангелическая пресс-служба, Die Zeit, Deutsche Welle и другие.

Со стороны Отдела внешних церковных связей во встрече принял участие заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков).

Митрополит Иларион приветствовал собравшихся от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о предстоящих торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси и о других аспектах служения Русской Православной Церкви.

«Наша Церковь — помимо того, что она возрождается на своем каноническом пространстве — ведет обширную вешнюю деятельность, — сказал председатель ОВЦС. — В юрисдикцию Русской Православной Церкви помимо России входят еще 14 государств: Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизстан, Узбекистан, Эстония, Латвия, Литва, а также Япония и Китай. Во всех этих странах Православие распространилось исключительно благодаря миссионерам из Русской Православной Церкви. Поэтому, когда мы определяем каноническую территорию Русской Православной Церкви, мы имеем в виду именно эти 15 государств, но, конечно, приходы и епархии нашей Церкви есть и в других частях света. В том числе у нас около 200 приходов в Германии, несколько сотен в других странах Европы, а также в Северной и Южной Америке, в Австралии. Есть даже храм в Антарктиде. Наша Церковь — не только национальная, но и многонациональная, по сути дела, всемирная.

Наши внешние связи охватывают все остальные Поместные Церкви, которых 14: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский Патриархаты, Церкви Кипра, Албании, Польши, Чехии и Словакии, Америки. Делегации этих Церквей сегодня и завтра прибывают в Москву на торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси. Девять из пятнадцати делегаций возглавляются Предстоятелями Православных Церквей.

К сожалению, не сможет приехать Патриарх Антиохийский Иоанн X, поскольку ситуация в Сирии не позволяет ему сейчас выезжать из Сирии и Ливана, где он постоянно находится. Эта ситуация вызывает у нас крайнее беспокойство. Мы неоднократно делали заявления в поддержку страдающих христиан Сирии и, по мере сил, стараемся оказывать гуманитарную помощь сирийцам — причем не только христианам. По нашим данным сегодня уже около пяти миллионов человек в Сирии остались без крова, без пропитания, не говоря о тех многих сотнях тысяч, которые были вынуждены покинуть свою страну. Мы понимаем, что масштаб той войны, которая сейчас идет в Сирии, таков, что под угрозу поставлено само существование христианства в этой стране и во всем Ближневосточном регионе.

На протяжении последних лет мы были свидетелями так называемой Арабской весны в странах Ближнего Востока. Ее по-разному оценивают эксперты, политики, журналисты, но есть один очевидный факт, на который почему-то журналисты на Западе закрывают глаза: во всех странах Ближнего Востока, где меняются политические режимы, к власти при помощи западных держав приходят радикальные исламисты, которые ставят своей целью полное искоренение христианства в этом регионе. Как бы мы ни относились к режиму Саддама Хусейна, при нем в Ираке проживало 1, 5 миллиона христиан, а сейчас их осталось около 150 тысяч, то есть одна десятая. И эти немногочисленные христиане живут в страхе, подвергаясь постоянным угрозам. В Ливии христиан практически не осталось. В Египте после свержения президента Мубарака наблюдается массовый исход христиан из страны, постоянные вспышки насилия, в связи с чем будущее пока еще многочисленной коптской общины представляется сегодня очень неясным.

Можно привести и другие примеры гонений на христиан, насилия и дискриминации по отношению к ним. Но, к сожалению, эти факты мало кого беспокоят в Европе. Если говорить о Сирии, то вооруженный конфликт в этой стране давно перерос масштабы гражданской войны. Это уже не гражданская война, а война одних стран с другими на территории третьей страны. Среди тех, кто на стороне оппозиции воюет с сирийским режимом, очень много иностранных наемников. Это люди из Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, чеченские боевики, которые не нашли себе применения на родине, и всякого рода бандитский сброд, представители которого отрезают людям головы, убивают христиан — да и не только христиан, – оскверняют святыни. Мы очень обеспокоены тем, что, если эти люди при помощи иностранных сил придут к власти, то от христианства в этом регионе ничего не останется. В последние годы, особенно, в последние месяцы эта тема стала одной из основных в нашей повестке дня. Именно Русская Православная Церковь возвышает свой голос в защиту христиан при более или менее полном молчании других участников международного процесса, в том числе руководства тех стран, от которых в какой-то степени зависит ситуация на Ближнем Востоке.

Всякий раз, когда я посещаю западные страны, встречаюсь с их руководством, я озвучиваю эту тему и всякий раз в ответ встречаю молчание. Для меня это загадочная ситуация. Мы все-таки исходим из того, что Европа остается христианским континентом, в традиции которого входила защита страдающих христиан. И сегодня мы очень огорчены тем, что европейские правительства не защищают страдающих христиан на Ближнем Востоке и что защита христиан не является вектором внешней политики западных держав. Между прочим, Европейский союз в 2011 году принял очень важную резолюцию в поддержку страдающих христиан и, в частности, рекомендовал странам-членам Евросоюза использовать имеющиеся в их распоряжении экономические, политические и финансовые рычаги для давления на те страны, где нарушаются права христиан. Был предложен простой и очень эффективный, на мой взгляд, принцип: любое оказание помощи странам, где нарушаются права христиан, будь то политической, экономической или финансовой, должно осуществляться в обмен на жесткие гарантии безопасности христианского населения. Эта резолюция была принята, но мы не видим ее воплощения в жизнь.

Если говорить о ситуации в Европе, то нас не может не беспокоить отказ целого ряда государств от норм христианской нравственности. При всем нашем уважении к идее плюрализма мы считаем, что навязывание людям антихристианских норм не вписывается в понятие плюрализма. Плюрализм — это возможность для каждого человека, для каждой семьи, для каждой религиозной общины жить в соответствии со своими религиозно-нравственными установками. Плюрализм не предполагает навязывание людям тех или иных стандартов. Но то, что происходит сегодня в некоторых западных государствах, как раз является навязыванием идеологии, которая по своей сути противоречит христианству. Например, те законы о признании однополых союзов, которые сейчас принимаются в ряде стран, например, в Великобритании и во Франции. Ведь речь идет не только о том, чтобы позволить людям сожительствовать с тем, с кем они пожелают, но и о том, чтобы приравнять однополые союзы к браку, и тем самым и придать этим союзам все те права, которыми обладают брачные союзы. Мы как христианская Церковь выступаем против такой подмены понятий, и мы уверены, что такая деятельность не только разрушает семью, — она, по сути дела, разрушает Европу как континент, народы которого призваны, по заповеди Божией, плодиться и размножаться. Сегодня народы большинства стран Европы не умножаются, а уменьшаются.

Демографический кризис, который захватил большинство стран Европы, напрямую связан с той деятельностью по разрушению традиционных семейных ценностей, которой занимается сегодня целый ряд западных держав в лице своего руководства. И конечно, это нас очень глубоко беспокоит. В этом смысле мы полностью солидарны с позицией Римско-Католической Церкви, которая в ущерб себе и своей популярности продолжает защищать традиционные христианские ценности, выступая против признания однополых союзов, против абортов, эвтаназии. В этих вопросах мы выступаем единым фронтом с Католической Церковью. Конечно, между православными и католиками есть разногласия в области богословия, в области церковного устройства, в области экклезиологии, то есть учения о Церкви. Они накопились в течение десяти веков раздельного существования православных и католиков, и мы обсуждаем их в рамках соответствующих комиссий, в том числе смешанной комиссии по православно-католическому диалогу. Но в том, что касается социальной и нравственной тематики, у нас практически нет разногласий, и здесь мы выступаем единым фронтом, чего, к сожалению, нельзя сказать о протестантском сообществе.

Сегодня протестантское сообщество представляет собой очень пеструю картину различных деноминаций и общин. Некоторые из них, как, например, протестантские церкви России, Украины и других стран СНГ стоят на традиционных позициях в нравственных вопросах. В этом отношении у нас с ними полное единство и взаимопонимание. Но некоторые протестантские церкви в Европе и других странах встали на путь ревизии христианских нравственных норм в угоду современным секулярным стандартам. Уже появились такие «церкви», где совершается благословение однополых союзов, где епископами становятся практикующие гомосексуалисты. Мы с такими «церквами» разрываем всякий контакт, потому что считаем бесполезным и даже вредным продолжение диалога с такими общинами. И мы считаем, что никакая политическая корректность, никакая мода на те или иные стандарты не должна поколебать то, что является в христианстве основополагающим, а именно богословие и нравственность.

Мы открыты к изменениям во внешних формах свидетельства Церкви окружающему миру. Буквально несколько дней назад, на последнем заседании Синода, мы приняли важный документ о внешней миссии Русской Православной Церкви. Но при этом мы убеждены что то, что является сутью христианства, то есть учение Христа — богословское и нравственное — должно оставаться незыблемым. И в этом плане мы уделяем очень большое значение защите христианства как такового и защите христианских ценностей.

Московский Патриархат является участником международного диалога, в том числе диалога с различными политическими структурами, политическими партиями. Мы, например, принимаем участие в работе российско-германского общественного форума «Петербургский диалог»; мы уделяем большое внимание укреплению отношений с нашими соотечественниками, проживающими в дальнем зарубежье; мы придаем огромное значение межрелигиозному диалогу, потому что в нынешней международной ситуации, когда постоянно в разных местах вспыхивают конфликты, религиозные лидеры несут особую ответственность за сохранение мира между представителями различных конфессий. И у нашей Церкви есть большой опыт умиротворения конфликтов. В частности, еще в 90-е годы, когда на территории бывшего Советского Союза одновременно вспыхнуло большое количество межэтнических столкновений, Русская Православная Церковь играла важную миротворческую роль. Например, перемирие в Нагорном Карабахе, которое сохраняется по сей день, во многом является результатом миротворческих усилий нашей Церкви. Именно по ее инициативе состоялись переговоры религиозных лидеров Азербайджана и Армении, в ходе которых был создан механизм реального влияния на ситуацию. В этом смысле мы придаем большое значение межрелигиозному диалогу, участвуем в различных межрелигиозных форумах, на территории СНГ у нас создан Межрелигиозный совет, который позволяет представителям разных религиозных конфессий совместно обсуждать социальную и нравственную тематику, и принимать общие заявления по наиболее важным вопросам.

Мы ведем диалог с международными организациями, с различными структурами Европейского Союза, с ООН, ОБСЕ, ЮНЭСКО, и при некоторых из этих международных структур у нас есть свои представительства. Это, в частности, представительство в Брюсселе при Европейских международных организациях, которое я возглавлял в течение семи лет, представительство в Страсбурге при Совете Европы. Мы надеемся, что эти представительства также будут вносить свой вклад в развитие международной повестки дня и, в особенности, в стабилизацию ситуации в тех регионах, где сегодня неспокойно, где страдают и гибнут люди и где Церкви и религиозные конфессии могут внести свой вклад в изменение ситуации к лучшему».

Затем митрополит Иларион ответил на вопросы немецких журналистов:

— Какие темы сейчас являются особенно актуальными в переговорах между Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью? Какие из различий между двумя Церквами, на Ваш взгляд, сейчас играют особую роль?

— Если говорить о православно-католическом диалоге в целом, могу вновь отметить, что имеются богословские экклезиологические вопросы, которые обсуждаются в рамках Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу.

Обратившись к теме взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, обращу ваше внимание, что у нас помимо общей есть и своя повестка дня. В ней есть как положительные, так, к сожалению, и отрицательные моменты. К ним я бы отнес, прежде всего, то, что мы унаследовали от прошлого.

В частности, это межконфессиональная ситуация на Западной Украине, где еще в конце 80-х годов возник конфликт между православными и греко-католиками, которых мы называем униатами; ситуация не урегулирована до сих пор. Греко-католиками было захвачено более пятисот православных храмов. Многие из этих храмов до 1946 года были униатскими, а в 1946 году стали православными. Но вопрос восстановления исторической справедливости, по моему глубокому убеждению, должен решаться не при помощи насилия, а путем переговоров. И такой переговорный процесс с нашей стороны был предложен и даже начат. Однако греко-католики из него вышли. Они воспользовались ситуацией политической нестабильности на Украине и просто силой захватили храмы. Все это оставило очень глубокий и печальный след в истории наших отношений и до сих пор продолжает их омрачать.

С другой стороны, мы можем констатировать многие положительные сдвиги в наших отношениях. В частности, при понтификате Бенедикта XVI по целому ряду вопросов было достигнуто взаимопонимание, и мы констатировали безусловно позитивную динамику в наших отношениях. Будем надеяться, что она продолжится и при Папе Франциске. Я участвовал в его интронизации в качестве главы делегации Русской Православной Церкви, имел с ним приватную встречу после интронизации, и у меня сложилось впечатление, что Папа Франциск с любовью и почтением относится к Русской Православной Церкви, и что мы в наших взаимоотношениях будем находить общий язык.

— Будут ли решены экклезиологические вопросы?

— Думаю, решить эти вопросы непросто — мне трудно представить, чтобы та или иная из традиций отказалась от своего богословия и от того понимания, которое складывалось у нее на протяжении веков. Но мы можем попытаться найти какую-то новую интерпретацию тех разногласий, которые существуют.

Собственно, этим и занимается Смешанная комиссия по православно-католическому богословскому диалогу. Я являюсь членом этой комиссии и не скрываю того, что не удовлетворен ее работой в последние годы. Считаю, что выбранное на сегодня направление богословских исследований не ведет нас к лучшему пониманию имеющихся разногласий. Наоборот, оно ведет к тому, чтобы, как у нас говорят по-русски, «замыливать» эти разногласия, то есть делать вид, что их не существует. Но это уже технический момент, который вряд ли будет интересен светским журналистам. Мне просто хотелось бы сказать, что я глубоко убежден: в диалоге по богословским вопросам мы должны вполне откровенно и четко обозначать те различия, которые между нами существуют, и помогать друг другу понять логику развития наших богословских традиций.

Если же мы просто будем делать вид, что у нас разногласий нет или что их мало, если попытаемся представить богословские традиции наших Церквей максимально приближенными друг к другу, то встанем на ложный путь.

— Вы говорили о том молчании, которое характеризует отношение, в частности, протестантских церквей к проблеме преследования христиан по всему миру. Мы не совсем согласны с таким мнением, ведь были же заявления Евангелической церкви Германии церкви по этому поводу. Как Вам кажется, возможно ли какое-то объединение с этими церквами в деле защиты христиан?

— Я не говорил, что церкви замалчивают данный вопрос, а обратил ваше внимание на то, что проблему преследования христиан в разных регионах мира обходят молчанием западные политики и средства массовой информации. В отношении необходимости защиты христиан у нас общая позиция с очень многими церквами, в том числе и протестантскими. Более того, на протяжении более сорока лет между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии ведется диалог. Осенью прошлого года были проведены очередные собеседования, в рамках которых была затронута, в том числе, и эта тема. И по ней мы выработали общую позицию.

— Есть ли на Украине конкуренция между Русской Православной Церковью, «филаретовцами», «автокефальной церковью» и зарубежной?

— Русская Зарубежная Церковь на Украине не присутствует. Поэтому из тех, кого Вы упомянули, реально присутствуют Московский Патриархат, так называемый Киевский патриархат и так называемая Украинская автокефальная православная церковь. С нашей точки зрения, речь идет не о конкуренции трех партнеров, а о том, что мы называем расколом. Раскол — это когда от канонической Церкви отделяются некие сообщества, которые себя провозглашают самостоятельными церквами. Мы называем такие структуры неканоническими.

На Украине есть одна каноническая Православная Церковь — это Украинская Православная Церковь. Она является самоуправляемой структурой в составе Московского Патриархата. У нее есть свой Священный Синод, она самостоятельно избирает своего Предстоятеля — митрополита Киевского и всея Украины, она самостоятельно избирает своих епископов и обладает полной финансовой и административной независимостью от Московского Патриархата. При этом Украинская Православная Церковь сохраняет с Московским Патриархатом духовную связь, которая выражается в том, что митрополит Киевский является членом Священного Синода Русской Православной Церкви, и в том, что в храмах Украинской Церкви первым за богослужением поминается Патриарх Московский и всея Руси, а вторым поминается митрополит Киевский и всея Украины.

Что касается двух упомянутых Вами раскольничьих структур, должен отметить, что мы не признаем их каноническими и надеемся, что, с Божией помощью, они вернутся в лоно Церкви. Мы убеждены, что создание так называемого Киевского патриархата в 1992 году было политическим проектом и если бы не поддержка тогдашнего политического руководства Украины, раскол никогда бы не достиг таких масштабов.

Политическая поддержка была связана с тем, что политическое руководство в то время поддержало лозунг националистов: «В независимом государстве — независимая Церковь». Но для православной традиции никогда не было характерным такое понимание. Многие Православные Церкви являются многонациональными и включают в свою юрисдикцию разные государства. Возникновение новых политических границ не должно разделять эти Церкви на более мелкие образования. Приведу примеры: Русская Православная Церковь, как я сказал, — это пятнадцать государств; Иерусалимский Патриархат — это Израиль, Палестина и Иордания; Александрийский Патриархат — это вся Африка, 54 государства; Сербский Патриархат — это Сербия, Черногория, Хорватия и другие страны, входившие в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, а потом в Федеративную Республику Югославию; Православная Церковь Чешских земель и Словакии является единой Церковью, объединяющей два государства, и при разделении между Чехией и Словакией она не разделилась на две Церкви.

Таким образом, мы придерживаемся понимания, что исторически сложившееся единство Церкви должно сохраняться и возникновение новых политических границ не должно приводить к делению Церкви на более мелкие образования. 

— Вы сказали, что уже нет особого смысла продолжать контакты с некоторыми протестантскими Церквами из-за их позиций. Что это означает конкретно для отношений с Евангелической Церковью Германии? Второй вопрос касается православных в Германии, где сейчас находятся общины разных Церквей, причем в русскую церковь могут ходить грузины и болгары, и наоборот. Считаете ли Вы возможным появление когда-нибудь Православной Церкви Германии, где все были бы объединены?

— Отвечая на Ваш первый вопрос, хотел бы сказать: мы всегда напоминаем нашим партнерам по диалогу, что диалог этот зиждется на определенных общих установках, и есть какие-то границы толерантности, которые мы перейти не сможем. Например, если та или иная протестантская церковь принимает вслед за гражданским сообществом какого-либо западного государства представление о том, что брак есть не союз между мужчиной и женщиной, а союз двух персон любого пола и вводит церковное благословение данных союзов, мы не сможем вести диалог с такой церковью, потому что считаем это не просто богословским разногласием, а предательством христианства. Мы об этом открыто говорим — и официально за столом переговоров, и в наших братских дружеских беседах.

Если говорить о перспективе появления единой Поместной Церкви в Германии или в Западной Европе, то мы не исключаем такого развития событий. Собственно говоря, именно из такого понимания мы исходили, когда в 1970 году предоставили автокефалию Православной Церкви в Америке. Мы исходили из того, что все православные на американском континенте должны быть объединены в одну самостоятельную Поместную Церковь, и надеялись, что после того, как будет провозглашена автокефалия Православной Церкви в Америке, в эту Церковь вольются и другие церковные юрисдикции американского континента. Этого не произошло по разным причинам, прежде всего потому, что многие Поместные Церкви очень связаны с этническими корнями большинства своих прихожан. Например, если говорить об Америке, там есть Русская Зарубежная Церковь, которая совершает богослужения на церковнославянском языке, проповедь очень часто говорится по-русски, иногда по-английски, а с другой стороны, есть греческая Архиепископия, в которой богослужения совершаются на греческом языке и люди между собой общаются по-гречески. И пока еще, видимо, не созрели условия для того, чтобы все эти общины объединились в одну Церковь без ущерба для своей национальной, языковой и культурной идентичности. Но опыт показывает, что во втором, третьем, четвертом поколении представители разных национальностей все-таки интегрируются в местную культуру и для них языком общения, в том числе языком общения с Богом, становится местный национальный язык. Поэтому я думаю, что через одно, два или три поколения, если православные христиане Америки, Германии, других стран, где сейчас существуют параллельные юрисдикции разных Поместных Церквей, почувствуют необходимость объединиться в одну церковную структуру, то это будет вполне возможно.

— Хотелось бы задать вопрос о возможности встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Кирилла. Возможны ли в ближайшее время какие-то встречи с униатами и урегулирование конфликта?

— Встреча Патриарха с Папой, в принципе, возможна. Но пока что мы не говорим о конкретных сроках или о конкретном месте, потому что, как мы много раз подчеркивали, отвечая на этот вопрос, для нас важен не сам факт такой встречи, но ее результаты для Православной Церкви и Католической Церкви. Нам важно, поможет ли она решить те вопросы, которые существуют сейчас. В этом смысле мы говорим, что такая встреча должна быть хорошо подготовлена, и не просто с протокольной стороны, но, прежде всего, с точки зрения ее повестки дня. То есть мы должны заранее знать, что такая встреча принесет пользу, а для этого нужно заранее согласовать некоторые очень важные позиции. Как только это будет сделано, я думаю, препятствия к встрече отпадут. Но это требует, конечно, кропотливого труда, высокой степени взаимопонимания. Мы над этим работаем, однако назвать сейчас дату или место подобной встречи мы пока не можем.

По вопросу о встрече с руководством Греко-католической церкви могу сказать, что я беседовал с архиепископом Святославом Шевчуком, находясь с рабочим визитом в Риме для участия в качестве наблюдателя на XIII Синоде епископов Римско-Католической Церкви. Мы встретились в столовой Дома святой Марты, где поселяются гости, и имели возможность обменяться мнениями. Но, к сожалению, этот обмен мнениями ни к чему не привел, потому что, например, вскоре после того, как архиепископ Шевчук вернулся на Украину, он написал письмо так называемому патриарху Филарету о признании крещения, совершаемого в «Киевском патриархате». Он прекрасно знает нашу позицию по этому вопросу: мы не признаем никаких таинств в раскольнических сообществах.

Слова о готовности к диалогу — а они время от времени звучат из уст архиепископа Шевчука — должны сопровождаться соответствующими действиями. Мы в принципе к такому диалогу открыты, но хотели бы, чтобы он был более последовательным. Ведь между Православной Церковью и Католической Церковью существует многолетняя договоренность о том, что мы не ведем диалога с раскольничьими структурами. Например, у Римско-Католической Церкви тоже есть схизматические сообщества — на той же Украине есть альтернативная греко-католическая церковь. Мы регулярно получаем от них по электронной почте разные воззвания, но никогда не отвечаем на них, не вступаем в диалог с этой группой и не планируем делать этого в будущем, потому что мы придерживаемся уже сложившегося протокола: общение и диалог существуют только между официально признанными церквами. Любая поддержка раскола наносит ущерб этим официальным отношениям. И мы очень надеемся, что руководство Греко-католической церкви будет исходить из этой сложившейся практики, потому что иначе нам будет очень трудно найти общий язык». 

В завершение встречи митрополит Иларион пожелал присутствующим успехов в их деятельности и выразил надежду, что вопросы, поднятые в ходе встречи, будут максимально полно и максимально объективно представлены в средствах массовой информации.

«Глубоко убежден, что любой журналист, любой ответственный сотрудник СМИ несет прямую личную ответственность за объективность той информации, которую он излагает, — сказал, в частности, председатель ОВЦС. — На опыте нашей страны 25-летней давности мы хорошо знаем, что такое информация, которая прошла через идеологический фильтр, — тогда она, как правило, перестает быть объективной и становится односторонней и предвзятой. Хотел бы выразить надежду, что информация, которую на Западе люди получат о Русской Церкви, о других Православных Церквах, о ситуации на Ближнем Востоке, в том числе о положении христиан в регионе, и о других вопросах, которые мы сегодня затронули, будет представлена объективно, а не через призму той или иной идеологии, которая, к сожалению, сегодня имеет место в целом ряде западных государств».

После этого координатор рабочей группы СМИ «Петербургского диалога» с немецкой стороны профессор Михаэль Рутц вручил митрополиту Илариону альбом с фотографиями отреставрированного властями федеральной земли Гессен русского храма в Висбадене, где в 2007 году проходили встречи в рамках «Петербургского диалога».

По окончании общей встречи председатель ОВЦС дал интервью директору немецкой радиостанции «Байеришер Рундфунк» доктору Йоханнесу Гротцки, а также ответил на вопросы других журналистов:

— Каково Ваше отношение к однополым бракам?

— Я считаю, что в современном плюралистическом обществе каждый человек имеет возможность выбирать свой образ жизни, свои нравственные ориентиры. Никто никому ничего не может запретить. Но я считаю очень опасной подмену понятий, когда, например, союз между двумя людьми одного пола объявляется браком и на основе такой вот идеологической установки принимаются законы, приравнивающие однополые союзы к традиционному браку.

Наша Церковь выступает категорически против такой подмены понятий, потому что мы считаем, что это ведет к разрушению института семьи, к демографическому кризису и, в конечном счете, — к вымиранию европейских народов. Мы считаем эту политику преступной и самоубийственной и открыто об этом говорим.

— Что бы мог сделать Запад для христиан Сирии и всего Ближнего Востока?

— Сегодня в Сирии происходит не просто гражданская война — это вооруженный конфликт, в который вовлечены разные государства. И мы знаем, что со стороны оппозиции в Сирии воюют иностранные наемники: это лица из ряда стран Персидского залива, некоторые чеченские боевики, которые не нашли себя здесь и пытаются сейчас найти себе применение на Ближнем Востоке. То, что нас более всего беспокоит, — это, конечно, судьба христиан в Сирии и других странах ближневосточного региона. Мы видим, что так называемая Арабская весна приносит христианам Ближнего Востока многие бедствия. В разных странах события развиваются по одному сценарию: сначала тот или иной политический режим — я сейчас не хочу давать им оценку — свергается при помощи внешней силы во имя демократии, а на смену прежнему режиму приходит не демократия, а хаос, и во главе политического процесса становятся радикальные исламистские силы, которые ставят своей целью полное уничтожение христианства.

Это происходит в Ираке, где при Саддаме Хусейне жило полтора миллиона христиан, а сейчас от этого числа осталась одна десятая часть; это было в Ливии, где в настоящее время практически не осталось христиан; это происходит в Египте, где мы наблюдаем массовый исход христианского населения, и это совершается в Сирии в тех районах, которые захвачены боевиками. Там, где они приходят к власти, христианство практически полностью искореняется, и верующие во Христа либо изгоняются, либо уничтожаются.

Мы очень обеспокоены тем, что ряд западных держав поддерживают не просто оппозицию, а, по сути дела, бандитов, которые, как только получают власть, начинают уничтожать христиан. Полагаем, что защита христиан должна была бы стать основополагающим вектором внешней политики западных держав, как это в 2011 году рекомендовал Европейский Союз своей резолюцией, призвавшей государства Запада оказывать экономическую, финансовую, политическую поддержку странам, где нарушаются права христиан, только в обмен на гарантии соблюдения прав этих людей. К сожалению, этого сейчас не происходит.

— Может ли Папа Римский произнести проповедь здесь, в Москве?

— Пока что этот вопрос не обсуждается у нас на двустороннем уровне.

— Ваше отношение к исламу. Не боитесь ли Вы опасности исламской агрессии?

— Один мой хороший друг, который возглавляет ныне Папский совет по содействию христианскому единству, кардинал Курт Кох, когда был еще епископом в Швейцарии, сказал запомнившиеся мне слова: «Мы должны бояться не сильного ислама, а слабого христианства». Думаю, что эти слова являются ключом к пониманию очень многих происходящих сегодня процессов.

У нас нет никаких проблем с исламом, и пример России и других стран, входящих в Содружество Независимых Государств, свидетельствует о том, что христиане и мусульмане прекрасно уживаются друг с другом. В России они жили на протяжении многих веков и ныне живут вместе; у нас есть очень высокая степень взаимопонимания.

Однако следует различать традиционный ислам и так называемый радикальный исламизм, а точнее терроризм под исламскими лозунгами, от которого открещиваются лидеры традиционного ислама. Вот этот терроризм и экстремизм, под какими бы лозунгами он ни выступал, несет огромную опасность для всей человеческой цивилизации, и особенно для тех стран, где сегодня происходит так называемая Арабская весна.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3117207.html

04


следующая страница >>