В. Быков "Сотников" - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
В. Быков "Сотников" - страница №1/1





В.Быков "Сотников"

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и др. В повести Быкова "Сотников" подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма.

Сюжет повести «Сотников»: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание — добыть овцу для про­питания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он все же вызывает­ся идти. Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность.

Кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухит­рялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до пос­леднего дыхания остается верным долгу человека и гражда­нина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы без­заботно относиться к её концу».

Герои повести - Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не

проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью

проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он переходит на сторону фашистов, т.е. становится врагом. Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

Жажду продолжения жизни, страстное желание жить, почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: "Сохраним жизнь. Будешь служить Великой Германии". Рыбак еще не согла- сился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что рассказал следователю. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего.

Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшихся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: "Я - партизан, остальные тут ни при чем". Следователь приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит. В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других то же, что с себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: "Прости, брат". "Иди ты к черту!" - следует ответ. Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что "подобрал еще одного предателя". Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины.

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики - одно из самых сильных качеств повести "Сотников".

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: "Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит". Это не так - страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.
Пойти и не вернуться

Герои повести — обычные мирные люди, волей судьбы оказавшиеся втянутыми в войну. Писатель раскрывает психологию их поступков, обнажая глубины человеческой души. Зоська— “маленький человек на этой земле”, она до войны только еще училась в техникуме, но главное, что она усвоила из книг,— это идеалы добра и справедливости, которые “по-хамски и враз растоптали фашисты”. Она сердцем понимает, что в этой войне нужно выстоять и победить, другого выхода нет. Антон — партизан из их отряда, умелый боец, крепкий, выносливый парень. Он не раз побывал в разных опасных переделках. Но теперь как-то сломался. Он хочет выжить любым путем, даже предав Зоську, которая нравится ему. Антону кажется, что он легко переубедит и заставит Зоську подчиняться ему, но происходит удивительная вещь: “слабая неумеха” становится стойким борцом. Не умея противостоять силе, Зося привлекает на свою сторону хозяев хутора, партизан. Зося хочет жить, но не любыми средствами. Она жалеет, что поверила Антону, что почти привела его на явку, теперь она готова умереть, но не предать тех, кто доверился ей. Сам Антон удивлен упрямым сопротивлением Зоей. Голодная, избитая, она старается убить предателя, а не спастись. Чудом оставшись в живых, Зося не мстит Антону. Она лишь хочет справедливости. Выступает против самосуда над ним, говоря: “Ладно, не надо. Он свой...”. Судьба искушает Антона. Он добывает в бою винтовку. Опять они вдвоем с Зосей. Она ранена, и он куском своей рубахи перевязывает ее. Но однажды встав на путь измены, нельзя вернуть доверие друзей. Зося не верит больше Антону. Полузамерзшая, раненая, еле живая, она стойко сопротивляется Антону. Она не хочет вести его в дом подруги, боясь выдать хороших людей. “— Иди за Неман! — тихо, но твердо сказала она.— Потом я пойду в Княжеводцы.

— Ах, вот как! — догадался Антон.— Не доверяешь, значит?

— Не доверяю”.



Антон все время, как на весах, взвешивает свои добрые поступки, хочет за них получить “отпущение грехов”. Но Зося понимает, что он трус, ради своей выгоды продаст любого. Антон подтверждает самые худшие предположения, он старается добить раненую Зосю, чтобы она не выдала его и чтобы он опять был чист, честен и безгрешен в отношении к Родине. Но Зося осталась жива, может быть, потому, что “она должна предупредить своих об этом перевертыше. Иначе он вернется в Липичанку, вотрется в доверие и снова предаст в удобный для него момент”. Думая об Антоне, Зося задает себе вопросы: “Но почему он такой?.. Любой, самый забитый бедняк из Богом забытой деревни знал, что нельзя поступаться совестью, нельзя идти против своих. Почему же Голубин не усвоил этого?”

Вопрос, который волнует В. Быкова. В чем причина предательства, на какой оно вырастает почве, может быть, это врожденная черта? Но писатель не дает ответа на эти вопросы, слишком сложны они и неоднозначны. Книги В. Быкова заставляют читателей задуматься над серьезными проблемами, определить свою гражданскую позицию.