Утопия одноэтажная россия или 1 000 000 коттеджей в год - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Утопия одноэтажная россия или 1 000 000 коттеджей в год - страница №1/1

ОБЫКНОВЕННАЯ УТОПИЯ

ОДНОЭТАЖНАЯ РОССИЯ или 1 000 000 коттеджей в год.

Каждой российской семье по коттеджу?
P.S. в начале:

Автор вполне осведомлен о размере средней зарплаты в России.


Застой жизнеустройства

«Бриллиантовая рука» смотрится как вполне современный фильм. Фильм прекрасный, любимый уже тремя поколениями. Замечательно, когда не стареет юмор, что не стареет настоящее искусство. Однако имеется ввиду другое – вполне современно смотрится весь бытовой антураж фильма. Семен Семеныч, как все помнят, живет в третьем подъезде, на третьем этаже пятиэтажной «хрущевки». В квартире телевизор, холодильник, газовая плита на шестиметровой кухне, наверное, есть стиральная машина и пылесос. Набор бытовых удобств, жизненный стандарт вполне сравнимы с сегодняшним днем. А фильму-то четвертый десяток лет!

НАШ БЫТОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ СТАНДАРТ ОСТАЕТСЯ БЕЗ СУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ УЖЕ 40 ЛЕТ!

И сегодня тесная квартира в многоэтажке с некоторым набором бытовой техники остается средним достоянием среднего россиянина. Тогда, в начале 60-х, появление этих удобств было революцией. Взять в свидетели тот же киноэкран: в середине 50-х это чаще всего общежитие или коммуналка с примусом, радио из розетки и нечастым патефоном, а менее чем через десяток лет картина меняется разительно! И сегодня картина изменилась мало: ну, телевизор вместо маленького черно-белого стал большим цветным, «вырос» холодильник, «поумнела» стиральная машина – а в целом все то же. Застой длиною в 40 лет.


«Перемен!»

Кстати, о застое. Идеологи прошлого до сих пор возмущаются таким определением брежневского периода и приводят данные бурного экономического роста на 40% за пятилетку, вспоминают тысячи построенных заводов, ГЭС и т.д. Все так, только у человека-то качество жизни росло куда медленнее производительности прокатных станов. Людей поучали: «Чтобы лучше жить, надо лучше работать». При этом свысока гремели рапорты о достижениях – значит, работали все лучше, а человек тянул от получки до получки, постоянно выкручивался как мог и все меньше ощущал какие-то улучшения жизни.



Вечно забитая канализация и велосипед или коляска, о которую годами запинаешься в тесном коридорчике, губят любую империю гораздо быстрее, чем недостатки пушек и ракет.

Что у нас и произошло. Вспомним недавнюю историю. В конце 80-х, в годы перестройки и гласности, пресса захлебываясь стала рассказывать нам о западном образе жизни, жизни именно на бытовом уровне. Черную зависть и обиду вызывали их забитые товаром магазины, легендарные по качеству и надежности телевизоры и прочая бытовая техника. Забегая вперед скажем, что вскоре мы это получили, хотя и дорогой во всех смыслах ценой. Но в то же время все эти «западные картинки» показали, что образ жизни обычного, к примеру, нижегородца при всей материальной разнице вполне сопоставим с образом жизни обычного же парижанина или лондонца, живущего в квартире типовой многоэтажки. Позже это только подтвердили многие наши, побывав у них, и они, побывав у нас. У нас уже давно стала обычной типовая квартира с типовым набором бытовой техники и мебели, так жили 80-100% горожан – вполне на уровне Европы. Не считая, конечно, того, что наше качество «такого же» набора от телевизора до обойного клея – невидимые миру слезы. Наше катастрофическое отставание в другом – в развитых странах уже несколько десятилетий нормальным признаком достатка для вполне среднего гражданина стал дом и автомобиль.



ДОМ И АВТОМОБИЛЬ – это действительно принципиально другое качество жизни.

ДОМ И АВТОМОБИЛЬ – это самые дорогие товары народного потребления, товары конечного спроса, ориентация на которые может наконец осуществить кардинальную структурную перестройку российской экономики, до сих пор не вышедшую из военизированного тупика и порочного круга «руда – металл – экскаватор – руда» Только «трубе» спасибо.

ДОМ И АВТОМОБИЛЬ – это реальное использование главного ресурса России: обширность территории. Просторность России может и должна обеспечить комфортность жизни в просторном доме, а автомобиль делает эту просторность доступной.
КОРОТКО О НАРОДНОМ АВТОМОБИЛЕ.

Об автомобиле сказано слишком много. Автомобиль описан как явление и техническое, и экономическое, и политическое, даже философское. Говорить о скорейшей автомобилизации России как об утопии было бы лукавством. Новейшая история имеет целый ряд примеров поголовной автомобилизации стран в кратчайшие сроки, буквально при жизни одного поколения. Америка с «Фордом», Германия с «Фольксвагеном», Англия с «Мини», Япония, Италия. Прецедентов достаточно, схема известна: концепция дешевого и массового народного автомобиля плюс широта мышления и воля к достижению цели. Для России серьезным прогрессом было бы производство 2-4 миллионов автомобилей в год по цене 10-12 (с постепенным снижением до 6-7) средних по стране месячных зарплат.

Конечно, проект такого масштаба всегда трудный и предельно напряженный, но никак не нереальный. В России даже есть такие благоприятствующие условия, как масса промышленных предприятий, которые простаивают и разваливаются, миллионы их работников без работы. Другие страны разворачивали автомобилизацию и в худших условиях. Была бы воля. Это цель, достойная общероссийской программы.
СПРОС ЕСТЬ!

Множество ученых, экономистов, политиков, журналистов уже давно и по разному поводу высказывались на эту тему: «Будущее за индивидуальным жильем!» За индивидуальное жилье высказывается и наука, и опыт разных стран, и собственный многострадальный опыт нашего населения.

Как мы живем сегодня?

Квартира. Тесная. Несмотря на все улучшенные планировки. Хозяева сразу после новоселья лепят всяческие антресоли, стеллажи, перегораживают лестничные площадки, стеклят лоджии и балконы, где-то еще есть сараи в подвалах и во дворах, добираются до чердаков. Все это вызывает справедливый гнев архитекторов, но люди загнаны в такие условия – подсобных помещений не хватает катастрофически. О маленьких кухнях и общей тесноте и речи нет. Сплошные проблемы – прогулки детей, особенно грудных (как мамы брякают коляски по лестницам!), и стариков, содержание собак и других меньших братьев, сушка белья и т.д. и т.п.

Дача (садовый участок). Противоречивое, странное порождение нашей жизни. За ним и желание загородного отдыха (правда, кто там отдыхает?), и необходимость решения «продовольственной программы», для кого-то просто дань моде. На этих шести сотках понастроены двухэтажные хоромы, в которых подавляющее большинство не живет, а хранит ту же утварь, что в первом сарайчике. Некоторые только сарайчиком и пользуются – хватает. А дом, построенный «как у всех», стоит пустой – пользоваться-то некогда. Короче, пародия на усадьбу. И этими шестисоточными массивами заняты огромные территории вокруг больших и малых городов.

Гараж (имеют до четверти семей). В столицах гараж вообще проблема. В провинции проще, но гараж редко около дома, чаще в 5-30 минутах ходьбы или за несколько остановок, а то и совсем далеко. А машина не «у двери» - уже существенное неудобство, часто даже головная боль.

Погреб. В гараже, на пустырях, в лесополосах, ячейка в коллективном овощехранилище.

Опять же надо тащиться куда-то и переживать за сохранность. Самые счастливые – «счастливые» жильцы первых этажей, строящие погреба под лоджией или балконом.



Картошка. Чаще всего – на отдельном и отдаленном поле – от предприятия, у родственников в деревне и т.п.

Так и живем. Квартира – карикатура, дача – пародия, гараж – на отшибе, погреб и картошка – у черта на куличках. Между всем этим мы мотаемся, сжигая силы, нервы, здоровье, бензин, ВРЕМЯ. Так проходит жизнь. Реально ликвидировать это «беличье колесо», изменить этот режим жизни может только ДОМ, Свой дом на своей земле, где все собрано вместе и все рядом. Все описанное выше подтверждает - люди, сознательно или подсознательно, всей беготней и морокой, из разбросанных лоскутков, из карикатур и пародий – стремятся выстроить свой ДОМ. Именно домом-коттеджем в первую очередь обзавелись и стараются обзавестись наши состоятельные сограждане, но таковых единицы. Хотят все, имеют единицы. Вопрос в возможности иметь дом любому среднему, простому гражданину-россиянину. СПРОС ЕСТЬ!


Социальные, экономические, политические «ЗА»

Массовое строительство коттеджей может и должно стать НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ. Аргумент «против» один: «нет денег» - аргумент спорный, об этом отдельно. Остальные аргументы - «ЗА».



Социальные «ЗА»

- Значительная часть населения, особенно активного возраста, получает качественно новое жизненное пространство, лучшие условия для труда и отдыха, колоссальную экономию нервов и времени.

- В принципе решается застарелый и такой «портящий» квартирный вопрос – как за счет коттеджей, так и за счет высвобождения старых квартир.

- Решается основная составляющая многих «отраслевых» проблем: образования и здравоохранения, науки и культуры, обороны и милиции, пищевой промышленности и машиностроения и т.д. После работы учитель и врач, доцент и библиотекарь, офицер и милиционер, токарь и пекарь оказываются просто людьми и возвращаются ДОМОЙ. Оттого, есть ли этот дом, и каков он, каков быт, очень зависит, каковы работники в своей «отрасли» и как они работают. Жилье – важнейший фактор кадровой политики.

- Просторное жилье – сильный стимул для демографического всплеска. Комментарии излишни.

- Появление в массовом количестве жилья нового качества, сама программа такого строительства создаст положительный психологический климат в стране, моральный подъем, появление «вкуса жизни», «общего дела», а возможно (и желательно!) «волну энтузиазма».



Политические «ЗА»

- отсутствие других программ стратегического развития

- стабилизация, прекращение «блужданий без ориентиров»

- материализация среднего класса

- серьезность и масштабность проекта – создание благоприятного внешнеполитического имиджа.

Экономические «ЗА»

- появление крупного направления развития

- структурная перестройка (загрузка множества лежачих предприятий, как по профилю, так и на уровне просто пустых корпусов с инфраструктурой)

- самый дорогой товар конечного спроса в массовом объеме

- цепная реакция в других отраслях

- рабочие места

- активизация рынка ипотеки, кредитов

- доверие населения (наконец что-то всерьез для народа)

- привлечение сбережений в экономику вообще

- серьезность проекта – общая инвестиционная привлекательность страны.


Программа «1 000 000»

Миллион коттеджей в год – именно такой уровень позволит программе быть реально национальной во всех отношениях – экономическом, политическом, социальном, психологическом.



Макропоказатели программы

Триединство «быстро-много-дешево» лежит в основе этой, как и любой подобной программы, рассчитанной на массового покупателя. Каждый из трех элементов является необходимым. Если делать медленно, не получится ни «много», ни «дешево». Если делать мало, никак не получиться дешево. Если же делать дорого – этой программы просто нет. Вопрос «сколько? почем? когда?» является главным как для производителя (продавца), так и для покупателя.


СРОКИ

БЫСТРО!

И производитель, и покупатель заинтересованы в максимально быстрой отдаче, получении результата. Если программа для среднего потребителя растягивается на 30-50 лет, это означает, что результата «в этой жизни» не увидеть. Программа должна предусматривать реализацию в течение одного поколения, даже меньше – в пределах длительности активного возраста одного поколения. Таким образом предельный срок реализации программы может быть не более 20-25 лет, иначе психологический фактор будет просто парализующим. Хороший срок 3-5 или 5-10 лет, но для жилья это слишком. Для столь объемной программы как жилищная наиболее оптимальными выглядят сроки 10-15 лет.


ОБЪЕМ

МНОГО!

Массовое строительство жилья применимо в первую очередь к крупным городам. О распространении действия программы на малые города и сельскую местность – отдельно.

Городов с населением 100 тысяч человек и более в России около 160 с суммарным населением 63 миллиона человек. Здесь и далее – данные по переписи 1979 года. Изменения по общей численности населения в России к настоящему времени незначительные, достоверность для предварительных оценок достаточна. Если оценить социальное поведение населения по стремлению поселится в пригородном доме на практике развитых стран, можно предположить, что в коттеджах будут проживать до 2/3 городского населения. Таким образом, программа предполагает в основной части расселение в коттеджах 40 миллионов человек или строительство 13-14 миллионов коттеджей. Таким образом, если принять обоснованный срок выполнения программы 10-15 лет и объем 13-14 миллионов домов, достаточно естественно получается масштабность программы, достойная стать ее названием: МИЛЛИОН КОТТЕДЖЕЙ В ГОД. Помимо собственно социально-экономических выкладок чрезвычайно важно морально-психологическое значение числа МИЛЛИОН. Если бы цифра не возникала более или менее естественно, ее следовало бы «вытягивать». МИЛЛИОН В ГОД означает, что возможность иметь собственный дом будет иметь ЛЮБОЙ ЖЕЛАЮЩИЙ, иначе просто не хватит покупателей. И обеспечение платежеспособности такого покупателя также является частью программы.
ЦЕНА

ДЕШЕВО!

Естественно, для массового товара нужен платежеспособный массовый покупатель. Это, пожалуй, самый тонкий и болезненный вопрос экономики вообще и любого проекта или программы в частности. Действительно, замах на стремительное обеспечение граждан коттеджами на первый взгляд производит впечатление утопии или маниловщины. Но все-таки посчитаем.

По тем же морально – психологическим соображениям и по мировому опыту приемлемым уровнем цены дома можно считать 10-летнюю среднюю зарплату. В этом случае (по практике долгосрочных кредитов с минимальным процентом) выплатами по 33 процента в течение 30 лет дом полностью оплачивается. Это, пожалуй, предельные значения по срокам и объемам. При двух и более работающих в семье нагрузка, разумеется, снижается.

Примечание. Программа задумывалась давно, первые прикидки относятся к середине 90-х годов. За это время в финансовой жизни происходило и происходит множество существенных событий (от дефолта до сверхвысоких цен на нефть). Тем не менее, есть смысл привести здесь без изменений выкладки разных лет в качестве иллюстрации жизнеспособности программы и в весьма неблагоприятной ситуации.

1995 год. Доллар стоил около 5 рублей, средняя зарплата была около 800 рублей или 150 долларов. То есть годовая зарплата составляла 1800 долларов, а 20 000 долларов – это зарплата за 11 лет. Таким образом, указанные выше параметры оказывались достаточно сбалансированными.

1999 год. Средняя зарплата в России составляет 1400 рублей или 50 долларов. Однако, во-первых, зарплата растет, в том числе в валютном измерении, а программа, даже если начать немедленно, выйдет на проектную мощность года через два. Во-вторых, уровень в 20 000 долларов тоже не минимален, специалисты утверждают, что можно его существенно снизить. В-третьих, в первые годы покупателями все же будут люди с доходами выше среднего уровня. А лучшее свидетельство – обзоры рынков недвижимости. В среднем провинциальном городе цена коттеджа площадью 150-200 кв.м часто колеблется в пределах от 200 до 300 тыс. рублей (7-11 тыс. долларов). Конечно, это не роскошные дома и не в престижных зонах, но уровень себестоимости налицо. Причем это при штучном строительстве и кирпичной кладке, массовая серия существенно снизит эти цифры. При цене 240 тыс. руб.(10 000 долларов) семья с двумя работающими на среднюю зарплату (суммарный доход 3 000 руб./мес.) будет выплачивать 20-летний кредит по 1 тыс. руб. в месяц. Очень тяжело, но уже не фантастика.

2005 год. Средняя зарплата превышает 8000 рублей или 270 долларов. Цена небольшого коттеджа в провинции – 800 – 1500 тыс. рублей (30 – 50 тыс. долларов). Спрос на жилье опережает предложение, рыночная цена превышает строительную в 3-10 раз – по разным оценкам. В обществе широко обсуждается вопрос об ипотечном кредитовании, снижении процентных ставок. Государство обладает огромным золотовалютным запасом и стабилизационным фондом. Замечание – речь не идет о прямой трате этих денег, но это основа возможных государственных гарантий для массовой ипотеки. Общая финансово-экономическая обстановка в стране заметно лучше, чем 5-10 лет назад.

Конечно, предложенные выкладки весьма приблизительны, но на уровне описания они в достаточной степени показывают, что программа при всей сложности и напряженности все же не утопична и не оторвана от реальности. Дальнейшая детализация в большей степени должна ответить на многие принципиальные вопросы.


Техническая схема.

Предлагаемая программа, хотя и не имеет прямых аналогов в мировой практике, все же не является уникальной. Самый естественный аналог – это, конечно, организация массового производства автомобилей Генри Фордом в начале ХХ века. Когда Форд заявил, что на его автомобилях будет ездить любой американец, любой его рабочий, вся Америка и весь мир подняли его на смех. Автомобиль в то время был игрушкой для богатых, и заявление Форда звучало как, например, обещание в наши дни каждому по вертолету. Результат же известен, как известны пути и методы его достижения. В той же Америке в 40-50-х годах Уильям Левит организовал крупносерийное производство домов, но там счет шел все же не миллионы, а на десятки тысяч. Более свежий и близкий прецедент - строительство наших «хрущевок». Программа имеет достаточную основу: у идеи «штамповать» коттеджи богатая предыстория. Эта предыстория выработала и определенные принципы подобных проектов.


Умеренность

Массовый продукт не может быть роскошным, скорее он даже аскетичен. Серийный коттедж может быть приближен к привычной сегодня площади российских квартир, но все же с некоторым опережением запросов. Из «роскоши это может быть увеличенный с 15-20 до 25-30 квадратов зал, кухня метров 12-16. Просторные кладовки-чуланы и некоторое увеличение санузлов займут еще 5-10 дополнительных метров, а вот на спальни в 20-25 кв. метров можно и не размахиваться, остановиться на привычных 8-12, до 15 кв. метров.



Массовость

Очень важен психологический фактор объема «миллион в год», но неоспоримы и технико-экономические выгоды массового производства. Стоимость проектирования на отдельный коттедж сейчас составляет 10-20%, в серии эта доля может свестись к долям процента. При столь крупной серии становится выгодным применение практически любой спецтехники и специнструмента, что упростит, удешевит и ускорит производство. В целом все накладные расходы, поделенные на миллионы, составляют гроши по сравнению со штучным производством. Поставки материалов и комплектующих, осуществляемые по долгосрочным договорам в огромных объемах также снизят их стоимость, возможно в несколько раз, особенно при исключении налогообложения на промежуточных этапах.



Универсальность

Об архитектурном разнообразии, конечно, речи нет – только штамповка: 2 типоразмера дома одного проекта.



  1. ОСНОВНОЙ – дом площадью 140-160 кв.м в 4-5 комнат для семьи 3-5 и более человек.

  2. «ПОЛОВИНКА» - дом площадью 70-80 кв.м в 2 комнаты для 1-2 человек (сокращенный вариант «основного» из тех же элементов. Полностью унифицированный проект со стандартными элементами от деталей фундамента до дверных ручек.

Естественны возражения и обвинения в однообразии. Однако:

Во-первых – для удешевления просто нет иного выбора – только ОДИН ПРОЕКТ!

Во-вторых – подобные соображения звучали во времена строительства тех же «хрущевок».

Коробки, конечно, малопривлекательные, но и о какой-то эстетической катастрофе речи нет. Буквально через 10-15 лет пятиэтажки заросли деревьями, вовсе скрасившими однообразие. При малоэтажном строительстве проблема еще проще: разнообразная зелень закроет дома уже через 3-5 лет. А применение уже проживающими хозяевами различных дешевых декоративных элементов, разной наружной окраски, возможные пристройки сведут однотипность на нет.



Модульность

Проект должен предусматривать возможность перепланировки, расширения и достройки, возможно и превращения «половинки» в «основной» дом, но уже по желанию владельцев и за отдельную плату. Инженерные элементы (стыковочные узлы, разъемные соединения и т.п.), а также несколько возможных модернизаций должны быть предусмотрены как приложение к проекту.



Неизменяемость

Здесь как нигде кстати принцип «лучшее – враг хорошего» или, как говорил Генри Форд: «Покупатель может у меня купить автомобиль любого цвета, при условии, что цвет будет черным». «Форд–Т», автомобиль «сделавший Америку», выпускался практически без изменений 20 лет! Проект должен оставаться неизменным на протяжении всего срока реализации программы, все 10-15 лет, несмотря на все соблазны улучшений. Могут приниматься только изменения по упрощению и удешевлению производства при строжайшем соблюдении взаимозаменяемости с ранее произведенным.



Стандартность инфраструктуры

Один из самых распространенных контраргументов программе – дорогостоящие инженерные коммуникации. Говорят, что сам дом – коробку с отделкой – можно сделать действительно очень дешево, но высокая стоимость подвода тепла, воды, канализации сведут всю дешевизну на нет. При этом вся инфраструктура мыслится по привычному городскому централизованному образцу. Между тем мировая практика малоэтажного строительства, а где-то и вековые традиции, показали выгодность автономных систем жизнеобеспечения. Практически для получения всего комплекса удобств дом должен иметь только электроэнергию и холодную воду. Систем же автономного нагрева и отопления существует множество – газовые и электрические, дровяные и ветряные. Канализация и вовсе может быть автономной. Где-то возможно и использование центральных коммуникаций – вблизи существующих. Где-то оптимальным вариантом окажутся локальные сети, например котельная или электростанция на несколько десятков или сотен домов. В целом же предполагается применение нескольких базовых вариантов инженерного обеспечения и ряд их комбинаций.



Три базовых варианта:

  1. Автономное обеспечение

  2. Локальные сети

  3. Центральное снабжение

Из «роскоши» в инфраструктуре необходимо предусмотреть только 100% телефонизации, возможно с прокладкой оптоволоконных сетей для современной компьютерной связи.


Конвейерность

Конвейер век назад вызвал революцию в машиностроении, в производстве вообще. Проникла конвейерность и в строительство – взять те же «хрущевки» или серийные коттеджи Уильяма Левита. Однако здесь предполагается степень конвейерности непривычного для строительства уровня, сопоставимого с автомобилестроением. Именно миллионная серия позволит обеспечить ряд необходимых для конвейера параметров:

- оснащение производства специальной техникой и оборудованием по всем этапам – от заготовки сырья (леса, песка и т.п.) до отделки и рекультивации территории после стройки;

- хронометраж и стандартизация всех операций, вплоть до мельчайших;

- обучение кадров до состояния виртуозности на своих операциях;

- доведение технологии до совершенства и безукоризненное ее соблюдение;

- многоступенчатый контроль качества, в основе – пооперационная сдача-приемка исполнителем контролеру с персональной ответственностью;

- создание резервных схем и заделов, обеспечивающих строгое соблюдение графика;

оптимизация производственного цикла по времени, числу работающих и т.д.;

Конвейерность обеспечит максимальную интенсивность и эффективность, сведет к минимуму трудозатраты, что в сумме приведет к наименьшей себестоимости.



Непрерывность

Режим рабочего времени: две, возможно и три смены со скользящим графиком кратких технологических перерывов для отдельных бригад, без общей остановки. Существенные ограничения на темпы и ритм оказывают наши климатические условия. На значительной части территории России благоприятное время для открытых работ составляет всего пять месяцев, с мая по сентябрь. В некоторых регионах это 6-8 месяцев, и лишь кое-где на юге – почти круглый год. Необходима оптимизация производственного процесса по видам работ и по временам года. Например, зимой – создание задела, максимальное производство комплектующих под крышей, летом – максимум открытых работ. Соответственно осуществляется маневр людьми (совмещение профессий) и ресурсами.


Компактность

Очень важный показатель комфортности и качества жилья – расстояние от центра города. При существенной площади, занимаемой индивидуальным жильем с приличным земельным участком, обеспечить минимальную разбросанность возможно при рациональном и компактном размещении. Компактность необходима и с точки зрения минимальной протяженности дорог и коммуникаций – все для снижения себестоимости. Сплошная застройка при площади участка 15 соток может вместить порядка 500 домов на квадратный километр. Допустим, для города с населением в 1 миллион человек в итоге должно быть построено 200 тысяч домов. Это 400 квадратных километров сплошной застройки. Город – миллионник вполне умещается в круге радиусом 12 километров – 450 квадратных километров, а круг радиусом 30 километров имеет площадь уже 2800 квадратных километров. Разница в 2350 кв. км дает почти шестикратный запас площади, что позволит учесть и особенности природного каркаса (водоемы, реки, рельеф), и фактическое расположение промышленных объектов, их существенных санитарных зон. Но потребуется изъятие некоторого количества пригородных сельскохозяйственных земель, появятся проблемы по ряду пригородных сел, их профилю деятельности, занятости. Это неизбежные проблемы, которые следует предвидеть и предусмотреть их решение.

В реальности города имеют весьма неправильную форму и малоэтажная застройка эту форму сможет рационально «округлить». Таким образом, миллионный город сможет расселится в радиусе 30 километров, в некоторых случаях до 40 километров, т.е. в пределах психологически приемлемого 1 часа езды до центра. Для меньших городов эта проблема упрощается, а для Москвы и Петербурга необходимы особые решения.

Повсеместность

Необходимое условие – одновременность и равномерность реализации проекта по географии.. Это необходимо для избежания возможных неоправданных миграций между регионами. Сложнее внутри регионов. Чисто сельские жители легко с мест не снимутся, необходимо предотвратить отток жителей малых городов и поселков (часто депрессивных) в новые комфортабельные пригороды, обозначив их перспективы и интерес оставаться на месте.



Конкурсность

Все элементы проекта отбираются и утверждаются по результатам предельно открытых конкурсов по основным направлениям:



- архитектурный

Два типоразмера – «основной» и «половинка». Возможны лишь некоторые варианты по климатическому исполнению (например, 2-3 градации толщины стен), а в целом – все унифицировано и взаимозаменяемо.



- инфраструктурный

Три базовых варианта – автономный, локальные сети, центральные. Так же все взаимозаменяемо с возможностью различных комбинаций.



- градостроительный

3-5 вариантов поселков. Например: линейная планировка, радиальная, с привязкой к рельефу, природным объектам (холмы, водоемы, лесные массивы т.д.). Возможен отвод некоторых улиц под индивидуальную застройку: под магазины, кафе, прочее бытовое и культурное обслуживание, офисы, учреждения, возможный малый бизнес и т.д. Отдельный элемент программы – обязательное включение в схему застройки необходимых государственных и муниципальных учреждений. Это необходимый минимум: школа, детсад, поликлиника и компактный административный комплекс (администрация, почта, милиция, пенсионная и социальная службы и т п.



- инженерно-строительный

Один вариант! Минимальные вариации по состоянию грунтовых вод и типов грунтов: наличие или отсутствие подвала, возможно несколько (но строго фиксированное число!) исполнений фундаментов.



- инженерно-технологический

Один вариант! Все операции, хронометраж, техника, оборудование, инструмент сводятся в единый технологический процесс (с учетом всех вариаций и исполнений), подлежащий строжайшему исполнению!


Общий вид строительного конвейера (условная схема).

Строительство начинается на подготовленной площадке, где по стандартным схемам и технологиям выполнены все подготовительные работы: геодезические, геологические, предварительные дорожные, подготовка коммуникаций и т.д.

Строительство начинается по нескольким линиям (5-10-20 линий) одновременно. Каждая линия обеспечена полным комплексом техники, материалов и кадров.

1). Выемка котлована черновая – производится специальной высокопроизводительной землеройной техникой.

2). Зачистка котлована – средствами малой механизации, предельный минимум – вручную.

3). Укладка фундамента. Возможны варианты: укладка блоков, заливка в многоразовую опалубку, заливка в оставляемую опалубку и т.п. В зависимости от принятого лучшего варианта число бригад может разниться.

4). Возведение стен. При интенсивном строительстве, конечно, не кладка – монолит или сборка. Например, при заливке в оставляемую опалубку поочередно выполняют свои операции бригады установки опалубки и заливки с одновременным включением работ по закладке внутристеновых коммуникаций (электропроводка и т.п.)

5). Установка перекрытий.

6). Монтаж кровли.

7). Перекрытие кровли.

8). Оборудование полов.

9). Установка дверей и окон.

10). Электромонтаж.

11). Монтаж сантехники.

12). Монтаж систем отопления.

13). Отделка потолков, стен, пола.

14). Уборка помещений.

15). Благоустройство земельного участка.

Схема очень условная и приблизительная. Главное – максимальная интенсивность и производительность. Здесь возможно и целесообразно использование военно-инженерной техники и технологии. Бригады идут волнами непрерывно одна за другой. Возможны только технологические перерывы (застывание, высыхание материалов и т.п.) Каждая бригада выполняет только четко обозначенную операцию. Очередность, совмещение, одновременность операций предельно оптимизированы по времени, технике, людям. Время – деньги!
Финансовая схема

Главный источник средств – средства населения. Собственно, привлечение денег населения в мировой практике крупных экономических преобразований всегда оказывались центральным вопросом. В данном случае складывается чрезвычайно удачное сочетание цели – глубоких социально-экономических изменений, и средства – строительства индивидуального жилья, товара понятного и желаемого большинством.


Доступность

Этот коттедж перестает быть игрушкой для богатых. Это рассчитано на покупательную способность массы людей именно со средней зарплатой, возможно даже с исключением при расчете «средней» 5-10% самых богатых. Иначе программа просто невыполнима. Ориентир цены дома – 5-10 средних годовых зарплат.



Поступенчатость

В ходе выполнения программы покупателями становятся все менее состоятельные слои населения – «от богатых к бедным». Этому процессу должны способствовать две встречные тенденции: рост доходов населения по мере экономического роста и удешевление коттеджа по мере реализации программы.



Бесприбыльность

Залог выполнения программы – минимальная себестоимость – достигается как инженерно-техническими методами, максимальными налоговыми льготами, так и нулевой рентабельностью. В этом еще одна необходимость выполнения проекта не как коммерческого, а именно как национальной программы.



Сбережения

Определенный оптимизм вселяют существенные сбережения населения, особенно «в чулке». Например, по оценкам Госкомстата, в 1996 году «неучтенные» доходы населения составили около 50 миллиардов долларов. Понятно, что существенная часть этих сумм принадлежит очень малой части самых богатых, но масштабы все же впечатляют. В 2005 году банковские вклады населения превысили 2 триллиона рублей или 70 миллиардов долларов. Есть от чего оттолкнуться.



Формула «сам делаю – сам покупаю»

В свое время именно по такому принципу Генри Форд стал воплощать «сумасшедшую» идею «автомобиль – рабочему». Установив необычайно высокую по тем меркам и традициям зарплату для своих рабочих, Форд создал не только массовое производство автомобилей, но и массовое производство покупателей для них. В рамках реализации данного проекта предполагается реализация аналогичной схемы. Всем занятым в программе работникам будет установлена достаточно приличная зарплата, возможно некоторые льготы. Кроме создания этого, достаточно узкого сектора серьезной платежеспособности, такая практика должна повлиять на уровень оплаты по рынку труда в целом.



Кредиты

Естественный и самый распространенный способ финансирования строительства – долгосрочные кредиты (от 10 до 30 лет) под минимальные проценты. Об ипотеке сейчас говорится много. В реальности потребуются значительные изменения в банковской практике, в законодательстве – это еще один довод в пользу возможности реализации проекта только в статусе национальной программы.



Компенсация за старое жилье.

Возможно и необходимо по специальным схемам засчитывать в счет платы за коттедж стоимость старой квартиры, частного дома, садового участка. Сдача старой недвижимости будет решать сразу ряд задач.

- Формирование муниципального фонда дешевого социального жилья, который за годы приватизации значительно сократился и сейчас много говорится о необходимости его пополнения.

- Возможность обновления жилого фонда в целом – поэтапное переселение в освобождаемые квартиры людей из ветхого и аварийного жилья. Поэтапно можно избавиться от откровенно негодных домов полубарачного типа, затем прочего ветхого и аварийного, далее – тех же отслуживших панельных «хрущевок».

- Выкуп и снос частных и садово-дачных домов с участками особенно важен - как возможность освободить под те же серийные коттеджи огромные, лучшие площади в ближнем пригороде и даже в черте городов по всей России.

Бюджетные средства

В целом программа предполагается как внебюджетная, к тому же средства на строительство в бюджетах весьма незначительны. Тем не менее, собранные из бюджетов всех уровней, они могут стать заметным финансовым потоком. Это средства на строительство муниципального жилья для бюджетников, ветеранов, для расселения из зон сноса, из ветхого и аварийного жилья. Это суммы на жилье в бюджетах ведомств – Министерства обороны, МВД и т.д.



Ценовой диапазон

Серийный коттедж будет иметь некоторую среднюю базовую цену. Но естественной будет разница в цене в зависимости от места постройки. Дом в 5 километрах от города, на реке, у леса, вблизи автомагистралей и электрички будет стоить существенно дороже, чем дом за 30 километров в чистом поле. Такое зонирование, не влияя на общий оборот программы, дает дополнительные возможности для малоимущих – дальний дом может стоить и ниже себестоимости.



Строгий учет и нормирование

«Без воровства!» на стройке – диковинный принцип, но необходимый для этого проекта элемент. Это необходимо для обеспечения как финансовой, так и технической стороны проекта. Любые «непредусмотренные» затраты будут ложиться на себестоимость и снижать потенциальный сбыт. Хищения материалов могут вовсе приводить к невосполнимым сбоям строительного конвейера. Строгая стандартная технология со строгим нормированием материалов и времени, включающая пооперационный контроль, должна стать залогом исключения всяческих ненормативных расходов. Ощущение каждого работающего потенциальным покупателем также должно снижать проявление «темных инстинктов».


Здесь представлены лишь некоторые соображения по финансовой стороне программы, многое требует глубокой проработки, обсуждения, детализации. В целом необходимо обеспечить непрерывность поступления средств для работы строительного конвейера. Любой сбой, потеря времени грозят увеличением себестоимости со всеми трудными последствиями.
Организационная структура, кадры, график проекта

Организационная структура

Весь характер проекта требует предельной четкости в организации на всех уровнях. Не побоимся сказать, военизированный характер. Поэтому и структуру организации логично строить по некоторой аналогии с армейской. Поскольку проект в целях минимизации себестоимости предполагает отсутствие коммерческой прибыли, организационно-правовая форма должна быть государственной – РАО со 100% государственным пакетом акций либо ФГУП – федеральное государственное унитарное предприятие.


Центральный штаб

В Москве – это неизбежно, здесь административный центр. Центральный штаб объединяет центральные архитектурные, инженерные, финансовые службы. Общая координация по обеспечению техникой, материалами, комплектующими, финансами.


Региональный штаб (корпус)

По России – 30-50 корпусов. Объем строительства для корпуса – не менее 8-10 тысяч коттеджей в год. Возможно объединение между некрупными близлежащими регионами. Меньший масштаб возможен лишь для отдельных территорий. Корпус располагает всем комплексом строительных, производственных, инженерных и вспомогательных предприятий и служб, исключая входящие в компетенцию центра. Например, гвозди выпускает один завод на всю программу – это компетенция центра.



Строительная колонна (дивизион)

В корпусе 3-10 дивизионов. Основное оперативно-тактическое звено всего проекта. Дивизион укомплектован и оснащен для непрерывного строительства – от подготовки площадки и подведения коммуникаций до сдачи – порядка 3000 коттеджей в год (500 в месяц) с полным обустройством и рекультивацией территории, включая дороги.



Линия

3-10 линий в дивизионе. Чисто строительное подразделение, обеспечивает строительство от подготовленной площадки до сдачи дома «под ключ». Всего в проекте порядка 1000 линий.


Таков общий организационный каркас и примерные пропорции с соответственным обеспечением всеми инженерными и вспомогательными службами.
Кадры

Творческие, инженерно-технические службы есть смысл комплектовать сплавом молодости и опыта. Именно таким составом воплощались крупнейшие атомные и космические проекты, не только в России. В качестве «опыта», в основном в качестве консультантов и советников, привлекать авторитетных специалистов, желательно даже пенсионеров. Массовое же заполнение должностей – привлечением выпускников ВУЗов. Причем желательно брать студенческие группы целиком – все знают друг друга, знают, примерно, кто чего стоит, на каком месте лучше, проще межличностные отношения (без лишнего официоза и церемоний).Такое сочетание позволит максимально избежать сухого прагматизма в работе: молодые еще кипят здоровым честолюбием, а старые уже не гонятся за карьерой, им важнее память о себе оставить, дело передать. Творческий котел должен кипеть, а «старики» не дадут лишний раз на грабли наступить. Но, разумеется, в любом возрасте есть исключения.

В «военизированное» производственное звено, которое должно работать по жесткому графику и технологии, логично привлекать многочисленных ныне бывших военных, офицеров – это их стихия. Для бесперебойной работы на конвейере нужны кадры виртуозной выучки, необходима отлаженная система по их обучению.

Это лишь некоторые соображения по кадрам, дверь открыта для всех.


График

С момента старта программы в целом график выполнения программы будет выражаться в построенных и немедленно заселенных домах с неумолимостью железнодорожного расписания.

В год - 1 000 000

В месяц - 200 000 (5 теплых месяцев)

В неделю - 50 000

В день - 7 150 (16 рабочих часов, 2 смены)

В час - 450

В минуту - 8

Каждую минуту 8 семей в России будут въезжать в свои дома!

Каждые семь с половиной секунд – дом!

Нормы – недельная, дневная и ниже несколько завышены – для корректировки потери времени на непогоду и т.п.
Однако до полномасштабного старта программы должен пройти серьезный подготовительный период, около двух лет. Примерные этапы и сроки подготовки (даты условные):

1. 01.07.2005 - принципиальное одобрение, начало работы

2. 01.09. – сформирована рабочая группа

3. 01.11. – публикация технических заданий для конкурсов

4. 01.02.2006 - конец приема заявок

5. 01.03.2006 - публикация проектов финалистов

6. 01.05. – утверждение победителей

7. 01.06. – подготовка пилотного проекта и технологии

8. 01.07. – сдача опытного дома

9. 01.09. - сдача трех опытных серий (в трех климатических зонах)

10. 01.10. – утверждение окончательного проекта и технологии

11. 01.11. – размещение заказов на технику, оборудование, комплектующие и т.д.

12. 01.02.2007 - оснащение геодезических и инженерных подразделений, оформление землеотводов

13. 01.04. – полное оснащение и кадровое укомплектование всех структур проекта

14. 1 мая 2007 - СТАРТ

График очень условный, скорее желательный, чем действительный. Но некоторую иллюстрацию дает.


Юридическое, политическое, информационное сопровождение
ЮРИДИЧЕСКОЕ обеспечение

Проект, как уже упоминалось, требует принципиальных решений в банковской, налоговой, бюджетной сферах, в землепользовании и т.д. Сам масштаб предполагает разумный государственно-административный патронаж. Все вместе с неизбежностью требует придания проекту статуса национальной программы, реализация которой должна быть закреплена особым Федеральным законом.

Закон должен определять:

1). Земельные отношения в программе. Это обязательность и оперативность землеотводов, вопросы вывода пригородных земель из сельхозоборота, переноса предприятий, порядок компенсаций, необходимость пересмотра генеральных планов городов и т.п.

2). Компетенцию, роль, права и обязанности, ответственность органов власти всех уровней. Административные препятствия должны быть сведены к минимуму.

3). Финансовые элементы программы – банковские, налоговые, бюджетные и т.д. Работа по детализации выявит многие другие аспекты программы, требующие законодательного закрепления.

4). Порядок приобретения домов гражданами. Скупка и разного рода махинации должны быть сведены к минимуму.

Практика реализации программы будет давать множество прецедентов и направлений правового регулирования. В целом закон должен отражать весь комплекс правовых отношений по теме проекта и направлен на бесперебойное выполнение всех параметров программы. Параллельно в оперативном порядке должны проводиться изменения и уточнения по всей законодательной базе, касающейся реализации программы. С той же целью должны корректироваться и приниматься новые законодательные и нормативные акты на региональном и муниципальном уровнях.


ПОЛИТИЧЕСКОЕ обеспечение

Реализация программы сконцентрирует самые разноплановые вопросы из различных сфер: от финансово-экономических до сугубо технических, экологических и т.д. Таким образом, в каком-то ведомственном или межведомственном исполнении программа нереализуема. Все элементы стыкуются только на политическом уровне. Поэтому реализацию программы необходимо обеспечить поддержкой всеми уровнями и ветвями власти – от районного депутата до Президента. Неизбежно будут противники программы, критики, скептики. Программа должна иметь необходимый уровень административной поддержки и защиты.



ИНФОРМАЦИОННОЕ обеспечение

Активное, массированное информационное обеспечение призвано решить две ключевые взаимосвязанные задачи.



  1. Финансирование программы – привлечение средств населения. Для того, чтобы люди в массовом порядке стали вкладывать свои деньги, необходимо преодолеть известное недоверие и, далее, обеспечить предельное доверие к программе. Этого можно добиться только при условии максимальной информированности населения обо всех параметрах, элементах, шагах программы.

  2. «Идеальный» проект учет всех возможных вариантов и предложений. Обеспечить наилучшее сочетание «цена – качество» возможно лишь в результате предельно полного привлечения не только всех профессионалов, но и множества заинтересованных. В индивидуальном строительстве обнаруживается множество искушенных собственным опытом «самородков».

Необходима организация широкой общественной дискуссии, в лучшем смысле «всенародного обсуждения». Важно поддерживать этот режим в ходе реализации программы как источник предложений и пожеланий по возможной модернизации.

В целом информационное обеспечение должно соответствовать масштабу и духу уровня национальной программы.


VI. Итоги и выводы
Социально-экономическая цепная реакция

Реализация программы неизбежно вызовет цепную реакцию во всех сферах.



ЭКОНОМИКА

Самый общий показатель – привлечение 1 рубля в строительстве дает привлечение 5 рублей в других отраслях. Здесь можно привести лишь некоторые иллюстрации такой цепочки.



«Тысяча мелочей». Электророзеток приходится 10-20 штук на дом, т.е. только розеток потребуется 10-20 миллионов в год! А сколько проводов, труб, сантехники, дверных ручек!

Дорожное строительство. Обустройство дорог в новых поселках по необходимости потребует создание высокотехнологичных дорожно-строительных структур. Существенный удар по одной из двух российских бед.

Оживление пустующих предприятий. Сезонность работ, изготовление и складирование основной массы крупных элементов и комплектующих в зимний период потребует значительных площадей. Это даст загрузку множеству «лежачих», умирающих предприятий.

Загрузка машино- и приборостроения. Большой объем производства спецтехники, оснастки, инструментов. Приборы для строительства, миллионы электро-, газо- и водосчетчиков и т.д.



Финансы и банки. Массовые кредиты, ипотека вызовут развитие новых технологий и отношений в банковско-финансовой сфере.

Занятость и рынок труда. В программе будут задействованы многие сотни тысяч человек. Во-первых, это просто много рабочих мест. Во-вторых, высокая зарплата создаст прецедент на российском рынке труда, где человек стоит непростительно дешево. Работодатели в других отраслях для удержания своих квалифицированных кадров будут вынуждены повышать им зарплату, повышение расходов на зарплату будет побуждать к повышению эффективности. Это уже не чисто экономический, но и социальный, и финансовый – общее повышение доходов дает более высокую покупательную способность, в том числе для тех же домов.

Счет и учет. Разумеется, новое строительство предполагает использование всех новейших ресурсо- и энергосберегающих технологий. Также естественно и необходимо оснащение каждого дома приборами учета. Энергосберегающие технологии и полный индивидуальный учет даст значительную экономию энергоресурсов, которые сегодня изрядно «греют небо».
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Человек в новом жилье нового качества обретет многие новые возможности. Это иного уровня комфорт, экология, отдых, которые обеспечивает более просторное жизненное пространство дома и земельного участка, помноженного на современный уровень архитектуры и организации быта. Многократно вырастают возможности:

- по организации досуга и отдыха, увлечений и развлечений,

- по самообеспечению и организации малого бизнеса – от того же садоводства до автомастерской.

Стоит еще раз повторить: наши территории, пространство, земля – мощнейший ресурс, обладание которым дает человеку ощущение устойчивости и защищенности. В хорошие времена (для страны или для семьи) на участке устраиваются цветники или спортплощадки, во времена трудные – садится картошка и разводятся куры. Главное – есть возможность и выбор. Вырвавшись из тесноты человек обретает иной жизненный тонус.

Массивы индивидуального жилья вызовут необходимость и в новых, свежих формах самоуправления - развивающихся снизу и минимально формализованных.


СЛОЖНОСТИ И ТРУДНОСТИ

Масштабность проекта не оставляет права на ошибку – слишком велики возможные издержки и ответственность перед конкретными людьми. Необходимо максимально все предусмотреть. Даже в случае успешной реализации проекта в технической и финансовой части проекта текущих проблем будет возникать предостаточно.

1). Необходима максимально точная оценка доли желающих жить в новых коттеджах. Нужны глубокие и регулярные социологические исследования, поскольку это число будет меняться по мере реализации программы. Требует точного прогноза и доля «половинных» коттеджей.

2). Реализация программы не отменяет жилищное строительство других типов – многоэтажного и чисто индивидуального. Необходима более точная оценка и корректировка планов.

3). Значительный объем работ в городах по сносу ветхого и аварийного жилья, по переселению. Например, для освобождения и сноса из двух полупустых пятиэтажек вселить людей в одну, или из панельной «хрущевки» переселить в кирпичную. То же с садово-огородными массивами. – уплотнять, освобождать, сносить. Кроме хлопот с переездами и оформлением документов может серьезно сказываться и субъективный, человеческий фактор. Некоторые люди будут категорически отказываться менять место жительства или садовый участок по известным причинам, например: «Мы с дедом здесь жизнь прожили, наши дети здесь выросли. Дед помер и я здесь помереть хочу». Потребуется специальная подготовка, подходы, работа психологов и т.п. Проблемы финансирования сноса и рекультивации земель тоже потребуют решения. Но, поскольку, освобождаться таким образом будут лучшие, ближние пригородные и городские земли, они будут иметь достаточный спрос. А часть расходов можно включить в программу – новые дома в этих районах будут пользоваться повышенным спросом даже по значительной цене.

4). Транспорт и перемещения. Главное направление решения транспортной проблемы обширных пригородов – параллельная автомобилизация населения, национальная программа по народному автомобилю. Во-вторых, как уже говорилось, новое строительство в качестве цепной реакции вызовет развитие дорожного строительства, транспортных средств, схем и технологий. Разветвленная система пригородных перевозок существует и сегодня – это массовые передвижения горожан на свои «шесть соток» и обратно. При наличии достаточных земельных участков при коттеджах эти перевозки постепенно будут сходить на нет. Огромный парк садовых маршрутов будет трансформироваться в регулярный транспорт по новым схемам.

В-третьих, новые поселки и районы будут не просто спальными, значительная часть их населения будет иметь работу здесь же. Это торговля и сфера обслуживания, коммунальное хозяйство, образование и медицина, спортивные и культурные учреждения, разнообразный малый бизнес. Пенсионерам и домохозяйкам также не будет нужды ежедневно ездить в город. Справедливо рассчитывать и на существенное увеличение компьютеризированных рабочих мест на дому. Многим людям вовсе необязательно ехать куда-то в офис, чтобы утром сесть, а вечером встать из-за компьютера – современные технологии вполне позволяют иметь рабочее место дома. К тому же экономятся офисные площади. Этот процесс идет уже сейчас.

Таким образом, транспортная проблема решаема одновременно по двум направлениям – свой автомобиль, новые транспортные схемы и естественное сокращение перемещений за счет работы на месте.


«Картинка будущего» - другая страна.

Представим себе итог проекта – стандартное российское жилье будущего. Причем будущего не детей – внуков – правнуков – СВОЕГО БУДУЩЕГО. Просторный дом со всеми благами и удобствами на приличном участке земли. Здесь и сад-огород, и гараж, и погреб, и баня, детская и спортивная площадки. Много зелени, воздуха и света. Уютные городки с полной городской инфраструктурой, множеством услуг, возможностей для работы и отдыха. Полчаса-час езды до центра большого города со всем набором цивилизации. Другая жизнь, другое настроение. Новую жизнь трудно, а часто невозможно строить без хорошего настроения. А жизнь начинается с ДОМА. Поэтому совершенно справедливо в начале новой жизни строить новый дом. Жильцы «хрущевок» и трамвайные пассажиры не сделают Россию страной XXI века. Этот век бросает России серьезный вызов. А население туго откликается на державные планы и призывы. Люди уже несколько раз превращали Россию и в империю, и в сверхдержаву – кровью и потом. В ответ если не нищета, то вечная нужда, наплевательство, «сапогами по морде». Больше «энтузиазма на костях» не получается, люди не верят. Убежденные горьким опытом в правоте пословицы «Трудом праведным не наживешь палат каменных» люди больше живут по принципу «спасайся, кто может»: запастись, урвать, пробиться, выплыть, ВЫЖИТЬ – не до державных интересов. Государство, думающее о будущем России, должно ярко продемонстрировать поворот лицом к человеку.

ЛИЦОМ. У ЛИЦА. УЛИЦА – ряд домов, повернутых глазами-окнами к ЧЕЛОВЕКУ.

Это будет другая страна.


Приглашение к дискуссии

Предложенная концепция – только эскиз возможной программы. Многие положения и цифры приблизительны и условны. Многое требует осмысления, совершенствования, проработки и доработки. Нужно обсуждать, спорить, искать. Принимаются любые соображения, возражения, замечания, дополнения, предложения. Поскольку предмет близок и понятен всем, интересны мнения не только специалистов, но и всех заинтересованных, думающих. Нужна широкая дискуссия, действительно всенародное обсуждение с оперативным освещением в прессе. Дело того стоит. Если не делать это, то «что делать»?



Мы должны и можем сделать это. Нужны только мозги и уверенность в успехе. Реальность программы – в вашем участии и поддержке.
НЕУЖЕЛИ СТРАНА, СУМЕВШАЯ СТАТЬ СТРАНОЙ ЛУЧШИХ В МИРЕ РАКЕТ, НЕ СУМЕЕТ СТАТЬ СТРАНОЙ ЛУЧШЕГО В МИРЕ ЖИЛЬЯ?!
Рыбаков Владимир Владимирович, г. Омск