Урока: «Тема патриотизма в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Две правды в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 1 32.35kb.
Урок литературы «Образ главного героя повести Н. В. Гоголя «Тарас... 1 62.49kb.
Почему фильм «Тарас Бульба» имел успех у зрителей? Мы всем классом... 1 19.06kb.
1. Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Повесть... 4 1165.2kb.
Прочитай приведенный ниже фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Тарас... 1 93.82kb.
Отражение Гоголевского замысла повести «Тарас Бульба» в экранизации... 1 37.34kb.
Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи 1 187.54kb.
Базовый контрольный лист по творчеству Н. В. Гоголя 1 21.58kb.
«Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» : историческая, фольклорная, нравственная... 1 69.52kb.
«Образ матери и дитя в современной литературе» 1 163.81kb.
Факты режиссер владимир бортко 1 74.64kb.
Литература как как средство патриотического воспитания 1 53.61kb.
- 4 1234.94kb.
Урока: «Тема патриотизма в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» - страница №1/1

Тема урока: «Тема патриотизма в произведении

Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели урока: 1. Раскрыть всю полноту темы патриотизма в произведении Гоголя. Учить высказывать свою точку зрения, аргументировать с опорой на текст, анализировать поступки и реплики героев.

2. Развивать речь, образное мышление, навык работы с текстом, творческие способности учащихся.

3. Воспитывать патриотические чувства, уважение к вере своих предков; культуру ведения дискуссии.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, презентация, иллюстрации к произведению, толковый словарь, аудиозапись речи Тараса Бульбы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя с элементами беседы.

-Ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас урок-суд. Анализируя тему патриотизма в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», мы на прошлом уроке подробно остановились на образе Тараса Бульбы. Сегодня мы постараемся ещё глубже проникнуть в эту тему. Итак, мы будем говорить о патриотизме и не только говорить. Скажите, какой герой повести достоин осуждения с этой точки зрения. (Андрий).

- Правильно, Андрий. Итак, у нас сегодня суд над Андрием.

На суде есть обвиняемый, есть адвокат и есть прокурор. Предлагаю троим желающим занять место прокурора и за пять минут подготовить обвинительную речь и троим желающим занять место адвоката и подготовить речь защитника. Все остальные – это свидетели и члены суда. Вам предстоит сделать вывод, в чём же виновен Андрий.

-А пока прокуроры и адвокаты готовятся к защите, предлагаю остальным просмотреть хронику событий. Во время просмотра подумайте над следующими вопросами:

1. Почему выбраны данные сцены?

2. Какие эпизоды инсценированы?

3. Каким предстаёт перед нами Андрий?

4. Что прошептал Андрий перед смертью?

3. Показ подготовленных инсценировок. (Реализация домашнего индивидуального задания).

1) Сцена 1. Андрий и полячка.

2) Сцена 2. Казнь Андрия.

4. Беседа по предложенным ранее вопросам.

5. Выступление учащегося от группы прокуроров. (Реализация индивидуального задания).

6. Выступление учащегося от группы адвокатов. (Реализация индивидуального задания).

7. Работа по тексту.

- Мы выслушали предварительные речи адвоката и прокурора, а сейчас обратимся к фактам. Обратитесь к 7 главе. Найдите реплику Андрия, которого случайно встретил в стане поляков Янкель.

( « Янкель! Скажи отцу, скажи брату, скажи казакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец – теперь не отец мне, брат – не брат, товарищ – не товарищ, и что я буду биться со всеми. Со всеми буду биться!»)

- Как характеризует эта речь Андрия?

- Какие приёмы лежат в основе её построения? (Инверсия, повтор, противопоставление).

- В каком наклонении и почему стоят глаголы? (В повелительном).

- Какова эмоциональная окраска речи? Из чего это видно? Зачем это надо автору?

- Найдите в 6 главе речь Андрия, в которой он говорит о своей Отчизне. Посмотрим, как определяется значение этого слова в словаре. (Работа со словарём:« Отчизна – отечество, родина». Словарь С. И. Ожегова.)

- Прав ли Андрий? Не подменяет ли он понятия? С какой целью? (Пытается успокоить сам себя, свою совесть.)

8. Реализация домашнего задания.

- На прошлом уроке мы читали речь Тараса Бульбы. Дома вы должны были подобрать цитаты из речей казаков, умирающих за Родину.

А) - Но сначала обратимся ещё раз к речи Тараса. Прослушайте аудиозапись. (Звучит аудиозапись речи Тараса Бульбы).

-Каких чувств полна речь Тараса? Что вселяет эта речь в души казаков?

Б) Чтение и запись в тетради высказываний казаков. Цитаты высвечиваются на доску.

( Шило: «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»

Бовдюг: «Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Балабан: «Пусть же цветёт вечно Русская земля!»

Кукубенко: «Пусть же после нас живут ещё лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом русская земля!»)

В) Анализ высказываний.

- Какие по эмоциональной окраске используются предложения? Почему?

- Какой порядок слов используется в предложениях? Почему?

- Если прочитать эти высказывания как один текст, то какой тип речи получается?

- Подчеркните однокоренные слова. Почему они так настойчиво повторяются? (Жизнь коротка, а Родина вечна).

- Какие наречия используются в последней реплике? Почему?

- Кто бы мог произнести такую речь? (Патриот).

9. «Вынесение приговора». Подведение итогов урока.

-Был ли Андрий патриотом? За что он может быть осуждён? Чьё имя упоминают казаки, говоря о Родине? А в чём обвиняет Тарас Бульба сына перед смертью? («Как продать? Продать веру? Продать своих?»).

- Почему Тарас не смог принять выбор сына? (Он дитя времени).

10. Домашнее задание.

- Напишите свою патриотическую речь, используя материал урока.



Пояснительная записка

Представлен конспект урока по русской словесности по теме: «Тема патриотизма в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в номинации «Программы и методические материалы».

Задачи курса «Русская словесность» - это не просто ознакомление учащихся с произведениями русской литературы, но и обучение составлению устных и письменных высказываний о быте и традициях русского народа, работа над составлением текстов разных стилей, отработка языкового материала на примере текстов классической русской литературы.

Целями представленного урока являются обучение свободному высказыванию своей точки зрения, развитие умения аргументировать свою точку зрения, опираясь на текст, умения анализировать поступки и реплики героев. Учащиеся на уроке проявляют свои творческие способности, принимая участие в инсценировании эпизодов произведения, примеряют на себя социальные роли, выступая в роли адвокатов и прокуроров, отрабатывают навыки составления текста публицистического стиля речи. Урок несёт большое воспитательное значение, так как основной воспитательной задачей является воспитание патриотизма, уважения к вере своих предков.

Урок разработан для учащихся 7 – 8 классов и проводится параллельно изучению произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» на уроках литературы.

Районный этап областного конкурса среди педагогов образовательных учреждений в области патриотического воспитания

«Растим патриотов России»

Номинация: программы и методические материалы




Конспект урока по русской словесности по теме: «Тема патриотизма в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Автор: Юдаева Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево

Саратовской области».

Адрес: г. Ртищево, ул. Победы,

д. 4, кв. 19.

2009 год
Районный этап областного конкурса среди педагогов образовательных учреждений в области патриотического воспитания

«Растим патриотов России»

Номинация: программы и методические материалы




Конспект урока по русской словесности по теме: «Тема патриотизма в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Автор: Юдаева Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево

Саратовской области».

Адрес школы: г. Ртищево,

ул. Пугачёвская, дом 82, телефон:

4 – 24 – 67.



2009 год