Урока мужества «Блокада Ленинграда» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урока мужества «Блокада Ленинграда» - страница №1/1


Подгаецкая Елена Петровна

Оглавление



Методика подготовки Урока мужества «Блокада Ленинграда»

Учитель: Подгаецкая Елена Петровна ГБОУ СОШ № 176, ЮЗАУО, Москва

Ученики: 10 Б класса

Возраст аудитории: 9-11 е классы.

Цель – сформировать представление о героической блокаде Ленинграда, об удивительной стойкости и мужестве ленинградцев, пробудить интерес учащихся к более глубокому изучению истории Великой Отечественной войны.

Сопутствующие задачи:

Обучающая – познакомить обучающихся с основными датами и событиями блокады, командующими фронтами, фактами трудового и личного подвига ленинградцев.

Развивающая – развивать умения и навыки самостоятельной работы учащихся по поиску и отбору необходимых материалов в разных источниках, умения обобщать и систематизировать материал, развивать речь, память, умение выступать перед большой аудиторией.

Воспитательная - воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, уважения и гордости за подвиг своего народа, за свою страну.

Источники: энциклопедия «Великая Отечественная война», сайты Интернета http://ru.wikipedia.org; blokadaleningrada.ru; russlav.ru; back-in-ussr.ru. Стихи советских авторов О. Берггольц «Ленинградская поэма», ч.3 «Реквием» Р. Рождественского.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, указка. 1

I Этап.

На классном часе 23 декабря 2012 г. мы решили подготовить общешкольное мероприятие к исторической дате – дню снятия блокады Ленинграда

27 января 1944 г. начинались зимние каникулы. Ребята получили задание - найти сайты и материал по блокаде Ленинграда: музыка, тексты, фото, видео и сбросить их на флэш карту.

II Этап.

14 января 2013 г. после уроков просмотрели все собранные материалы – вывели их на интерактивную доску.

После просмотра, вместе с ребятами:


  1. Определили цели и задачи урока.

  2. Составили план текущей работы.

III Этап.

Просматривая материалы, я записывала на листе отдельные фрагменты –темы, сложившиеся в план Урока Мужества.

Лучше разбить материал на смысловые фрагменты самому учителю, т.к. учащиеся имеют не полное представление о предстоящем уроке и теме урока. К тому же учащиеся, как правило, «тонут» в собранном материале.
План Урока Мужества:

ФРАГМЕНТ 1. НАЧАЛО БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.

1 ведущий – Платэ Павел, хорошо запоминает текст, поэтому текст у него большой по объёму.

2 ведущий - Попова Галина.

ФРАГМЕНТ 2. ГОРОД РАБОТАЕТ.

3 ведущий - Краскова Света.

4 ведущий - Жигулина Алёна. Девочка плохо говорит (с детства), наизусть текст не расскажет, поэтому дали ей возможность участвовать – читать воспоминания рабочих

5 ведущий - Шашев Ислам.



ФРАГМЕНТ 3. ГОЛОД. БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ.

6 ведущий - Авдеев Алексей.

7 ведущий - Ахметшин Ренат.

ФРАГМЕНТ 4. ДНЕВНИК Т. САВИЧЕВОЙ.

8 ведущий - Семчук Татьяна, обладает хорошей памятью и дикцией.



ФРАГМЕНТ 5. ДОРОГА ЖИЗНИ.

9 ведущий - Сергиенко Ирина.

10 ведущий - Цветкова Елизавета, с выражением читает стихи.

ФРАГМЕНТ 6. КУЛЬТУРА.

11 ведущий - Платэ Дмитрий.

12 ведущий - Краскова Света.

ФРАГМЕНТ 7. ПРОРЫВ БЛОКАДЫ.

13 ведущий - Платэ Павел.



ФРАГМЕНТ 7. ЛЕНИНГРАДЦЫ ЧТЯТ ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ.

14 ведущий - Сергиенко Ирина.

ФРАГМЕНТ 8. ИТОГИ БЛОКАДЫ.

15 ведущий - Николаенко Анна.

IV Этап. Методика подготовки с учетом особенностей каждого ученика.

Поскольку времени на то, чтобы создать сценарий и выучить текст, было всего две недели, то личные качества учащихся, умение быстро выучить большой материал, добросовестность и ответственность имели значение.

Для этого:


  1. Предложить каждому доработать свой текст: найти фото, видео, музыку, которые сделают текст более интересным и менее официальным.

  2. Составить вопросы к аудитории.

  3. Распределить поручения и текст в сценарии, учитывая особенности каждого ученика.

*Авдеев Алексей – фото и видеоматериалы; составлял презентацию;

*Григорьян Мария - нашла сайты, разделила видео на отдельные короткие фрагменты, мы записали их посекундно на предварительном просмотре; нашла Седьмую (Ленинградскую) симфонию Шостаковича, различные фото; составляла презентацию;

*Николаенко Анна – статьи и фото по блокаде Ленинграда; составляла презентацию;

*Сергиенко Ирина – материал о Тане Савичевой;

*Попова Галина и Семчук Татьяна – фото и материал о трудовом героизме ленинградцев;

*Платэ Павел и Платэ Дмитрий подобрали музыку;

*Краскова Света, Шашев Ислам – фото по своему тексту;

*Цветкова Елизавета нашла стихи О. Берггольц «Ленинградская поэма»;

*Герасимов Пётр – фотосъёмка на уроке.

*Подгаецкая Елена Петровна составила сценарий, осуществляла общее руководство. Как показывает практика, дети не умеют организованно работать, разбрасываются идеями, много говорят, но мало делают практических шагов. Порой, предлагая свои идеи, не могут согласиться с предложением товарищей. Чтобы работа продвигалась, надо на каждой встрече (репетиции) просматривать материал, оттачивая каждый фрагмент, подбирая каждое слово и видеоряд к нему. Чтобы избежать однообразия презентации, предлагала своим ученикам записать симфонию Шостаковича, найти и включить в сценарий запись голоса Левитана и салют в честь снятия блокады, чтобы каждое слово, обращённое в зал, затронуло не только ум, но и сердце сверстников.

При таком подходе быстро собирается необходимый объем материала, а также у нас осталось много данных, которые не вошли в урок, т.к. он ограничен временем.

Не все учащиеся сначала отнеслись с пониманием к работе, но по мере погружения в материал, равнодушных уже не было. Каждый постарался рассказать свой фрагмент, обращаясь к сердцу каждого, сидящего в зале, обращаясь к ветеранам, подарившим нам победу.



V Этап.

Сценарий был написан за неделю, еще неделя оставалась для того, чтобы выучить текст. Объяснила своим ученикам, что успех нашей работы возможен лишь в том случае, если они выучат текст наизусть. Нельзя достигнуть нашей цели, монотонно читая слова, произнося их не четко, скороговоркой.

Объяснила, что на сцене не стоит делать лишних движений, отвлекаться – всё это очень заметно сидящим в зале, надо четко и громко говорить свои слова.
Некоторые советы.


  1. На подготовку сценария желательно иметь достаточно времени.

  2. Сценарий не должен идти от учителя, спускаться «сверху», он должен стать результатом коллективного творчества, тогда он будет понятен и «близок» участникам.

  3. На всех этапах подготовки мероприятия необходим систематический контроль педагога за работой учащихся.

  4. Не пренебрегать репетициями, чтобы каждое движение на уроке, на сцене, местоположение выступающих, их выход и уход, последовательность действий были ими отрепетированы. Такой подход к «мелочам» позволяет избежать суеты и ошибок при выступлении и значительно повышает его качество.

  5. Чтобы вызвать интерес школьной аудитории, необходимо разнообразить формы подачи материала: видео, фото, устный рассказ, стихи, карты, музыкальное сопровождение, фрагменты архивных аудио- и видеозаписей.


Самоанализ урока.

Поставленные цели были достигнуты.

Учащиеся 10 Б и аудитория 9-11 классов узнали основные даты и события блокады, командующих фронтами, факты трудового и личного подвига ленинградцев.

Подготовка к уроку способствовала развитию умений и навыков самостоятельной работы учащихся по поиску и отбору необходимых материалов в разных источниках, умений обобщать и систематизировать материал, развивать речь, память, умение выступать перед большой аудиторией.



Яркие и трагические факты, примеры самоотверженной работы ленинградцев, участие школьников и студентов в жизни блокадного города, воспитывают у обучающихся чувство патриотизма, уважения и гордости за подвиг своего народа, за свою страну.

1 Поскольку ребята волнуются, им можно давать папки, куда вкладывается текст. В этом случае у них всегда имеется возможность посмотреть, если забыл слова.