Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести А. Грина «Алые паруса» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2005 г. Урок внеклассного чтения по повести а. Грина «алые паруса»... 1 51.8kb.
Урок внеклассного чтения по повести- феерии Александра Степановича... 1 167.96kb.
Литературно-музыкальная композиция по книге А. Грина «Алые паруса» 1 118.62kb.
Кравцова Валентина Фёдоровна Бинарный урок 1 105.88kb.
«А. Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью... 1 150.89kb.
Урок внеклассного чтения по литературе 1 46.2kb.
А. Грин «Алые паруса». Тайна алых парусов. Звук, цвет, образ в повести. 1 54.61kb.
Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: "В умелых руках всё... 1 30.86kb.
Урок внеклассного чтения по повести К. Воробьева «Немец в валенках» 1 82.32kb.
Урок внеклассного чтения в 6 классе 1 95.82kb.
Урок по русской литературе в 10-м классе. Урок по повести Л. 1 29.58kb.
По проекту: *разделить класс на группы для эффективности исследования 1 35.97kb.
- 4 1234.94kb.
Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести А. Грина «Алые паруса» - страница №1/1

Куршакова Александра Ильинична,

учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ

п. Комсомольский Котельничского района Кировской области
Жить по мечте

Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести А. Грина «Алые паруса».
Цель урока:

Ввести детей в образный мир А. Грина, помочь понять глубокое содержание произведения и проследить, как писатель показал рождение мечты и осуществление её в столкновении с косностью и обыденностью.


Задачи:

Обучающие:

Создать условия, пробуждающие активность учащихся при анализе проблематики, системы образов, авторской позиции.



Развивающие:

Создать условия для освоения способов самостоятельной деятельности.



Воспитательные:

Побудить учащихся к эмоциональному восприятию произведения, к осмыслению нравственных ценностей жизни.


Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.

Форма урока: урок внеклассного чтения.
Рефлексия:

Анализ работы, постановка вопросов. Было ли интересно сегодня на уроке? Какие выводы ты сделал после урока? О чём недоговорил учитель? Какой вопрос ты задал бы писателю? Какова тема, идея «Алых парусов»? Какое слово тебя поразило? Назовите нравственные качества автора «Алых парусов». Что воспел, а что осудил А.С. Грин?


Средства обучения:

Повесть А. Грина «Алые паруса», восприятие текста, классная доска, стенд, опорный конспект, репродукции с картин художников; чтение, слушание, говорение, письмо.


Подготовка:

  • Прочитать повесть А. Грина «Алые паруса».

  • Сделать рисунки, из которых потом будет подготовлена выставка.

  • Нарисовать рекламу книги «Алые паруса», обложку книги, плакат.

  • Придумать и нарисовать медаль к 135-летию Грина (2015 год).

  • Взять интервью у родителей об отношении к творчеству А. Грина. Составить вопросник и записать ответы.

  • Составить словарь, пользуясь различными словарями и справочниками: толковым, энциклопедией, иностранных слов.

  • Написать эпиграф на памятнике писателю. Выбрали слова Ю. Дюйникова «Стал ты мастером от Бога».


Оформление:

  • Портрет писателя.

  • Цитаты.

  • Эпиграф к уроку.

  • Выставка книг «Рыцарь человечности».

  • Репродукции с картин художников-маринистов.


Эпиграф:

А. Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину… Он поэтичен. Он мужествен.

Д. Гранин.
Ход урока:

Слово учителя: Шесть русских прозаиков, которых я взяла бы с собой в пустыню, это Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Пришвин и – Александр Грин.

Мечтой об «ослепительном случае» и радости наполнены все рассказы Грина, но больше всего – повесть «Алые паруса».



1. Викторина, проверяющая домашнее чтение. Шесть ситуаций текста, отвечающих на вопросы: «Кто? Где? Когда? Зачем?». Учащиеся пишут ответы одним словом или словосочетанием. Работают быстро.

Кто, где, когда:

  1. заболел двусторонним воспалением легких и через неделю умер? (Мэри, мать Ассоль)

  2. крикнул: «Она так же просила тебя! Думай об этом. Пока ещё жив!» (Лонгрен Меннерсу)

  3. сидел на большом камне, держа в руках сбежавшую яхту? (старик Эгль)

  4. на вопрос, зачем испортил картину, ответил: я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь? (Артур Грэй)

  5. лег на траву и, закрыв глаза, уснул крепким сном без заботы и сновидений? (Ассоль)

  6. сказал: пейте все; кто не пьет, тот враг мне? (Грэй).


2. Интервью, взятое у родителей (читает один ученик вопросы и ответы):

    • Настоящая фамилия писателя? (Александр Степанович Гриневский).

    • Какие произведения написал Грин? («Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир», «Дорога никуда», «Золотая цепь»).

    • Когда и где родился Грин? (в 1880 году в г. Слободском в семье служащего, сосланного в Вятку за участие в польском восстании 1863 года).

    • Нравится ли повесть «Алые паруса»? (Да. Помню строчки стихотворения неизвестного поэта:

Какой мне юный мир на старость лет подарен!

Кто хочешь приходи – поделим пополам.

За верность детским снам, о как я благодарен

«Бегущей по волнам» и «Алым парусам»…)



  • Какова самая главная черта Александра Грина? (Богатое воображение. Тяжёлая и голодная жизнь не убила в нем живую душу. Он уходил в мир светлой мечты, представляя себе несуществующие страны, города, например, Лисс, Зурбаган, Гертон. Легендарный Зурбаган – это Севастополь).

  • Как понять фразеологизм – Алые паруса? (Это мечта, надежда на счастье).

  • Какой вопрос можно задать писателю? (Как научиться мечтать?)

Учитель: Замысел феерии «Алые паруса» появился в 1920 году, когда вокруг были голод и разруха. Представим картину: больной и голодный писатель идёт по улице Петрограда. И вот в витрине одного из магазинов видит игрушку – маленький парусный корабль. Луч зимнего солнца падает на белые паруса корабля и окрашивает их в алый цвет. Это очень красиво. Грин сразу представил себе синее море, белый корабль с алыми парусами и девушку на берегу.

Автор назвал свою книгу феерией. «Алые паруса» - единственное произведение, созданное им в этом жанре. В критике можно встретить определение жанра повести – это сказка, повесть-сказка. Феерия – волшебное сказочное зрелище.


3. Словарная работа над новыми словами. Проверка домашней работы.

В повести много новых слов. Какие слова выписали вы?

Выступление ученика.


  • Феерия – 1) Театральный спектакль, в котором изображаются фантастические происшествия. 2) Волшебное сказочное зрелище.

  • Бриг – двухмачтовый парусный военный или коммерческий корабль.

  • Шкот – (нидерл. – побег) снасть, идущая от нижнего угла паруса, служит для управления парусом.

  • Свая – бревно, забитое в грунт для опоры в сооружениях.

  • Мол – сооружение в виде стенки для защиты судов от морских волн в порту.

  • Якорь – металлический стержень с лапами на цепи; опускается на дно для удержания на месте судна.

  • Брашпиль – (нидерл. – морской) ручная, паровая или электрическая лебёдка для поднятия якоря.

  • Фрахт – плата за перевозку груза водным путём.

  • Мурена (нем.) – крупная хищная рыба семейства угрей.

  • Сандал – дерево южных стран с ароматной древесиной, а также краска, обычно красная, добываемая из древесины этого дерева.


4. Сжатый пересказ повести.
5. Инсценировка (эпизод «У ручья»).

Эгль (садится на камень, рассматривает игрушечную яхту с парусами из алого шелка. Ассоль останавливается поодаль).

Ассоль: Теперь отдай мне. (Несмело.) Ты уже поиграл. Ты как поймал её?

Эгль: Это твоя игрушка? (Изумлённо).

Ассоль: Да, я за ней бежала по всему ручью. Она была тут?

Эгль: У самых моих ног. Яхта, покинутая экипажем, выброшена на песок. Как зовут тебя, крошка? (Отдаёт игрушку).

Ассоль (прячет игрушку в корзину): Ассоль

Эгль: Что у тебя в корзинке?

Ассоль: Лодочки, потом пароход да ещё три домика с флагами. Там солдаты живут.

Эгль: Отлично. Ты идёшь продать их. По дороге решила поиграть. Пустила яхту поплавать, а она сбежала. Так ведь?

Ассоль: Ты разве видел? Кто-то тебе сказал?

Эгль: Я это знал.

Ассоль: А как?

Эгль: Я самый главный волшебник. Был в той деревне, откуда ты идёшь, в Каперне. У вас не рассказывают сказок, не поют песен… Пройдут годы. Ты будешь большой. И однажды утром…

(Под мелодию Грига заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения Новеллы Матвеевой «Предсказание Эгля»).

Пробегут года быстрой чередой,

Как в ручье вода. Видишь тот обрыв

И простор морской – посмотри туда.

Там в дали морской, ты увидишь блеск

Алых парусов.

С берегов крутых ровно в пять часов

Ты завидишь их.

Это будет бриг из далеких стран,

Из других широт. Ровно в пять часов

От его бортов шлюпка отойдет,

И прекрасный принц, сказочный герой,

Нареченный твой, весел и умён,

Строен и высок, ступит на песок.

Вот как об этом сказано в повести (выразительное чтение отрывка).



Выступление ученика: А тем временем юный капитан Грэй на своём корабле «Секрет» странствует по свету. Судьба приводит его к берегам Каперны, где живёт Ассоль со своим отцом Лонгреном. Помня предсказание Эгля, девушка часто уходит ночью на морской берег. Ждёт корабль с алыми парусами. Однажды Грей, бродя по берегу, видит спящую Ассоль. Он не знает её, не понимает, почему она спит на берегу. Он долго смотрит на неё, потом снимает с пальца старинное дорогое кольцо и надевает его на палец спящей девушки.

Узнав в трактире историю Ассоль, Грей решает воплотить её мечту в жизнь. Он готовится к встрече, объявляет морякам, что они будут стоять до тех пор, пока не смастерят для «Секрета» новые паруса из красного шелка, чтобы девушка издали заметила корабль. «Она ещё не жена, но будет ею. Она ждёт только меня, и я не хочу никого другого, кроме неё. Благодаря ей я понял нехитрую истину: надо делать чудеса своими руками,» - сказал он.



Выступление ученицы: Когда в туманной дали моря показался «Секрет» с алыми парусами, Ассоль сидела у окна и читала книгу. Вдруг она вскочила и бросилась бежать, и скоро очутилась на берегу. Все расступились перед ней. «Я здесь, я здесь! Это я!» - крикнула она. «Вот я пришёл, - сказал Грей. – Узнала ли ты меня?» Она спрятала мокрое от слёз лицо на груди друга, пришедшего так волшебно. Он посмотрел в глаза девушки. В них было всё лучшее человека.

- Ты возьмёшь к нам моего Лонгрена?



- Да. – И так крепко поцеловал её, что она засмеялась.
6. Выразительный пересказ отрывка позволяет охватить большое пространство текста в сжатом виде, тренирует ученика в умении включить в свою миниатюру гриновский «строительный материал». Эпизоды: «Ассоль у ручья», «Фамильный замок», «Ассоль мечтает», «Грей одевает перстень спящей Ассоль», «Ассоль встречает корабль с алыми парусами»
7. Момент диспута, «свободный микрофон» ( разреши себе свободный полёт мысли).

  • Про Ассоль говорят, что ей «привалило счастье нежданно-негаданно». Согласны ли вы с таким утверждением? Ведь эта фраза привносит в осуществление мечты Ассоль оттенок случайности.

  • Говорят, что время романтиков прошло. Так ли это?

  • Можно ли А. Грина, который жил в начале ХХ в. Считать современным писателем?


8. Цитаты.

Учитель: Забросайте меня цитатами из «Алых парусов». (Дети говорят цитаты, полюбившиеся им).

Учитель: А я забросаю вас цитатами из русской литературы о мечте:

  • О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта (А.Блок)

  • Она была мечтой поэта (Беранже)

  • Рио-де-Жанейро – это хрустальная мечта моего детства (Ильф и Петров)

  • Мечтатели, мы бредили боями (П.Коган)

  • Мечтам и годам нет возврата (А.Пушкин)

  • Мечты, мечты, где ваша сладость? (А.Пушкин)


9. Беседа по содержанию произведения. Эвристические вопросы (требуют догадки, озарения, интуиции).

  1. Какие слова для понимания особенностей гриновского произведения – феерии являются ключевыми? (сказочный, фантастический)

  2. Каково главное отличие сказки от произведений других эпических жанров (повести, рассказа)? (особое значение вымысла, фантастики)

  3. Чем события и герои произведения напоминают события и героев из сказок?

  4. Какие стороны жизни Ассоль объясняют то, что она так близко восприняла сказку и поверила в неё? Как относится автор к своей героине? (комментирование текста со слов «Девочка росла без подруг…» до слов «…засыпала на его груди…» (гл. «Предисловие»). Автор любуется девушкой, сочувствует ей, подчёркивает возвышенность, поэтичность её натуры. (Анализ эпизода «За ореховой рамой…» до слов «…девушка стояла спиной…»). Рисуя облик Ассоль, Грин противопоставляет её женщинам Каперны.)

  5. Что является главным в портрете Ассоль? (Главное – описание её внутреннего мира. Читаем текст «Она села, подобрав ноги…» до слов «…девушка вздохнула и осмотрелась» - гл. «Накануне»)

  6. Как складывался характер Грэя? Какие качества можно считать главными? (главное качество – доброта – эпизод со служанкой, эпизод с картиноц – гл. «Грэй»)

  7. Как совершает свои добрые поступки Грэй? (он не выставляет напоказ свою доброту, добрые дела совершает тайно. Он ведёт себя как защитник людей, как рыцарь)

  8. Как идёт к своей цели Грэй? (чтение и комментирование текста со слов «В течение года…» до слов «…отвечал боксом на всякое оскорбление» - гл. «Грэй». Грэй рос в богатой, аристократической семье, был избалованным, изнеженным. Но он упорно шёл к своей цели, преодолевая трудности, характер его закалился. Доброта, рыцарство, упорство – основные качества характера Грэя)

  9. В произведении есть ещё один центральный образ. Это алые паруса. Почему книга называется «Алые паруса»? (проследить по тексту, как меняется на протяжении повествования значение этого образа: от игрушки до алого «Секрета» с капитаном Грэем.

  • Кораблик с алыми парусами, игрушка

  • Сказка

  • Мечта Ассоль

  • Осуществленная мечта, счастье.

  1. Первоначальное название книги «Красные паруса». Почему писатель изменил это название? Как изменился его смысл? (красный – багровый, алый, пурпурный, огненный, рубиновый, кровавый, коралловый. Слово красный не очень выразительно. Поэты и писатели охотнее употребляют слова, обозначающие более точные оттенки красного – алый, багровый, пунцовый. В.Даль пишет, что словом алый «говорится более о предметах и о цвете приятном…» Пословицы: «Палок мотылёк на аленький цветок», «Алый цвет мил на весь свет»)

  2. Вспомните, в каком произведении вы встречались с образом паруса? (репродуктивный вопрос: вспомнить и воспроизвести) («Парус» М.Ю.Лермонтова. Алые паруса символизируют романтику мечты и надежды)

  3. Было ли волшебство в этой сказке? (Волшебства не было. Ассоль сделал счастливой Грэй. Он делал чудо своими руками)

  4. Вернёмся к эпиграфу, к словам Д.Гранина. Как их следует понимать?

  5. Что значит жить по мечте? (если человек верит в мечту, борется за неё, несёт в себе добро, то он сумеет преодолеть все трудности на своём пути.


Учитель: Повесть «Алые паруса» с уверенностью можно отнести к современной классике, потому что это произведение, как корабль Грэя «Секрет», прошло под алыми парусами все штормы событий века и сохранило любовь и интерес читателей спустя 90 лет после её создания.

«Алые паруса» олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

Александр Грин оставил нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие мечтатели, каким был он. Время показало, что Грин – писатель, нужный нашему времени. Всем своим творчеством он утверждает: если человек верит в мечту, несёт в себе добро, то он преодолеет все трудности на своём пути.

Он пришел на время, ненадолго,

Он пришел, чтоб нас предупредить –

Разобьётся сердце на осколки,

Если мы разучимся любить.

Е.Огонькова.


Домашнее задание: Сочинение «Куда зовут нас «Алые паруса»?
Литература:

  1. Грин А.С. Собрание сочинений: В 5 т. – М., 1991-1997.

  2. Грин А.С. Алые паруса. Блистающий мир. Рассказы. – М., 1986.

  3. Гладышева Л.А. Алые гриновские паруса// Русский язык в школе, №4, 1980 г., с. 53-56.