Урок внеклассного чтения по рассказу В. Сухомлинского «Старый пёс» 5 класс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок внеклассного чтения по рассказу В. Сухомлинского «Старый пёс» 5 класс - страница №1/1

Донецький обласний iнститут пiслядипломної педагогичної освiти

Кафедра соцiально-гуманiтарних дисциплiн та методики їх викладання

Вiддiл гуманiтарної освiти

Модель


майстер-класу

Тема. Внеклассное чтение. 5 класс. В.А. Сухомлинский «Старый пёс»

Розробив

учитель росiйської мови i лiтератури

Фурсова О. С.

ДЗОШ №42


Донецк 2013

Отдел образования Ленинского районного в г. Донецке Совета


Донецкая общеобразовательная школа 1-3 ступеней №42
Донецкого городского Совета Донецкой области

Урок внеклассного чтения


по рассказу В. Сухомлинского «Старый пёс»
5 класс

Учитель русского языка


и литературы
высшей категории
Фурсова Е.С.

Донецк 2013

-1-
Внеклассное чтение. 5 класс
В.А. Сухомлинский «Старый пёс»
"Тот, кто жесток к животным, также ведет себя с людьми. Мы можем судить о характере человека по его отношению к животным". И. Кант (приложение №1)
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с личностью выдающегося педагога В.А. Сухомлинского и его миниатюрой «Старый пёс».
Развивающие: приобретение навыков работы над художественным текстом, обучение элементам анализа художественного текста.
Воспитательные: формирование высоких моральных ценностей: нравственности, гуманности, доброты.
Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, выставка его книг, фотовыставка «Наши любимцы», аудиозаписи Родион Газманов «Пропала собака», «Преданней собаки нету существа» (к/ф «Приключения Электроника»), В.Бутусов «Собаки».

Ход урока


I. Организационный момент. Настрой на сотрудничество.
II. Объявление темы и целей урока.
1. Мотивация учебной деятельности
1.1. Личность В.А. Сухомлинского (Приложение №2). 2013 год объявлен годом чествования В. Сухомлинского, которому исполнилось бы 95 лет.
1.2. Тематическое разнообразие и богатство его миниатюр.
1.3. Важность обучения элементам анализа текста художественного произведения.
2. Звучит песня «Преданней собаки нету существа» (к/ф «Приключения Электроника»)
2.1. Кто любит животных?
2.2. О вашей любви к братьям нашим меньшим свидетельствует фотовыставка, которую вы рассмотрели на перемене. К ней мы ещё вернёмся.
2.3. Мы их любим, жалеем, балуем, воспитываем. И неважно, кто наш любимец: породистый красивый ротвейлер или беспородная, но такая любимая собака; величественный персидский кот или обычный серенький Мурзик.

2.4. О взаимоотношениях человека и животных мы будем с вами читать.


III. Чтение вслух миниатюры «Старый пёс» (все дети имеют тексты. Приложение №3)
IV. Интерпретация текста
Беседа-диалог с учениками
- Почему это произведение можно назвать сказкой?
- Кому оно адресовано?
- Какие чувства вызвала у вас миниатюра?
«Микрофон» (чёткие, лаконичные высказывания учеников)
-2-
- Как бы вы определили тему произведения?
- Как построен текст композиционно?
Определим цитатное построение композиции.
Работа в группах (письменно). Звучит песня Родион Газманов «Пропала собака»
Завязка. «Был у человека верный друг- пёс»
Развитие действия. «Значит, ты уже не узнаёшь меня?»
Кульминация. «Через несколько дней хозяин принёс откуда-то маленького щенка»
Развязка. «А на траве кувыркался, играл щенок»
Работа в парах. Мы уже знаем, что такое сенкан . Чтобы его составить, давайте обратим внимание на наших главных героев: человека и пса
Задания:
- Найдите определение, которое использует автор, говоря о дружбе человека и пса. (Верный)
- Как автор подчёркивает старость пса?
а) В ясный летний день он не узнал своего хозяина
б) Залаял на него, как на чужого

- Как «извинялся » пёс? (Он ткнулся носом в ногу хозяина и нежно заскулил)
- Как поступает хозяин? (Через несколько дней человек принёс откуда-то маленького щенка.Он построил рядом с будкой старого пса ещё одну маленькую будку)
- Какие черты характера проявляет человек?
- В чём заключается его мудрость?
Индивидуальная работа. Составление сенкана. (приложение №4)

Человек

Пёс

Чтобы тебе одному не было скучно

Много лет сторожил хозяйство человека

жалеет

чувствует вину

ласково потрепал старого пса по спине

нежно заскулил

добрый

верный


Метод скважины.
Потом человек повернулся, тихо вздохнул ________ и ушёл.
Почему вздохнул? Заполнить своими вариантами отрезок между глаголами.
(Он сожалеет, что пёс, который служил ему, состарился. Как быстротечно время...)
Рефлексия. Возможно использование стихотворения А. Барто «Собака» и его комментарий. (см. приложение №5)
- Чему учит нас эта сказка?
- На ваш взгляд, ситуация эта жизненная или нет?
- Знаете ли вы случаи безжалостного отношения людей к животным и наоборот, доброго, гуманного?
- Какие книги о взаимоотношениях людей и животных вы прочитали? Какие видели
-3-

фильмы? (приложение №6)


Музыкальное оформление. Обращение к фотовыставке «Наши питомцы».Подведение
итогов работы на уроке. В.Бутусов «Собаки». Домашнее задание. Выполнить творче-
скую работу о своём отношении к животным.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Эпиграфы к уроку (возможные варианты)

«Собака – очень необычное создание; она никогда не пристает с расспросами, какое у тебя настроение, ее не интересует, богат ты или беден, глуп или умен, грешник или святой. Ты ее друг. Ей этого достаточно".

Дж.К.Джером

"Тот, кто жесток к животным, также ведет себя с людьми. Мы можем судить о характере человека по его отношению к животным". И. Кант

"Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви." Илья Ильф

- 4-
Приложение №2



-5-
Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Украинская Держава — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — выда-
ющийся советский педагог-новатор. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. С сентября 1939 по июнь 1941 года работал учителем украинского языка и литературы в школе Онуфриевки Онуфриевского района Кировоградской области. Участник Великой Отечественной войны. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш. Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Герой Социалистического Труда (1968). Василий Александрович оставил нам в наследство бесценные этические миниатюры – короткие рассказы, притчи, сказки — поэтические, эмоциональные, искренние, остроумные, с глубоким подтекстом. Они пронизаны любовью к ребенку, к родному краю, ненавязчиво, порой осторожным намеком, учат доброжелательности, уважению к старшим, добрым, красивым поступкам, тонко касаются разнообразных тем духовности, нравственности, философии жизни.

-6-
Приложение №3


Рассказ-миниатюра «Старый пёс»

Был у человека верный друг — Пёс. Много лет сторожил он хозяйство человека.

Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не

узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей

будки, залаял как на чужого. Хозяин удивился и спросил:

- Значит, ты уже не узнаёшь меня?


Пёс виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему

хотелось сказать: прости меня, я сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя.

Через несколько дней Человек принёс откуда-то маленького Щенка.Он построил

рядом с будкой старого Пса ещё одну, маленькую будку и сказал Щенку:

- Живи здесь.

Старый пёс спросил у человека:

- Зачем тебе еще один пёс?

- Чтобы тебе не было скучно, - сказал Человек и ласково потрепал старого Пса

по спине. Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл.

Пёс не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю

скатилась слеза. А на травке кувыркался, играл щенок.

-7-
Приложение №4

Сенкан – небольшое произведение – характеристика литературного произведения. Сенканы пишутся по такой схеме:

1-ый ряд – имя героя

2-ой ряд – определяющие слова, характеризующие героя

3-ий ряд – состояние героя, его действия

4-ый ряд – фраза (слово), свидетельствующее об авторском отношении к герою

5-ый ряд – оценочный контекстуальный синоним от первого ряда (имени героя)

Приложение №5
Агния Барто «Собака»
Она с утра лежит не лая,
Она собака пожилая.
Ей надоело лаять, злиться...
Большая, рыжая, как львица,
Она лежит не шевелится
И смотрит молча, не ворча,
На прилетевшего грача.
А этот грач
Совсем не глуп:
Из чашки пьет
Собачий суп.
— Ты что молчишь? —
Кричит ей кто-то
Ей даже тявкнуть
Неохота,
Ее с утра
Берет дремота...
Собака спит.
Ей снится детство:
Она щенок,
И все кричат:
«Да замолчи ты,
Наконец-то!
Опять ты лаешь
На грачат.
-8-
Приложение №6

Список литературы для чтения (дать каждому ребёнку)



А.П. Чехов «Каштанка»
А.И. Куприн «Белый пудель
Е.И. Носов «Белый гусь»
Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»
Дж. Даррелл «Моя семья и другие животные»
«Говорящий свёрток»
М.М. Пришвин «Глаза земли»
К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади»
Г.Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»