Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс) - страница №1/1

Эгоизм или милосердие?" Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс)


Морозова Светлана Дмитриевнаучитель русского языка и литературы Красносельской СОШ Выгоничского района Брянской области

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Опережающее задание:

  • Прочитать рассказы И.Полянской «Утюжок и мороженое», Б.Екимова «Ночь исцеления».

  • Подумать над вопросом: что общего между этими рассказами и чем они отличаются.

  • Определить лексическое значение слов: доброта, сочувствие, человеколюбие, взаимопонимание, гуманность, милосердие; жестокость, эгоизм.

  • Подобрать и выучить высказывания о добром, гуманном отношении людей друг к другу.

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством современных писателей (И.Полянской и Б.Екимовым);

  • развивать умения работы с художественным текстом, навыков поисково-исследовательской деятельности;

  • воспитывать гуманное, милосердное отношение к близким и окружающим людям.

ХОД УРОКА

1. Подготовка к восприятию

– Сегодня на уроке мы будем вести разговор на очень важную тему. А начать его я предлагаю с литературной викторины. Прослушайте отрывки текстов из художественных произведений, назовите их авторов.


(Отрывки берутся из произведений, ранее изученных и объединенных темой – милосердие, гуманность в отношениях между людьми).
– Что объединяет эти произведения? (Проблема, которую авторы ставят перед читателем, – гуманное, милосердное отношение людей друг к другу).
– Милосердие… Гуманность… Что обозначают данные слова? (Человеколюбие, «милое сердце» – это готовность помочь, умение сострадать, любить; чуткость в отношениях людей.)
– Подберите антонимы к этим словам. (Себялюбие, эгоизм)
– Как вы думаете, что должно лежать в основе отношений между людьми: эгоизм или человеколюбие, милосердие?

2. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы попытаемся понять, почему же мы должны проявлять друг к другу милосердие, взаимопонимание, почему нельзя строить взаимоотношения на себялюбии. А помогут нам в этом рассказы современных писателей И.Полянской «Утюжок и мороженое» и Б.Екимова «Ночь исцеления».



3. Основное содержание урока

1) Анализ рассказа «Утюжок и мороженое»

– Какое впечатление на вас произвел рассказ? (Грустное, что-то в этой семье не так, в ней неуютно).
– Кратко передайте содержание рассказа. (Обычная семья: мать, отец, две сестры и бабушка. В доме часто ссорятся, и бабушка, чтобы оградить внучек от этих сцен, уводит их гулять на улицу. В одну из таких прогулок они видят будку с мороженым. Но деньги есть только у старшей девочки. И, несмотря на просьбу сестры и бабушки, она не покупает им мороженое)

«Они смотрели на меня с одинаковым выражением лиц, круглыми, детскими глазами, в которых не было никакой хитрости, одно лишь желание полакомиться мороженым. Они смотрели на меня как бы заранее облизываясь. И я плотнее прижала ко дну кармана мои денежки, чтобы они ненароком не высвободились и не ушли от меня, как и вновь обретенная житейская мудрость, и в тот день не купила им мороженое».

– Почему девочка так и не купила мороженое? (Она обиделась на них. Это была своего рода месть.)
– О чем она думает? («А живите вы как хотите!»)
– Что привело к такой обиде на самых близких людей? (В семье постоянные ссоры,  рукоприкладство. «Мне никто не помогает, когда отец таскает меня за волосы, никто не вступится, как будто, так и надо…»)
– Какие взаимоотношения царят в этой семье? (Родители часто ссорятся, девочки, боясь наказания за какой-либо проступок, лгут; бабушка не заступается за девочек.)
– Бабушка любила внучек, так почему же не могла их защитить? (Она тоже была лишняя в этой семье и слабая. Всё, что она могла сделать – это уводить девочек на прогулку во время семейных скандалов).
– Чем болела Рита, и когда начинались приступы?
– Почему же в этой семье всё так плохо: ссоры, скандалы, рукоприкладство, ложь, страх? (В этой семье не было тёплых, добрых отношений. Всё основывалось на себялюбии, эгоизме каждого члена семьи. Девиз этой семьи –  «Каждый крутится, как умеет». Никто никого не любил, никто не проявлял сочувствия, взаимопонимания.)
– К чему привели такие отношения между самыми близкими людьми? (Одиночеству, лжи, ненависти…)
– Хотелось бы вам жить в такой семье?

Вывод: если отношения между людьми строятся на эгоизме, то это ведет к болезни (Рита), одиночеству (бабушка и Галя), душевной черствости (родители), лжи, ненависти.

2) Анализ произведения Б.Екимова «Ночь исцеления».

– Понравился ли вам рассказ? 
– С каким настроением вы закрыли последнюю страницу? (Можно ответ изобразить цветом). 
– Назовите главных героев произведения?
– Что вы узнали о бабе Дуне? Чем она болела и почему?
– Какого лекарства ждала душа бабушки Дуни? (Её болезнь нужно было лечить не лекарством, а чуткостью, заботой, любовью.)
– Как её дети относились к ней? (Они не могли понять мать, её болезнь им мешала, поэтому баба Дуня редко гостила у них.)
– «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…». Кого имел в виду автор? (Гриша жалел родителей, которые были глухи к болезни матери.) 
– Кто и как вылечил её?
– Галя и Гриша – ровесники. В этом сходство героев. А что их различает? (Гриша умеет сострадать, сопереживать, любить. Галя этих качеств не имеет.)
– К чему приводит милосердие Гриши? (К выздоровлению бабушки.)

Вывод: милосердие, забота, взаимопонимание приводят к выздоровлению не только тела, но и души.

4. Обобщение

– Итак, ребята, сегодня мы познакомились с интересными произведениями современных писателей, которые поднимают очень важную проблему – проблему эгоизма и гуманизма в отношениях между людьми. Так на каких нравственных основах люди, особенно близкие, должны строить свои отношения?

 5. Проверка домашнего задания

– Какие высказывания, отражающие вашу точку зрения, вы подготовили к уроку?



6. Заключительное слово учителя

– Я хочу пожелать вам, чтобы в вашем сердце не поселились ложь, жестокость, чёрствость, себялюбие, ибо это ведет к болезни, страшной и трудноизлечимой, приносящей гое не только вам, но вашим близким. И имя этой болезни – эгоизм.


Пусть в вашей душе, в вашем сердце всегда живут сострадание, милосердие, чуткость.
Помните, что «себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево» (И.Тургенев)

7.  Рефлексия

– На ваших столах – листы цветной бумаги. Пусть каждый выберет цвет, соответствующий его настроению, и допишет предложение: «Я выбираю …., потому что…»



8. Домашнее задание (письменный ответ на вопрос)

Согласны ли вы с мнением Сенеки, который говорил: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»?



Дополнительный материал к уроку

  • Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире. (Зигфрид Ленц)

  • Помнящий добро никогда не сотворит зла.

  • Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.

  • Радость у кого-то – порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.

  • Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется. (И.Полянская)

  • Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Толковый словарь русского языка)

  • Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье. (Платон)