Урок в 7 классе по теме: «Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература «Слово о полку Игореве» 1 16.19kb.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Борис Александрович Рыбаков, Алексей Александрович... 1 107.7kb.
Тематическое планирование программного материала по русской литературе... 1 265.43kb.
Интегрированный урок /литература изобразительное искусство/ в 11... 1 146.16kb.
«Правление князя Владимира, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха» 1 91.78kb.
Теоретическое задание. Древняя Русь Методические указания 1 183.8kb.
Урок изобразительного искусства в 1 классе по теме "Золотые краски... 1 66.7kb.
Интегрированный урок окружающего мира и обж во 2 классе по теме 1 122.02kb.
Урок английского языка в 5 классе по теме «Достопримечательности... 1 25.43kb.
Урок английского языка в 5 классе по теме «Виртуальное путешествие... 1 101.43kb.
Урок в 5 классе по теме: «Создание движущихся изображений в программе... 1 65.37kb.
Память 23 февраля по н ст. (10 февраля ст ст.) Страдание святого... 1 246.77kb.
- 4 1234.94kb.
Урок в 7 классе по теме: «Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха» - страница №1/1

Урок в 7 классе по теме:

«Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха»
Цель:

  • заострить внимание учащихся на положительном влиянии Христианства на развитие русского государства.

  • развитие логики, умение анализировать предложенные тексты, выделять общее, на этой основе создавать собственный текст;

  • воспитание самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание качеств гражданственности и патриотизма.


Оборудование: текст поучения, слайдовая презентация, высказывания о древнерусской литературе великих людей, информационная основа - сайты в Интернете http://www.monomah.vladimir.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Мономах
История не терпит суесловья,

Трудна ее народная стезя.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Я. Смеляков


Ход урока:

I. Оргмомент

Слайд 1

Объявление темы и целей урока



II. Слово учителя.

Для чего нужно изучать древнерусскую литературу ? На этот вопрос лучше ответят классики русской литературы И.С.Тургенев и Д.С.Лихачев.



Слайд 2

«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто…, мы изучаем ее в живой связи с действительностью с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные.» И.С. Тургенев



Слайд 3

«Чем интеллигентнее человек, тем больше он способен понять, усвоить, тем шире его кругозор и способность понимать и принимать культурные ценности – прошлого и настоящего. В наше время изучение древней русской литературы становится все более и более необходимым. Мы понемногу начинаем осознавать, что решение многих проблем истории русской литературы ее классического периода невозможно без привлечения истории древней русской литературы…» Д.С.Лихачев


III. Объяснение нового материала. (Лекция).

Слайд 4

Иисус пришел к человечеству почти 2000 лет назад. Он родился в бедной семье в маленьком иудейском г. Вифлееме. Юность свою он провел в одной из самых маленьких стран мира, к тому же оккупированной чужеземцами. Прожил он 33 года. И только последние 3 года он посвятил служению людям.


Вопрос к классу: Почему же практически во всем мире люди до сих пор о нем помнят?

(Учение Христа, те моральные, внутренние законы человеческого общения, по которым на протяжении многих веков стремятся жить люди).


Слайд 5

Запись Нагорной проповеди

«Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же убь­ёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...»

«Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой...»

«Ещё слышали, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». Л Я говорю вам: «Не клянись вовсе... <...> Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».

«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвра­щайся».

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца ва­шего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пе­ред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди».

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа ис­требляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где во­ры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

«Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».

Вопрос к классу: чему учит Нагорная проповедь?
IV. Индивидуальное задание. Рассказ о Владимире Мономахе.

Слайд 6

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослава Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с 1113 го­да — великим киевским князем. Своё прозвище Мономах полу­чил от матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.

В 1093 году умер последний из Ярославичей, отец Мономаха — Всеволод, бывший в то время киевским князем. Владимир Мономах добровольно отказался от великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка и остался княжить в Чернигове. В том же году на Русь напали половцы. Святополк и Владимир вышли им навстречу и были жестоко разбиты. В 1094 году по­ловцы появились вновь. Их вёл русский князь Олег Святославич. Осаждённый в Чернигове, Мономах согласился уступить этот город Олегу а сам перешёл в Переяславль. Олега Святославича прозвали Гориславичем за горе и беды, которые он принёс рус­ским людям. В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сде­лать не удалось. В 1113 умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство. В годы княжения Мономаха единство Руси было восстановлено, поскольку авторитет князя был бесспорен, а ослушников он жестоко карал.

Добившись единства среди князей, Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги.
Слайд 7

1113-1125 – 12 лет княжения.

За 12 лет княжения:

усмирил печенегов, тюрков, берендеев, каракалпаков и своих непокорных князей.

строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и закладывал новые.

написал духовное завещание детям своим.


Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и переходит от пассивной обороны к активному наступлению на степь (на половцев) (XI-XII века).
Слайд 8

Именно в это время составляется замечательный памятник русского летописания – «Повесть временных лет», проникнутая единой мыслью о русской земле, о ее защите, о единении Руси. «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля…».


Слайд 9

Время Владимира Мономаха хорошо характеризует и его собственное сочинение – «Поучение» (сохранилось в единственном списке Лаврентьевской летописи 1377 г. в испорченном виде.

→ Что такое поучение? Какие цели ставили себе обычно авторы поучений?

→ Прочитайте поучение Владимира Мономаха, подумайте, как вы его понимаете, найдите верный тон, убедительные интонации.


«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь…», - так сердечно звучат слова Мономаха.
V. Беседа с учащимися.

Какие советы Мономаха запомнились?



Слайд 9

… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… соблюдайте свое слово…

… Гордости не имейте в сердце и в уме.

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека, не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.


Вопрос к классу: Как вы к ним отнестись? Можно ли считать их полезными в наше время?
Слайд 10

VI. Творческая работа учащихся.

Попробуйте сами составить письмо-наставление или поучение своим младшему брату или сестре.

Подумайте, что хотелось бы им посоветовать, от чего уберечь, что внушить.

Напоминаю, что в поучении Владимира Мономаха есть и советы, есть и примеры – рассказы из жизни, оживляющие рассуждения, убедительно подтверждающие его мысли.



Слайд 11

Домашнее задание:

Самостоятельная исследовательская работа.



Сопоставьте отрывки из «Нагорной проповеди» Иисуса Христа и фрагмент из «Поучения» Владимира Мономаха»

В чём текст «Поучения» перекликается с заповедями Иису­са Христа?