Урок русского языка в 9-м классе. Подготовка к егэ попова Галина Васильевна учитель русского языка и литературы Проверка домашнего з - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. 1 126.46kb.
Урок русского языка в 8 классе Учитель русского языка Божко Ольга... 1 114.13kb.
Урок литературы и истории в 10 классе «Сталинградская битва в исторических... 1 213.77kb.
Методическая разработка. Работа учителя русского языка и литературы... 1 137.08kb.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе... 2 408.99kb.
Конкурс «С книгой поведешься ума наберешься» 1 317.43kb.
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория... 1 210.33kb.
Методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию детей и... 1 74.63kb.
Урок литературы 11 класс Учитель русского языка и литературы 1 121.75kb.
Урок литературы в 11 12 классах укп №25 Провела учитель русского... 1 151.35kb.
Урок чтения по повести В. А. Закруткина «Матерь человеческая» 1 39.85kb.
Американскийбрелок 1 155.32kb.
- 4 1234.94kb.
Урок русского языка в 9-м классе. Подготовка к егэ попова Галина Васильевна учитель - страница №1/1

Урок русского языка в 9-м классе. Подготовка к ЕГЭ

Попова Галина Васильевна учитель русского языка и литературы


 Проверка домашнего задания. На доске схемы сложных предложений. Нужно соотнести предложения из домашнего упражнения с подходящей схемой и поставить номер этой схемы.

 Вступительное слово учителя (кратко)


Лет двадцать назад Д.С.Лихачев впервые использовал словосочетание «экология культуры». Речь шла о том, что сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. «Искусство, созданное народом, развивает способность, которая создает в человеке человека и которая отличает человека от животного: развивает дух», - утверждал К.Д.Ушинский.

Слайд 1.(После прочтения цитаты экран закрывается)

 Цитату – эпиграф к нашему уроку можно записать в форме прямой речи. Но цитирование возможно и при помощи косвенной речи. В этом случае цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы.


Задание 1. Замените предложение с прямой речью косвенной. (Записывают с комментированием)

 К.Д.Ушинский утверждал, что «искусство, созданное народом, развивает способность, которая создает в человеке человека и которая отличает человека от животного: развивает дух».

 По мнению К.Г.Ушинского, «искусство, созданное народом, развивает способность, которая создает в человеке человека и которая отличает человека от животного: развивает дух».

 Уточняющие вопросы учителя:


 Что представляют собой предложения с косвенной речью? (Предложения с косвенной речью представляют собой СПП; главная часть – слова автора, придаточная – чужая речь).

 С помощью чего присоединяется к словам автора косвенная речь? (косвенная речь присоединяется к словам автора при помощи союзов и союзных слов).

 Задание 2. Сделайте линейную схему СПП. (У доски – выполняет и комментирует ученик).
При необходимости открывается слайд 2, слайд 3. Учащиеся могут проверить правильность построения схемы.

 В главной части сложноподчиненного предложения могут располагаться указательные слова. Для чего они нужны? (Для связи главной части с придаточной, помогают в главной части выделить то слово или словосочетание, которое поясняется придаточной частью. Указательные слова являются членами предложения).
Добавьте указательные слова в сложноподчиненное предложение. (Как изменится схема предложения?)
(Утверждение Ушинского о том, что ««искусство, созданное народом, развивает способность, которая создает в человеке человека и которая отличает человека от животного: развивает дух», значимо в наше время).

 Как объяснить отсутствие запятой перед одиночным союзом И в придаточной части сложноподчиненного предложения?

  В СПП может быть две и более придаточных части. По типу связи придаточных частей с главной частью и между собой выделяются предложения следующих основных типов:
с последовательным подчинением придаточных,
с параллельным подчинением,
с однородным и неоднородным соподчинением.
Какая характеристика больше подходит для нашего предложения? (однородное соподчинение – придаточные части одного вида относятся к одному и тому же члену главной части)

Чем являются предложения, передающие чужую речь разными способами? (Предложения, передающие чужую речь разными способами, являются синтаксическими синонимами).

 В тестах ЕГЭ есть задание, которое заключается в замене придаточной определительной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Как не ошибиться в этом?

 (Придаточная часть сложноподчиненного предложения присоединяется чаще всего относительными местоимениями КОТОРЫЙ, ЧТО, реже – наречием ГДЕ. Эти союзные слова являются не только средством связи, но и членами предложения придаточной части. Если союзное слово выполняет функцию подлежащего (И.п.), то замена придаточной части причастным оборотом возможна).

 Не только синтаксические синонимы, но и слова – синонимы необходимы в речи. (Знание и использование в речи слов – синонимов помогает точнее выразить мысль, избежать повторения одного и того же слова).

 Задание 3. Найди речевые ошибки, исправь их.

Третьяковская галерея – богатейший музей русской живописи, дар столице России от великого ее гражданина Павла Михайловича Третьякова, имя которого можно поставить в галерею самых замечательных граждан России.

 Третьяковская галерея – богатейший музей русской живописи, дар столице России от известного мецената Павла Михайловича Третьякова, имя которого можно поставить в ряд самых замечательных граждан России.

Основная часть урока.

 Каждый получает индивидуальный лист с деформированным текстом и заданием к нему. (Работают в группах).


Выберите из правой колонки подходящее завершение каждой фразы. У вас получатся простые предложения; простые предложения, осложненные причастными, деепричастными оборотами; простые предложения, осложнённые однородными членами; ССП; СПП. Понаблюдайте за расстановкой знаков препинания. Пронумеруйте полученные предложения в таком порядке, чтобы получился текст «В Третьяковской галерее». СПП выпишите и сделайте схемы.

 В доме, специально перестроенном, и в зданиях, примыкающих к нему,

полотно были вынуждены поместить в отдельной комнате, закрытой для посетителей.

 Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, начал собирать картины русских художников с 1856 года и

любуемся картинами замечательных русских художников.

Без Третьяковской галереи мы не представляем себе Москвы и

разместилась галерея.

 

 Третьяков, купивший эту картину, получил от властей предписание не выставлять произведение, изображавшее цареубийство, на всеобщее обозрение, и



всю жизнь оказывал поддержку людям искусства.

 С восторгом мы ходим по музею и

России

 В 1904 году по проекту Васнецова был возведен новый фасад, который

увидеть знаменитую картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

Долгое время он не знал,

до сих пор остается эмблемой галереи.

Оторвавшись от полотен ИИ.Левитана, Шишкина, мы входим в репинский зал, чтобы

скоро ли снимут запрет и картина займет свое постоянное место в зале.

 А теперь смотрим слайды (4 – 10) и проверяем правильность расстановки предложений. Определяем тип текста. (Учитель комментирует каждый слайд).

1) Без Третьяковской галереи мы не представляем себе Москвы и России.


1 предложение – простое. (Вступление. В предложении заключена тема текста).

2) Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, начал собирать картины русских художников с 1856 года и всю жизнь оказывал поддержку людям искусства.


2 предложение – простое, осложненное однородными сказуемыми. (Меценат, спонсор, покровитель.)

3) В доме, специально перестроенном, и в зданиях, примыкающих к нему, разместилась галерея.


3 предложение – простое, осложненное причастными оборотами.(Галерея, музей, выставка. Вернисаж).

4) В 1904 году по проекту Васнецова был возведен новый фасад, который до сих пор остается эмблемой галереи.


4 предложение – сложноподчиненное с придаточным определительным.

5) С восторгом мы ходим по музею и любуемся картинами замечательных русских художников.


5 предложение – простое с однородными сказуемыми. (Картины, полотна, пейзажи).

6) Оторвавшись от полотен ИИ.Левитана, Шишкина, мы входим в репинский зал, чтобы увидеть знаменитую картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». (Репин – русский живописец, передвижник, создатель исторических полотен).


6 предложение – сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным цели.

7) Третьяков, купивший эту картину, получил от властей предписание не выставлять произведение, изображавшее цареубийство, на всеобщее обозрение, и полотно были вынуждены поместить в отдельной комнате, закрытой для посетителей.


7 предложение – сложносочиненное.

8) Долгое время он не знал, скоро ли снимут запрет и картина займет свое постоянное место в зале.


8 предложение – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Обращается внимание на союз-частицу ЛИ.

(Основная часть – со 2 по 7 предложение) Смысловая связь предложений в тексте не только в том, что все они о Третьяковской галерее и ее создателе, но и о чувстве удивления, гордости, преклонения перед людьми-ценителями искусства, прожившими свою жизнь с пользой для общества, оставившими свое имя в веках.
Задание 4. Определите на слух, сколько сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными в тексте-описании картины «Иван Грозный и сын его Иван». (Текст читает ученик)

Над картиной Репин работал в комнате, специально обставленной. Сам кроил черное одеяние для Ивана и серебристую рубаху для царевича.


И вот картина окончена. Собрались гости. Репин отдернул занавеску, и все увидели сумеречный полумрак царских палат, пол, который был покрыт узорными коврами, кресло, что опрокинулось случайно, брошенный жезл. В центре фигуры отца и сына, освещенные ярче.
Только что свершилось убийство, и в ту же секунду понял царь, что случилось непоправимое. И вот перед нами не грозный самодержец, а отец, который судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытаясь остановить кровь. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

 Домашнее задание: написать небольшое сочинение (тип текста – рассуждение), которое могло бы быть заключением первого текста-повествования и второго текста-описания. Обязательно используйте в сочинении сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными. В своём сочинении можно вернуться к началу, к теме, тогда текст получит композиционную завершенность. Одинаковое начало и конец текста акцентируют внимание на его основной мысли, усиливают связь предложений в нем.


Основной мыслью вашего сочинения также может быть ответ на вопрос: «Что значат для нас духовные ценности»?

 В завершении нашего урока мы обратимся к таблице «Значение и строение сложноподчиненных предложений с придаточными определительными и изъяснительными». Прочитайте текст. Какую новую информацию для вас он содержит?



Приложение 1 (Слайды к уроку)

Источники информации

1.Методические рекомендации для учителя. Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Е.В.Бунеева Образовательная программа «Школа 2100» М. «Баласс»2000.


2.Подборка газет «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»
3.Материалы Фестиваля педагогический идей «Открытый урок» Интернет festiyal. 1 September. Ru.
4. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3CD)»
5. Сканированные рисунки и фотографии из различных источников.
6. Быстрова Е.А.Коммуникативная методика в преподавании родного языка. РЯШ-1996, №1.
7.Энциклопедия образовательных технологий. Г.К.Селевко. М. НИИ школьных технологий. 2006
8. Русский язык 9 класс Образовательная система «Школа 2100»