Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка во 2 а классе. Учитель: Богданова Е. Н. 1 34.96kb.
Урок русского языка в 8 классе Учитель русского языка Божко Ольга... 1 114.13kb.
Урок английского языка в 10 классе по теме «Мировые религии» Учитель... 1 68.21kb.
Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание слов с проверяемыми... 1 35.4kb.
Урок русского языка во 2 классе. Учитель: Горбушина И. Ш. Тема: «Предложение». 1 67.62kb.
Урок технологии (девочки) в 8 классе Тема раздела: Рукоделие. 1 90.77kb.
Урок английского языка в 10 классе тема урока : "Экология души" 1 20.39kb.
Сценарий урока английского языка Тема урока: «Д. Байрон и А. 1 118.29kb.
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Предложение». «Осень» в произведениях... 1 90.55kb.
Урок путешествие в 5 классе Учитель Баскина Т. М. 23. 12. 2012г. 1 53.58kb.
Русский язык, литература Тип урока: интегрированный Тема урока русского... 1 106.76kb.
«Эхо планеты». 2013.№17-23 (1253). C. 38-41 Самолёты для диктатуры... 1 115.8kb.
- 4 1234.94kb.
Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым - страница №1/1

Урок русского языка в 8 классе



Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым


Цель урока: познакомить учащихся с правилами употребления тире между подлежащим и сказуемым, формировать навыки употребления тире, развивать мышление, память и речь ученика, воспитывать

трудолюбие.

Девиз урока: «Труд – основа жизни»



Ход урока




  1. Поэтическая минутка.

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение

В. Я. Брюсова «Труд»



В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, -

Золотых, стальных, алмазных, -

Нет священней слова: «труд»!

Троглодит стал человеком

В тот заветный день, когда

Он сошник повел к просекам,

Начиная круг труда.

Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано трудом:

Все довольство жизни нашей,

Все, чем красен каждый дом,

Новой лампы свет победный,

Бег моторов, поездов,

Монопланов лет бесследный, -

Все – наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги –

Воплощенные труды!

В каждом шаге, в каждом миге

Ясно видны их следы.

И на место в жизни – право

Только тем, чьи дни – в трудах:

Только труженикам слава,

Только им – венок в веках!

Но когда заря смеется,

Встретив позднюю звезду, -

Что за радость в душу льется

Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,

Каждый щедро награжден,

Если труд, хоть скромный, малый,

Был с успехом завершен!



После прочтения ученики отвечают на вопрос: Почему нет священней

слова «труд»?


2.Слово учителя о теме, целях и девизе урока.

3.Актуализация опорных знаний:

Что такое грамматическая основа предложения?

В каком падеже в обязательном порядке употребляется подлежащее?

Какие есть виды сказуемого?

4. Изучение новой темы.



  1. Опираясь на знания, полученные на уроках украинского языка, и на материалы таблиц, расскажите об употреблении тире между подлежащим и сказуемым.

  2. При каком виде сказуемого употребляется тире?

  3. Чтение и анализ грамматической сказки «Непостоянная связка»


Непостоянная связка


Жила – была связка быть, охотно связывала подлежащее и сказуемое

в прошедшем и будущем времени, но, как только случалось настоящее время, связка всегда заявляла:

- В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня потрудится тире.

- Хорошо, - согласилось подлежащее, - но при условии, что я буду существительным, числительным или неопределенной формой глагола.

- Согласно, - кивало сказуемое, - но я тоже ставлю свои условия: требования подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте тире перед сравнительными союзами и частицей «не», если сказуемое – существительное.

На этих условиях вместо связки и стало работать тире.


5.Тренировочные упражнения


  • Спиши пословицы, расставляя знаки препинания.

  • Объясни употребление тире. Выучи пословицы.

  1. Труд дело чести доблести и геройства.

  2. Порядок душа всякого дела.

  3. Цена человека дело его.

  4. Хорошее начало половина дела.

  5. Конец делу венец.

  6. Умелые руки помощники науки.

  7. Хорошее слово серебро а хорошее дело золото.

  8. Труд для человека здоровье и жизнь.

  9. Ремесло золотой кормилец.

10.Без дела жить только небо коптить.

  • Прочитайте высказывания выдающихся людей о труде. Объясните употребление тире. Запишите понравившиеся афоризмы. Раскройте их смысл товарищу по парте.



  1. Труд – это единственный титул истинного благородства

(Р. Роллан).

  1. Свободный труд – вот точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир (М. Горький).

  2. Единственная истина – труд; мир сделается тем, во что превратит его труд (Э. Золя).

  3. Для меня жить – значит работать (И. Айвазовский).

  4. Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия (Стендаль).

  5. Истинное сокровище для людей – умение трудиться (Эзоп).

  6. Праздность – мать скуки (Стендаль).

  7. Праздный человек точно часы без стрелок (Ф. Купер).

  8. Труд, окруженный почетом ,– основа культуры (С. Коненков).

  9. Самая большая радость в жизни – делать счастье для других

(М. Дудин)

  • Работа с текстом «Что значит украшать землю»(1-я группа)

  1. Выразительно прочитай текст

  2. Ответь на вопрос, поставленный в заглавии

  3. Найди и выпиши предложения, в которых употребляется тире между подлежащим и сказуемым

  4. Объясни товарищу условия выбора этой пунктограммы.


Что значит украшать землю?


Украшать жизнь– значит сохранять землю, все прекрасное, что есть на ней. Самое главное украшение земли – человек. Умный, честный, нравственный. И если все люди будут такими, тогда они смогут сохранить и еще больше украсить нашу планету. Мы приходим в жизнь, чтобы оставить о себе память. С давних пор считается: жизнь не полная, если ты не посадил ни одного древа.

Из чего складывается духовное богатство личности? Из системы внутренних и внешних связей, которыми человек живет в окружающем его мире. Прежде всего это уважение к человеческому труду, которым в конечном счете сделано все. От коробки спичек до мостов, которые человек возводит через бурные реки.

Вторая мерка, которой человек измеряется в окружающем мире, - способность жить в обществе, коллективизм.

Украшать землю – это значит и со всем жаром сердечным защищать ее от бед.

Улучшать землю – это еще значит улучшать жизнь и самих людей.

Человек – часть природы, только мыслящая. Он подвластен тем же меркам, которыми мы измеряем красоту природы.

Если говорить о красоте, то, как мне кажется, она начинается с естественности. Удовольствие испытываешь, когда уступаешь место женщине, старику, потому что в этот момент ты включаешь себя в систему нормальных человеческих отношений. (По С. Герасимову)


  • Работа с текстом «Человек осуществляет себя и утверждает делом»(2-я группа)



  1. Прочитай текст про себя.

  2. Определи его главную мысль.

  3. Используя материалы текста, составь предложения, в которых сказуемое было бы составным именным.

Человек осуществляет себя и утверждает делом. Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам.

С младых ногтей должно усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от государства, а делайте для него все, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.

Работа имеет высший смысл – это единственный путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни на том месте, которого ты достоин. Это и путь самосовершенствования. Ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Ю. Бондареву.)


  • Самостоятельная работа с деформированными записями

Запиши предложения, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания.

  1. (Ни)чего (не)сделать (ни)чего (не)достигнуть (ни)чего (не)добит(?)ся (ни)чего (не)получить в продолжение целого года это значит потерять год значит (не) жить в продолжение целого года. (В. Г. Белинский)

  2. Счаст(?)е это труд. Счаст(?)е это видеть плоды своего труда счаст(?)е это сознавать что ты строиш(?) её будущее. (В. П. Катаев)

  3. Патриот тот кто в самые трудные минуты для Родины берет(?)ся

за самые трудные её дела. (П. А. Павленко)

  1. Время труд чес(?)ность знание умение владеть собой физические умственные и нравственные силы человека единственные творцы всякого богатства (К. Д. Ушинский)

  2. Общий закон есть стремление (к) счаст(?)ю и все более широкое его осуществление. (В. Г. Короленко).

  3. Подведение итогов урока.

  4. Поэтической минуткой завершается урок, учитель читает стихотворение В. Брюсова «Работа»


Работа



Единое счастье – работа,

В полях, за станком, за столом, -

Работа до жаркого пота,

Часы за упорным трудом!

Иди неуклонно за плугом,

Рассчитывай взмахи косы,

Клонись к лошадиным подпругам,

Доколь не заблещут над лугом

Алмазы вечерней росы!

На фабрике в шуме стозвонном

Машин, и колес, и ремней

Заполни с лицом непреклонным

Свой день в череду миллионов

Рабочих, преемственных дней!

Иль – согнут над белой страницей, -

Что сердце диктует, пиши:

Пусть небо зажжется денницей, -

Всю ночь выводи вереницей

Заветные мысли души!

Посеянный хлеб разойдется

По миру; с гудящих станков

Поток животворный польется;

Печатная мысль отзовется

Во глуби бессчетных умов.





Домашнее задание. 1)Выучить правила,

  1. написать мини-сочинение «Труд – основа» с построением предложений, в которых сказуемое составное именное,

3) выучить наизусть стихотворение «Работа» Брюсова.