Урок русского языка по теме «Сочинение по картине К. Д. Юона «Мартовское солнце» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце» 1 66.71kb.
«Рассматривание репродукции картины К. Ф. Юона «Мартовское солнце» 1 45.05kb.
Сочинение по картине со сложной композицией сочинение по картине К. 1 152.15kb.
Конспект урока по развитию речи в 6 классе по теме: «Подготовка к... 1 54.94kb.
Сочинение-описание по картине А. М. Герасимова «После дождя. 9 2810.9kb.
Практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. 1 126.46kb.
Сочинение описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» 1 93.8kb.
Урок русского языка в 8 классе Учитель русского языка Божко Ольга... 1 114.13kb.
Урок по теме занятия «Надежда Дурова «Записки кавалерист-девицы» 1 44.07kb.
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской "Утро" 1 37.23kb.
Сочинение описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1 26.95kb.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после... 1 56.11kb.
- 4 1234.94kb.
Урок русского языка по теме «Сочинение по картине К. Д. Юона «Мартовское солнце» - страница №1/1

Урок русского языка по теме «Сочинение по картине

К.Д. Юона «Мартовское солнце» по опорным словам».

Цель урока: (Слайд)

  • познакомить с жизнью и творчеством великого русского художника Константина Фёдоровича Юона;

  • формировать у учащихся умение наиболее точно, правдиво и ярко описывать картину, связно строить текст в определённой композиционной форме;

  • развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

  • создать условия для воспитания эстетического восприятия произведений искусства, развитию чувства прекрасного, любви к природе, к Родине.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, слайды, презентация к уроку, карточки с опорными словами на каждой парте, музыка на компьютере, рисунки подснежников, книжечки с пословицами и загадками о весне.

Методические приёмы: выразительное чтение стихотворений; индивидуальные сообщения; анализ иллюстрации картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»; слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март»; подборка детьми пословиц и загадок о весне, оформленных книжечкой; работа над лексическим значением слов; написание сочинений детей на рисунках подснежника.

Ход урока.

I Сообщение темы и целей урока. (Слайд)

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце» с использованием опорных слов. (Слайд – тема урока)

- Цель нашего урока: (Слайд - цель урока).

Учитель: Наша задача заключается в том, чтобы научиться выражать собственные мысли и чувства при описании картины. Хочется, чтобы он стал уроком настроений, раздумий, красоты и доброты.

II Беседа о весне: (звучит музыка Чайковского «Март».)

--Судя по названию картины, о каком времени года пойдет речь? Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева и думайте ответ на вопрос, как природа встречает приход весны?



  1. Синхронное чтение стихотворения Тютчева на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март». ( читает Жума Каканова)

СЛАЙД – к стихотворению + МУЗЫКА Чайковского

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…(Ф.И. Тютчев)

--Какое время года воспевает в своем стихотворении Ф.И.Тютчев? (Он воспевает весну). ---Как природа встречает приход весны? (вид земли печален, природа ещё не проснулась, но уже услышала шаги весны и невольно улыбнулась)

--Мы не случайно начали урок с музыки П.И. Чайковского и стихотворения Тютчева, ведь и композиторы и поэты воспевают в своих произведениях приход весны.

3. Вопросы о весне:

--Какое ассоциации у вас возникают при слове «весна»?

2. Чтение пословиц о весне, подготовленные детьми дома:

--Какие вы знаете пословицы и поговорки о весне? Посмотрите в свои книжечки.



  • Весна красна цветами, а осень плодами.

  • Весенний день год кормит.

  • Увидел грача – весну встречай.

  • Пришла весна – так уж не до сна.

  • Весна отмыкает ключи и воды.

  • Весна цветы рассыпает, зима снег просыпает.

  • Как ни злись метелица, всё весной повеется.

  • Осень - прикажет, а весна придет – своё скажет.

(Сообщение о весне – Емиков Стёпа) СЛАЙД - ВЕСНА

Ученик: Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны. Весна – это победа солнца, света. Весна – это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю. Весна – это победа зелени. Благодаря солнцу появятся почки, из них – зелёные листочки.

---Картина называется «Мартовское солнце». Какие основные особенности марта вы знаете?

Ученики: Тает снег, прилетают первые птицы – грачи, солнышко греет сильнее. Март - месяц перехода от зимы к весне, когда на улицах еще лежит снег, сугробы покрываются ледяной темнеющей коркой, а солнце начинает заметно пригревать.

---А какие пословицы и поговорки вы приготовили о марте? Зачитайте.



  • Март с водой – апрель с травой.

  • В марте курица из лужицы напьётся.

  • Март – весна света, он зиму кончает, весну начинает.

  • Март у зимы шубу купил, а через три дня продал.

  • Кто в марте сеять не начинает, тот о своем добре забывает.

  • Март на порог заступает - зима за околицу убегает.

Сообщение о марте (Каширская Кристина) СЛАЙД - МАРТ

Март – это особый месяц, когда весна только вступает в свои права. На обочинах еще лежит подтаявший снег. Он нежится в лучах мартовского солнца, весело смеется – и незаметно тает. Деревья радуются приходу весны, но они пока еще не готовы обзавестись роскошной листвой. Просто все понимают, что мартовское солнце – это обманчивая теплота, которая не готова радовать собою долго.

III Знакомство с биографией и творчеством К.Ф. Юона.

--- Весну воспевали не только музыканты, но и художники.

--- С произведениями каких великих русских художников вы познакомились на уроке «В мире интересного»?

(Слайд – портрет) ---Одним из таких великих художников был Константин Фёдорович Юон.

К.Ф.Юон родился в 1875 году и умер в 1958г.



СЛАЙД - АВТОПОРТРЕТ Судьба всячески благоволила Юону, Он прожил долгую жизнь - 83 года.
Слайд --- ЛЕФОРТОВО Детство его прошло на московской окраине в Лефортово, одном из самых интересных районов старой Москвы. Слайд - ТРЕТЬЯКОВКА Неизгладимое впечатление произвело на него посещение Третьяковской галереи, после которого он твердо решил стать художником и поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Слайд - бывшее училище. Там его учителями были такие выдающиеся художники, как И. И. Левитан, К. А. Коровин, А. М. Васнецов, К. А. Савицкий.
Ему было присвоено звание народный художник СССР.

И хотя Юон вошел в историю русского искусства многогранным художником, наибольший интерес представляет творчество СЛАЙД - ЕГО КАРТИНЫ Юона-пейзажиста, он обогатил живопись новым архитектурным пейзажем, своеобразным изображением природы Подмосковья, старой русской провинции. ---- Ребята, а что такое пейзаж? (Это картины природы). А художника, который пишет пейзажи, называют – пейзажист.

Юон был безгранично влюблен в Россию, он умел раскрыть ее неповторимую красоту в скромных пейзажах Подмосковья. Юон любил радость и красоту в природе и жизни, охотнее всего изображал солнце, снег, полную света весну, а также ослепительную зиму и яркое лето. Он совершенно не боялся белого цвета. Его зимние пейзажи утопают в искрящемся на солнце снеге. Ведь с именем художника связаны такие понятия как «юоновский пейзаж», «юоновская зима», «юоновская весна» - т.е. картины природы, которые сумел по – своему увидеть и запечатлеть художник Константин Фёдорович Юон.

Слайд слова ЮОНА ---- К.Ф.Юон писал: ”Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живёт рядом с ним и вокруг него”.

И до конца жизни он жил с желанием дарить это счастье людям, дарить счастье своими великолепными, эмоциональными пейзажами.



IV Рассматривание картины.

--Сегодня мы будем писать сочинение по его картине, которая называется «Мартовское солнце».

--Перед вами сейчас предстанет репродукция картины, давайте сначала вспомним, что такое репродукция?

Репродукция – это уменьшенная копия картины.

---Как вы думаете, где хранится подлинник этой картины? (Он хранится в Третьяковской галерее.) Слайд ---Третьяковская галерея.



-- Рассмотрите молча картину. Звучит музыка П.И.Чайковского « Времена года».



---Написанная в 1915 году картина К. Ф. Юона «Мартовское солнце» --- известнейший пейзаж выдающегося русского художника. К. Ф. Юон написал эту картину после бури и сильного снегопада, которые длились девять суток.

Юон писал: "Я начинаю терять надежду на то, что мой март принесет плоды" но он дождался мига, когда можно было выйти на улицу с холстом и красками: "Сегодня был тихий солнечный день, - я так его ждал; и устал безумно..."


V Беседа по содержанию картины.

-- Каковы ваши первые впечатления от картины? Понравилась вам картина?

— Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

--Какое настроение было у художника, когда он увидел этот пейзаж? (радостное, светлое)

-- Как вы думаете, почему художник назвал картину «Мартовское солнце»?

c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

--Давайте попутешествуем внутри картины и исследуем, что же поразило художника ранней весной и каким открытием он хочет с нами поделиться?

--Что привлекло ваше внимание на переднем плане? жанровая сценка: деревенские ребятишки на лошадях

--А ещё кого видите в центре картины? (жеребёнок резвится, весь в снегу, собака с ним играет)

--Какое у них настроение? (радостное, весёлое, счастливое)



-- Предлагаю вам воспользоваться таблицей и выбрать 2 – 3 слова, которые помогут вам передать настроение детей.

ЧУВСТВА

НАСТРОЕНИЕ

удивление

грустное

испуг

праздничное

очарование

счастливое

восторг

весёлое

восхищение

бодрое

волнение

ликующее

радость

спокойное

вдохновение

радостное

--С какой целью в пейзаж включена жанровая сценка? (они приносят в картину жизнь, движение)

--Давайте мысленно уберём их из картины. Что изменилось?

Пейзаж не существует сам по себе, он тесно связан с жизнью человека, его трудом, и не случайно художник изображает на переднем плане двух деревенских ребятишек на лошадях. Эти ребятишки сразу наполняют картину жизнью, движением – и пейзаж весь преображается.
c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

--Что ещё изобразил художник в центре? - деревья (Стройные белоствольные березы, величавые тополя, от деревьев падают длинные синеватые тени).

-- Опишите деревья. (Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви, тянутся к солнцу).

c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

--Что можете сказать о снеге? (синеватый, осевший, потемнел, подтаял)



Большое место в картине отведено изображению снега. Но снег у художника не просто белый, он переливается всеми цветами: то ослепительно сверкает на солнце, поражая белизной, то переходит в густые сине - фиолетовые тона.

c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

--Как художник изобразил небо? (Ясное, голубое, высокое, чистое, оно большое-большое, без конца и без края).



c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

--Изображено ли на картине само солнце? (Нет).

--Каким образом автор показал его присутствие? Его на картине нет, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг.

c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

--Как думаете, какой воздух? (Прозрачный, легкий, чистый, свежий, морозный).

-- Можете представить, чем пахнет весна на картине? (свежестью, талым снегом, первой водой, лошадками)

c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

--Что изображено на заднем плане? Деревенская улица, уходящие вдаль дома на пригорке. Пригорок, – это небольшой холм, бугор.



c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

--Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику? (Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек).

Какие краски использовал мастер кисти, чтобы показать своё отношение к весне? Он использовал розовато – голубой, сиреневый, золотистый, бело – розовый цвета на картине. Такой колорит, т.е. сочетание различных цветов, цветовая гамма, цветовое решение помогает художнику передать настроение весеннего дня).

--Какие чувства, желания у вас вызывает картина? Можете использовать эту же таблицу



ЧУВСТВА

НАСТРОЕНИЕ

--Итак, какова тема картины, а соответственно и нашего сочинения? (приход весны)

--- А что такое тема текста? (тема текста – это то, о чём говорится в тексте)

--- А что такое главная мысль? (Главная мысль – это то, что хотел сказать автор своим произведением)

-- Какова же главная мысль? (красота, весеннее пробуждение природы)

--Каков, по-вашему, замысел картины? Что хотел сказать художник своей картиной? Эта картина о том своеобразном настроении, о радостном предчувствии, которое испытывает человек в конце зимы --- всё истомилось, всё ждёт тепла и света.

--Как вы думаете, как Юон относился к своей Родине?

Ученики: То, как он сильно любил свою Родину, её прекрасные уголки, необозримость её просторов, и хотел этим поделиться с нами, чтобы мы тоже любили свою Родину так, как К.Ф.ЮОН.

c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

Рассказ учителя по содержанию картины. Сколько прекрасных полотен созданы художниками. В них они передали свою увлеченность красотой родной земли! «…Все это - шедевры, без которых человек станет беднее. Они будто напоминают нам: «Люди, подождите! Оглянитесь вокруг - мир удивительный и неповторимый. В каждом цветке и в каждой снежинке, в каждой веточке и росинке, в каждом рассвете и закате - беспрерывная работа природы, которая вам дарит красоту». Картина «Мартовское солнце» переносит нас в те времена, когда русские крестьяне строили свои дома из дерева. Они были большие, добротные, уютные. Под их крышей жила по обыкновению большая семья. Из такого жилья выходило в поле сразу мужчин десять. Пока что до полевых работ далеко и семья занималась каждый своим делом.
Великий художник К.Ф.Юон запечатлел на полотне тот радостный момент, когда наступает первая весна, названная М. М. Пришвиным "весною света». Мартовское солнце на восходе зажигает стволы и ветви деревьев ярким пламенем. На снегу - длинные тени от деревьев, от коней, которых оседлали сельские ребятишки. Протоптанной тропой отправились они куда-то за село, обращает внимание гряда высоких берез. Позолоченные солнцем деревья, будто исполинские сторожа, застыли возле домов крестьян. Может, посажены они дедами-прадедами жителей этого села.
Внимание зрителей привлекает забавная сценка: ярко-красный в солнечных лучах жеребенок только что принял снежную ванну и еще не успел отряхнуться. Черная собака с негодованием облаивает «снежное чудовище». Смотришь на картину и ощущаешь удивительное состояние покоя и умиротворения, которым буквально дышит полотно. Хочется надолго сохранить в памяти этот удивительный сельский пейзаж, ощутить себя всадником и проскакать заснеженной улицей на окраину села, взглянуть в голубую даль, откуда неторопливо идет весна…


Физминутка. c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

VІІ Эпиграф.

-- Многие писатели перед началом своих произведений (сочинений) используют эпиграф – короткий текст (обычно), отрывок из стихотворения, пословица, помещаемый автором впереди своего произведения. Эпиграф содержит основную тему произведения.

-- Используем его и мы: прочитаем его вслух (хором).

«Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года».

А.С. Пушкин

--Что названо утром года?

-- Запишите число, тему урока, эпиграф.

c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

VІІІ Составление плана.

--А сейчас мы с вами составим план нашего сочинения. Чтобы составить план, надо подумать, какой тип текста мы будем писать. ( Слайд с таблицей «Типы текстов»).

Ученики: это тип текста описание, потому что мы будем описывать картину, к тексту можно задать вопрос КАКОЙ?

--Сколько частей будет в нашем плане?

Ученики: В нашем тексте будет 3 части.

--Какие?


Ученики: Вступление, основная часть и заключительная.

--О чём будем писать во вступительной части? С чего начнём наше сочинение?

Ученики: Слово о художнике. К.Ф.Юон – мастер пейзажа. Его картины природы жизнерадостны, праздничны.

--О чем будем писать в основной части?

Ученики: Будем описывать картину.

-- С чего надо начать описание пейзажа?

Ученики: Надо сказать, что на картине художник изобразил время года – раннюю весну, а затем описывать то, что на переднем плане, затем в центре, а затем на заднем плане.

--А в заключении?

Ученики: Моё отношение к картине или какое настроение вызывает картина.

План.

І К.Ф. Юон - мастер пейзажа.

ІІ Описание картины:


  1. пробуждение природы.

  2. жанровая сценка;

  3. деревья – великаны;

  4. описание снега;

  5. изображение неба, солнца, воздуха;

  6. деревенская улица.

ІІІ Моё отношение к картине.

Таблица на слайде и на листочках:



---Расставить опорные слова к пунктам плана. Слайд с опорными словами

І К.Ф. Юон - мастер пейзажа.


написал много, жизнерадостны, праздничны

ІІ Описание картины:

  1. время года;




ранняя весна, время пробуждения природы,

2) жанровая сценка;


деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка, приносят жизнь, движение

3) деревья;


высокие, белоствольные красавицы - берёзы; тополя, величаво раскинувшие свои ветви, тянутся к солнцу

4) снег;


синеватый, подтаял, осел, видны голубые тени

5) небо,


голубое, ясное, высокое, чистое, большое – большое, без конца и края

солнце,


виден розоватый, золотистый свет, пронизано все вокруг


воздух;


прозрачный, чистый, свежий,

6)деревенская улица.

вдали на пригорке, добротные дома

ІІІ Моё отношение к картине.





X Словарно-орфографическая работа.

Слайд – словарная работа

бел . ствольная, б . рё . ки, т . п .ля, в . л . каны,

п . т . мнел, нрави . ся, из . бр . зил.

c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

XІ Рассказ учащихся по плану.

К.Ф. Юон – мастер пейзажа. Он написал очень много красивых картин о природе. Его картины праздничны, жизнерадостны.

На картине «Мартовское солнце» Юон изобразил раннюю весну – время пробуждения природы. Снег лежит ещё повсюду, но уже потемнел, осел. Он переливается всеми цветами. На снегу видны голубые тени от деревьев. Белоствольные берёзки и тополя стоят, как великаны. Они тянутся своими ветвями к солнцу. Солнца на картине нет, но повсюду виден его сияющий свет. Небо голубое, высокое, чистое. Оно большое – большое, без конца и без края. Воздух чистый, прозрачный, свежий. Внимание привлекают деревенские ребятишки, скачущие на лошадях. Весело резвится жеребёнок, с ним играет собачка. Вдали на пригорке стоят большие добротные дома.

У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

--- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске.



У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде картины ранней весны.

Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первое пробуждение природы.

c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

---Какие художественные приёмы можно применить в сочинении?

(Сравнение, олицетворение, метафора)

--- Что такое сравнение?

Ученики: СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого.

---Например.

Ученики: Деревья стоят, как великаны.

--- Что такое олицетворение?

Ученики: Олицетворение – это такой художественный приём, при котором мир природы отождествляется с миром людей. Когда неживые предметы выполняют действия живых. --- ---Например: день улыбается, природа радуется, пробуждается.

---Что такое метафора?

Ученики: Метафора – это употребление слов в переносном значении.

Например: весна – девица - красавица

---Включите фантазию. Мысленно переместитесь внутрь картины, представьте себя частью пейзажа. Посмотрите по сторонам, но изнутри, и отношение к картине сразу появится. Возможно, вам станет холодно от того, что кругом лежит снег, а может быть, вы ощутите первое тепло мартовского солнца. Вот о своих ощущениях и пишите.



c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0088542.wmf

Речевая подготовка.

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов.

Задание №1

Найдите ошибку:



Снег такой весь белоснежный.

Художник очень любил рисовать пейзажи. Художник изобразил на картине раннюю весну.

--- Как правильно записать предложения?

Ученики: существительные заменить местоимением или синонимами.

Задание № 2



Подберите синонимы к словам.

Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует)

Картина – полотно, репродукция.

Блестит – искрится, сияет, сверкает.

Поражает – удивляет, изумляет.

XІІ Работа в тетрадях.

Помните о том, что лучшее сочинение то, которое отличается от всех. Оно оригинально, нестандартно, а этого можно добиться только описанием своих ощущений, ведь они у каждого свои.

-- Наступило время для творчества. Дайте свободу своему воображению. В добрый путь! (Дети пишут, пока звучит музыка).









XlІl Итог урока. Рефлексия. Оценки.

Ребята, если вам понравился урок, и вы считаете, что работали отлично – обведите большой букет подснежников. Если вы работали хорошо. То обведите букет среднего размера, а если плохо и урок не понравился - маленький. Дома раскрасите этот букет карандашами или красками.



подснежникподснежник подснежник

Сочинение дети пишут на листах с подснежниками, затем оформляется в классе стенд с сочинениями.