Урок проводился с ученицей 4 класса Бобаедовой Машей Тема урока: Полифония и её исполнение в классе фортепиано дмш - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок технологии (девочки) в 8 классе Тема раздела: Рукоделие. 1 90.77kb.
Урок путешествие в 5 классе Учитель Баскина Т. М. 23. 12. 2012г. 1 53.58kb.
План-конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен... 1 121.56kb.
Урок русского языка во 2 а классе. Учитель: Богданова Е. Н. 1 34.96kb.
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны 1 45.29kb.
Урок английского языка в 10 классе по теме «Мировые религии» Учитель... 1 68.21kb.
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока:... 1 51.5kb.
Интегрированный урок в 11 «а» классе, посвященный 65-летию Победы... 1 75.54kb.
Р. А. Еникеева, преподаватель по классу фортепиано моудод «Красногорская... 5 1827.15kb.
Урок музыки в 5 классе Тема урока: «Третье путешествие в музыкальный... 1 75.01kb.
Урок чтения в 1 классе. Тема. Зимние гости. Цели и задачи урока. 1 72.77kb.
Конкурс «Сказочный мир Михаила Врубеля» 1 92.06kb.
- 4 1234.94kb.
Урок проводился с ученицей 4 класса Бобаедовой Машей Тема урока: Полифония и её исполнение - страница №1/1

Урок проводился с ученицей 4 класса Бобаедовой Машей
Тема урока: Полифония и её исполнение в классе фортепиано ДМШ.

Цель урока: Систематизация и обобщение  знаний полифонии, более глубокое их осмысление посредством анализа и исполнения двухголосной инвенции   f-moll  И. С. Баха.

Задачи:

  1. Продолжить развитие навыков полифонического мышления у ученицы.

  2. Продолжать расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта: памяти, внимания, мышления, воображения.

  3. Просмотреть все разделы произведения, выявить каденции, тональный план.

  4. Осознать фразировку, кульминацию.

  5. Продолжить поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании.

Учебный материал: Двухголосная инвенция И. С. Баха f-moll.
План урока.

  1. Теоретическая часть. Сведения об истории создания произведения.

  2. Работа над двухголосной инвенцией И. С. Баха f-moll.

  3. Домашнее задание.


Ход урока.
Преподаватель рассказывает ученице о том, что работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку музыкант развивает и углубляет на всем протяжении обучения. Сборник И. С. Баха «Инвенции и симфонии», благодаря художественной содержательности образов и полифоническому мастерству, представляет большую ценность и является одним из важных и обязательных разделов педагогического репертуара в области полифонии. Известно, что для обучения музыке своего сына Вильгельма Фридмана И. С. Бах начал записывать в специальную тетрадь полифонические упражнения.  И уже в 1723 г. появляется окончательный вариант сборника: 15 двухголосных инвенций и 15 симфоний.

Вопрос ученице: Что значит слово «симфония»?

Ответ: Это произведение, которое исполняет симфонический оркестр.

Далее следует продолжение рассказа: во времена, когда И. С. Бах писал свою музыку, слово «симфония» означало инструментальное произведение. Почти не употреблявшимся в то время словом «инвенция» (от латинского inventio – изобретение, открытие) И. С. Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им двухголосных пьес. В своих рукописях И. С. Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры, расшифровки украшений. 



Вопрос ученице: И. С. Бах оставил рукописи, но посмотри в текст, что ты там видишь кроме текста?

Ответ: лиги, стаккатто, обозначения темпов.

Вопрос ученице: Но если И. С. Бах их не писал, то кто это сделал?

Ученица не смогла ответить на поставленный вопрос и педагог объяснила, что это сделал Ферруччо Бузони, который много лет посвятил изучению музыки И. С. Баха. Этот выдающийся музыкант-исполнитель дал большие сопроводительные пояснительные тексты к произведениям, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения. Также он все расшифровки украшений вписал в текст произведений, что мы и видим в нашей инвенции.

Ученику предлагается сыграть произведение. Педагог говорит, что тема в инвенциях И. С. Баха – ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всего произведения. Предлагается сыграть тему. Следует работа над правильным звукоизвлечением, над фразировкой в теме.

Далее последовала работа с произведением по его форме.



Вопрос ученице: Какие разделы есть в инвенции? И что в них происходит?

Ученица затруднилась с ответом, после чего преподаватель показала границы разделов и предложила ей исполнить экспозицию, объяснив при этом, что это такое.



Вопрос ученице: В какой тональности заканчивается первый раздел?

Ответ: Экспозиция заканчивается в до миноре.

Педагог пояснила, что после экспозиции в произведении следует разработочный раздел, который почти совершенно симметричен первой части.



Вопрос ученице: Какой голос первым начинает диалог?

Ответ: Верхний голос.

Вопрос ученице: А что же есть в этой части такого, чего нет в других?

Ответ: Кульминация.

Ученице предлагается сыграть инвенцию без разработочной части, после чего преподаватель и ученица выяснили, что в таком виде произведение звучит несуразно, неинтересно и непонятно. Следовательно, разработочный раздел очень важен и является, практически, главным.

Далее преподаватель предложила ученице проследить, что же происходит в третьем разделе. Его нельзя считать самостоятельным, он является дополнением ко второму разделу.

Вопрос ученице: Что на твой взгляд здесь самое главное? В какой тональности мы оказались и что нас к этому привело?

Вместе с учителем Маша полностью проследила третий раздел ещё раз. Преподаватель обратила внимание ученицы на восходящий ход путем однократного проведения темы, который победно ведет в главную тональность.



Вопрос ученице: Мы можем «пожертвовать» каким-нибудь разделом?

Ответ: Конечно, нет.

Для того чтобы ученик не терял из виду целое, необходимо, чтобы он постоянно слышал пьесу целиком. Когда ученик играет инвенцию целиком, в работу включаются новые музыкальные задачи. Одна из них – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании.



Вопрос ученице: Какое отличие в звучании двух голосов?

Ответ: Каждый голос имеет свою мелодию.

Преподаватель уточнила, что да, каждый голос имеет свое «лицо», характер, окраску. Далее последовала работа над характером звука, звукоизвлечением. Добивались нужного туше: более звонкого, открытого звука в верхнем голосе;  более густого, основательного, солидного и благородного звука в басу.

Ученица играла темы в разных голосах с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой голос.

Далее последовало домашнее задание: осмыслить форму инвенции И. С. Баха и добиться правильного её исполнения.

Поставленные задачи на уроке были выполнены, цель достигнута. Урок прошёл интересно, в хорошем темпе. Ученица показала знания изученных ранее тем, терминологии, изученной на данном этапе обучения. Также можно отметить, что ученица хорошо владеет текстом изучаемого произведения и хорошо понимает педагога. На уроке была хорошая атмосфера сотрудничества. Педагог в своей работе использовала различные методы. Достаточно часто педагог сама исполняла некоторые фрагменты произведения.

  Работа над инвенциями И. С. Баха помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора.  Изучение двухголосных инвенций много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально-пианистической подготовки в целом. Звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно значительна роль работы над инвенциями в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести напевную мелодическую линию.



Урок проведен на хорошем уровне и может служить примером методически грамотно проведенного занятия.