Урок. Предметы: история и информатика. Тема: Русская к ультура XVIII. Создание многоколоночной страницы в ms word. Продолжительность - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок. Предметы: история и информатика. Тема: Русская к ультура XVIII. Создание многоколоночной - страница №1/1

Бинарный урок.

Предметы: история и информатика.

Тема: Русская культура XVIII.

Создание многоколоночной страницы в MS Word.



Продолжительность: 45 минут.

Цель урока: Систематизация знаний по теме «Русская культура XVIII» через организацию информации в MS Word.

Задачи урока:

Обучающая:

  • ознакомить обучающихся с основными достижениями русской культуры XVIII века, научить оформлять страницу- журнал в MS Word.

Развивающая:

  • продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;

  • развивать кругозор, познавательный интерес, совершенствовать навыки самоанализа и самоконтроля, развивать мышление и память, умение вести грамотный диалог с компьютером, анализировать события и давать им оценку

Воспитательная:

  • повышать интерес к предметам (история и информатика), общую и информационную культуру, воспитывать усидчивость, терпение, бережное отношение к компьютерной технике, прививать учащимся навыки самостоятельной работы.

Тип урока: комбинированный урок

Форма проведения: творческая практическая работа

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-поисковая, проектная.

Оборудование урока:

1.Компьютер с мультимедийным проектором

2.Компьютерная презентация

4. Компьютеры для обучающихся

5. Раздаточный материал «Основные направления русской культуры XVIII века»

Урок проводится в компьютерном классе совместно учителем истории и учителем информатики.



План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин

  2. Изучение нового материала – 7 мин.

  3. Видеофильм «Русская культура XVIII» - 6 мин.

  4. Повторение основ работы в MS Word. Принцип создания многоколоночной страницы.

  5. Работа в текстовом редакторе MS Word – 10 мин

  6. Закрепление изученного материала – 5 мин.

  7. Подведение итога урока – 1 мин.

  8. Комментарий к домашнему заданию – 1 мин.

  9. Рефлексия – 2 мин.

10. Объявление оценок за урок – 1 мин
Ход урока
Организационный момент
Учитель истории: Добрый день!

Учитель информатики. Здравствуйте! Сегодня у нас интегрированный урок: истории и информатики. Урок объединит темы двух предметов: «Русская культура XVIII века» и «Работа в MS Word.»

Учитель истории: Сегодня на уроке мы поговорим о изменениях направлений и дальнейшем развитии русской культуры в XVIII веке, узнаем, какая о направлениях существовавших в русской культуре XVIII века, познакомимся с архитекторами, живописцами, скульпторами того времени.

Учитель информатики: А так же вы научитесь создавать и форматировать многоколоночные станицы в документ MS Word для создания печатных изданий. В конце урока, пользуясь полученными знаниями, вы подготовите альманах «Русская культура XVIII века».
Изучение нового материала
Учитель истории. На прошлых уроках мы с вами выяснили, что начало XVIII века было очень насыщено реформами Петра I не только в переустройстве структуры управления государства, но и в быт русского народа. Какие изменения ввел Петр I в обычную жизнь русского народа?

Ответ:

Презентация. Слайд 5.(ножницы – пострижение бород, платье французского покроя и парик – смена внешнего облика дворян, трубка – курение, газета – «Ведомости»)

Учитель истории: XVIII столетие открывает новый период русской культуры – культуры Нового времени. В XVIII в. произошел решительный поворот от религиозной к светской культуре. Возрастает значение человеческой личности, что находит отражение в искусстве. Культура нацелена на служение государственным потребностям. Ее пронизывает гражданский патриотизм. Необычно ускоряются темпы культурного процесса. Динамично меняются жанры и стили. Культурный процесс становится более разнообразным. Особое влияние на развитие культуры оказали Петровские реформы, которые способствовали не только экономическому, но и культурному подъему государства. В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и в строительство. Они выражают мощь и величие русской империи. Если в период IX – XVII вв. строились преимущественно культовые сооружения – церкви, монастыри, то в XVIII в. русская архитектура осваивает незнакомые прежде разновидности светских зданий: административные, промышленные, научные, а также массовое типовое строительство. Зодчество осваивает новые стили: барокко и классицизм. В стиле барокко работали такие талантливые архитекторы как Доминико Трезини создавшего собор Петропавловской крепости (1712-1733 гг.). Интерьер Петропавловского собора напоминает не церковь, а нарядный зал особняка. Это собор стал усыпальницей Романовых от Петра I до Николая II. Из гражданских построек Трезини сохранился Летний дворец Петра I (1710-1714 гг), здание 12 коллегий (1722-1734 гг.) (ныне университет). В Москве в стиле барокко был построен Лефортовский дворец для фаворита Петра I – Лефорта (1697 -1699 гг.) зодчим Аксамитовым. На Чистых прудах построена церковь Архангела Гавриила (1701-1707 гг) архитектором Зарудным. В 1702 г. в Кремле возведено здание Арсенала архитекторами Ивановым, Конрад. Развитие стиля барокко связано с именем Растрелли. Наиболее крупные работы Растрелли: Большой дворец в Петергофе (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец (1762 г.), Смольный монастырь (1764 г.) в С-Петербурге. Яркий след оставил русский архитектор Ухтомский Дмитрий Васильевич. Его известные постройки: колокольня Троице-Сергиевской лавры (1770 г.) в г. Сергиев Посад, Красные ворота в честь коронации Елизаветы Петровны (1753 г.). С 60-х годов XVIII века в зодчестве появляется новый стиль – классицизм. Ярким представителем этого стиля стал Божков Василий Иванович создавший: дом помещика Пашкова (1786 г.), Михайловский замок в С.-Петербурге (1799 г.). его работы отличают: искусство планировки, смелость композиции, изящество формы. Казаков Матфей Федорович в1782 г. возвел Петровский дворец, построил Сенат в Кремле (1787 г.), здание Московского университета (1793 г.), усадьбу Демидова с «золотыми комнатами» (1791 г.). Архитектура и строительство XVIII века и сегодня являются не только украшениями русских городов, но шедеврами мирового значения.

В живописи XVIII века также как и архитектуре происходит перелом, переход от религиозной культуры к светской. Происходит переход к новым жанрам. Это, прежде всего, портреты, исторические композиции, миниатюра. Появляются новые живописные средства: объемность, светотень, анатомически правильное изображение тела. Никитин Иван Никитич (1685-1742 гг.). Он неоднократно писал портреты самого Петра I при жизни и на смертном одре. В парадном портрете Г.И. Головкина (1726г.) изображен видный государственный деятель. <<Портрет напольного гетмана>> (1720-е гг.). Художник изобразил пожилого человека, как бы уставшего от долгих трудов человека. Середину XVIII в. Представляли портретисты И.Я. Вишняков (1699-1761 гг.) <<Портрет Cарры Фермор>> (1749г.); А.П. Антропов (1716-1795 гг.) <<Портрет статс-дамы А.М. Измайловой>> (1759 г.) <<Петр III>> (1762 г.); И.П Аргунов (1729-1802 гг.), крепостной Шереметевых , <<Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме>> (1784 г.) и другие. Их парадные портреты отличают нарочитость в позировании модели, дань парсуне (локальность цветов, плоскостность, застылость, узорочье.) В лучших работах видны выразительность, поэтичность образов. В живописи конца XVIII в. Вершиной портретного искусства заслуженно считают работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Рокотов Фёдор Степанович (1736-1808 гг.). Наиболее известные портреты Ф.С. Рокотова: Н.С. Струйский (1772 г.), поэт В.И. Майков (1778 г.); очаровательные, одухотворённые дамские портреты <<Неизвестная в розовом>> (1770-е гг.), Е.Н. Орлова (1779 г.). Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822 гг.). Наиболее полно и целостно Левицкий выразил своё понимание трактовки образа в парадном портрете в серии смольнянок – воспитанниц Смольного института благородных девиц (1773-1776 гг.) Художник изобразил каждую из 7 воспитанниц в определённой сюжетной ситуации, в характерной позе (танцует, музицирует, разыгрывает театральную сценку, демонстрирует опыт и т.д.). Портретируемые не позируют, они живут. Необычен парадный портрет с бытовыми мотивами богача и филантропа П.А. Демидова (1773 г.). Портрет Екатерины II – законодательницы (1783 г.). Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.). Портрет М.И. Лопухиной (1797 г.) полон лёгкой грусти и поэтической мечтательности. Он пленяет нежной меланхоличностью, и удивительной мягкостью внутренней гармонией. В образе императрицы Екатерины II, изображённой без всякой торжественности во время прогулки по Царскосельскому парку (1794 г.). <<Портрет сестер А.И. Безбородко с дочерьми >> (1803 г.) – групповой портрет, наглядно выражает сильную нежную привязанность матери и дочерей.

XVIII век явился периодом высокого подъема не только живописи, но и скульптуры. Осваиваются все основные виды станковой и монументальной скульптуры: портретный бюст, рельеф, статуя. Бартоломео – Карло Растрелли (1675-1744 гг.). Он трудился в разных жанрах скульптуры. Большой неизвестностью пользуется его бронзовый бюст Петра I (1730г.). В статуе <<Анны Иоанновны с арапчонком>> (1741 г.) – императрицы, медленно шествующей в тяжёлом расшитом драгоценными камнями платье, Растрелли создал выразительный образ <<престрашного взора царицы>>.

Расцвет жанра портретного бюста связан с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740-1805 гг.). Исполнял портреты из мрамора. В бюсте Ф.Н. Голицына (1775 г.) скульптор показал богатого вельможу, пресыщенного благами, с чувством надменного превосходства. Бюст учёного М.В. Ломоносова (1793г.) – иной, без парика, обнажённый большой лоб говорит об уме, пытливости русского энциклопедиста. В портрете императора Павла I (1800 г.) Шубин раскрыл образ сложный, противоречивый: отталкивающие черты лица, характера сочетаются с величественностью правителя.

Одним из ваятелей XVIII в. Был Козловский Михаил Иванович (1753-1802 гг.). Выделяются его работы в историческом жанре. В памятнике А.В. Суворову (1800-1801 гг.). Нет портретного сходства с прославленным полководцем. Это символ мужества и мудрости. В 1801-1802 гг. Козловский исполнил ставшую знаменитой статую «Самсон, разрывающий пасть льва». Самсон – символ славы русского оружия. Лев символизировал побежденную Швецию в Северной войне.

Вместе с отечественными мастерами славе российского ваяния способствовал Этьен Морис Фальконе, автор знаменитого «Медного всадника» - памятника Петра I на Сенатской площади в Петербурге (1765-1782 гг.). Огромная каменная глыба стала символом побежденных Петром I трудностей. На глыбе взмывший на дыбы конь, повергающий копытами змея, т.е. врагов реформ государя. На коне Петр I простирает вперед руку – символ созидателя, преобразователя страны.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Само понятие «европейская культура» теперь имеет новое значение, ибо включает в себя молодую и стремительную в своем развитии культуру России.

Учитель информатики. Ребята сегодня мы с вами создадим Альманах содержащий сведения о русской культуре 18 века. Напомню вам, что альманах-это сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.). Для создания такого сборника нам понадобится текстовый процессор MS Word. А значит нам нужно вспомнить правила и основные команды работы с этой программой.

Вопросы:


Какой клавишей возможно осуществить отступ красной строки?

Ответ: TAB

Какие объекты возможно вставить в страницу:

Ответ:Рисунки, фотографии, таблицы, формулы, колонтитулы, диаграммы.

Какая команда позволяет вызвать окно форматирования символов.

Ответ: Формат/шрифт

Что такое колонтитулы?

Ответ: Колонтитулами называют области, расположенные в верхнем и нижнем поле каждой страницы документа.

Что такое буквица и какая команда осуществляет ее вставку?

Ответ: Буквица – это заглавная буква отличающаяся размером большим, чем остальной текст. Вставка буквицы происходит с помощью команды Формат/буквица.

Расшифруйте понятия Кегль, Гарнитура , Начертание. К чему относятся эти понятия .

Ответ: Гарнитура- вид шрифта, кегль- размер шрифта, начертание – это жирный, подчеркнутый и курсивный шрифт. Все эти параметры относятся к форматированию символов.

Какая команда позволяет установить рамку страницы?

Ответ: Формат/границы и заливка.



Учитель истории. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с выдающимися людьми, прославившие свои имена своими творениями и создавшими гениальные произведения искусства.
Включается видеофильм «Русская культура XVIII века»

Работа с в текстовом редакторе MS Word
Учитель информатики. А теперь мы переходим к созданию Альманаха,в котором упорядочим историю русской культуры 18 века. Послушайте инструкцию создания ваших страниц.

Учитель истории. Давайте проверим правильность ваших ответов. Презентация.
Закрепление изученного на уроке
Беседа по вопросам.

Учитель истории:

1. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:

ИМЕНА ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) Василий Баженов 1) скульптор

Б) Иван Никитин 2) архитектор

В) Михаил Козловский 3) живописец

Г) Дмитрий Левицкий

А

Б

В

Г

2

3

1

3

2. Посмотрите на экран и скажите, кто лишний. Аргументируйте свой ответ.



Слайд .(Д. Трезини, Ф.Б. Растрелли, Ф.С. Рокотов, Д.В. Ухтомский.

Все архитекторы, Рокотов - живописец)

3. К стилю барокко относится

  1. Архангельский собор в Кремле

  2. Храм Вознесения в Коломенском

  3. Церковь Покрова Богородицы в Филях

  4. Петропавловская крепость

4. Кто изображён на слайде? (портреты: Перт I, Екатерина II,Петр III, М.И. Лопухина)

Презентация. Слайд

Учитель информатики:

3. Назовите выделенный в документе объект.



Презентация. Слайд
Итог урока
Учитель истории. Сегодня на уроке мы открыли для себя мир русской культуры XVIII века, систематизировав информацию и создали альманах в текстовом редакторе MS Word. На следующих занятия мы продолжим разговор о развитии нашего государства и культуры, но уже в XIX веке.

Учитель информатики. Мы закрепили практические навыки работы с текстовым редактором MS Word, а также научились вставлять в документ изображения, вводить в них текст, ориентировать текст в документе.
Домашнее задание

Учитель истории. Ребята, домашним заданием будет составление и запись в тетрадях рассказа об особенностях русской культуры 18 века, сущности и отличии стилей барокко и классицизма в архитектуре, значении портретной живописи и развития скульптуры.
Рефлексия
Выставление оценок
Учитель истории. До свидания. Сегодня мне было очень приятно работать с вами.

Учитель информатики: Спасибо за урок.