страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Урок по теме: Землетрясение Цель: сформировать у учащихся представление о землетрясении - страница №1/1
![]() Природоведение 5 класс Урок по теме: Землетрясение Цель: сформировать у учащихся представление о землетрясении как грозном явлении природы. Задачи:
Тип урока: комбинированный. Оборудование: презентация, печатные тетради. ХОД УРОКА I. Проверка знаний. II. Изучение нового материала Учитель: Это одно из самых грозных явлений природы, с которыми сталкивается человек на нашей планете. За какие-то минуты оно может полностью разрушить целые города, поменять очертания огромных участков суши и морей. По определению С. И. Ожегова – это подземные толчки и колебания отдельных участков земной поверхности. О каком природном явлении пойдет речь на уроке? (Ответы учащихся). Приложение 1. Слайд 1 Тема урока «Землетрясения» (учащиеся записывают в тетрадь). Приложение 1. Слайд 2 Землетрясения – колебания земной поверхности, возникающие в результате разрывов и смещения в земной коре (учащиеся записывают в тетрадь). Приложение 1. Слайд 3 Учитель: земная кора образована гигантскими литосферными плитами, которые осуществляют медленные горизонтальные и вертикальные движения. Когда края соприкасающихся плит «застревают», а затем плиты сдвигаются, возникают подземные толчки. Приложение 1. Слайд 4 Сейсмически активные районы (от греческого «сейсмос» – землетрясение) – это районы, где особенно часты землетрясения (учащиеся записывают в тетрадь). Учитель: рассмотрите рис. 3 «Сейсмоопасные районы мира» и ответьте на вопрос: где на нашей планете часты землетрясения? (ответы учащихся) Приложение 1. Слайд 5 Очаг землетрясения – место, где происходит сдвиг горных пород (учащиеся записывают в тетрадь). Эпицентр (с греч. «эпи» – над) – место наибольшего проявления землетрясения (учащиеся записывают в тетрадь). Приложение 1. Слайд 6 Используя рис. 4 «Землетрясение», укажите, где располагается очаг и эпицентр землетрясения (ответы учащихся). Приложение 1. Слайд 7 Учитель: Чарльз Рихтер – американский физик, сейсмолог. Именно он в 1935 году изобрел шкалу для измерения силы землетрясений. Его именем она и была названа. Приложение 1. Слайд 8 Учитель: сила землетрясений измеряется в баллах – от 1 до 12. По рис. 5 «Шкала землетрясений» сопоставьте описание землетрясения с номером, который соответствует землетрясению данной силы (учитель зачитывает описание, учащиеся сопоставляют). 1-2 балла – слабые толчки; 3-4 балла – сдвигаются мелкие предметы; 5-6 баллов – падают предметы; 7-8 баллов – появляются трещины на стенах, падают трубы; 9-10 баллов – разрушаются многие постройки; 11-12 баллов – появляются трещины в земле, полностью разрушаются здания.
Широко распространены случаи, когда за час-два до начала землетрясения домашние животные также начинают вести себя необычно. Наблюдения за собаками и кошками показали, что некоторые из них предугадывают землетрясения на расстоянии до 200 км от эпицентра. А в калининградском зоопарке одна слониха затрубила за 20 минут до подземных толчков. Большую сейсмочувствительность проявляют и рыбы. Известно, например, что чуть ли не за двое суток до Нортриджского землетрясения 1994 года в Южной Калифорнии во многих горных реках исчезла форель, ушедшая вниз по течению подальше от эпицентра. Что же представляют собой магические способности, которыми обладают "ничтожные" черви дождевые, "гады ползучие" и которыми обделен "царь природы" человек? Наиболее распространенной научной гипотезой является предположение, что живые существа откликаются на предваряющие землетрясение тонкие возмущения природных электромагнитных или просто магнитных полей.
изучить статью о землетрясениях на с. 72 учебника; сообщение о любом землетрясении (по желанию).
http://www.chayka.org Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Природоведение. 5 класс: метод. Пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. – М.: Дрофа, 2007.; Плешаков А.А. Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012. Плешаков А.А. Твои открытия: альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 5 класс А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. Семенцова В.Н. «Природоведение. 5 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. – Спб.: «Паритет», 2002.». |