Урок по теме занятия «Надежда Дурова «Записки кавалерист-девицы» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок по теме занятия «Надежда Дурова «Записки кавалерист-девицы» - страница №1/1

Пупышева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова.

Урок в 6 классе с углублённым изучением английского языка.

Представляем первый урок по теме занятия «Надежда Дурова «Записки кавалерист-девицы».

По программе два урока.

Тема урока: «Да, были люди в наше время…» (Первая женщина-офицер в русской армии Надежда Дурова и её «Записки кавалерист - девицы».)

Тема урока актуальна, потому что 2012 год – год истории в России, 200 лет со дня Бородинского сражения.

Урок подготовлен в рамках двух проектов Гимназии: «Вятский край. Краеведение» и «Сопровождение». Проект «Сопровождение» направлен на создание комфортной образовательной среды в целях удовлетворения потребностей в личностно-доверительном взаимодействии субъектов образовательного процесса; среды, обеспечивающей устойчивое чувство комфорта, успешную творческую самореализацию всех включенных в нее участников.

Тип урока. Изучение нового материала и первичное закрепление.

Методы. Частично-поисковый. Психодидактический подход к обучению, т.е. учёт психофизио-логических особенностей учащихся. Опережающее обучение.

Средства: фильм, презентация, театрализованные костюмы.

Фильм представлен информационной передачей «Вести. Кировская область»: биография Н.А.Дуровой, архивные документы, кадры художественных фильмов «Гусарская баллада» режиссера Э.Рязанова, «Война и мир» режиссера Бондарчука, экспозиции дома-музея Н.А. Дуровой в г. Елабуга.



Цели.

1. Познакомить учащихся с личностью Надежды Андреевны Дуровой, показать воплощение героической темы в произведении.

2. Показать особенности жанра записок, дать навыки составления кластера.

3. Воспитать чувство любви к малой родине и землякам.



Форма работы: групповая.

1. Оператор. 2. Краеведы. 3. Биографы. 4. Чтецы. 5. Надежда Дурова. 6. Звукорежиссер.

Все учащиеся класса задействованы в уроке. Задания выдавались заранее, чтобы учащиеся сами провели небольшие исследования, вырабатывали навык самостоятельного получения знаний, искали дополнительную литературу, развивали познавательную активность, чувствовали плечо одноклассника. Но в тоже время соблюдался индивидуальный подход к учащимся.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, продолжим разговор о литературе Вятского края. Сегодня будем говорить о её развитии в 19 веке. Усиленное развитие литературной и культурной жизни Вятки начинается с

20-х годов 19 века, особенно после войны 1812 года. И тут в первую очередь надо сказать о Надежде Андреевне Дуровой. Эта знаменитая вятчанка не только прославленная героиня Отечественной войны 1812 года, первая женщина в русской армии, адъютант Михаила Илларионовича Кутузова, но и оригинальная писательница. Её творчеством восхищались Виссарион Григорьевич Белинский и Александр Сергеевич Пушкин.

Тема урока «Да, были люди в наше время…» (Первая женщина-офицер в русской армии, Надежда Дурова и её «Записки кавалерист - девицы».)

- Почему эта тема особенно актуальна в этом году попытаются объяснить члены группы «Краеведы.

- Интересно, в чём же необыкновенность Надежды Андреевны. Предлагаю посмотреть фильм и ответить на этот вопрос. Фильм-7 мин.

- Так в чем же необыкновенность Надежды Дуровой? (По кластеру).

- Надежда Дурова является автором «Записок кавалерист - девицы».

В чём особенность жанра записок?

- Записки - литературное произведение в форме воспоминаний, дневников.

Всё произведение – воспоминания Надежды Андреевны. Она не скрывает, что ей, вынужденной носить мужскую одежду, скрывать своё настоящее имя, подчас бывало очень тяжело. Послушаем, как об этом пишет автор.

Но побеждает самоотверженное служение и любовь к родине, презрение к опасности, величие её духа.

«Записки…» состоят из 2 частей. В первой части говорится о детских годах, побеге из дома, встрече с царём, бал, военная служба до 1812 года. Во второй части Дурова пишет о войне 1812 года, Бородинском сражении, о службе до отставки в 1816 году, о своих литературных затеях.



Слово биографам Н.А. Дуровой (результат исследовательской работы учащихся).

- Что же вспоминает Надежда Андреевна о своих родителях?

- Сюжет какого произведения А.С. Пушкина напоминают вам первые воспоминания Дуровой? («Метель»)

- Какие черты характера унаследовала Надя у своей мамы?

- Послужила ли девичья фамилия матери для создания нового имени Дуровой?

Как именно.

- С самого раннего детства отношения матери и дочери не складывались. Почему? Как это объясняет сама Дурова?

- Найдите описание новорождённой? О чём оно говорит?

- В подтексте найдите интонации переживания, что отношения самых дорогих людей не складываются.

- В отрывке непростой синтаксис. Что вы скажите?

(Много предложений с прямой речью, с восклицательной интонацией, эмоциональной окраской.)

- С детства Надя увлекалась мальчишескими забавами, её любимое увлечение - это занятия с черкесским конём Алкидом. Слово самой Надежде Дуровой.

- В «Записках…» Надежда Андреевна вспоминает…

- Какими качествами с детства обладала наша героиня? Докажите! Найдите опорные слова для подтверждения своих мыслей.

- Надежда бежала из дома вслед за военным отрядом в казацком платье в 1806 году.

Как это было?

- Во 2-ой части «Записок» говорится о войне 1812 года. Мы уже говорили на эту тему. Вспомните автора и произведение. (Звучит отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».)

- А как о сражении пишет наша землячка?



Аналитическая работа текстом хрестоматии стр.31-35. Чтение отрывка.

- В данном отрывке много реконструкций исторического Бородинского сражения.



Чтение отрывка.

- Приведите цитаты из текста, подтверждающие, что женщине на войне приходилось тяжело.



Чтение отрывка.

- Адский день - подберите синонимы.



Чтение отрывка.

- Как характеризует героиню возвращение в строй?

Вопросы стр.35, хрестоматия «Литература Вятского края», 5 класс.

- Подведем итоги. Кто же эта необыкновенная женщина?



Составление кластера (по презентации).

(Кластер как прием технологии критического мышления помогает систематизировать материал.)

Заключительное слово учителя.

Со страниц «Записок кавалерист - девицы» встает мужественный образ героини прусского похода 1807 года и Отечественной войны 1812 года, образы Кутузова, Ермолова и других героев русской армии. Героев Отечественной войны немало, и Вятская земля может тоже по праву гордиться ими. Я надеюсь, что каждый из Вас по своему продолжит славные традиции и прославит вятский край!



Рефлексия.

-Что особенно поразило Вас в судьбе Дуровой Н.А.?



Домашнее задание.

1.Составить небольшой рассказ- впечатление о жизни Дуровой.



2. Индивидуальные задания «Герои Бородина и Вятка».