Урок по повести э. Хемингуэя «старик и море» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок по повести э. Хемингуэя «старик и море» - страница №1/1

УРОК ПО ПОВЕСТИ Э.ХЕМИНГУЭЯ «СТАРИК И МОРЕ»
Тема. Философский смыл сюжета повести «Старик и море». Художественное новаторство Э.Хемингуэя.

Цели и задачи урока: раскрыть философскую суть повести «Старик и море», определить художественное своеобразие и систему символов произведения, развивать умение анализировать художественный текст с использованием цитатного материала, формировать высокие моральные ценности, воспитывать силу воли, стойкость к окружающим невзгодам, понимание того, что человек – часть Природы.

Оборудование: портрет писателя, текст художественного произведения, иллюстрации к повести Э.Хемингуэя «Старик и море», мультимедийная презентация
Жить и верить в свои силы, в человека,

любить человека -

вот что делает человека непобедимым.

Э.Хемингуэй
Ход урока

  1. Подготовка к восприятию темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение цели и задач урока

Учитель. Книги Э.Хемингуэя на протяжении многих десятилетий привлекают внимание. Многочисленные читатели и критики открывают все новые черты его творчества, теряются перед тайной «авторского стиля», выступают с противоречивыми суждениями о произведениях писателя. Большую часть этих противоречивых откликов вызывает философская повесть-притча «Старик и море», в которой Э.Хемингуэй обращается к вечным темам: человек и природа, человек и общество, преемственность поколений. Сегодня на уроке мы определим основные мотивы повести «Старик и море», проследим, как в повести отражается авторская позиция Э.Хемингуэя; подумаем над тем, в чем заключен гуманистический пафос произведения.

  1. Работа над темой урока

  1. Для успешной работы на уроке нам необходимо повторить ряд теоретических положений:

  • притча - произведение с четко выраженной моралью, поучительной идеей;

  • подтекст – скрытый смысл произведения, вытекающий из словесных значений;

  • пафос произведения – эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя;

  • лейтмотив – ведущий мотив, который повторяется на протяжении всего произведения.

  1. Постановка проблемных вопросов урока

Учитель. На первый взгляд сюжет повести не отличается сложностью. Старик Сантьяго, герой произведения, в поисках удачного улова отправляется далеко в открытое море. Ему повезло: попалась огромная рыба. Эта рыба настолько велика и сильна, что старику стоило немалых трудов победить ее. Но на обратном пути акулы обгладывают большую рыбу, и старик доставляет на берег только ее скелет. Поединок окончен. Но есть ли в нем победитель? А если да, то кто? И вообще, о чем эта повесть? О единоборстве человека и рыбы? О силе или бессилии человека? О трагедии одиночества в мире? И в чем, наконец, пафос произведения? Чтобы ответить на эти вопросы мы обратимся к анализу текста.

  1. Определение стилевых особенностей повести «Старик и море»

Учитель. Отличительными чертами стиля повести «Старик и море» являются локальность и диалогичность. В основе локальности лежит избирательность, которая предполагает отбрасывание всего лишнего, загромождающего повествование, мешающего динамичности и развертыванию сюжета. Стремясь к локальности повествования, Хемингуэй широко использует подтекст, умолчания. Он сосредотачивает внимание читателей на каком-то одном ключевом слове. Это приводит к фрагментарности повествования, к быстрой замене монолога диалогом. Организовать же произведение в художественно целое помогают лейтмотивы. Прочитайте подготовленные отрывки из повести «Старик и море» (предварительные индивидуальные задания). Определите основные лейтмотивы. Какую идейную нагрузку они несут? Как выражается в них авторская позиция?

  1. Чтение и комментирование отрывков из повести «Старик и море»

Учащиеся с помощью учителя определяют основные лейтмотивы повести:

- мотив необыкновенной рыбы (человек - неотъемлемая часть природы, однако старик Сантьяго вынужден считаться с законами общества; перед ними часто отступает красота природы, и человек обречен на конфликт с ее гармонией);



- мотив одиночества (Сантьяго одинок, оставаясь наедине с природой, одинок он и среди людей; но именно одиночество заставляет старика находить в себе силы, которые помогают ему выйти победителем в борьбе с окружающим миром);

- мотив бейсбола (в мире, где особенно ценится богатство и везение, неудачникам жить холодно и неуютно)

- мотив мальчика и львов (очень важна преемственность поколений, ведь жизнь старика продолжается в судьбе мальчика; мотив львов выражает извечное стремление человека к подвигу, обретению новых горизонтов);

Учитель. Обратите внимание, что лейтмотивы в повести взаимопроникают и переплетаются. Как вы считаете, для чего писателю необходимо это переплетение лейтмотивов? ( Хемингуэй стремится показать жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями.)

Особенно отчетливо единство и борьба противоположных начал проявляется в образе Сантьяго. Давайте поговорим об этом «необыкновенном старике».



Беседа с учащимися по вопросам. Анализ текста

  • Нарисуйте портрет старика Сантьяго. Можно ли по нему определить отношение автора к герою рассказа?

  • Как относились к старику в поселке?

  • 84 дня старика Сантьяго преследует неудача. Скажите, как может вести себя человек, который попал в полосу невезения? (Человек может разувериться в своих силах, озлобиться против всего мира или стремиться искать новые возможности).

  • Как поступает старик Сантьяго? (Он бросает вызов судьбе, ищет новые возможности).

  • Верит ли Сантьяго в свою удачу? ( Да, верит в удачу и надеется на успех).

  • Когда старик получил прозвище Чемпион? С какой целью автор, несмотря на локальность повествования, так подробно рассказывает о поединке Сантьяго с негром, самым сильным человеком в порту? (Хемингуэй подчеркивает, что старик Сантьяго обладает огромной силой духа, умением выстоять).

  • Когда Сантьяго пригодится это умение бороться? (Три дня в открытом море старик будет бороться со своими сомнениями, слабостью, голодом, болью; он сможет укротить необыкновенную рыбу; вступит в единоборство с акулами).

  • В одном интервью Э.Хемингуэй сказал: «Мне повезло, что у меня были хороший старик и мальчик, в последнее время писатели забыли, что такие существуют. Кроме того океан заслуживает, чтобы о нем писали так же, как о человеке». Каким образом эта мысль писателя нашла отражение в повести «Старик и море»?

  • Как посредством лейтмотива необыкновенной рыбы писатель раскрывает свое видение взаимоотношений человека и природы, человека и Вселенной? Примеры, которые вы привели, позволяют говорить о внутреннем единстве старика Сантьяго с природой. Но, несмотря на это, старик все же поймал огромную рыбу. Как же так? Разве ему ее не жаль?

  • В этом поступке главного героя проявляется сложность и противоречивость жизни, единство и борьба противоположных начал. Такая же раздвоенность присуща многим мыслям и высказываниям старика, он словно разделен на два «я» внутри одного. Приведите примеры подобных реплик.

  • В приведенных отрывках словно слышатся голоса двух людей, хотя все реплики принадлежат одному – Сантьяго. Речь идет о споре двух голосов внутри самого героя. Не случайно Сантьяго то возносится до космических масштабов мышления, то опускается до житейски обыденного. В этом и проявляется диалогичность стиля Э.Хемингуэя. Какова цель использования этого литературного приема? (Диалогичность – это средство выражения разобщенности людей).

  • Но все же Э.Хемингуэй не вкладывает в мотив одиночества пессимистического звучания, так как именно одиночество приводит старика к необходимости быть сильным, искать те резервы человеческих сил, которые позволяют ему выйти победителем в единоборстве со стихией. Как ведет себя Сантьяго, когда акулы нападают на рыбу? (Уставший, обессиленный, старик борется с ними всеми доступными средствами: в ход идут гарпун, нож, дубинка, весло.)

  • Акулы нападают беспрерывно, и у старика остается все меньше сил. О чем же думает Сантьяго в такой тяжелой ситуации?

«Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но победить его невозможно».

«Вот теперь они меня одолели. Я слишком стар, чтобы убивать акул дубинкой. Но я буду сражаться, покуда у меня есть весла, дубинка и румпель».

  • Прокомментируйте высказывания Сантьяго. (Старик Сантьяго не падает духом, он верит в себя, в свои силы, верит в свою звезду).

  • Старик доставил к берегу только обглоданный акулами скелет огромной рыбы. Можно ли сказать, что он вернулся домой ни с чем? (Нет, ведь все случившееся для старика Сантьяго это приобретение жизненного опыта и мудрости, открытие в себе очень важных качеств).

  • Изменилось ли отношение к старику Сантьяго в поселке? (Рыбаки с большим уважением смотрели на старика, на длинный белый позвоночник бывшей рыбы с огромным хвостом на конце, а Манолино восхищается мужеством и стойкостью Сантьяго).

Учитель. В личности каждого человека есть нечто, определяющее все остальное. Невозможно представить себе Э.Хемингуэя, который простил бы своему герою скрадерность, вероломство или трусость. Какими нравственными принципами наделил писатель старика Сантьяго?

Задание: продолжите предложение, в котором отразится итог нашей беседы.



Сантьяго – настоящий человек, ему присущи

(прогнозируемые ответы учащихся)

  • простота и чувство собственного достоинства;

  • мудрость и рассудительность;

  • вера в себя и вера в людей;

  • сила духа и мужество;

  • доброта и безграничная любовь к жизни;

  • умение видеть и ценить красоту.

Учитель. Эти высокие нравственные принципы, судя по прожитой им жизни, Э.Хемингуэй считал обязательными и для самого себя.

Совсем не случайно повесть кончается не лейтмотивом необыкновенной рыбы или же одиночества. В финале повести переплетаются и взаимодействуют два лейтмотива: мальчика и львов. Диалогичность стиля отсутствует, уступая место диалогу как символу единения людей, возрождения старика к жизни:



« - Теперь мы опять будем рыбачить вместе.

- Нет. Я - несчастливый. Мне больше не везет.

- Да наплевать мне на это везенье! - сказал мальчик. – Я тебе принесу счастье.

- А что скажут твои родные?

- Неважно. Я ведь поймал вчера две рыбы. Но теперь мы будем рыбачить с тобою вместе, потому что мне многому еще надо научиться».

Связь поколений не прерывается, вечно стремление человека к мечте. И как доказательство этого заключительные слова повести: «Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы».



  1. Подведение итогов урока

Учитель. Сегодня на уроке мы говорили о произведении, наполненном глубоким философским смыслом. О чем же повесть Э.Хемингуэя «Старик и море»? В чем идея произведения? (прогнозируемые ответы)

  • Повесть «Старик и море» о подлинном мужестве человека, его воле и силе духа.

  • Повесть об умении достойно идти по своему часто тернистому и не всегда радостному жизненному пути.

  • Произведение о вечном стремлении человека к подвигу, преодолении самого себя.

  • Идея произведения заключена в высказывании старика Сантьяго: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но победить его невозможно».

Гуманистический пафос произведения выражен в словах Э.Хемингуэя, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку: «Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым».

  1. Домашнее задание

Написать сочинение-размышление на тему «Человека можно уничтожить, но победить невозможно»

Литература

  1. Грибанов Б. Т. Человека победить нельзя. Предисловие к изданию

Э. Хемингуэя. - М.: Худож. литература, 1988.

  1. Хемингуэй Э. Старик и море. – М. : Дет. лит., 1981.

  2. Чирков А.С. Изучение современной зарубежной литературы в 10 классе. – К.: Радянська школа, 1982.