Урок по мхк для учащихся 7 класса Раздел: «Средневековый театр» Тема урока: «Чудо мистериального театра» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематическое планирование по мхк 11 класса п\н Тема раздела Количество... 1 148.18kb.
Урок музыки в 5 классе Тема урока: «Третье путешествие в музыкальный... 1 75.01kb.
Время урока 45 минут Презентация выполнена в Power Point Тема урока... 1 168.86kb.
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для 2 класса... 1 53.26kb.
Урок по опк для 4 класса Цель урока: Формирование познавательного... 1 106.24kb.
Урок «Окружающий мир» Раздел: История Отечества Тема урока: «Мастера... 1 155.48kb.
Темы рефератов для 11 класса по курсу мхк по теме «Художественная... 1 24.35kb.
Урок истории для учащихся 11 класса «История XX века на карте Биробиджана» 1 167.7kb.
Открытый урок по мхк, 10 класс Тема: Архитектурные достижения Древнего... 1 101.73kb.
Конспект урока «Интернет и Всемирная паутина» для учащихся 9 класса... 1 61.09kb.
Интегрированный урок литературы и мхк. Тема урока: «Поэт и революция». 1 256.92kb.
Лекарство для царя. Действующие лица 1 336.04kb.
- 4 1234.94kb.
Урок по мхк для учащихся 7 класса Раздел: «Средневековый театр» Тема урока: «Чудо - страница №1/1

Урок по МХК для учащихся 7 класса
Раздел: «Средневековый театр»
Тема урока: «Чудо мистериального театра»
Учебник: Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. СПб. Изд. СпецЛит, 1991. Ч. 2, книга 1

Концепцию и содержание урока разработала Романова Татьяна Петровна

Тип урока: комбинированный

Форма урока: диалог учителя и учащихся с элементами игры и театрализации

Цели урока:

Обучающие:

    • Определить природу мистериального чуда;

    • Выяснить, какую роль играло чудо в средневековом мистериальном театре;

    • Познакомиться с вариантами постановки мистерии.

Воспитательные: Продолжать формирование художественного вкуса учащихся.

Развивающие:

  • Активизировать творческие способности детей, их фантазию и воображение;

  • Развивать логику мышления, умение сравнивать, находить причинно-следственные связи, выделять главное, прослеживать закономерности.

Педагогические технологии:

  • Обучение в диалоге с элементами игры;

  • Театрализация;

  • Постановка проблемы и поиск ее решения.

План урока:

  • Вводное слово учителя;

  • Мотивация;

  • Подготовка к восприятию нового материала (повторение пройденного, фронтальный опрос);

  • Изучение нового материала в форме диалога с элементами игры;

  • Закрепление изученного на уроке (театрализация);

  • Подведение итогов урока;

  • Домашнее задание.

Сценарий урока:

Учитель: "Сегодня мы продолжаем знакомиться с мистерией. Проводим второй урок, посвященный этому жанру средневекового театра. Тема сегодняшнего урока «Чудо мистериального театра» (учащиеся записывают тему в тетрадь). Нам предстоит вместе определить природу мистериального чуда и выяснить, какую роль играло чудо в мистериальном театре. Что такое чудо? Толковый словарь отвечает: это нечто поразительное, необычайное, я уточню: это то, чего не бывает в реальной жизни, но что все-таки случается, например, в театре, как в современном, так и в средневековом."

Вопрос к классу: "А что такое мистерия"?

Семиклассники отвечают, что это площадное, массовое, самодеятельное искусство, вобравшее в себя все жанры средневекового театра.



Учитель просит раскрыть подробнее смысл данного определения.

Учащиеся объясняют, что мистерия игралась на городской площади. В представлении участвовали самодеятельные актеры, горожане. Число участников доходило до четырехсот. Мисте­рия включала в себя такие жанры средневекового театра, как ми­ракль, фарс, моралите, литургическую драму.



Вопрос к классу: "Чем отличается мистерия от известных вам жанров средневекового театра"

Учащиеся отмечают следующие отличия:



  • игралась несколько дней;

  • в мистерии драматургия являлась вторичной по отношению к спектаклю, т.е. сначала мистерия игралась, а затем записывалась.

Вопрос к классу: "Кто организовывал постановки мистерий?" Ответ: "Городской совет города, рат"

Вопрос к классу: "Каким образом рат это делал?" Ответ: "Эпизоды мистерии раздавались цехам ремесленников по профессиональному признаку. Например, водовозы получали эпизод "Всемирный потоп" (привозили воду), ювелиры - "Рождество Христа" (обеспечивали драгоценные дары волхвов) и т.п."

Вопрос к классу: "На какие сюжеты создавались мистерии?" Ответ: "На библейские"

Вопрос к классу: "Какая мистерия послужила своеобразным образцом для авторов мистерий?" Ответ: "Мистерия страстей", автор Арну Гребан, в представлении участвовало 393 персонажа, звучало 35 000 стихов. Она игралась четыре дня.

Учитель: "Как правило, мистерии писались на библейские сюжеты, но были и исключения из этого правила. Какая мистерия была написана на исторический сюжет?" Ответ: "Мистерия об осаде Орлеана"

Вопрос к классу: "С чего начиналась любая мистерия?" Ответ: «С карнавального шествия актеров».

Учитель приглашает актеров занять свои места на "сценической площадке". Затем он предлагает зрителям по костюмам участников мистерии определить, какие роли они будут исполнять.

Учащиеся легко узнают Дьявола, Деву Марию. Учитель просит объяснить, по каким признакам они решили, что перед ними - Дева Мария. Зрители указывают на цвет костюма (белый) - символ чистоты.

Одна из актрис в нарядном платье делает шаг вперед и задает зрителям вопрос: "Как вы думаете, какую роль буду играть я в мистерии?"

Зрители пытаются отгадать. Правильный ответ дает сама актриса: "Я исполняю роль нищенки".

Учитель обращается к ней с вопросом: "3ачем же ты так нарядилась?"

Актриса: "Мне очень хочется понравиться зрителям, а кто же обратит на меня внимание, если я буду в лохмотьях?!"

Учитель: "Вот так чудо! Однако, это действительно так. Главная задача актеров мистерии понравиться публике. И добивались они своей цели разными способами. Давайте спросим наших актеров, какими именно?"

Актеры отвечают, что понравиться зрителям можно по-разному, рассказав к месту анекдот, спев песенку, сплясав, просто рассмешив неожиданной шуткой. Главное - удачно сымпровизировать по ходу спектакля.



Учитель: "Надеюсь, наши актеры сумеют понравиться зрителям"

Учитель просит актеров занять свои места за первыми партами.



Учитель: "У нас есть актеры, есть зрители. Не хватает лишь режиссера. Как назывался режиссер мистериального театра?"

Зрители отвечают: "Руководитель игры"?



Учитель: "С вашего позволения сегодня я возьму на себя эту роль, а вас попрошу помочь мне выбрать нужный костюм, реквизит и напомнить мне мои обязанности".

Один из учеников снимает с вешалки алый плащ, красный берет и предлагает учителю.



Учитель: "Почему ты выбрал для меня такой яркий плащ? Честно говоря, мне больше нравится черный".

Ученик должен объяснить, что руководитель игры, в отличие от современного режиссера, во время представления находился среди актеров, готовый помочь им в трудной ситуации. Поэтому его должно быть хорошо видно среди многих участников представления.

Затем ученик протягивает учителю палку - указку и книгу.

Учитель: "Для чего ты даешь мне эти предметы?"

Ученик поясняет, что руководитель игры совмещал две роли - режиссера и суфлера. По книге он подсказывал текст, а палкой дотрагивался до плеча актера, когда ему нужно было произносить свою реплику.



Учитель: "Теперь я на правах руководителя игры осмелюсь предложить вам 3 варианта постановки мистерии. Зрители, оцените каждый и выберите удобный для вас".

Учитель, манипулируя макетами беседок на магнитной доске, рассказывает. На доске учитель записывает: "Три варианта постановки мистерии".



I Передвижной

Учитель: "Первый вариант назывался передвижным. Отдельные эпизоды мистерии разыгрывались на высоких телегах «педжентах». Педженты с декорациями и актерами, один за другим, въезжали на площадь. Отыграв свой эпизод, педжент уезжал на соседнюю улицу, а ему на смену появлялся новый с другими декорациями и актерами".

Вопрос к классу: "Какой важнейший принцип средневекового театра нарушался при передвижном способе постановки мистерии"? Ответ: "Принцип симультанности."

Учитель просит раскрыть сущность этого принципа. Ученики говорят, что принцип симультанности господствовал в средневековом театре. Суть его в том, что зрители видят все места действия одновременно. При передвижном варианте он нарушается, т.к. происходит смена декораций.

Учитель записывает на доске:



II Кольцевой

"В основе лежит принцип античного амфитеатра. На высоких сваях, вбитых по кругу, настилались доски, на которых устанавливались небольшие павильоны, обозначающие разные места действия. В первом располагались музыканты, два следующих предназначались для знатных дам. Затем беседки шли в том порядке, как развивалось действие. Количество их определялось числом эпизодов в мистерии. Заканчивался ряд павильонов обязательно двухэтажной беседкой - с входом в виде зубастой пасти - адом.

Часть зрителей стояла под сваями, часть - напротив, образуя круг. Знатные дамы занимали места в ложах. Действие происходило в центре круга и по мере надобности переносилось из одной беседки в другую.

Учитель просит оценить этот варианта с точки зрения удобства для зрителей.

Затем рассказ учителя продолжается:

III Система беседок

В данном случае сваи забивались по прямой линии, фронтально по отношению к зрителю. Длина помоста иногда достигала 60-ти метров, а число беседок до 20-ти. Зрители располагались напротив.

Учитель просит оценить данный вариант, затем продолжает: "Иногда беседки разбрасывались по площади, и тогда зрителям приходилось, следя за действием, переходить от одной беседки к другой.

Теперь посмотрим, сумеете ли вы определить, какой из вариантов был применен при постановке в 1450 году «Мистерии страстей святой Аполлонии», изображенной на миниатюре средневекового художника Ж.Фуке".



Учитель показывает слайд.

Учащиеся определяют, что здесь был применен кольцевой вариант и доказывают это.



Учитель предлагает детям рассказать, что изображено на миниатюре Фуке.

Учащиеся говорят, что это сцена пыток св. Аполлонии.



Учитель обращает внимание детей, как увлеченно и весело работают палачи. Почему?

Учащиеся должны вспомнить, что цель актеров мистерии - понравится публике.



Учитель подчеркивает, что сцена пыток происходит рядом со зрителями.

Учитель: "Зрители, вкусы которых не отличались изысканностью, требовали натуральности, правдоподобия во всем. Как сделать эту страшную сцену с потоками крови реальной и при этом не причинить вреда актерам? Для этого существовали специальные люди - руководители секретов. Они были настоящими волшебниками, мастерами своего дела. Как заставить мгновенно распуститься куст шиповника, как одним взглядом поджечь дом, как устроить всемирный потоп, чтобы ни один зритель не остался сухим? Все это знали и умели руководители секретов".

Вопрос к классу: «Почему их называли руководителями секретов»? Учащиеся отвечают, что, наверное, они хранили свои чудеса в тайне.

Учитель: "Действительно, руководители секретов держали в тайне рецепты своих чудес. Но одно чудо мистериального театра вы сейчас увидите. Славные рыцари, готовы ли вы к поединку?"

Мальчики, одетые в средневековые костюмы, показывают фрагмент боя на рапирах. При этом один из них в результате "ранения" залит "кровью".

Рыцари спрашивают класс: "Наверное, вы догадались, в чем секрет этого театрального чуда?"

Ученики объясняют фокус (пакет с кетчупом, спрятанный под белоснежной рубашкой актёра).



Учитель: "Требуя правдоподобия, зрители мистерий, однако, воспринимали не только такие, натуральные чудеса, но прекрасно разбирались в чудесах иного рода, рассчитанных на умение публики фантазировать и обобщать".

Перед зрителями - две девочки разрывают на 2 части черно-белое полотнище, говоря: "Сейчас вы станете свидетелями величайшего чуда!"

Девочки просят зрителей объяснить, что свершилось. Зрители должны догадаться, что это было отделением света от тьмы. Если они затрудняются с ответом, девочки раскрывают суть своего чуда сами.

Учитель: "Мы познакомились сегодня с вариантами постановки мистерий и выбрали самый удобный для зрителей, стали свидетелями разного рода театральных чудес. Настало время предоставить слово нашим актерам. Они сыграют для вас отрывок из мистерии. Задача же зрителей – определить к какому жанру относится сыгранный эпизод.

Учитель включает фонограмму, актеры играют "Чудо о Теофиле" в переводе А.Блока (смотри приложение).

После исполнения учащимися «Чуда о Теофиле», учитель благодарит актеров и обращается к зрителям с вопросом: "К какому жанру относится данный отрывок?" Зрители в результате обсуждения определяют, что увидели миракль (чудо). Учитель открывает часть доски, на которой заранее было записано название спектакля "Чудо о Теофиле", перевод А.Блока.

Учитель: "Как переводится на русский язык слово миракль?" Ученики отвечают: "Чудо"

Учитель: "Вы правы, актеры сыграли нам миракль. Пьесы о чудесах - миракли были составной частью мистерии. Сценические чудеса сопровождали их постановку. Какую же роль играло чудо в мистериальном театре?"

Дети делают вывод, что чудо в мистериальном театре играло главную роль. Без него мистерия не могла существовать.

Учитель благодарит всех за участие в проведении урока, отмечает учеников, активно работавших на уроке, задает домашнее задание (параграф 15 по учебнику, эскизы декораций, в соответствии с выбранным вариантом постановки, к «Чуду о Теофиле») снимает красный плащ руководителя игры и передает его, как эстафету, учителю изобразительного искусства, ведущему следующий урок на тему: "Чудо превращения".
Литература


  1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств.- М.,1955.

  2. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь.- СПб., 1993.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- М., 1993.

  4. Иванов К.А. Средневековый город и его обитатели.- СПб., 1915.

  5. Киреева Е.В. История костюма.- М., 1976.

  6. Мокульский С.А. История зарубежного театра.- М., 1955.

  7. Ястребицкая А.Л. Западная Европа ХI-ХIII веков. Эпоха. Быт. Костюм.- М., 1978.

Приложение
"Чудо о Теофиле". Перевод А.Блока.

Теофил:

Мой, господин! В моей мольбе

Я столько помнил о тебе!

Все роздал, раздарил, что мог,

И стал - совсем пустой мешок.

Мой кардинал сказал мне: "Мат!"

Король мой загнан в угол, взят,

А я вот - нищенствую сам...

Подрясник свой к ростовщикам

Снесу иль жизни я лишусь...

И как с прислугой разочтусь?...

Саладин: Во имя Господа!

Ваш лик Печален, гневен...

Я привык Всегда веселым видеть вас...

Эге! что с вами, Теофил?

Теофил: Ты знаешь сам: в стране у нас

Я господином был всегда,

Теперь богатства нет следа.

И потому решаюсь я

По непривычному пути

К делам неслыханным идти.

Затем, чтоб только как-нибудь

Свое достоинство вернуть.

Его терять позор и стыд.



Саладин:

Честь ваша мудро говорит:

Тому, что злата видел свет,

Ведь ничего ужасней нет,

Чем к людям в рабство поступить.




Теофил:

Увы! Все так, мои верный друг

И потому прошу тебя,

Не скажешь ли, меня любя,

Какие в свете средства есть,

Что бы вернуть богатство,

И милость?

Я на все готов.



Саладин:

Угодно ль вам без лишних слов

В борьбу с хозяином вступить?

Тогда вы будете служить

Вассалом у того, чья власть

Воротит вам не только честь,

Но больше, чем хотели вы,

Богатство, почестей, молвы.

Поверьте мне, не стоит ждать.

Пора нам дальше поступать.

Я вашего решенья жду.




Теофил:

На это с радостью иду.

Исполню свой совет благой.
Саладин:


Идите с миром вы домой.

Как не грусти, придется им

Вернуть вас к почестям былым

Я завтра утром здесь вас жду.




Теофил:

Приду, брат Саладин, приду!

(Ночные птицы, шорохи)

Саладин (чёрту):


Христианин пришел просить

Меня с тобой поговорить.

Ты можешь двери мне открыть?

Мы не враги.

Я обещал - ты помоги.

Ты слышишь, черт?

Что ж ты молчишь?

Не будь так горд -

Быстрей, чем в миг,

Сюда ты явишься, блудник:

Я знаки тайные постиг

Гагагил лака Башаге,

Ланак кади акабаге

Карраллос.

Ланак ламек бамалиос,

Кабагаги сабалиос,

Бариолоас.

Лаговати кабалакас

Сомагак эт фрамиалас,

Гарраша!

(Гром, откашливание)
Дьявол:

Вы правильно сказали речь

Она, как самый острый меч

Мне ранит слух.


Саладин:

И поделом, нечистый дух,

Затем, что на ухо ты туг,

Когда я здесь.

Эй, слушай весть

У нас ведь клерк послушный есть.

Ты должен, черт, из шкуры лезть,

Чтоб залучить

Его к себе чертям служить!

Как полагаешь поступить?


Дьявол:

Зовется как?


Саладин:

Зовется: Теофил.




Дьявол:

Я с ним боролся много дней,

И он бежал моих сетей.

И сатана, и я - все тут

Его охотно приберут

К своим рукам,

Но только, чтоб святой свой храм

В пути к моим пустым местам

Не вспомнил вдруг,

Не то - помочь мне недосуг.

(Стук, скрип двери, кот, птица, Саладпн уходит, появляется Теофил, потом -Дьявол).


Дьявол:

Приблизься. Сделай 2 шага.

Не будь похож на мужика.

Твой господин с тобой жесток?



Теофил:

Да, господин.

Он слишком строг.


Дьявол:

Так вот:


Тебя приму я, как слугу,

Тогда и делом помогу.


Теофил:

Вот, кланяюсь я, господин,

Но с тем, чтоб вновь высокий чин

Мне получить, владеть им мне.




Дьявол:

Тебе не снилось и во сне.

Тот чин, который я, клянусь

Тебе добыть не откажусь.

Но раз уж так, то слушай: я

Беру расписку от тебя.



Теофил:

Уже написана она.


Дьявол:

Мой друг и брат, мой Теофил,

Теперь, когда ты поступил

Ко мне на службу, делай так:

Когда придет к тебе бедняк

Ты спину поверни и знай

Своей дорогою ступай.

Смиренье, кротость, благодать,

Пост, покаянье, доброта

Все это мне тошней креста.

Когда же честность и любовь

Завижу, - издыхаю я,

И чрево мне сосет змея.

Когда в больницу кто спешит

Помочь больным - меня мутит,

Скребет под ложечкой - да так!

Делам я добрым - злейший враг.

Ступай. Ты будешь санешал,

Лишь делай то, что я сказал:

Оставь все добрые дела

И делай только все для зла.




Теофил: Исполню долг, приятный вам.

В том справедливость нахожу,

Что этим сан свой заслужу.
(Дьявол исчезает, появляется Задира -служанка.)
Задира:


Мой господин высокий, я

Прошу вас не судить меня.

Меня прислал мой господин,

Он хочет возвратить вам чин.




Теофил:

Чтоб черт побрал вас! Всех! Я сам

Давно хозяином бы стал,

Когда б умнее поступал!

Я сам его вам посадил,

А он меня богатств лишил,

Послал на улицу нагим,

А впрочем, так и быть, пойду,

Послушаю, что скажет он.




Задира:

Отдаст с улыбкой вам поклон.

Он думал вас лишь испытать.

Теперь начнет вас награждать,

Опять вы будете друзья.

Теофил:

Безумец жалкий я! Куда теперь пришел?

О, расступись, земля! Я в ад себя низвел,

Когда отрекся я и господином счел

Того, кто был и есть источник всяких зол.

(Крик петуха)


Теофил:

Господь, что делать мне, безумцу, научи!

Всем миром надо мной занесены бичи,

Всех адских глаз в меня направлены лучи,

Святых мужей и жен не смею я молить.
(Занавес медленно открывается, виден лик Мадонны)
Мадонну кроткую не смею я любить,

Но чистоту ее осмелюсь восхвалить: '

Я знаю - за хвалу нельзя меня хулить.
Мадонна:

Кто там нашел в капеллу путь?



Теофил:

О, дай лишь на тебя взглянуть!

Я, бедный Теофил,

Кого сам дьявол заманил,

И обольстил, и окрутил,

Спасенья жду,

К тебе с молитвою иду:

Не дай погибнуть мне в аду,

В пучине зла

Меня лишь крайность привела,

Меня ты некогда звала

Слугой своим.



Мадонна:

Иди отсюда пилигрим.

Расстанься с домом ты моим.
Теофил:


Не смею, нет!

О, роз благоуханный цвет!

О, белых лилий чистый свет!

Что делать мне?

Попал я в сети к сатане,

Нечистый, он, жесток ко мне,

Что предпринять?

Я не устану призывать

Твою святую благодать

О, дева дев!

Сойди ко мне, небесный свет,

Смири их сатанинский гнев.

И утоли!




Мадонна:

Несчастный Теофил, внемли:

Ты был слугой мне на земли,

Безумен ты,

Но черной хартии листы

Верну тебе из темноты.

Иду за ней.

Эй, Сатана, ты у дверей?

Верни мне хартию скорей,

Затеял споры ты, злодей,

С моим слугой,

Но здесь - расчет тебе плохой.

Ты слишком низок, дьявол злой!




Дьявол:

Мой договор?

Нет, лучше гибель и позор!

Не так я на согласье скор!

Вернул я сан, и с этих пор -

Он мой слуга!

Его душа мне дорога.





Мадонна:

Вот я намну тебе бока!

Мой друг, вот хартия твоя

Ты плыл в печальные края,

Но радости и бытия

Даю ключи.

Ты к кардиналу в дверь стучи.

Ему ты хартию вручи, -

Пускай прочтет

Ее с амвона, чтоб народ

Узнал, каким путем влечет

Лукавый бес.

В богатство по уши ты влез,



Душе легко погибнуть здесь.