Урок по истории в 8 классе по теме «Революционное народничество II половины 60-х начала 80-х годов XIX века» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок по истории в 8 классе по теме «Революционное народничество II половины 60-х - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

города Торжка Тверской области

(МБОУ СОШ № 8)

Урок по истории в 8 классе по теме

«Революционное народничество II половины

60-х – начала 80-х годов XIX века»

Выполнила:

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 8 г. Торжка

Серёгина Светлана Васильевна

2013 г.


Торжок

8 класс. Тема урока: «Революционное народничество II половины

60-х – начала 80-х годов XIX века»

Цель урока:

сформировать представление об эволюции тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; дать нравственную оценку тактике революционного террора.



Основные знания:

появление подпольных народнических организаций, их программа и тактика; деятельность кружка С.Г. Нечаева, сущность нечаевщины; причины перехода к тактике «хождения в народ» и ее неудача; программа и тактика «Земли и воли», причины ее раскола; деятельность «Народной воли»; появление первых рабочих организаций.



Основные понятия:

нечаевщина, «хождение в народ»; агитация; пропаганда; революционный террор.



Основные даты:

1874-1875 гг. – «хождение в народ», 1876-1879 гг. – деятельность революционного народнической организации «Земля и воля»; 1879 г. – раскол «Земли и воли».



Оборудование урока:

  1. Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. – М., 2010.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику. Репин А.В. История России 8 класс. - Саратов: Лицей, 2013.

  3. Замарина Н.А. История России, 8 класс. Экспресс-опрос. – Саратов: Лицей, 2013.

  4. Мультимедийные уроки по курсу Отечественной истории XIX-XX вв. (часть 1) из виртуальной школы Кирилла и Мефодия

Персоналии:

С.Г. Нечаев; С.Н. Халтурин; А.И. Желябов.




План урока

I. Проверка домашнего задания.

  1. Экспресс-опрос по теме № 19 «Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» (работа 1,2) и по теме: «Общественные движения 1850-1880 гг.» (работа 1,2)

Проверка

Работа в парах 10 минут




  1. Дайте характеристику деятельности революционной организации «Земля и воля»

5 минут

Класс проверяет по тетради на печатной основе




II. Объяснение нового материала

25 минут

  1. Народнические организации II половины 60-х – начала 70-х г.г.

  • Главная цель народников – организация крестьянской революции в России.

  • Идейное влияние романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»  организация Н.А. Ишутина – И.А. Худякова (1863 – 1866 г.)  Задача: подготовка революционного переворота, переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда.

Как вы думаете, готовы ли были крестьяне к такому переустройству?

Внутри организации – группа «Ад», которая готовила цареубийство  толчок к революции  покушение Д. Каракозова на Александра II. Каракозов казнен, организация разгромлена  усиление консерваторов в правительстве, запрещение студенческих кружков  усиление цензуры.



Чем стал выстрел Д. Каракозова для революционеров? (вдохновляющим примером)

  • Создание кружка Нечаева.

Что такое «нечаевщина»?

Кто такие «чайковцы»?

Объяснение учителя

Таблица


Сообщение ученика

Запись в тетрадь

Самостоятельная работа с учебником стр. 182-183


  1. «Хождение в народ»

Какими причинами было вызвано «хождение в народ»?

(Разгром революционных кружков, аресты революционеров, усиление цензуры и конечно, непонимания со стороны крестьян).

  • В середине 70-х гг. народники пришли к выводу, что необходимо разъяснять крестьянам идеалы лучшего, справедливого общественного строя. Состав пропагандистов 70-х годов очень пестрый: члены тайных организаций, представители высших слоев общества и др. (под видом врачей, учителей, инженеров). Беседы с мужиками о революции и социализме мужики их не понимали  доносили в полицию  всероссийская облава и суды над революционерами.

Какие чувства вызывает у вас деятельность революционеров?

(глубокой симпатии за их самоотверженность и бескорыстность)



А почему же крестьяне их не поняли?

(неграмотны, не готовы к таким переменам, не доверяют интеллигентным людям)



Каковы особенности этого движения и его результаты?

(движение носило характер революционной агитации, потерпело неудачу)




Объяснение учителя

  1. «Земля и воля»

Неудача агитационного движения  переход к созданию строго централизованных и законспирированных групп.

Сообщение ученика

Задание классу: заполнить таблицу 5, стр. 52.

Документы: выдержки из программы «Земли и воли»


  1. Первые рабочие организации

Самостоятельная работа учащихся с учебником: задание 6, стр. 52, тетрадь на печатной основе (проверка)

«Черный передел»

  1. Раскол «Земли и воли»

«Народная воля»

Народническое движение приобретало все более радикальный характер.



Ознакомьтесь с разделом «Раскол «Земли и воли», подумайте, почему это происходило и к чему привело в конечном итоге?

Самостоятельная работа с учебником.

  1. «Народная воля». Охота на царя.

Каково ваше отношение к убийству Александра II?

  • Июль 1878 г. – вынесен смертный приговор Александру II. (Гибель царя – сигнал для крестьянской революции).

  • Исполнительный комитет «Народной воли» начал охоту на Александра II:

  1. Покушения при возвращении царя из Крыма в Петербург (ноябрь 1879 г.)  изменен маршрут.

  2. Следование поезда через Александровск (группа Желябова, бомба не взорвалась).

  3. В семи километрах от Москвы группа Софьи Перовской (взорван не тот поезд).

  • Зимой 1879-1880 г. – подготовка взрыва в Зимнем дворце (народник С.Н. Халтурин).

  • Взрыв на дороге от ж/д вокзала в Зимний дворец (Желябов арестован в феврале 1881 г.).

  • 1 марта 1881 г. император направился на развод войск в Михайловский замок (смертельно ранен бомбой, брошенной И. Гриневицким).

  • Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы: А.Желябов, С. Перовская, А. Михайлов, Н. Кибальчич, Н. Рысаков, подготовившие покушение были повешены в апреле 1881 г.

  • Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, началом крестьянской революции.

Более того, народ был ошеломлен. Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

Рассказ учителя

Стр. 98 Отрывок зачитать (методическое пособие)




III. Итог урока.

Задание 7, §26 (рабочая тетрадь)

IV. Домашнее задание

§ 26 учебника. Задания 1, 2, 3, 4 в рабочей тетради. Повторить § 5.