Урок «Окружающий мир» Раздел: История Отечества Тема урока: «Мастера печатных дел» 4 класс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока:... 1 51.5kb.
Урок: окружающий мир (история) Класс-4 Тема урока: «Новое время:... 1 145.65kb.
Конкурсный урок Окружающий мир 2 класс Тема урока: Учитель моу «Щученская... 1 52.45kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (1 класс) 3 640.3kb.
Класс: 7 Урок 47 Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин. 1 118.86kb.
Урок по курсу «История России», 11 класс Тема урока: «Великая Отечественная... 1 28.13kb.
Урок №54/22 Базовый учебник : «Физика. 7 класс», Перышкин А. 1 72.41kb.
Урок по мхк для учащихся 7 класса Раздел: «Средневековый театр» Тема... 1 145.15kb.
Методическая разработка урока Организационная информация Тема урока... 1 134.56kb.
Сценарий урока английского языка Тема урока: «Д. Байрон и А. 1 118.29kb.
Время урока 45 минут Презентация выполнена в Power Point Тема урока... 1 168.86kb.
Что такое книга? Для чего она и откуда пришла? 1 74.85kb.
- 4 1234.94kb.
Урок «Окружающий мир» Раздел: История Отечества Тема урока: «Мастера печатных дел» - страница №1/1

Урок

«Окружающий мир»

Раздел: История Отечества

Тема урока:

«Мастера печатных дел»



4 класс

Цели урока:

Познакомить учащихся с историей возникновения и развития печатного дела на Руси, с первым печатником Иваном Федоровым и его служением просвещению русских людей.



Задачи:

Образовательные.

1. Формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во времена Московской Руси.

2. Продолжить работу по развитию речи учащихся:

а) обогащать словарный запас;

б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

в) развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом учебника.



Развивающие.

1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.

2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира.

4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.

5. Развивать творческие способности учащихся.



Воспитательные.

1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.

2. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.
Оборудование:


  • репродукция А.М. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите. 1921.»;

  • иллюстрации с изображением памятника И.Федорову, летописца Нестора, Иоганна Гутенберга, памятника создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию;

  • иллюстрации с изображением книг Древней Руси: рукописных и печатных;

  • иллюстрации с изображением печатных станков И. Гутенберга и И. Федорова;

  • раздаточный материал: карточки с заданиями, словари;

  • тест из книги Е.М. Тихомировой «Тесты по предмету «Окружающий мир», 4 класс;

  • рабочие тетради на печатной основе;

  • учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 4 класс

  • электронная презентация урока;

  • тест в электронном виде.


Формы организации работы с классом.




Ход урока.

Этапы, методы, приёмы работы с классом.



Порядок показа

слайдов.


Вводная беседа.

Самостоятельная работа по карточкам.

Индивидуальная работа.

Беседа – диалог.

Работа в тетради на печатной основе.

Сообщение ученика.


Инсценировка.

Сообщение ученика.

Работа с учебником.

Беседа – диалог.

Сообщение ученика.

Работа с учебником.

Самостоятельная работа.

Работа в тетради на печатной основе.

Индивидуальная работа на копьютере.



  1. Актуализация и постановка проблемы урока.

Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам:

1 вариант.

  1. Соотнесите событие и дату: 8 сентября 1380год, 1480 год, 5 апреля 1242 год, Куликовская битва, стояние на реке Угре, Ледовое побоище.

  2. Что в данном списке является лишним: стояние на реке Угре, Иван ΙΙΙ, Дмитрий Донской, хан Ахмат, 1480 год?

2 вариант.

  1. Расставьте события в хронологическом порядке: Куликовская битва, Невская битва, Ледовое побоище, Стояние на реке Угре.

Индивидуальная работа:

  1. Какое событие случилось в 1480 году? Какое значение оно имело?

  2. Выполнение теста («Тесты по предмету «Окружающий мир», Тихомирова Е.М., 4 класс)

- Ребята, рассмотрите, пожалуйста, данные иллюстрации.

- Узнали ли вы, кто на них изображен?

- Хотели бы вы узнать, кто изображен на второй и третьей иллюстрациях?

- Эти исторические личности жили в разные века, но у них есть общее. Предположите, что может объединять этих людей?

(На экране: памятник И.Федорову и иллюстрации с изображением летописца Нестора, Иоганна Гутенберга, памятник создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию.)

( Предположения детей.)

- Если вы затрудняетесь с ответом, то вам поможет загадка:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
( Книга.)

- Правильно, этих людей объединяет процесс написания или создания книг.


- Ребята, на прошлых уроках мы уже говорили, что самые первые книги люди писали от руки и назывались они рукописными. Вспомните, как выглядели рукописные книги, кто их обычно писал и переписывал?


- Не один год уходил на переписку этих книг. Можно представить, как мало было книг и как они дорого стоили. Были люди, которые думали о том, как сделать книги более дешевыми, более доступными, как ускорить процесс создания новой книги.

- Как вы думаете, что это за быстрый способ создания книги придумали люди?

( Книгопечатание). Первые печатные книги называли чудом. Как же появились эти удивительные творения рук человеческих? Хотели бы вы найти ответ на данный вопрос?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

( Предположения детей.)

- Откройте учебник стр. 82. Сравните свои предположения. Тема урока: «Мастера печатных дел».


Постановка цели урока.

- Откройте рабочую тетрадь с. 29 № 2. Можете ли вы отгадать кроссворд? Почему? (Не хватает знаний.)

- Я предлагаю вам сегодня совершить небольшое путешествие в прошлое, чтобы найти ответы на поставленные здесь вопросы.

2. Открытие нового знания.

Сообщение ученика.

Изобретатель книгопечатания.

В 15 веке немецкий мастер Иоганн Гутенберг из города Майнца придумал металлические литеры (буквы), оставляющие на бумаге четкий отпечаток. Сначала он вырезал их из дерева. Но деревянные буквы от краски разбухали и быстро выходили из строя. Тогда Гутенберг решил отливать выпуклые изображения букв из металла. Мастер набирал из букв-литер строчки. Покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск на бумаге.
- Книгопечатание быстро распространилось в Европе.

Давайте с вами перенесемся в Россию XVІ века. И узнаем, кто же здесь начал книгопечатание?


Сценка.

Автор.

Царь Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу – типографию.

Перед царем коленопреклоненный книжный мастер – Федоров Иван.

Царь.

Сказывают умные люди, будто учен в печатном деле ты не хуже иных иноземных мастеров.



Автор.

Молчит Иван Федоров. Уж больно сердито глядит государь. Но семь бед- один ответ. Решился.



Иван Федоров.

Растет русское государство, Иван Васильевич! Да не обойтись теперь без своих ученых людей, чтобы управлять всеми этими землями под твоей твердой рукой. А где найти тех грамотных без книг? Где печатать ныне книги, как не в Москве? Ежели будет твоя воля государева – заведем типографское дело. Не хуже, чем у немцев. Прославят те книги имя твое, государь, не только на Руси, а и в иных государствах.



Царь.

Дело говоришь, Иван Федоров. Хватит нам жить по старинке. Пора и свое печатное искусство завести. Быть тебе государевым печатником.



Автор.

Вскоре была напечатана первая книга. Посветлело лицо Ивана Грозного. Понял Иван Федоров – понравилась ему книга.



Царь.

Что ж, друкарь, честь головою сберегают. Ладно книгу написал. Угодил царю.


- Кто повелел открыть типографию в Москве?

- Кто был первопечатником России? ( Друкарь в переводе с украинского языка означает печатник.)



Сообщение ученика о жизни И. Федорова.
Иван Федоров одним из первых выпустил книгу на русском языке. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к живущим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и о буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Федоров самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов.
- Станок, который появился на Печатном дворе, был прост по своей конструкции. Он состоял из давила и выдвижной доски, на которой помещалась рама с набранным из букв-литер текстом. Когда нажимали на рычаг, давило опускалось на раму с набором букв, покрытым черной краской. На бумаге, положенной между давилом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница.
3. Работа по теме урока.

- Какую первую книгу выпустил Иван Федоров, и как она выглядела, вы можете узнать из учебника стр. 82-83. Прочитайте.

- Что нового вы узнали из данного текста?

- Как называлась первая печатная книга, выпущенная Федоровым?

- Назовите дату выпуска книги «Апостол»(1 марта 1564 года). Запишите ее в своих тетрадях.

- Опишите эту книгу.

- История с Иваном Федоровым также не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, Федоров действовал не один, а вместе с соратником. Звали того Петр Тимофеев Мстиславец. Таким образом, русских первопечатников получалось двое. Во-вторых, книгопечатание в России существовало еще до Ивана Федорова.

Первая русская типография открылась в 1553 году, за 11 лет до федоровского «Апостола». Выпустила она семь книг, но, к сожалению, ни в одной не было указано имя печатника. Поэтому первую отечественную типографию историки справедливо назвали анонимной. А слава первопроходца досталась Ивану Федорову.


Физкультминутка. ( Зарядка для глаз).
- Прочитайте отрывок из другой книги Ивана Федорова:

Поучение сыну.

Сыну мой, приклони ухо твое,

И послушай словес мудрых,

И приложи сердце твое

К научению моему,

Понеже украсит тебе.
- Понятен ли вам его смысл? Почему? (В этом отрывке говорится о том, что учиться нужно старательно и тогда учение обогатит и украсит твою жизнь.)

- Хотели бы вы узнать, как называлась эта книга?

- Найдите ответ на этот вопрос на стр. 83.

- «Азбука» была издана в 1574 году в городе Львове. Она учила малышей не только грамоте, но и как правильно вести себя в жизни. Это было первое печатное пособие на Руси для обучению письму и чтению.

- Как вы думаете, созвучны ли слова из «Азбуки» Федорова со словами данной пословицы: Красна птица опереньем, а человек – ученьем.

- Ребята, как вы думаете, а какое значение имело издание первой «Азбуки»?

( Издание первой азбуки имело огромное значение для распространения грамотности, но прежде всего развития и укрепления славянского языка.)

- Догадались ли вы, кому поставлен в центре Москвы памятник, фотографию которого вы уже видели в начале урока?



Сообщение ученика.

В самом центре Москвы стоит памятник первопечатнику Ивану Федорову, созданный во весь рост скульптором Сергеем Михайловичем Волнухиным. Стоит бронзовый Иван Федоров среди повседневной суеты на небольшом холмике. Он в древнерусской одежде, высокий лоб перетянут ремешком, чтобы длинные волосы во время работы не падали на глаза, лицо открытое, русское. В одной руке он держит только что отпечатанный лист своей первой книги, другой – поставленную на скамью наборную доску. От всей фигуры его веет покоем, кажется, он смотрит в вечность.

- На одной стороне постамента имеется надпись: «Первее нача печатати на Москве святые книги в лето 7070(1563) первое апреля 19 ради братий моих и ближних моих». В этой надписи и сказано все самое главное о жизни Ивана Федорова: печатать ради братьев и ближних означало для него жить и трудиться ради просвещения русского народа и будущих поколений.

-Вспомните, как называют людей, которые беззаветно служат своей Родине, прославляют ее своими делами?

( Патриоты.)

- Можно ли назвать патриотом Ивана Федорова и почему?

- В XVІІ столетии в России стало больше грамотных людей. И не только среди знати и служителей церкви, а также и среди горожан. Да и как торговать и заниматься ремеслом, не умея читать, писать и считать?

- На стр. 84 учебника найдите сведения об учебниках, по которым учились люди в XVІІ веке. Выпишите названия этих учебников и их авторов. ( Работа по рядам.)
- Ребята, как вы думаете, почему данный параграф назван «Врата учености»?

- Каково значение начала книгопечатания на Руси? Сделайте вывод. (Огромное значение. Книги стали дешевле. Открылись школы, монастырские библиотеки.)

- Сравните свой вывод с данным в учебнике на стр. 86.

- Можете ли вы теперь ответить на вопросы кроссворда?


4. Самостоятельная работа.

- Используя знания, полученные на уроке, ответьте на вопросы теста и решите кроссворд.  (Самостоятельная работа (дифференцированная работа) (в тетради на печатной основе стр. 29 №2 и выполнение теста несколькими учащимися на компьютере.)

Тест.


  1. Первым русским мастером-печатником был:

а) Иоганн Гутенберг;

б) Иван Федоров;

в) Иван Грозный

2. Типография в Москве была открыта по велению:

а) Ивана Грозного;

б) Ивана Третьего;

в) Дмитрия Донского

3. Петр Мстиславец – это:

а) помощник Федорова;

б) печатник;

в) помощник Гутенберга

4. Назовите самую первую книгу, напечатанную Федоровым:

а) Букварь;

б) Азбука;

в) Апостол

5. Назовите автора букваря, который переиздавался несколько раз:

а) Карион Истомин;

б) Василий Бурцов;

в) Метелий Смотрицкий

6. Назовите автора «Грамматики», по которой учился Ломоносов:

а) Карион Истомин;

б) Василий Бурцов;

в) Метелий Смотрицкий

7. Назовите автора букваря, монаха Чудова монастыря:

а) Карион Истомин;

б) Василий Бурцов;

в) Метелий Смотрицкий
5. Подведение итогов урока.

- Понравился ли вам наш урок?

- Ребята, а хотели бы вы посмотреть древние печатные и рукописные книги?

На следующем занятии мы отправимся с вами на экскурсию в Муромский историко-художественный музей, один из крупнейших и интереснейших музеев нашего региона, в котором хранятся рукописные, старопечатные и редкие печатные книги.

- Закройте глаза. Прокрутите в своем воображении все, что было на уроке, что вам запомнилось. Какой вывод вы сделали для себя?
Д.З. 1) Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (стр.82- 86).

2) Выполнить задания (с. 86).

3) Выполнить задание № 4 на стр. 30 в тетради на печатной основе.

4)* Нарисовать печатный станок Ивана Федорова или первую печатную книгу.



Слайд № 1.

Слайд № 2.

Что объединяет этих людей?


Слайд № 3.

Рукописные книги Древней Руси.

Слайд № 4.

Тема урока.

Слайд № 5.

Иоганн Гутенберг.

Слайд № 6.

Печатный станок Гутенберга.

Слайд № 7.

Москва XVІ века.
Слайд № 8.

Царские палаты.

Слайд № 9.

Иван Федоров.

Слайд № 10.

«Апостол».

Слайд № 11.

Буква А.

Слайд № 12.

Поучение сыну.

Слайд № 13.

Азбука Ивана Федорова.

Слайд № 14.

Пословица.

Слайд № 15.

Памятник Ивану Федорову.

Слайды № 16 -22.

Ответы на вопросы кроссворда.

Слайды № 23.

Домашнее задание.