Урок: окружающий мир (история) Класс-4 Тема урока: «Новое время: торжество Европы» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок «Окружающий мир» Раздел: История Отечества Тема урока: «Мастера... 1 155.48kb.
Конкурсный урок Окружающий мир 2 класс Тема урока: Учитель моу «Щученская... 1 52.45kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (1 класс) 3 640.3kb.
Класс: 7 Урок 47 Учебник: Литература. 7 класс. Г. С. Меркин. 1 118.86kb.
Время урока 45 минут Презентация выполнена в Power Point Тема урока... 1 168.86kb.
Урок по курсу «История России», 11 класс Тема урока: «Великая Отечественная... 1 28.13kb.
Тема Новейшая история. Первая половина ХХ в.(18 ч.) 1 114.25kb.
Программа дисциплины историография истории стран европы и америки... 3 590.86kb.
Урок по всемирной истории в 8 классе Тема урока : Развитие математики... 1 138.66kb.
Урок №54/22 Базовый учебник : «Физика. 7 класс», Перышкин А. 1 72.41kb.
Методическая разработка урока Организационная информация Тема урока... 1 134.56kb.
The passive voice времена страдательного залога образуются при помощи... 1 170.62kb.
- 4 1234.94kb.
Урок: окружающий мир (история) Класс-4 Тема урока: «Новое время: торжество Европы» - страница №1/1

Урок: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (история)

Класс-4

Тема урока:
«Новое время: торжество Европы»


Цели урока:

- создать у учеников первичные представления об эпохе Нового времени (временной промежуток, развитие техники, особенности устройства общества, изменение морали);

- отрабатывать умения ориентироваться в историческом времени;

- учить анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение.



Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

II. Проверка домашнего задания.

Тест.


У учащихся пульты голосования с буквами: А, Б, В.

Учитель. Тест состоит из четырех вопросов, к каждому из которых предлагается по три варианта ответа. Вы будете на пульте нажимать ту букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу. (ученики могут на листках записывать номер вопроса и букву с вариантом правильного ответа.)



1. Средние века – это время...

А. между Первобытным миром и Древним миром;

Б. между Древним миром и Новым временем;

В. между Первобытным миром и Новым временем.



2. Большинство государств в эпоху Средних веков управлялось...

А. волей народа;

Б. президентом;

В. волей государя.



3. В средневековых государствах большинство населения жило...

А. в городах;

Б. в пещерах;

В. в деревнях.



4. Люди занимались в основном...

А. торговлей;

Б. земледелием;

В. ремеслом.



III. Постановка проблемы.

Учитель. Наше путешествие по эпохам Всемирной истории продолжается. Посмотрите на «реку времени» (учебник, с.46). Какая наша следующая остановка?

Ученики. Эпоха, которую ученые назвали Новое время.

Учитель. Прочитайте тему нашего урока: «Новое время: торжество Европы». Как вы думаете, о чем пойдет речь? Объясните, как вы понимаете выражение «торжество Европы»?

Ученики, отвечая на вопросы учителя, выдвигают предположения о содержании нового материала.

Учитель. Давайте обратимся за помощью к карте эпохи Нового времени (с. 70–71).

Учитель. Рассмотрите карту, прочитайте ее легенду. Используя данные этой карты и карты эпохи Средних веков, объясните, как изменились границы цивилизованных стран в Новое время.

Ученики, отвечая на данный вопрос, приходят к выводу, что границы цивилизаций значительно расширились и охватили все материки.

Учитель. Вернемся к теме урока. Определите с помощью карты, какие земли были заселены выходцами из Европы?

Учащиеся вспоминают, что в Средние века католическая Европа занимала маленькую территорию. Ученики отмечают, что в эпоху Нового времени европейцы заселили Австралию, Северную и Южную Америку, а также юг Африки; и теперь понятно, почему в названии урока появилось выражение «торжество Европы».

Учитель (ставит проблему). Что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир?

IV. Открытие нового знания.

Интерактивная методика «Снежный ком».

Этапы работы.

1. Каждый работает самостоятельно (1–2 мин).

2. Работа в парах (2–3 мин).

3. Работа в четверках (2–3 мин).

4. Обсуждение.

По окончании работы в группах их представители предлагают вариант решения своей группы.

Учитель помогает найти общее в наработках всех групп, подводит итоги.

Задание для проведения методики «Снежный ком».

1. Что в истории Европы вдруг произошло и заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир?

2. Для ответа на поставленный вопрос вспомните, чем были похожи все средневековые цивилизации друг на друга?

Предлагая различные варианты ответов на поставленный проблемный вопрос, ученики, скорее всего, вспомнят общую черту всех средневековых цивилизаций – основным занятием было выращивание культурных растений, земледелие, и разведение домашних животных, скотоводство (именно поэтому они получили название «земледельческие»). Учащиеся могут предположить, что Европа стала отличаться от других, значит, перестала быть «земледельческой цивилизацией».

Подводя итоги работы групп, учитель предлагает остановиться на данной версии и отыскать доказательства в ее пользу.

Работа с учебником.

Учитель. Рассмотрите рисунки на с. 69. Выполните задания учебника к данным рисункам.

Ученики отвечают на вопросы, которые даны на с. 69.

Эту работу можно дополнить подготовленными дома сообщениями учащихся о технических достижениях эпохи Нового времени.

Учитель (обобщает ответы учеников). Как же изменились возможности человека?

Ученики. Возможности человека значительно расширились, людям стало проще и удобнее жить.

Учитель. Следовательно, люди стали жить дольше, и их численность увеличилась. Европейцам становилось тесно в своей части света.

Ученики. Значит, у европейцев появилась причина осваивать другие земли.

Учитель. С развитием техники, какие профессии выходят на первый план для европейцев?

Ученики. Профессии, связанные с изготовлением техники, становятся более важными, а земледелие уходит на второй план.

Учитель. Где теперь должно было проживать большинство граждан?

Ученики. Конечно, в городах, где делают технику.

Учитель. Все эти перемены вызвали изменения в самом обществе. «Земледельческая» цивилизация уступила место «машинной».

Учитель. Найдите подтверждение сделанным выводам в тексте параграфа. Учащиеся читают текст учебника со слов «Начиная с XV века жизнь людей…» (с.68) до слов «…стали называть западным миром».

Учитель. Итак, при переходе к «машинной» цивилизации на месте средневековой христианской Европы сложилось новое общество, которое стали называть «западным миром». Оно стремилось расширить свои границы и имело для этого соответствующие технические возможности.

Физкультминутка


«Энергия из звука "Аааааа"»

Эта разминка поможет придать ученикам свежие силы, бодрое настроение и оптимизм. Используемый при этом протяжный звук представляет собой возможность «помассировать» утомленный мозг, так как тонкая вибрация звука в голове на самом деле освежает мозг и способствует лучшему кровоснабжению.

Учитель. Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомление, скука. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе распевайте звук «Аааа» все громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью.

V. Расширение нового знания.

Смысловой фрагмент «Европейская колонизация».

Работа с картой учебника.

Учитель. Теперь мы знаем причину, которая заставила европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир. Как это происходило, мы прочитаем в учебнике.

Ученики читают два первых абзаца на с. 72.

Учитель. «Какие страны оказались в зависимости от европейских государств?»

Учащиеся с помощью условных обозначений на карте находят страны, покоренные европейскими государствами.

Смысловой фрагмент «Новые порядки в обществе и государстве».

Работа со схемой учебника.

Учитель. По мере того как жители западного мира осваивали далекие земли, изменялось и отношение людей друг к другу. Старые порядки мешали дальнейшему развитию человеческого общества. Материал учебника поможет нам разобраться, какие были приняты порядки в новом обществе, называемом «западным миром», и чем же они отличались от тех, которые существовали в Средневековье. Рассмотрите схему «Новые порядки в обществе и государстве» на с. 73.

Учитель дает несколько минут на самостоятельное изучение новой схемы.

Учитель. Вспомните старые порядки Средневековья и сравните две формы организации общества.

Ученики (возможный вариант ответов). При старом порядке общество делилось на группы с разными правами и обязанностями, судьба человека зависела от того, в какой семье он родился. В новом обществе нет разделения на отдельные группы, все граждане равноправные. При старом порядке в государстве все зависело от воли государя, вся власть принадлежала ему. В новом обществе управление государством осуществляется по воле народа, граждане выбирают тех, кому предоставляется власть в стране.

Учитель. Как вы думаете, легко ли государи и их приближенные расставались со старыми порядками?

Ученики. Конечно, нет. Этот порядок складывался веками и был удобен тем, кто стоял у власти.

Учитель. Существовали два способа перехода от старых порядков к новым. Найдите их в учебнике на с. 73, рисунки вам помогут разобраться, чем эти порядки отличаются друг от друга.

Учащиеся находят и объясняют оба способа.

Можно зафиксировать отличия в виде схемы:



ведут борьбу; соглашаются;

насильственное уничтожение совместное уничтожение

старых порядков; старых порядков;

утверждение новых порядков совместное утверждение

победителями новых порядков всеми

гражданами

Учитель. Вспомните и назовите несколько примеров из истории России двух способов перехода от старых порядков к новым («История Отечества», 3 класс).

Ученики. Революция 1917 г., Гражданская война, преобразования Петра I.

Смысловой фрагмент «Мораль в эпоху Нового времени».

Работа в группах.

Задания для групп:

1. Прочитайте в учебнике текст о Великой французской революции на с. 72 со слов «В 1789 году…» до конца параграфа.

2. Обсудите ответы на вопросы:


  • Как революция повлияла на мораль средневекового общества?

  • Что говорили новые порядки о добре и зле?

  • В основу какого способа управления государством легли новые правила?

Каждая группа сообщает результаты своей работы. Ученики вместе с учителем формулируют новое представление о правилах морали: «Все люди – братья, вне зависимости от происхождения, места проживания и веры».

VI. Самостоятельное применение и использование полученных знаний.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно ответить на вопросы (по выбору, те, которые помогут им закрепить знания, полученные на уроке). Учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы. Учитель оценивает ответы учеников и ставит отметки.



VII. Итог урока.

Учитель. Как вы думаете, почему данная эпоха получила такое название – Новое время?



Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 68–73, проверить свои знания, ответив на вопросы после текста на с. 73.

Творческое задание (по выбору ученика).

1. Используя дополнительную энциклопедическую литературу, подготовить небольшое сообщение об архитектурном памятнике эпохи Нового времени (индивидуально или в группе) или техническом достижении и оформить его в виде «фотографии» (рисунок, аппликация или иллюстрация) и текста под ней. Принести готовую «фотографию» в класс и с помощью учителя собрать «фотоальбом» эпохи Нового времени. (Данная работа символична, так как изобретением данной эпохи является фотоаппарат.)

2. Используя дополнительную энциклопедическую литературу, подготовить небольшое сообщение о достижениях эпохи Новейшего времени.




Приложение к уроку «Новое время: торжество Европы»

Справочные сведения о технических достижениях
эпохи Нового времени

Данный материал может использоваться при изготовлении учащимися «фотографий»-сообщений для коллективного фотоальбома, посвященного достижениям науки и культуры Нового времени, или для подготовки выступлений к уроку по данной теме, в случае если энциклопедическая литература будет недоступна.



Печатный станок.

Как и многие другие изобретения, книгопечатание возникло не на пустом месте. Элементы типографской технологии и техники накапливались постепенно. Например, способ размножения вырезанных на деревянной доске изображений был известен в Европе в середине XIV в. Подобным образом переписчики воспроизводили в рукописях узорные буквицы и орнаменты, украшавшие листы. Со временем мастера научились вырезать на досках весь текст, чтобы потом делать оттиски-копии на бумаге. Позже его стали набирать из маленьких кубиков, на каждом из которых была только одна буква. Набранную страницу заливали расплавленным металлом, например, свинцом. После его затвердевания получалась готовая форма, с ее помощью можно было напечатать уже не один, а много оттисков.

Первым, кто объединил все эти изобретения в одном техническом устройстве, стал немецкий мастер Иоганн Гутенберг. В середине XV в. в городе Майнце он отпечатал Библию. Считанные экземпляры этого первого в истории печатного издания хранятся в музеях как величайшие сокровища.

До конца XV столетия типографии появились в Италии, Швеции, Франции, Дании и других странах. Благодаря книгопечатанию количество книг резко возросло.

В России первую типографию основал в 1563 г. Иван Федоров. В 1564 г. он вместе со своим соратником Петром Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу – «Апостол». (Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта +, 1999. С. 72.)

Фотография.

Первое сообщение о химическом действии света – почернении поверхности пластинки из слоновой кости, обработанной азотнокислым серебром, – относится к концу XVII в. Но более двухсот лет зафиксировать изображение не удавалось. Впервые это смог сделать французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс (1765–1833). Он покрывал металлические пластинки битумным (от лат. bitumen – горная смола) лаком. Под действием света лак становился нерастворимым, но на различных участках в разной степени – в зависимости от яркости освещения. После обработки пластинки (или камня) растворителем и травления кислотой на ней возникал рельеф, подобный гравированному. Свой способ Ньепс назвал гелиогравюрой (от греч. «гелиос» – «Солнце»). Съемка по методу Ньепса длилась 6–8 часов на ярком солнце.

Целой эпохой в истории фотографии явилось изобретение Луи Жака Манде Дагера (1787–1851). Изображение получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. Оно было названо дагеротипом. Дагеротипы отличались очень высоким качеством изображения, но подобным способом можно было получить лишь один снимок.

Третьим человеком, стоящим у истоков фотографии, был английский изобретатель Уильям Генри Талбот (1800–1877). Он делал снимки на бумаге, пропитанной солями серебра; полученное негативное изображение изобретатель печатал контактным способом и с увеличением.

В середине XIX в. был создан фотографический материал, известный и в наше время, – фотопластинки. Отправляясь на съемку, фотограф должен был нести не только громоздкую камеру с запасом пластинок, но и целую фотолабораторию с химикалиями, посудой и палаткой для работы в темноте. Несмотря на сложность, коллодионный процесс положил начало бурному развитию фотографии.

Спустя несколько лет стали использовать уже сухие пластинки с желатиновой эмульсией, а производство фотоматериалов превратилось в отрасль промышленности. В 1889 г. появилась фотопленка на бумажной подложке, а через год – на целлулоидной ленте. Фотографическая эмульсия становилась все чувствительнее, а камеры – совершеннее. Фотоаппарат постепенно приобретал знакомый нам вид. (Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта +, 1999. С. 445.)



Телефон.

Изобретатель телефона Александер Грейам Белл (1847–1922) по своей основной специальности был филологом. Он родился в шотландском городе Эдинбурге в семье известного специалиста в области фонетики. Отец Александера много лет разрабатывал систему записи звуков речи, с помощью которой люди могли бы правильно произносить слова на любом языке. Александер Белл пошел по стопам отца и уже в 17 лет получил музыкальное образование и стал работать преподавателем музыки и ораторского искусства. Желая глубоко изучить звуковой строй языка, следующие десять лет он посвятил изучению акустики – раздела физики, исследующего колебания звуковой частоты.

70-е годы XIX в. – время бурного развития телеграфа. Компания «Вестерн юнион» объявила, что выплатит огромную сумму тому, кто сможет передать несколько телеграмм по одному проводу одновременно. Александер Белл решил найти такой способ, в этом ему помогло полученное в юности музыкальное образование. Работая над практическим воплощением своего замысла, Белл пришел к идее создания телефона. Патент на изобретение телефона Александер Белл получил 7 марта 1876 г. После этого он предложил компании «Вестерн юнион» купить его за 100 тысяч долларов. Сумма, которую Белл запросил у компании, была очень скромной: уже через несколько лет станет ясно, что создание телефонной сети даст многомиллионные прибыли. Тем не менее «Вестерн юнион» отказалась купить патент. Руководство фирмы считало, что если никому неизвестный учитель сумел придумать телефон, то сотрудничавшие с «Вестерн юнион» видные изобретатели создадут более совершенное устройство.

В конце 1879 г. компания заключила, наконец, соглашение с компаньонами изобретателя.

В последующие годы телефон стали активно совершенствовать. (Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта +, 1999. С. 108.)

Электрическая лампочка.

Будущий великий американский изобретатель Томас Алва Эдисон (1847–1931) посещал школу в родном поселке Милан в штате Огайо всего несколько месяцев. Учителей раздражало его упрямство, и мать стала заниматься с сыном дома. Способный юноша освоил престижную в то время специальность телеграфиста. Но работать, ничего не изобретая, ему было неинтересно, он сделал приспособление к телеграфному аппарату, благодаря которому тот продолжал работать даже в то время, когда Эдисон спал. В 21 год Томас переехал в Бостон, где стал искать применение своим изобретательским способностям. Постепенно многие фирмы убедились: молодой ученый способен решать самые сложные научно-технические задачи.

Создание системы электрического освещения стало одним из главных достижений Эдисона. Предложения, связанные с изготовлением электрической лампы накаливания, делались и ранее, в том числе выдающимся русским электротехником Александром Николаевичем Лодыгиным (1847–1923). Эдисон внес в конструкцию лампы много важных усовершенствований. Он добился значительно лучшего удаления воздуха из лампы, благодаря чему накаленная нить светилась, не перегорая, в течение многих недель. Одновременно с лампой было разработано все, что необходимо для системы электрического освещения: генераторы, регуляторы, выключатели, предохранители, провода, кабели и даже изоляционная лента.

Вскоре электрическое освещение по системе Эдисона получило распространение не только в США, но и в других странах мира. (Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта +, 1999. С. 106.)



Паровоз.

Очередной вехой промышленной революции стал переход от использования мышечной силы людей и животных, а также кинетической энергии воды и ветра к повсеместному внедрению паровых машин. Водяные и ветряные мельницы уже не могли обеспечить нужды быстрорастущей горнорудной и металлообрабатывающей промышленности. Пытались сооружать огромные водяные колеса, но и это не спасало положения.

25 июля 1814 г. локомотив английского изобретателя Джорджа Стефенсона вез по узкоколейке 30 тонн груза в 8 вагонах со скоростью 6,4 км/ч. В 1823 г. Стефенсон основал первый паровозостроительный завод. В 1825 г. начала действовать первая железная дорога от Стоктона до Дарлингтона, а в 1830 г. – железнодорожная линия общего пользования между промышленными центрами Ливерпулем и Манчестером.

Джеймс Несмит (1808–1890) создал в 1839 г. необычайно мощный паровой молот, совершивший настоящий переворот в металлургическом производстве. Он же разработал несколько новых металлообрабатывающих станков.

Так начался расцвет индустрии и железных дорог – сначала в Великобритании, а затем в других странах мира. (Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / гл. ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта +, 1999. С. 90.)

В России железная дорога появилась в 1834 г. Правда, перевозили на ней не людей, а железную руду на Нижне-Тагильском заводе (на Урале). Вагонетки с рудой тянул паровоз, созданный талантливыми крепостными механиками – отцом и сыном Черепановыми.



А первая пассажирская железная дорога появилась в России в 1837 г. 4 октября этого года первый пассажирский поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Царское Село. Затем трассу продлили до Павловска.

Первый поезд мало был похож на современный. Вагончики, напоминавшие кареты, тянул паровоз на высоких колесах с тонкими спицами. Машинист вел поезд «под открытым небом» – даже будки на паровозе не было. Зато было специальное устройство – «органчик». Он все время, пока поезд находился в пути, издавал громкие пронзительные звуки. Эта «музыка» предупреждала всех, что приближается поезд. (Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / сост. Н. В. Чудакова, А. В. Громов; под общ. ред. О. Г. Хинн. М.: ТКО «АСТ», 1997. С. 405.)