Урок обществознания в 11 классе по теме «Предпринимательство. Закон РФ «О защите прав потребителей» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок обществознания в 11 классе по теме «Предпринимательство. Закон РФ «О защите - страница №1/1



Урок обществознания в 11 классе по теме «Предпринимательство.

Закон РФ «О защите прав потребителей»

001.jpg

Автор разработки:

Епифанова Маргарита Анатольевна учитель истории и обществознания

МОУ Гимназия № 6 г. Тихорецка

МО Тихорецкий район.

Тихорецк 2009

Цель урока: познакомить учащихся с историей потребительского движения, всемирным днем защиты прав потребителей, с законом РФ "О защите прав потребителей", с организациями, которые помогут тем, чьи потребительские права нарушены; с Всемирным днем качества; с целевой программой «Качество» губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачёва; научить учащихся самим защищать свои права.

Материально – техническая база и оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник: Л.Н. Боголюбов, Обществознание 11 класс; Закон РФ «О правах потребителя».

Ход урока.


  1. Организационный момент.

План урока.

1. История развития потребительского движения.

2. Закон РФ «О защите прав потребителей» и его статьи.

3.Всемирный день качества.

4. Целевая программа «Качество» губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачёва

5. Сообщения учащихся о продукции сыро комбината “Тихорецкий” и «Тихорецкого мясокомбината».
II. Рассказ учителя.

Слайд 1.

Учитель:

Каких только праздников не празднуют в России?! Увы, День потребителя почему-то проходит весьма незаметно, поскольку далеко не все граждане поняли – все мы потребители! Наши права – закон! Защита этих прав – обязанность каждого потребителя в отдельности и государства в целом.

Сегодня мы поговорим о двух праздниках, которые касаются каждого из нас.



Слайд 2.

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей. Этот праздник берёт своё начало с выступления Президента США Джона Кеннеди в Конгрессе в 1961 году, в котором были сформулированы четыре основных права потребителя:

- право на безопасность, товаров и услуг;

- право на информацию;

- право на выбор;

- право быть услышанным;



Слайд 3.

1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (резолюция ООН 39/248):

- защита от ущерба здоровью;

- право на безопасность;

- охрана экономических интересов потребителей;

- право на информацию;

- право на просвещение;

- наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб;

- право на здоровую окружающую среду;

- право на выражение своих интересов.



Слайд 4.

В России этот день получил признание в 1992 году, после принятия Закона о защите прав потребителей.

В нашей стране основным потребительским защитником является Союз потребителей Российской Федерации, который объединяет свыше 100 региональных и городских обществ потребителей – большую часть всех реально работающих в России потребительских организаций. Также защитой прав потребителей занимаются отделы по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора и Администраций районов.

Все мы являемся потребителями: и рабочие, и министры, и дети, и взрослые. Кто такой потребитель?



Слайд 5.

- потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Слайд 6.

Однако мало кто из нас знает свои права. Зачастую в силу незнания своих потребительских прав мы оказываемся обманутыми продавцами или производителями продовольственных и непродовольственных товаров, или становимся «жертвами» некачественных услуг.

Потребитель имеет право на:

- качество и безопасность товара;

- информацию о товаре, изготовителе и продавце;

- предъявление претензий в случае приобретения товара ненадлежащего качества;

- возмещение убытков, возникших в результате нарушения его прав, а также на возмещение морального вреда;

- право на защиту интересов со стороны государства и общественных организаций.


Слайд 7.

А кого называют продавцом в статьях закона «О защите прав потребителей»?



продавец - предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли – продажи

Обратим внимание на основные статьи закона.


Слайд 8.

- Статья 4. Качество товара (работы, услуги);

- Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги);

- Статьи 8, 9, 10,11. Право потребителя на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах;

Слайд 9.

- Статья 12. Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре, изготовителе (продавце);

- Статьи 13, 14, 15. Ответственность за нарушение прав потребителей и за вред, причиненный вследствие недостатков товара;

Слайд 10.

- Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

- Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества;

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

Если потребитель приобрел товар ненадлежащего качества, что он вправе потребовать?:



Слайд 11.

Потребитель вправе потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (не применимо для лекарств);

- соразмерного уменьшения покупной цены (не применимо для лекарств);

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- расторжения договора купли - продажи.

Слайд 12.

- Возмещение убытков;

- Возмещение неустойки (статья 23 закона «О защите прав потребителей»);

- Возмещение морального вреда.

Потребитель вправе предъявить претензию о товаре к продавцу или изготовителю на свой выбор

Кто призван контролировать соблюдение прав потребителей?



Слайд 13.

- государственный орган и его территориальные органы (Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия человека);

- органы местного управления, создаваемые на территориях муниципальных образований;

- общественные объединения по защите прав потребителей.



Слайд 14.

Для того чтобы избежать конфликтов между потребителем и предпринимателем необходимо предоставлять полную и достоверную информацию о товарах и, конечно же, выпускать качественный товар.

Проблема качества — одна из самых приоритетных проблем в экономике ведущих стран мира. В современных условиях качество является ключом к успеху в деятельности любого предприятия, любой отрасли и каждой страны.

Понятие качества тесно связано с тем, что мы называем благами современной цивилизации, качеством жизни — а это и сохранение окружающей среды, и физическое здоровье, и психологический комфорт человека.

Всемирный день качества — ежегодное мероприятие, проводимое во многих странах мира во второй четверг ноября. Инициатором учреждения этого дня является Европейская организация качества (ЕОК) при поддержке Организации Объединенных Наций (ООН).

Всемирный день качества был утвержден в 1990 году. А спустя шесть лет Европейская организация качества объявила неделю, в которую попадает этот второй ноябрьский четверг, Европейской неделей качества.

Целью Всемирного дня качества является повышение значения высокого качества продукции и услуг, а также активизация той деятельности, которая направлена на привлечение внимания к проблемам качества. Ведь речь идет не только о безопасности товаров для человека и окружающей среды, но и о степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей.

Европейская неделя качества также стала заметным мировым событием, которое включает акции, проводимые с целью привлечения общественного внимания к проблемам качества, а также демонстрацию достижений и важности качества для конкурентноспособности в пределах Европы.

В Краснодарском крае по инициативе губернатора А.Н.Ткачёва принята целевая программа “Качество”, задачами которой является контроль за качеством товаров и услуг.

В рамках программы “Качество” администрацией края разработан и осуществляется целый ряд мероприятий по защите потребительского рынка края и принято решение ввести в обращение индивидуальный защитный знак, который наносится на этикетку и упаковку продукции.



Слайд 15.

Знак “Качество Кубань” выполнен в виде синей ленты, расположенной по окружности, и двух лент красного цвета – в нижней части знака. В центре – надпись “Качество Кубань”, а по внешней стороне проходит микротекст.

Право использовать этот знак имеют только участники краевой программы “Качество”, продукция которых прошла идентификацию.

Знак “Качество Кубань” служит гарантом качества продукции. Прежде чем нанести этот знак, продукция тщательно проверяется на соответствие нормам и требованиям качества. Подделать этот знак практически невозможно.

Товарам со знаком “Качество Кубань” вы можете смело доверять. Поэтому, приобретая товары со знаком “Качество Кубань”, вы делаете правильный выбор: отличное качество и безопасность продукции вам гарантированы.

Программа “Качество” – это не только проверки, а целый комплекс мероприятий – от защитных мер не поддельной продукции и поддержки местных товаропроизводителей, до мониторингов качества продукции, сравнительных смотров, выставок некачественных и фальсифицированных товаров (антиреклама – тоже действенная мера). По краю успешно идут уроки качества, на которых учащиеся успешно осваивают потребительские азы, учатся отстаивать свои права. Человек должен уметь и грамотно приобретать товар, и грамотно отстаивать свои права. Поэтому в рамках краевой программы “Качество” предусмотрено и обучение потребителей – от детей до взрослых, и организация встреч с населением, и многие другие мероприятия. Хочу отметить, что опытом Кубани в борьбе за качество заинтересовались и другие регионы, где также поняли, что продукцию надо срочно менять.

Ежегодно на Кубани проводится краевой конкурс в рамках Всероссийской акции “100 лучших товаров России”, где победители награждаются дипломом “Высококачественные товары Кубани”. В рамках программы “Качество” по краю проходят конференции и выставки “Лучшие товары и услуги Кубани”, “Отраслевые дни качества”.

В настоящее время краевую программу “Качество” поддержали многие известные фирмы, в том числе сыро комбинат “Тихорецкий” и «Тихорецкий мясокомбинат».


III. Сообщения учащихся о продукции сыро комбината “Тихорецкий” и «Тихорецкого мясокомбината».

Учитель: Борьба за качество не разовое мероприятие. Она должна стать нормой для каждого добросовестного производителя, работающего на потребительском рынке края.

Пусть потребителям строчки летят, чтобы покупки все – в радость,

Чтобы экспертов мощный отряд нам обеспечивал качество.

Чтоб колбаса лишь из мяса была, овощи ждали свежие,

Чтоб не болела твоя голова о преимуществах сервиса.

Чтобы ни строчки не разошлось в приобретенных обновочках,

Чтоб все костюмы садились легко, будто бы сшиты с иголочки,

Машина твоя никогда не шумит, двигаясь бесперебойно,

Качество в мире пускай победит и заживем мы спокойно.


IV. Закрепление изученной темы.