Урок на тему: >. Цели урока - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок физики в 11 классе на тему фотоэффект. Моу сош с. Карасу, Черекский... 1 108.08kb.
Урока. «Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник» 1 41.34kb.
Урок по теме: «Птицы» Цели и задачи и урока 1 38.15kb.
Урок географии в 6-м классе на тему "Ветер". Вид урока: традиционный... 1 67.99kb.
Урок 60. Узнаем больше о лондоне цели 1 22.54kb.
Урок разработала и провела учитель начальных классов Герман Ольга... 1 133.13kb.
Урок русского языка во 2 а классе. Учитель: Богданова Е. Н. 1 34.96kb.
Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: "В умелых руках всё... 1 30.86kb.
Урок физики в 9 классе Тема урока №1: Радиоактивность как свидетельство... 1 57.77kb.
Время урока 45 минут Презентация выполнена в Power Point Тема урока... 1 168.86kb.
Урок чтения в 1 классе. Тема. Зимние гости. Цели и задачи урока. 1 72.77kb.
Урок по теме «Героическая тема в русской классической музыке. 1 45.63kb.
- 4 1234.94kb.
Урок на тему: >. Цели урока - страница №1/1

Открытый урок на тему: <<Золотой век русской культуры>>.

Цели урока: продолжить формирование общего понятия как одной из важных составляющих частей материальной и духовной части общества; формирование бережного отношения к культуре и музыкальному искусству своего народа.
Развитие умений учеников: работа с опорным конспектом; музыкально – слуховой анализ; речевое развитие; расширение словаря и музыкального багажа; работа над пониманием ценностей художественного творчества; новое осмысление традиционных понятий.
Возможная личностно- значимая проблема: проследить отражение духовной атмосферы эпохи в творчестве наиболее талантливых ее представителей.

Задачи: -образовательные: познакомить учеников с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века;

- развивающие: повышать уровень познавательных способностей учеников; деятельное освоение материала; формировать музыкально-слуховые представления; формировать музыкальное мышление, повышать уровень самооценки учеников;

-воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
Предварительная работа: разучивание с учениками хор <<Славься!>> из оперы М.И.Глинки <<Жизнь за царя>>; самостоятельная работа учителя истории.
Оборудование: портреты композиторов: П.И.Чайковского; М.И.Глинки; картины художников XIX века: В.Перова; В.Сурикова, магнитофон, СD, проигрыватель, ноутбук.

Музыкальный репертуар: 1. М.И.Глинка фрагмент из оперы: <<Жизнь за царя>>

  1. Трио Сусанина.

  2. Хор <<Славься>>.

  3. <<Руслан и Людмила>>.


2. П.И.Чайковский <<Вальс снежных хлопьев>> из балета <<Щелкунчик>>;<<Щелкунчик>>;<<Лебединое озеро>>;<<Евгений Онегин>>.

Основные понятия урока: <<золотой век русской культуры>>; <<могучая кучка>>.

Тип урока: интегрированный: история+музыка+художественные произведения.

План урока:

I. Вступительное слово учителя истории.

II. Работа с опорным конспектом по теме.

III. Музыкальная культура XIX века.

IV. Художественная культура XIX века.

V. Рефлексия.

VI. Список используемой литературы.

I.Вступительное слово учителя:

Тема нашего урока - <<Золотой век>> русской культуры. Именно в XIX веке русская культура заняла выдающееся положение в мировой культуре, поднявшись на невиданную высоту. Сегодня на уроке мы назовем самые выдающиеся достижения русской культуры и покажем связь между историческими событиями и произведениями культуры. Ведь еще древнегреческий философ Аристотель утверждал: <<Художественное изображение истории более научно и более точно, чем историческое описание>>.



Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX веке пережила своё возрождение. 
В одном из произведений А.И.Герцен писал о русском народе, <<мощном и неразгаданном>>, который <<сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния – ответил через сто лет громадным явлением Пушкина>>.

Конечно, не только А.С.Пушкина имел в виду Герцен.

Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Именно это время. Называется золотым веком русской культуры.
XIX век это действительно золотой век русской культуры это и развитие науки, развитие образования, русская литература с её многочисленными именами (прежде всего это А. С. Пушкин) создавший современный русский литературный язык. 

Если сегодня взять Державина предшественники, учителя Пушкина, то, несомненно, ощущается некая сложность в чтении их произведении, а когда берешь произведение Пушкина, несмотря на то, что уже прошло со времени создания этих произведений не менее 200-х лет чувствуется, читая эти стихи некий эпизод соответственно понимая и осознавая их. И уже через 100-80 лет читаем эти стихи совершенно спокойно.

В XIX веке появляются такие явления русской культуры как в прозе Гоголь, Достоевский, Тургенев и т. д. 

Огромным событием для русской культуры стали социальные преобразования, неслучайно во второй половине XIX века видим стремление музыкантов художников внести свой вклад в социальное развитие России, отсюда появляются такие произведения как могучая кучка (объединения групп и композиторов), как явление передвижников русских художников (создавших товарищество передвижных художественных выставок), видим огромные явления в русской науке.

Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии н законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами.

Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры.

Особым свойством обладает музыка. На уровне эмоций и чувств, происходит постижение истории. А особенно во второй половине XIX века окончательно утвердились и закрепились национальные формы и традиции в русском искусстве, особенно в музыке. Русская культура получила всемирное признание, и мы должны гордиться этим.



Записываем основное понятие: <<золотой век русской культуры>>- это и развитие науки, развитие образования, русская литература с её многочисленными именами (прежде всего это А. С. Пушкин) создавший современный русский литературный язык. 
II. Работа с опорным конспектом по теме: <<Золотой век>> русской культуры – XIX век.

Литература:

А.Пушкин; М.Лермонтов; Н.Гоголь; А.Грибоедов; Л.Толстой; И.Тургенев; Ф.Достоевский; Н.Некрасов.



Живопись:

В. Перов; В. Суриков и др.



Музыка:

М.Глинка - <<Руслан и Людмила>>; П.Чайковский - <<Евгений Онегин>>; <<Лебединое озеро>>;<<Щелкунчик>>;<<Спящая красавица>>.



III.Музыкальная культура XIX века.

Родоначальником русской классической музыки считается М.И.Глинка. Долг человека Глинка видел в служении Родине и обществу, горячо любил народ. Народ- главный герой произведений, активное действующее лицо. Центрально место в творчестве Глинки занимают оперы <<Жизнь за царя>> и <<Руслан и Людмила>>.Именно от них в дальнейшем развивались две ветви оперной классики: народная историческая музыкальная драма и сказочно-эпическая опера.



Зачитывает доклад ученик 8 класса:<<О М.И.Глинки, его краткая биография>>.

Прослушиваем отрывок музыки: - <<Руслан и Людмила>>.

Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. В музыкальном творчестве 60-х годов XIX века ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о <<Новой русской школе>>,или как ее еще называли <<Могучей кучке>>.

Зачитывается доклад ученицей 8 класса: <<Краткая биография П.Чайковского>>.

Прослушиваем отрывки из произведений:<<Евгений Онегин>>;<<Лебединое озеро>>;<<Щелкунчик>>;<<Спящая красавица>>.Показываются слайды-портреты.

Записываем основное понятие: <<могучая кучка>>-это группа композиторов 60-х гг. XIX века, вошедшие в состав балакиревского кружка. Ведущее место занимал П.Чайковский.

Зачитывается доклад учеником 8 класса:<<Могучая кучка>>.

IV. Живопись.

Зачитывается доклад о В.Сурикове, ученицей 8 класса:<<Краткая биография В.Сурикова>>. Показываются слайды - самые знаменитые картины художника.

Зачитывается доклад о Перове, ученицей 8 класса:<<Краткая биография Перова>>. Показываются слайды - самые знаменитые картины художника.

V. Рефлексия.

Ребята, подумайте и ответьте на некоторые вопросы, после просмотра и прослушивания музыки:



  1. Стала ли ближе история, которую мы постигали на сегодняшнем уроке через искусство и музыку?

  2. Получилось ли соединить историю и музыку с художественными произведениями?

  3. Стала ли Вам ближе Родина?

  4. Опера <<Руслан и Людмила >>, назовите автора данного музыкального произведения.

  5. Назовите самых известных художников- портретистов XIX века. Вспомните наиболее известные портреты их кисти.

Таким образом, мы познакомились с шедеврами русской культуры, услышали нашу национальную музыку во всей ее красе, просмотрели художественные произведения русской культуры.

В заключение следует отметить, что в предреволюционные годы культурная, литературная, мыслящая Россия была совершенно готова к войне и революции. В этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество - и ожидание новых катастроф. 

Россия не знала грамоты - в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира. 
В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революции в обществе - так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на замечательную русскую культуру.  
VI. Список используемой литературы:


1. Валошин М. Лирики творчества. Л., 1988;

2. Ильина Т. В. История искусства. Русское и советское искусство. М., 1989;
3. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990;
4. Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Фёдоров В. А. История СССР с древнейших времён до 1861 года. М., 1989; 

5. Пушкин в русской философской критике. М., 1990; 

6. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. В 2 т. М.,1991. 

Домашнее задание:
§12(стр.127-130) пересказ; записи в тетради.