Урок литературы в 8 классе Предметная тема : Представление Челкаша и Гаврилы о свободе. Метапредметная тема : свобода - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок литературы в 8 классе Предметная тема : Представление Челкаша и Гаврилы о свободе. - страница №1/1

Урок литературы в 8 классе

Предметная тема: Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.



Метапредметная тема: СВОБОДА



Писатель изображает босяков людьми

смелыми, сильными душой. Главное

для них – это свобода, которую они,

как и все мы, понимаем по-своему…

А.А.Волков



Цели урока:


Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.

Метапредметная: формирование представлений об истинной свободе и мнимой свободе

Задачи:


-проследить за мыслями, чувствами и поступками Челкаша и Гаврилы, попытаться понять, кто же из них по-настоящему свободен,

-совершенствовать навыки теоретического анализа.

Ход урока.

1.Оргмомент.

- Сегодня мы будем говорить о рассказе М.Горького «Челкаш».

-Что вы знаете о Горьком, какие его произведения читали?

2. Слово о писателе. Индивидуальный ответ.

3.Работа с текстом (беседа)


Вопросы и задания учащимся для аналитической беседы:

— Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

— Зачитаем вступление рассказа. На какие звуки и почему «инструментовано» описание гавани, например: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвоЗящих груз, металлический вопль желеЗных листов... дребеЗжание иЗвоЗчичьих телег...»?

— Что своеобразного в следующем описании: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам...»?

— В чем композиционное назначение описания морского порта в начале рассказа? В какой степени море является своеобразным действующим лицом в рассказе? И почему отношение к морю оказывается показателем духовного уровня героев рассказа? Имеют ли значение такие характеристики этой стихии, данные автором: бескрайняя, свободная, мощная?



4.Словарная работа.

Что такое свобода?

«Истинная свобода – свобода от греха». - С.В.Дрозд «Учение о христианской свободе».

Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять выбор. – Большой энциклопедический словарь

« Свобода – возможность поступать, как хочется». – Краткая философская энциклопедия.



5. ---Как представляют свободу Челкаш и Гаврила? Свободны ли они на самом деле? На эти вопросы мы ответим в ходе урока.



Составление таблицы






ЧЕЛКАШ

ГАВРИЛА

портрет

Смятое,острое, хищное лицо; хищная худоба; горбатый ,хищный нос; обращал на себя внимание своим сходстсвом со степным ястребом

Ребячьи глаза смотрят доверчиво и добродушно; движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то шлёпает губами

Отношение к деньгам

Бросил в Гаврилу бумажки;

«Разве из-за денег можно себя так истязать?»

Посмотрел на деньги ,зажатые в ладони…,спрятал их за пазуху…

« Не загубишь,а человеком на всю жизнь сделаешь» (о 2 радужных бумажках)

Отношение к морю

Он, вор, любил море..Оно…очищало его от житейской скверны.

«Ничего! Только боязно.»

Понимание свободы

Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе… У тебя есть лицо…Ты можешь от всякого требовать уважения к себе.

Сам себе хозяин, пошёл- куда хошь, делай- что хошь…Гуляй знай как хошь, Бога только помни.



— Что вам показалось особенно запоминающимся в портрете Гришки Челкаша? Почему Челкаш чувствует себя лучшим рядом с морской стихией? Почему М.Горький, описывая эту стихию, использует такие эпитеты : бескрайняя, свободная, мощная?


-Сопоставьте портрет Челкаша с портретом деревенского парня Гаврилы.

- Случайно ли, что их первый разговор был о свободе? Как понимают свободу Челкаш и Гаврила? ( смотри текст, таблица + обратиться к КФЭ, к эпиграфу)-

ВЫВОД: их свобода - МНИМАЯ СВОБОДА (привести пример: наркоман свободен от всех , но не свободен от зависимости)

-Определить отношение автора к Челкашу. ( см. таблицу,Горький симпатизирует босяку, но, говоря, что Челкаш свободен от денег, утверждает, что его персонаж не свободен от желания управлять людьми. Это и придаёт смысл его жизни)

- Какими художественными средствами Горький выражает свое отношение к Гавриле. ( «Я теперь... богач!» — визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху... Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. )



6.Подведение итогов урока. К каким выводам вы пришли?

-Что же такое истинная свобода? Обладают ли ею персонажи рассказа Горького? Согласны ли вы с мнением С.В.Дрозда о том, что истинная свобода – это свобода от греха? (Грех ли это :

-желание управлять людьми?

- желание иметь много денег, чтобы быть свободным от всего и всех, но при этом можно ли помнить о БОГЕ?)



Таким образом, Истинная свобода- это разумное поведение, направленное к истинному благу, а освобождение человека- это постепенный процесс, совершаемый самим человеком, человек сам виноват в своём рабстве на внутреннем уровне. Даже народная мудрость гласит: « Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнёшь характер, посеешь характер, пожнёшь судьбу.»



7.Домашнее задание: на выбор

1. Написать продолжение рассказа «Как сложилась судьба Челкаша и Гаврилы?»

2. Эссе «Истинные ценности человека , какие они?»



3. Защита ассоциативно-предметных рисунков .