Урок литературы в 11 классе тема. Многоликий и разноголосый серебряный век - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературы в 9 классе 1 78.85kb.
Урок литературы в 8 классе Предметная тема : Представление Челкаша... 1 38.06kb.
Урок музыкальной литературы в 5-м классе. Тема урока: И. С. 1 81.84kb.
План-конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен... 1 121.56kb.
Урок мировой литературы в 11 классе тема. Жизненный и творческий... 1 75.82kb.
Рабочая программа (базовый уровень) по литературе в 10 классе на... 1 147.44kb.
Урок литературы и истории в 10 классе «Сталинградская битва в исторических... 1 213.77kb.
Урок музыки в 7 классе. Тема урока: Музыкальный образ войны 1 45.29kb.
Урок литературы в 5-м классе Тема урока: Связь веков. Стихи поэтов... 1 59.84kb.
Урок литературы в 10 классе. Учитель: Герасимова М. А. Тема урока... 1 24.88kb.
Серебряный век в зеркалах памяти и в звуках реквиема 1 148.8kb.
Примерные темы курсовых, ранее использованных 1 16.66kb.
- 4 1234.94kb.
Урок литературы в 11 классе тема. Многоликий и разноголосый серебряный век - страница №1/1

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

Тема. МНОГОЛИКИЙ И РАЗНОГОЛОСЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

ЦЕЛЬ: дать представление о тенденциях русской поэзии начала ХХ века; толкование понятиям «серебряный век», « модернизм», « декаданс», «символизм»,« акмеизм», « футуризм», «имажинизм»; ввести в удивительный мир русской культуры начала ХХ века, чтобы ученики могли не только интеллектуально, но и эмоционально постичь характер этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке и искусстве

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин В.Серова, М.Врубеля, К.Петрова-Водкина, В.Борисова-Мусатова, Чюрлениса; записи музыкальных произведений С.Рахманинова, А.Скрябина, отрывок из кинофильма «Сергей Есенин» .
Серебряный век - явление русской

культуры, основанное на глубинном

единстве всех его творцов.
Ход урока

І.Организация класса

ІІ. Мотивационный момент

Сегодня я хочу ввести вас в удивительный мир русской культуры начала 20 века, дать возможность постичь характер эпохи, в которой творили известные художники, композиторы, поэты. Итак, добро пожаловать в эпоху «серебряного века».



IIІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вступительное слово

На стыке XIX и XX веков русская поэзия пережила второе рождение, которое впоследствии было названо ее серебряным веком. Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие творения.

Свежее слово в русскую поэзию стремились внести символисты — романтики серебряного века, видевшие преображение человечества в слиянии прекрасного и божественного — искусства и религии. Ветвь, отошедшая от ствола символизма — акмеисты — напротив, стали воспевать земное существование во всей красоте его многообразия. Футуристы же с их тяготением к словотворчеству шли в ногу с европейскими авангардистами от искусства. Футуристический экспрессионизм, стремление к эпатажу, дух бунтарства привнесли свежую струю энергии в поэзию этого периода, сделав серебряный век русской поэзии еще богаче.

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа “Серебряный век русской поэзии” (1933). Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого, Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков (1890 – 1917) , отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин, Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин, С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

Серебряный век открыл множество новых имен талантливейших поэтов. Каждый по-своему определял смысл жизни, выражал свое видение мира, однако все они стремились создать новую литературу, осуществить мечту "быть в жизни только художниками". Творчество поэтов "серебряного века" определяет термин "модернизм".



Модернизм (от франц. "новейший", "современный") - литературное направление, противопоставленное реализму, отрицающее социальные ценности. Цель модернизма - создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека.

Течения модернизма:



  • Символизм

  • Акмеизм

  • Футуризм

3. Практическая часть

Деление на три группы .

Материал о литературных течениях подготовлен группами в рамках учебного проекта. На данном уроке группы представляют презентации "Символизм", "Акмеизм", "Футуризм". Изложение материала осуществляется в соответствии со следующим планом:

Определение течения


  1. Краткая справка

  2. Русские поэты - представители данного течения

  3. Чтение стихотворения (или нескольких стихотворений)

  4. Особенности течения

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Серебряный век” – сложное, изумительное полотно русской поэзии и культуры.

И первым наиболее ярким рисунком этого бесценного, многоликого творения стал символизм с его поэтикой намека и иносказания, с его восприятием смерти как живого начала, с его креативной силой "безумия", со знаковым наполнением обыденных слов. Его важнейшей приметой стала аналогия лика, мимолетности, сиюминутности, в которых отразилась Вечность.

Новое мировоззрение потребовало от новой поэтической школы нового приема. Таковым стал символ – многозначное иносказание

Короткий вечер тихо угасает

И пред смертью ласкою немой

На одно мгновенье примиряет

Небеса с измученной землей.

В просветленной, трогательной дали,

Что неясна, как мечты мои, -

Не печаль, а только след печали,

Не любовь, а только тень любви.

И порой в безжизненном молчаньи,

Как из гроба, веет с высоты

Мне в лицо холодное дыханье

Безграничной, мертвой пустоты…

Д. Мережковский

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ » СИМВОЛИЗМ»)

Группа 1 представляет презентацию литературного течения "Символизм"

Символизм - течение модернизма, для которого характерны "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности..." [1], "новое сочетание мыслей, красок и звуков"[2]; основным принципом символизма является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon - знак, символ) появился во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включил в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.

Русские символисты-литераторы традиционно делятся на "старших" и "младших".

Старшие - так называемые "декаденты" - Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов,Константин Бальмонт, Федор Сологуб .

Младшие символисты - Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов - помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.

Особенности символизма:


  • Простейший индивидуализм символизма, его интерес к проблеме личности.

  • Бегство от реальной жизни в придуманный мир, противопоставление жизни и смерти.

  • Стремление к обобщению.

  • Яркое выявление жизненной позиции, мироощущения автора.

  • Поэтика условностей и иносказаний, большая роль звучаний, ритма, которые призваны заменить точное значение слова.

- Какое настроение, внутреннее состояние человека передает поэзия символизма?

- Настроение грусти, смятения, неудовлетворенности жизнью.

Если отразить содержание поэзии символизма с помощью красок, какие бы цвета вы выбрали?



- Мрачные цвета: серый, черный, иногда белый, голубой.

- Символизм - это не только литературное течение, оно существовало и в живописи, и в музыке, и во всех видах искусства были общие идеи, особенности. На доске представлены репродукции картин разных художников. Выберите те из них, которые соответствуют символизму.



- В.Э. Борисов-Мусатов "Грусть", М.К. Чюрленис "Жертва".


* ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ПОЭТОВ – СИМВОЛИСТОВ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАРТИН ЧУРЛЕНИСА

(Чюрленис – музыка живописи)

ДОПОЛНЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Стих поэта-символиста лишен мужественного, активного начала. Он мягок, певуч, женственен и в то же время у каждого поэта подчеркнута индивидуальность. Строгость формы, скованность логикой ему чужда. В итоге за музыкальностью и эмоциональностью поэт-символист создает причудливые ритмические сочетания, вносит в спокойную классическую строфу элементы порывистости, неровности или, напротив, расплавленности, размягченности, затягивания темпа. Символисты были первыми в русской поэзии, кто "сломал" классическую форму стиха, кто в области формы явился, если еще не революционером, то бунтарем.

К концу первого десятилетия XX века символизм кончался.

На смену символизму уже спешил акмеизм. Он вернул поэзию

в вещественный, реальный, предметный мир без мистики, без тайн и проклятий.



Группа 2 представляет презентацию литературного течения "Акмеизм". ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Акмеизм»

Акмеизм (от греческого аkme - "высшая степень") - течение модернизма, противопоставленное мистическому, "неясному и бесформенному"[3], основанное на логичности, экономичности в средствах и словах; для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям.

Акмеистическое течение просуществовало в России с 1913-1914. В январе 1913 г. появились манифесты акмеизма. Представители акмеизма объединились в группу "Цех поэтов" и выступали в журнале "Аполлон" (1909-1917).

Представители акмеизма: Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин.

Особенности акмеизма:


  • Экзотические образы ("базальтовые скалы", "изысканный жираф", "тропический сад" и т.д.)

  • Жизнеутверждающее содержание

  • Ясность формы

  • Точность слова

  • Обращение к материальному миру, к естественным предметам

  • Использование ярких красок (красный, рубиновый, зеленый, розовый)

- Какие образы создавали в своих стихах поэты-акмеисты?

Образы мужественных капитанов, пиратов, мифологических героев, экзотических животных и т.д.



Пример:

На полярных морях, и на южных, 


По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей:
Н. Гумилев

- Выберите репродукции картин, относящихся к акмеизму.

А.Н. Бенуа "Сад Трианона", Л.С. Бакст "Ваза", Сомов

ДОПОЛНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности, неизъяснимая любовь к предмету.

Наверное, поэтому акмеизму пришлось уступить дорогу новому литературному течению — футуризму, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений. Недаром первый сборник футуристов, считающих себя поэтами будущего, носил явно вызывающее название "Пощечина общественному вкусу"

Группа 3 представляет презентацию литературного течения "Футуризм". ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Футуризм (от латинского futurum - будущее) - течение модернизма, отрицающее язык классической поэзии, призывающее к созданию "произвольных и производных слов"; цель футуристов - найти средства самовыражения, стать "делателями собственной жизни".

Литературное течение зародилось в Италии в 1909 г. В России начало свое существование в 1912 г., когда вышел в свет сборник "Пощечина общественному вкусу", открывавшийся статьей русских футуристов.

Футуризм делится на две подгруппы: кубофутуризм и эгофутуризм. Представители футуризма: Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых.
Особенности футуризма:


  • Отказ от традиционной поэзии

  • Словотворчество, создание неологизмов

  • Изменение рифмы и ритма стихов

  • Эмоциональность, экспрессивность, обилие восклицательных предложений.

- Футуристы отрицали классическую литературу, считали ее устаревшей, не соответствующей времени, выступали за все новое: слова, чувства, рифмы и т.д.

- Выберите репродукции картин, отражающие эстетику футуризма.



- К.С. Малевич "Красный квадрат", "Самовар".




  • Использование желтого, «мозаика цветов», принцип живописи: «колорит – все, рисунок – ничто». 

  • ЧТЕНИЕ СТИХОВ НА ФОНЕ КАРТИН ХУДОЖНИКОВ – ФУТУРИСТОВ

  Этап 3. Музыкальная пауза.

Учитель берёт со стола ветку рябины и в задумчивости читает строки: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась». С именем какой поэтессы у вас ассоциируется образ ветки рябины? (Марина Цветаева)

В поэтическом кафе хочется не только читать стихотворения, но и петь, ведь на стихи поэтов Серебряного века писали песни, романсы.

Звучит песня «Мне нравится, что Вы больны не мной» на стихи Марины Цветаевой и музыку Микаэла Таривердиева в исполнении Аллы Пугачёвой из кинофильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром».



Марина Ивановна Цветаева жила в эпоху Серебряного века, но не являлась представительницей ни символизма, ни акмеизма, ни футуризма.

Вне групп”

Какие ещё поэты не были представителями данных направлений?

(Сергей Есенин, Николай Клюев. Вне школ были следующие поэты: Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Иван Бунин и другие.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ (ЕСЕНИН - МАЯКОВСКИЙ )

(отрывок из кинофильма «ЕСЕНИН» )

ДОПОЛНЕНИЯ УЧИТЕЛЯ



ЗВЕЗДЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ:

  • ФИЛОСОФИЯ: В.Соловьев, П. Флоренский, М. Бердяев,М. Федоров, Л. Шестов

  • ТЕАТР и БАЛЕТ: К, Станиславский, В. Немирович – Данченко, В. В. Комиссаржевская, В. Неженский, А. Павлова, В. Мейерхольд.

  • ЖИВОПИСЬ: М. Врубель, М. Сомов, В. Борисов – Мусатов, А. Бенуа,

  • К. Малевич, В. Кандинский, М. Шагал.

IV. ИТОГ

Беседа с классом

- В чем же состоит само понятие эпохи «Серебряный век»?

- В чём особенности творчества современников «Серебряного века»?

В первую очередь в том, что в этот период создавали свои произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта, но всех их объединяло главное: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде, в XIX веке, и одновременно с этим – деятельное, действенное отношение к проблемам современности.

«Эта была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий…» (Н.Бердяев).



Заключительное слово учителя.

По-разному сложились судьбы замечательных поэтов "серебряного века". Кто-то не смог вынести жизни на неприветливой родине, кто-то, как Гумилев, был расстрелян без вины, кто-то, как Ахматова, до последних своих дней остался на родной земле, пережив с ней все беды и горести, кто-то поставил "точку пули в своем конце", как Маяковский. Но все они создали в начале XX века настоящее чудо — "серебряный век" русской поэзии.

Звучит романс на стихи Б. Пастернака «СВЕЧА ГОРЕЛА…»
Домашнее задание: Подготовить сообщение о поэте «серебряного века»; выучить стихотворение наизусть.