Урок литературы в 11 классе. 27. 12. 2011год. Тема урока: Судьба поколений 30-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова. Эпоха безвременья - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок литературы в 11 классе. 27. 12. 2011год. Тема урока: Судьба поколений 30-х годов - страница №1/1

Урок литературы в 11 классе. 27.12.2011год.

ТЕМА УРОКА: Судьба поколений 30-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова. Эпоха безвременья.

Цель урока: на примере стихотворений М. Ю. Лермонтова показать судьбу поколений 30-х годов, эпоху безвременья.

Cловарная работа:



  • аллегория – изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа; связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности (сердце - любовь).

  • пафос - идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества.

  • гражданский пафос.

  • Дума - стихотворение философско-исторического содержания.

Ход урока

  1. Орг.момент.

  2. Сообщение и запись темы урока.

  3. Беседа с классом.

-Давайте вспомним годы жизни М.Ю.Лермонтова. (М. Ю. Лермонтов родился в 1814 году и погиб на дуэли в 1841 году.

- Что наиболее запомнилось из жизни поэта?

IV.Слово учителя.

Тридцатые годы девятнадцатого столетия были страшной порой в жизни России. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму для русского народа и в тюрьму для «инородцев». Малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и подавлялись. Трагичной была судьба многих молодых мыслящих людей из числа передовых дворян. Вот что писал о них А. И. Герцен в своей книге «Былое и думы»: «Им раннее совершеннолетие пробил колокол, возвестивший России казнь Пестеля и коронацию Николая; они были слишком молоды, чтобы участвовать в заговоре, и не настолько дети, чтоб быть в школе после него... Разумеется, в десять лет они не могли состариться, но они сломились, затянулись, окруженные обществом без живых интересов, жалким, струсившим, подобострастным». О том, как проходила юность его поколения, Герцен писал в книге «О развитии революционных идей в России»: «Нам дают широкое образование, нам прививают желания, стремления, страдания современного мира, а потом кричат: «Оставайтесь рабами, немыми и пассивными, иначе вы погибли»...

Такой же вопль души мы слышим в юношеском стихотворении Лермонтова, написанном в 1829 году:

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

...И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша,

И уж ничто души не веселит.

Юный поэт страшится, что слепая судьба умертвит его «возросший деятельный гений» раньше, чем он сможет до конца пройти путь своего «самопознанья», а также познать «все, в чем есть искра жизни». Отсюда в высшей степени характерное для Лермонтова признание:



... и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

Для него «жизнь скучна, когда боренья нет».

Такими признаниями наполнено не только стихотворение-исповедь «1831-го июня 11 дня», но и многие другие лермонтовские произведения 30-х годов. В них юный поэт правдиво передал мысли и чувства своего поколения.В 1840 году Лермонтов присутствовал на маскарадном бале в Благородном собрании под новый год. На балу произошло столкновение поэта с дамой из царской семьи, что явилось поводом для написания стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...».

В начале стихотворения поэт несколькими штрихами рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», он погружается в воспоминания о близкой сердцу «недавней старине». Поэту дороги родные тархановские места: «... сад с разрушенной теплицей», заросший «спящий пруд», дымящееся село и «туманы над полями». Когда-то здесь поэт думал «об ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня...».

В стихотворении, обличая высший свет, противопоставляется ему богатство духовного мира самого поэта, его глубокие мысли и чувства: неприязнь к «бездушным людям», мечта о безмятежной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвее понимание невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества. Создание своей обреченности подчеркнуто поэтом кольцевой замкнутой композицией произведения: в конце стихотворения поэт, опомнившись, вновь видит ненавистную «пеструю толпу» духовно чуждых ему людей.

В стихотворении «Монолог», написанном в 1829 году, лирический герой высказывает мысль, что само общество обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель дарований - душит их:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветем недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Ее однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

И даже в известном стихотворении «Бородино» мы видим размышления поэта о «нынешнем племени», которое живет по безнравственным законам, когда не достоинства человека, а случайность рождения и способность к интригам определяют его судьбу.

-Ребята, какой же вывод мы можем сделать?( Раздумья М.Ю. Лермонтова о судьбах своего поколения — сквозная тема в его лирике.)

-Да, действительно, Михаил Юрьевич Лермонтов много размышлял, пытался понять, объяснить, а порою даже ставил в упрек бесполезную с точки зрения истории жизнь поколения 30-х годов XIX века. И об этом еще одно стихотворение поэта, написанное в 1838 году, стихотворение-исповедь «Дума».

V. Выразительное чтение стихотворения.

VI. Анализ стихотворения.

-Что нам известно об истории создания этого стихотворения?

-В 1838 году бабушка Лермонтова добилась разрешения на возвращение поэта из ссылки. Вскоре после приезда в Петербург Лермонтов напечатал в журнале «Отечественные записки» стихотворение «Дума». Как и «Смерть поэта», оно произвело сильнейшее воздействие на умы и сердца современников.



Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В этих горьких словах Белинский услышал, «громы негодования», он почувствовал в них «грозу духа, оскорбленного позором общества». Великий критик увидел в «Думе» исповедь одного из лучших представителей поколения, живущего в страшные годы реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. «Эти стихи, - с волнением говорил Белинский, — писаны кровью... И кто же из людей нового поколения найдет в нем разгадки собственного уныния душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном».

-Какова тема стихотворения? («Дума» занимает значительное место в лирике М.Ю. Лермонтова. В стихотворении поднята одна из центральных тем его творчества — судьба поколения, обреченного в условиях Николаевской реакции на бездействие.)

- Что вы можете сказать о жанре стихотворения? (Жанр определен в названии. Дума - поэтическая форма, которую широко использовали поэты-декабристы, в частности Константин Рылеев, напечатавший свои знаменитые «Думы» полные гражданского пафоса. Дума - это стихотворение историко-философского содержания.)

- Белинский определяет это стихотворение, как стихотворение-исповедь, как размышление. Лермонтов одновременно негодует и грустит. «Дума» — не только осуждение. Это призыв к активной деятельности, к пробуждению гражданской совести у поколения, старящегося в бездействии.

-В чем видит поэт трагедию поколения и кого винит в ней? (Лермонтов не может примириться тем, что люди его поколения, усвоив «поздний ум» отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняют голову перед темными силами реакции:



... К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властью — презренные рабы.

Поэт говорит, что занятия наукой бесплодны, так как знания не переходят в непосредственное действие на благо общества.

И даже искусство не волнует их

...Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят…

Лермонтов говорит, что его современники — образованные люди — не испытывают ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...

-Ребята, я попрошу составить цитатную характеристику поколению 30-х годов.

(Вот как характеризует поэт свое поколение: «Богаты... ошибками отцов», «К добру и злу постыдно равнодушны», «Перед опасностью позорно-малодушны», «Перед властию... рабы», «Иссушили ум наукою бесплодной», «И ненавидим мы, и любим мы случайно.

- Что вы можете сказать о композиции стихотворения? (Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии высказано общее суждение о поколении 30-х годов («Печально я гляжу на наше поколенье!...В восьми последующих четверостишьях развивается и доказывается мысль, высказанная в Думы».

-Что огорчает лирического героя? (Лирического героя огорчает то, что его современники живут «ошибками поздним их умом»).

Стихотворение заканчивается убийственным выводом:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

-Каким стихотворным размером написано произведение? (Печально я гляжу на наше поколенье, первой строчке, стихотворение написано шестистопным ямбом.)-Шестистопный ямб придает стиху плавность, некоторую замедленность, что соответствует характеру лирического раздумья.

-Посмотрите, нет ли укороченных строк. С какой целью они используются? (Да, в тексте встречаются и пятистопные и трехстопные стихи. Пятистопный ямб: «Мы лучший сок навеки извлекли...»; четырехстопный ямб: «Как пир на празднике чужом». При правильном выразительном чтении мы заметим, что укороченные пятистопные и четырехстопные произносятся более энергично и резко. На них падает смысловое ударение. )

VII. Итог урока.



VIII. Задание на дом: стр. 288-294