Урок истории Тема: реформы Ивана Грозного и их результаты. Провела: учительница истории мсош №1 Халилова Райля Касимовна. Декабрь 20 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа по теме «Правление Ивана IV грозного» 1 59.15kb.
Ооо «Бест Трэвел ГорячиеТуры» 1 21.47kb.
Контрольная работа по истории. Первое полугодие. 10 класс. Вариант... 1 47.55kb.
Урок истории в 9 классе учителя истории и обществознания I квалификационной... 1 61.19kb.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским как памятник русской... 1 52.77kb.
Либерея Ивана Грозного 1 207.32kb.
Урок кубановедения 4 класс Тема Радетели земли кубанской Цели вызвать... 1 48.85kb.
Урок по истории. Общие подходы к повторительно-обобщающим урокам... 1 251.56kb.
Конкурс исследовательских работ. Тема. Иван IV грозный 1 279.15kb.
Рабочая учебная программа по истории на основе Примерной программы... 1 229.15kb.
Урок №1 Внешняя политика России в начале XIX в Отечественная война... 1 137.17kb.
Учебно-методический комплекс по спецкурсу «российская политико-правовая... 1 393.96kb.
- 4 1234.94kb.
Урок истории Тема: реформы Ивана Грозного и их результаты. Провела: учительница истории - страница №1/1

Урок истории

Тема: реформы Ивана Грозного и их результаты.


Провела: учительница истории МСОШ №1 Халилова Райля Касимовна.
Декабрь 2006г.


Цель урока:

показать завершающую стадию образования русского централизованного государства (1505 – 1547); охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Избранной рады.



План урока:

  1. Иван Грозный – первый «царь всея Руси».

  2. Деятельность Избранной Рады. Реформы.

  3. экономика и социальная жизнь страны в середине XVI в.


Основные понятия: Избранная Рада, сословная монархия, Стоглавый собор.


Важнейшие даты: 1547 г. – венчание Ивана IV (будущего Грозного) на царство; 1549 г. – Земский собор; 1550 г. – новый Судебник, начало формирования стрелецкого войска; 1551 г. – Стоглавый собор; 1555 г. – отмена кормления.


Выдающиеся личности: Иван Грозный, Митрополит Макарий, Алексей Адашев.

Оборудование урока: карта «Образование и расширение Российского государства (XIV – XVI вв.)», видеопроектор.

Ход урока

Здравствуйте! На прошлом уроке мы начали разговор о времени правления Ивана IV Грозного. Давайте ребята закрепим основные моменты прошлой темы.



  1. Показываю дату 1533 г. (умер Василий III)

Вопрос: Какие отрицательные тенденции в истории России просматривались после смерти Василия III?

  1. 1533 – 1538 (годы правления Елены Глинской)

Вопрос: Что сделала Елена Глинская для укрепления государства?

  1. 1530 – 1533 – 1547 – 1584 гг. (Годы жизни и деятельности Ивана Грозного)

Вопрос: В каких условиях формировалось личность Ивана IV.

  1. 1547 г. – 16 январь (венчание на царство) [посмотрим отрывок из фильма «Иван Грозный»].

Вопрос: Какие преимущества Ивану IV давало принятие им царского титула?

Итак, после венчания на царство, через месяц царь женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери окольничего Романа Захарьина-Юрьева. Новые родственники царя объединились против Глинских, возглавлявших правительство. 1547 году произошёл пожар в Москве.

Восстание привело к падению правительства Глинских и приходу к власти Захарьиных. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности, централизаций власти.

И эти реформы были проведены.

Об этом, о реформах Ивана Грозного наш сегодняшний урок.

Запишите тему:

Реформы Ивана Грозного и их результаты. § 20.

Особую заинтересованность в проведении реформ выразили публицисты – дворяне. Идеологом выступил Иван Пересветов, который осудил боярское самоуправство, и видел идеал государственного устройства сильной царской власти. В конце 40-х годов в окружении Ивана IV сложился кружок, который позже князь Андрей Михайлович Курбский назвал Избранной радой. В него входили близкие друзья Ивана IV: Андрей Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр, Иван Висковатый, возглавил Раду Алексей Адашев. Избранная рада приступила к реформам.

Благодаря машине времени нам удалось побывать на одном из заседании Рады (импровизация заседания). В 1549 г. молодой царь собрал совещание представителей различных областей, где говорил о злоупотреблениях боярства и вынес на обсуждение реформы Избранной Рады. Есть ли подобный орган правления сегодня у нас? Гос. Дума. Это собрание получило название Земской собор. Опираясь на вновь созданные органы, в 50-ее XVI века были проведены следующие реформы:

(открываю карточки на доске)

В 1550 г. – принят новый судебник.

В 1556 г. – «уложение о службе».

В 1551 г. – церковная реформа.

Ребята вы видите, вы сегодня сели группами. И это не зря. Ведь сегодня у нас необычный урок. Вы сегодня представители Земского Собора, собрались обсудить основные положения и значения реформ Избранной Рады.

Работа с учебником.

1 группа: выявляет основные положения Судебника на стр. 177. Какое значение имел Судебник.

2 группа: выявляет основные положения военной реформы. Какое значение имела эта реформа? На стр. 179.

3 группа: выявляет основные положения церковной реформы. Какое значение имела эта реформа? На стр.179.


На доске открываю таблицу с реформами (ребята проговаривают ещё раз).

Вывод:


Реформы носили структурный характер. Они затронули почти все сферы жизни общества и государство. Действительно изменилось многое. В стране сложилось сословно – представительная монархия, т.е.

Царь


Боярская дума приказы земские соборы


Стрелецкий пушкар польский

оружейный разрядный

В земских соборах царь видел опору при решении важных, масштабных задач внутренней и внешней политики. Реформы Ивана Грозного способствовали укреплению Российского централизованного государства, они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. Реформы положительно сказались и на хозяйственное развитие страны. Происходил рост ремесленного производства, росла внутренняя и внешняя торговля. Происходил процесс колонизации – т.е. заселялись, осваивались новые земли, оживленнее становится городская жизнь.

В 1553г. участник экспедиции англичанин Ченслер был поражен богатством страны и могуществом царской власти.

Таким образом, Иван IV грозный предстал сегодня перед нами, ребята, как реформатор. И именно это имел в виду Карамзин Н. М., когда писал о нем:

Эпиграф: «Добрая слава… пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими, но имя… блистало на судебнике и напоминало приобретение трех царств».

Сегодня мы затронули лишь внутренние реформы Ивана IV. Плодотворную деятельность он вел и во внешней политике. Об этом говорит вот эта дата: 1557 – 2007. Что это за дата ребята? Это присоединение Башкирии к Русскому государству. Это также произошло при Иване Грозном.

Иван IV обладал природным умом, был выдающимся дипломатом, неплохим полководцем и государственным деятелем. Его реформы способствовали укреплению государственности и завершили процесс централизации русского государства. Но в то же время он вошел в историю как тиран и деспот. Об этом наш разговор на следующем уроке.


Иван грозный:

Отныне впервые великий князь московский, венец царя всея Руси на себя возлагает и тем навеки многовластию, злокозненному боярскому на Руси предел кладёт.

Отныне русской земле единой быть, чтобы Русь в едином клане держать сила нужна, а посему отныне учреждали мы войско служивое, постоянное, стрелецкое , а кто в войско тех государевых сам не сражается тому в великих походах царских деньгами учувствовать. Также и святым монастырем отныне великими своими доходами в воинском деле учувствовать, ибо козна их множится, а русской земле пользы с того нет.

Нужна сильная власть, ибо токмо только при сильном, слитном, едином государстве внутри, твердым можно быть во вне. Два Рима пали, а трети Москва, стоит, а потом Риму третьему державе московскому единому отныне хозяином буду я один. Сам буду судьей и обороной для всех.

Бояре:

Будем служить государь вправду, безо всякия хитрости,



ДИАЛОГ ИВАНА ГРОЗНОГО.

1. Извольте князь Андрей Курбский вас послушать.

Я согласен свами государь. Сильная власть со своим войском. Нужно новая организация., хорошо вооруженная и постоянная. Что же наша отчизна как отторгнута? Реки, Волга, Днепр под нашей державой, в сих руках, ибо нужно нам вернуть отцовские земли.


  1. Алексей Адашев что думает?

Да государь, надо кончить с произволом бояр. Я как дворянин предлагаю ограничить право наместников и подумать о размерах корма, вед простой люд челом бьет, много кровопролития и осквернения душ содеяны в том.


  1. Прихожане я слышал челом бьют, говорят в церквях монастырях порядка нет. Вы святейший митрополит Макарий как думаете решить этот вопрос? Ваша правда государь ,надо провести церковную.

4. Соглашаетесь ли вы священник Сильвер.



Я духовенство должно заниматься духовным совершенствования человека, а не думать о богатстве. А не порядки исправить надобно, ибо епископы сокрушаются, что некоторые священники и лаются, и сквернословят, и пьяны в церкви святой алтарь входят и до кровопролития бьются.


Иван 4 обладал природным умом, был тонким политиком, искусным дипломатом и не плохим военным стратегом. Но вместе с тем он был человеком бурных страстей , нервным , резнем вспыльчивым, мстительным, с тяжелым деспотичным характером, эти качества проявились в государственной деятельности Ивана 4, который вошел в историю не только как видный политик и деятель, но и как беспощадный тиран деспот, прозванный «ГРОЗНЫЙ».