Урок географии в 7 классе. "Антарктида. Географическое положение материка. История открытия и исследования" - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок географии в 7 классе. "Антарктида. Географическое положение материка. История - страница №1/1

Урок географии в 7 классе.

"Антарктида. Географическое положение материка.

История открытия и исследования"

Цель: определить географическое положение материка и ознакомить учащихся с именами путешественников, внесших вклад в открытие и изучение Антарктиды; создать представление о своеобразии и уникальности природы материка.

Задачи:

Образовательные:

сформировать у учащихся систему знаний о географическом положении Антарктиды; охарактеризовать своеобразие географического положения материка; рассказать об истории открытия и исследования Антарктиды

Развивающие:

продолжить формирование у обучающихся умения определять физико-географическое положение материка, используя навыки работы с типовыми планами и географическими картами;

продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации, сравнивать и делать выводы;

развивать интерес к предмету.

Воспитательные: формирование гражданской позиции обучающихся на примере героизма исследователей и первооткрывателей Антарктиды.
Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебники, опорные листы, мультимедийная презентация, видео «Открытие Южного полюса», мультфильм «Рассказы старого моряка. Антарктида», видеоролик «Антарктида».
Тип урока: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА

Организационный момент

I. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Вступительное слово учителя:
Сегодня мы отправляемся на экскурсию на еще один удивительный материк, который был открыт самым последним.

На фоне музыкального видеоролика «Антарктида»

«Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным и белым. И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Восходом и заходом солнца здесь можно любоваться только один раз в году. Он по-своему красив этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега»

– О каком материке идёт речь?

Учащиеся определяют название материка – Антарктида, записывают тему урока в опорных листах.

Называю цель нашего урока и план урока.

План урока:

1. Географическое положение материка.

2. Открытие и исследование Антарктиды:

А) путешествие Джеймса Кука;

Б) открытие Антарктиды русскими мореплавателями;

В) открытие южного полюса Руаль Амудсеном и Робертом Скоттем.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида?

– Ребята, а что вам уже известно об этом материке?



Ответы учащихся. Записывают в опорные листы «Что я знаю об Антарктиде? …».
II. Изучение нового материала

Наша экскурсия в холодную, сияющую льдом и снегом, Антарктиду начинается!

- Как вы думаете, почему материк назвали Антарктида?, и в чем разница между такими понятиями как Антарктида и Антарктика . (Работа с учебником)

Южная полярная область Земли называется Антарктидой. Название это происходит от двух слов: «анти» – против и «Арктос» – так по-гречески называлось созвездие Большой Медведицы, под которым лежит полярная северная область, или Арктика. Антарктика в буквальном смысле значит – противолежащая Арктике. Материк, расположенный в центре Антарктики получил название Антарктида
1. Географическое положение материка Антарктида

– Какие материки Земли называют Южными?



Ответ: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

– Почему эти материки относятся к южным материкам?



Ответ: все четыре материка имеют общую геологическую историю развития – в геологическом прошлом были частью единого материка Гондваны

- Нам надо знать, куда же мы отправляемся, где же находится этот загадочный материк?

- Вам уже известен план характеристики ГП материка.

Сейчас охарактеризуйте ГП положение Антарктиды по типовому плану.

Ответ составить устно по картам атласа. Работаете в парах.

Работа учащихся по атласам

Ответ 1 учащегося у доски. Остальные дополняют.

Вопрос: Куда бы ты ни отправился здесь, в каком направлении, обязательно попадешь на север. А почему? Ответ в географическом положении: в центральной части материка находится южный полюс, а внешней границей Антарктиды служит южный полярный круг.

Берега континента почти на всем протяжении представляют собой отвесные ледяные обрывы, часть ледников спускается в воду и лежит на шельфе. Берега изрезаны слабо, материк омывают несколько морей. Они носят имена мореплавателей-исследователей Антарктики: Уэддела, Росса, Беллинсгаузена, Амундсена.

Крайняя точка материка расположена на Антарктическом полуострове - мыс Сифре 63° ю.ш.

Айсберги дают призрачность береговой линии материка, и она меняется периодически.
Это удивительный материк среди всех других. Здесь сходятся все меридианы. Здесь находятся пять полюсов:

1. Южный полюс Земли — географический, 90° ю.ш.;

2. Южный магнитный полюс Земли — 72°25’ ю. ш., 155°16’в.д. (плато Земли Адели в восточной части Антарктиды, на 16 января 1909 г.), 70° ю. ш. и 150° в. д. на 1950 г., в районе горного плато Земли Виктории, а к 1977 г. сместился с суши на воду, неподалеку от берега, близ французской станции Дюмон д’Юрвиль;

3. Южный геомагнитный полюс — 78°З6’ ю. ш., 109°54’ в. д. ( редине ХХ столетия), район научной станции Восток;

4. Полюс относительной недоступности 82° ю.ш., 60° в.д., летом 1958г. здесь функционировала научная станция — Полюс Недоступности;

5. Полюс холода — станция Восток — 89,2° С в 1984 г.;

6. Полюс ветров — мыс Денисон на Земле Адели (скорость ветра здесь может достигать 70—80 м/сек, а в 1912—1913 гг. за 12 месяцев отмечено 235 дней со скоростью ветра 18 м/сек и более). Полюс ветра, скорость которого нередко достигает 30-50 м/с, при отдельных порывах достигает 90 м/сек. На мысе Денисов до 340 дней году бывают с сильными ветрами. С такой же скоростью несутся и огромные массы снега. Воздух кажется тогда плотным, как вода. Идти невозможно, люди пробираются ползком по натянутым тросам, привязанные к друг другу веревками. Лицо в один момент покрывается ледяной коркой, а на бровях и бороде вырастают сосульки. Не видно даже прожекторов, установленных над входами домов. Ураганные ветры сносят все, что не успели или забыли закрепить стальными тросами. Леонид Дубровин – советский полярник рассказывает: На станции «Оазис» в оазисе Бйнгера во время одного из ураганов ветер не мог порвать стальные тросы, которыми шасси самолета АН-2 было закреплено на льду озера Фигурного, но силы урагана хватило на то, чтобы оторвать самолет от шасси. Когда ураган немного стих и улеглась метель, люди увидели на льду только обломки шасси с лыжами. Исковерканный же самолёт они обнаружили на каменистом берегу озера почти в километре от станции».
Работа с учебником

Задание: на стр. 7 учебника определите, чему равна площадь материка и какое место он занимает среди других материков? Сравните площади материков, сделайте вывод и запишите в тетрадь:

S = 14 млн. км2, занимает 5 место

Наибольшая высота над уровнем моря: массив Винсон – 5140 м

Самый большой по площади остров – Земля Александра I (43 200 кв. км.)
Вывод: Особенности ГП материка

А) материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга;

Б) находится в антарктическом климатическом поясе;

В) от других материков отделён огромным океаническим пространством;

Г) покрыт мощным слоем льда, средняя мощность 2300 м

Д) самый высокий материк за счёт толщины льда.


2. Открытие и исследование Антарктиды:
Антарктида была открыта последней. Сейчас в Антарктиде уже проводят экскурсии для туристов. Для этого ученые которые здесь работают, открыли небольшой музей, где можно увидеть портреты путешественников, которые открывали и исследовали материк, увидели вещи, принадлежащие им, услышать интересные истории об их героических открытиях.

- Давайте зайдем в этот музей и узнаем тайны открытия и изучения этого материка.


Выступление ученика

О южной земле можно прочесть в трудах античных учёных, а на большинстве географических карт ХVI-ХVII в. можно даже наблюдать гипотетический южный материк, положение и конфигурация которого определялись чисто умозрительно. Основанием служило, что соотношение площадей суши и моря в Северном и Южном Земли должно быть примерно одинаковым. Иначе, как рассуждали ученые того времени, нарушится равновесие и Земля будет постоянно ориентирована к Солнцу стороной с большей массой. Континент на юге как раз и должен был уравновесить избыток водной площади в низших широтах южного полушария.

В1642г. А.Тасман опроверг представление о том, что Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным материком.

На поиски Южной неведомой земли отправлялись экспедиции, обнаружившие крупные острова вокруг Антарктиды.

Французская экспедиция Буве де Лозье в 1739 открыла в южной части Атлантического океана остров, названный Буве.

В 1772 французский мореплаватель Ив-Жозе Кергелен обнаружил крупный архипелаг в южной части Индийского океана, состоящий из одного крупного острова (Кергелен) и 300 мелких.



Учитель: Во второй половине 18 века на поиски южного материка отправилась английская экспедиция во главе с Дж. Куком.

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Рассказы старого моряка.

Атарктида»
Учитель: Но интерес к этому району планеты не пропал. 4 июля 1819 г парусные шлюпы «Восток» и «Мирный», возглавляемые начальником экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, подняли паруса, и покинули крондштатский рейд, ушли в плавание к «Земле южной», неизвестной.
Выступление ученика – о плавании Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Рассказы старого моряка. Антарктида»

Учитель: После открытия материка, экспедиции многих стран подходили к берегам Антарктиды, но высаживаться на берег не решались.

Выступление ученика:

В 1838—1842 годах американец Чарльз Уилкс исследовал часть Антарктиды, названную в честь него Землей Уилкса. В 1839 — 1840 годах француз Жюль Дюмон-Дюрвиль открыл Землю Адели, а в 1841—1842 англичанин Джеймс Росс открыл море Росса и Землю Виктории. Первую высадку на берег Антарктиды совершила норвежская экспедиция Карстена Борхгревинка в 1895 году.

В1899 году на мысе Адер высадились 10 человек во главе с норвежцем Карстеном Борхгревинком. Это были первые люди, которые решили остаться на целый год в ледяных неведомых краях. 1 января 1900 года Борхгревинк запечатал в бочонок краткий отчет об успешной зимовке. Бочонок запечатали в грот большого айсберга. С тех пор по примеру норвежцев другие государства стали сооружать свои станции в Антарктиде.
Учитель: Теперь путешественников влекла другая цель – покорение Южного полюса.
Выступление ученика

В эту борьбу включились англичанин Роберт Скотт, англичанин Э. Шелктон и норвежец Р.Амудсен.



«Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику – Амундсен»

Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, который уже несколько лет упорно и плодотворно работал, соревнуясь с Шелктоном. Роберт Скотт в 1901-1904 годах входе экспедиции открыл полуостров Эдуарда 7, часть трансантарктических гор, несколько горных ледников, оазис и шельфовый ледник Росса. Он исследовал землю Виктории, первым поднялся в небо Антарктики на аэростате.

В 1907-1909гг Шелктон возглавил экспедицию на санях в сторону южного полюса. По дороге он открыл ледник Бирдмора. Но вернулся назад, не дойдя до полюса 178 км. Вернулся, поскольку недостаточно подготовился к экспедиции – не хватило провианта и погибли пони, которые тянули сани.
Учитель: Скажите, какими качествами характера должен обладать полярник?

Ответы детей.

Экспедиция в Антарктиду – это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма.



Выступление ученика о характере Амудсена.

Руаль Амудсен с детства не только мечтал, но и готовил себя к жизни полярного исследователя. Руаль с детства знал, чего он хочет, и целенаправленно готовил себя к будущим экспедициям. Надо было закалить себя, и он на ночь распахивал окно (это зимой-то в Норвегии!), а одеялом тщательно закладывал щель между полом и дверью в соседнюю комнату, где спала мать. Надо было укрепить тело, и он ежедневно пробегал по 50 км на лыжах; надо было стать моряком, чтобы исключить двоевластие в будущих экспедициях и он нанялся матросом на корабль, затем стал штурманом, потом сдал экзамен на капитана.

«Многому можно научиться, стоит только захотеть», - писал он в своем дневнике. Амудсен не уставал учиться при любой возможности. Так, во время зимовки в одной из экспедиций он попросил старика эскимоса научить его строить иглу. Только двадцатая снежная хижина, из построенных Амудсеном, удовлетворила строгого учителя.

Успех своих экспедиций Амудсен объяснял с присущей ему скромностью и точностью: «Победа ожидает того, у кого все в порядке; кое-кто называет это везением. Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер, это называют невезением». Он умел самым тщательным образом подготовить свои экспедиции.


Анализ статьи об открытии Южного полюса Амудсеном. (В результате должны заполнить сравнительную таблицу в опорных листах)

Роберт Фалкон Скотт

Линия сравнения

Руал Амудсен




Команда







Снаряжение, подготовка к экспедиции







Опыт







Способ передвижения







Сроки экспедиции







Погодные условия







Удача





Выступление ученика о Р.Скотте.

Ответ учащихся о причине гибели Скотта

Просмотр видеофильма «Открытие Южного полюса»

Работа с таблицей.



Вывод: слова Р. Амундсена: “Победа достаётся тому, кто заранее обо всём позаботился”.
Р. Амундсен понимал тяжесть моральной травмы, которую он нанес, опередив Скотта на полюсе. Он говорил: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни,…мой триумф омрачен мыслью о его трагедии, она преследует меня»... Но повернуть историю вспять невозможно.

– Ребята, что же, по вашему мнению, он хотел сказать этими словами? (Учащиеся высказывают своё мнение)


Южный полюс был открыт. Как вы думаете кем?

Ответы учащихся ( Р.Скоттом, и Р.Амундсеном)
Недаром газеты писали: “…смерть капитана Скотта и его товарищей – это смерть за веру в человека, чудо человеческой воли. Из такой смерти произрастает тысячи жизней, это не гибель, а бессмертие”. Экспедиция Скотта вдохновила сердца и умы людей примером мужества и решимости.
Итог урока

«Мой образ материка Антарктиды – какой он?» «Что нового вы узнали об Антарктиде?» – записать в опорных листах ответы и сравнить с тем, что было записано в начале урока.



Домашнее задание: п.48, работа на контурной карте.

Загадка: про кого поет в своей песни В.Высоцкий

«Пока вы здесь в ванночке с кафелем

Моетесь, нежитесь, греетесь,-



В холоде сам себе скальпелем

Он вырезает аппендикс»...