Урок чтения и развития речи во 2 классе Тема «Подснежник» Е. Серова Учитель высшей квалификационной категории Рузанова Татьяна Михай - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок чтения и развития речи во 2 классе Тема «Подснежник» Е. Серова Учитель высшей - страница №1/1

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Коробчеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Урок чтения и развития речи во 2 классе

Тема « Подснежник» Е. Серова

Учитель высшей квалификационной категории

Рузанова Татьяна Михайловна .

Март 2013



Тема: «Е.Серова Подснежник»

Цели и задачи:

1.Образовательные:

1. Познакомить со стихотворением Е.Серовой « Подснежник»

2. Способствовать формированию правильного, осознанного и

выразительного чтения.


3. Расширять читательский кругозор.

2.Развивающие:

1. Развивать и корректировать устную речь уч-ся


2. Развивать умение выражать свои чувства через чтение стихотворений.
3. Развивать умение слушать классическую музыку на заданную тему

3.Воспитывающие:

1. Прививать интерес к чтению произведений различных жанров.


2. Способствовать воспитанию бережного отношения к красоте природы, чувства любви к родине.

Ход занятия

Организационный момент:


Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весной.) (Слайд)

– Кто назовет весенние месяцы?

- Какие изменения в природе происходят? ( Тает снег. Греет теплое солнышко. Природа просыпается.)

Весна с улыбкой шлет привет и передает его Руслан



Чтение стихотворения Л. Модзалевского «Появление весны»

Артикуляционная минутка:

Разговоримся все вместе.



Шумят леса, цветет земля,

Поет- звенит ручей:

Пришла весна, пришла весна –

В одежде из лучей

(Слайд.)

Прочитайте по ролям, тихо, громко. (Послушайте голос ручья)

-Как называется раздел, который мы читаем? (Весенние страницы)

Весна- это большая книга, которую нужно очень долго читать. Сегодня мы прочтём лишь некоторые её странички!

Проверка домашнего задания

По Г. Скребицкому « Художник- весна». Стр. 184-185

Чтение ручейком рассказа

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы

Какие весенние картинки к этому рассказу вы нарисовали?

( Показывают)

Какие цвета тебе понадобились? Раскрась картинку словами. Скажи красиво.

( Небо голубое. Солнце яркое, доброе. Листочки нежные, зеленые.)

Говорю о белом цвете.

Сообщение темы урока:

-Сегодня мы продолжим читать произведения о весне. Угадайте о чём оно?

Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным
Как привет капели звонкой
Называется….. (подснежник)

Тема урока стихотворение Е.Серовой «Подснежник» (Слайд)



Биография автора.

(Слайд)


Екатерина Васильевна Серова - детский поэт, автор более сорока поэтических книг. Родилась в 1919 году в городе – Вологде. Страна переживала трудное время. От постоянного чувства голода её спасали только книги. Мама читала на ночь сказки и рассказы маленькой писательнице и её старшей сестре. В 1924 году её семья переехала в Ленинград. Там, вместе с подругой Верой, писательница разыгрывала спектакли своего сочинения. В 50-е годы стала посещать кружок для начинающих писателей при детском издательстве. Написала книгу для детей «Наши цветы». Стихотворение «Подснежник» из этого сборника.

-Ребята, что вы знаете о подснежниках?

Есть старинная легенда о том, как появились подснежники. Послушайте. (Читает ученик)

Издавна подснежник считался символом надежды. Старинная легенда рассказывает, что в момент, когда изгнали Адама и Еву из рая, было холодно, шёл снег, Ева замёрзла. И в утешение ей несколько снежных хлопьев превратились в цветки подснежника. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая красивая легенда.

(Легенда – поэтическое предание, переходящий из уст в уста рассказ о былом.)

Краеведческий материал.

Можно ли встретить подснежники в нашей местности?

Можно ли рвать подснежники? Почему? (Показываю Красную книгу) Если мы захотим подарить их, как это можно сделать, не навредив природе?

Физминутка. (Представьте, что вы маленькие подснежники)

Раз, два, три выросли цветы!!!

К солнцу потянулись высоко.

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебельки качал.

Влево качнулись,

Низко пригнулись.

Ветерок убегай,

Ты цветочки не сломай

Под-снеж-ник- 3 слога 3 раза приседаем

Первичное чтение учителем.

– Я вам предлагаю послушать произведение Е. Серовой “Подснежник”, которое мы будем заучивать наизусть.

(Слайд) (учитель читает стихотворение).

Послушайте, понаблюдайте: с каким настроением я его читаю?

Подснежник Е. Серова

Выглянул подснежник

В полутьме сырой-

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом



Власт-ву-ют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт!

– Кому понравилось стихотворение? Какое оно по настроению?

– Чем вам понравилось стихотворение? (рассказывается очень нежно)

– Почему это произведение называется стихотворением? (читается в рифму, похоже на песню)



Словарная работа.

Власт-ву-ют

Раз-вед-чик

Работа над текстом

Учитель с детьми проводит разбор текста стихотворения: (Слайд)

Как назван подснежник?

– Почему автор называет подснежник разведчиком? (потому, что первый, послан весной)

– Как вы понимаете выражение “Выглянул подснежник в полутьме сырой”? (подснежник растет в лесу, где еще сыро, появляется из-под снега, т.е. только проснулся)

Какими словами автор описывает состояние природы?

– Что значит “властвуют снега”? (руководят снега, его еще много, все полностью не растаяло)

– Что значит “лежат под снегом сонные луга”? (не проснулась природа окончательно, трава не появилась)

– Как вы понимаете “неподвижен лед”? ( лед не сошел полностью, нет движения на реке)

Давайте ещё раз прочитаем стихотворение вместе с учителем



Чтение самостоятельное детьми. ( Жужжащее и в парах)

Чтобы красиво прочитать стихотворение, надо передать его настроение.

-.Динамическая пауза

Отдохните. Посмотрите, какие бывают подснежники. На фоне иллюстраций звучит музыка П.И. Чайковского “Подснежник”. Вы сейчас будете слушать пьесу П. И. Чайковского « Подснежник» Она наполнена светлым чувством. Построена в ритме вальса, вся проникнута солнцем. Радостным настроением. Чувствуется волнение, которое возникает при встрече с первым весенним цветком. Чувство ожидания и надежды на будущее.

Насладитесь музыкой. Ощутите прелесть первых весенних цветов, представьте краски весны, почувствуйте их у себя в душе.

Конкурс на лучшего чтеца. По желанию. Кто прочитает лучше всех Выразительно и без ошибок.

Индивидуальная работа.

Показ фрагмента из мультфильма «12 месяцев»

Посмотрите на экран.

Ребята, вам знаком этот мультфим? Куда пришла девочка? Зачем? Просит вас помочь собрать подснежники. На дне корзины стихи других авторов о подснежнике. Надо их выразительно прочитать.

Раздаю карточки. Прочитайте.



Г. Виеру. Мамин день

Вот подснежник на поляне,


Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.


На проталинке стоят, на ветру качаются,

Словно звездочки горят, лесу улыбаются.

Иногда дожди идут, и снежинки падают,

А подснежники цветут, мир собою радуют.

Г. Ладонщиков


В. Степанов

Под ногой трещит валежник,

Лес весну встречать готов.

Распускается подснежник,

Самый первый из цветов.
    В. Суслов

На поляне лесной,

Где ручей резвился,

Вдруг подснежник голубой

Сквозь снежок пробился.
     Л. Яхнин

Синее небо. Синие тени,

Синие реки сбросили лед.

Синий подснежник,

Житель весенний,

На синей проталинке

Смело растет.
Март.

Как только снег исчез,

Пошли ребята в лес.

Март посылает всем привет.

А с ним подснежников букет.

В. Берестов


В саду, березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

« Я вижу, погода тепла и ясна;

Скажите, ведь правда, что это весна?»

П. Соловьева

Подснежник

На лесной полянке

Море из цветов

Расцвели подснежники

После зимних снов.

Л. Герасимова

Много вы знаете стихотворений. Молодцы! Каким его изображают поэты? Давайте и мы опишем этот цветок при помощи слов.



Игра «Убери лишнее». (Работа по группам).

Слова: нежный, ласковый, гордый, смелый, хрупкий, красивый, вялый, скучный

(Он самый первый из цветов. Приносит радость. Нежный, его ласкает солнце. Но подснежник гордый и смелый. Растет прямо из-под снега, не боится холода.)

- Как вы думаете, ребята, почему подснежник так нравится людям? Что в нем необычного? (Он хоть и нежный, хрупкий, но гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувает холодный ветер, но он не боится, а гордо стоит на своей тонкой ножке.)

Правильно. А еще его люди любят потому, что он - символ весны, тепла.

Подарим и мы еще немного радости и тепла нашим гостям.

Покажем сценку « Подснежник»

Итог: Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали? Обратите внимание на выставку книг «Произведения о весне».

Домашнее задание.

1.Выучить наизусть.

2.Нарисовать рисунок.

Рефлексия

Давайте закончим наш урок стихотворением.



Из земли подснежник

Вышел на рассвете. Глянул боязливо,

Не сорвут ли дети?

Но сказали дети

Ласково: «Расти.

Мы тебя не тронем:

Всё должно цвести!»

Звучит « Вальс цветов» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» Дети дарят подарки гостям.