Учебное пособие по мировой художественной культуре содержит тексты, вопросы, задания и творческие работы по культуре западноевропейс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие по мировой художественной культуре содержит тексты... 1 319.46kb.
Учебное пособие по мировой художественной культуре содержит тексты... 1 313.98kb.
Учебное пособие по мировой художественной культуре содержит тексты... 1 320.79kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса 1 103.31kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 220.87kb.
Задания олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) 1 172.07kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 2 607.08kb.
Феномен кафе в культуре 1 51.8kb.
- 2 541.39kb.
Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной... 3 921.23kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10-11 класс 2 513.02kb.
Рабочая программа Учебного курса «Мировая художественная культура» 1 293kb.
- 4 1234.94kb.
Учебное пособие по мировой художественной культуре содержит тексты, вопросы, задания - страница №1/1

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРАВОСЛАВНАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ «РАДОНЕЖ»

УТВЕРЖДЕНО

______________________________

Подпись, печать ОУ

______________________________

Ф.И.О.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

Мировой художественной культуре

Ступень обучения: среднее общее образование

Количество часов: 35

Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И.

Составитель: Тихонова Т.С. , учитель

Средних и старших классов НОУ ЦО

«Православная классическая гимназия «Радонеж»»

Москва 2013-2014 уч.год

Мировая художественная культура


  1. Пояснительная записка


Предмет: Мировая художественная культура

Курс: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века.»

Класс: 10 класс

Год обучения: 2013-2014 гг.

Количество часов: в год: 35ч, в неделю: 1ч

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.


Программа: Авторская, разработанная в соответствии с христианским аспектом преподавания истории мировой художественной культуры в православной гимназии «Радонеж». Используемое учебное пособие - Галина Данилова: Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень. Учебник


Взятое за основу учебное пособие по мировой художественной культуре содержит тексты, вопросы, задания и творческие работы по культуре западноевропейского Средневековья, содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.

Программа по курсу «Вечные образы искусства» направлена на обращение к проблемам человеческой личности, её связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных и христианских представлениях становятся доминантной изучения.

Цель изучения курса: Осознание роли и места Человека в мировой культуре и религии на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства.

Актуальность, новизна, значимость: Мировая художественная культура (МХК) — предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах массовой информации — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в средней школе, достаточно четко определяют его место в Базисном учебном плане. В них особо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

Задачи:

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни;

- способствовать воспитанию художественного вкуса;

- развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;

- знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.

Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции обусловлен следующим: курс МХК интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании МХК. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время способствуя развитию эстетического вкуса.

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий

Тип учебных занятий

Дидактические задачи

1. Вводный урок

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

2. Урок-лекция

Освоение новых знаний и понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении

2. Урок самостоятельной работы. Практикум

Формирование искусствоведческих навыков, навыков анализа текстового материала. Проверка и оценка знаний и способов деятельности

4. Комбинированный урок

Отработка понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении

5. Изучение нового материала

Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемом произведении искусства, литературы, фольклора.

6. Урок-экскурсия

Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся.

7. Контрольный урок

Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу.

Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- промежуточный контроль – индивидуальные карточки, фронтальный устный опрос, понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку; творческие работы

- итоговый контроль – контрольная работа, итоговый тест

Перечень учебно-методического обеспечения предмета «Мировая художественная культура. 10 класс»

Методические и учебные пособия: Презентации учителя, разработанные для каждого урока.

Оборудование: Компьютер; мультимедийный проектор; звуковые колонки (2), средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная почта), принтер лазерный, экран на штативе.

Дидактический материал: Наборы открыток по изобразительному искусству; карточки по всем изучаемым темам; тесты, задания и кроссворды по античной и древнерусской мифологии.

Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.



Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.

Глубокое и прочное овладение знаниями - важнейшая предпосылка формирования мировоззрения. Основа, фундамент, на котором базируется мировоззрение, - это знания и умения.



Инструментарий для оценивания результатов

Все виды опроса неразрывно связаны с беседой. Беседа с целью проверки знаний способствует развитию памяти и мышления ученика, развивает его интерес к занятиям, вызывает желание применять полученные знания в практической деятельности.

Предлагаются вопросы-сравнения «Парадоксы искусства», они направлены на более близкое знакомство с отвечающим, а с другой стороны - на разрушение его стереотипных представлений об искусстве, обыденного к нему отношения.

Подчеркивая личное мнение учеников, на занятии применяется доверительный диалог - «Постигаю суть мастерства».

Ученику предлагаются вопросы-тесты «Накапливаю знания». Выбор предполагает не только умение собеседника анализировать и различать понятия по их содержательному объему, но и классифицировать их, опираясь на свои знания выразительных средств языка искусства, его жанров, технологий, материалов.

Смысл теста-контроля в том, что к вопросу предлагается несколько вариантов ответов.



Тестовые задания как бы воспроизводят живой процесс восприятия, обращены к эстетическим чувствам собеседника, направлены на выявление его эмоциональной чуткости к искусству, способность выходить на обобщения. Именно в этом блоке проверяются способности ученика к образному мышлению, импровизации, развитость его интуиции, готовность к художественному процессу. Например: Какому из этих художников вы заказали бы свой портрет?

Тесты - задания на создание художественного образа; поиск поэтических или живописных аналогий для выражения своего эстетического восприятия, перевод его с одного языка искусства на другой; проявление интуиции.

Подведение итогов подводятся в игровой форме. Через различные игровые моменты педагог без труда определяет степень подготовленности ребенка. При этом учитывается индивидуальные особенности ученика.

Игра проводится только с отчетливо-познавательной целью. Разгадай ребус, кроссворд.

При оценке уровня знаний и умений учитываются следующие показатели:



  • знания учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений;

  • устойчивость знаний и умений;

  • проявление своей позиции в конкретной деятельности.

Знания и умения оцениваются по 5-ти бальной системе.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов.


  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в примерных учебных планах для образовательных учреждений для обязательного изучения учебного предмета «Мировая художественная культура» в классах с гуманитарного профиля отводится следующее количество часов в 10 классе: 35 часов (1 час в неделю).


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

По окончанию изучения курса «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века» ученик должен знать:



Предполагаемые результаты

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» в 10-м классе должны быть достигнуты определенные результаты.



Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мировая художественная культура»:

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.



  1. Содержание учебного предмета. Художественная культура: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века»

35 часов

Культура Западной Европы XX век

(20 часов)

Дилемма общества и личности в культуре современности. Кризис гуманистических  идеалов. Теоретическое осмысление культурных

процессов, различные концепции художественной культуры. Особенности современного искусства. Проблема законченности. Формы и символы в искусстве.

Полистилистика. Сближение  европейской, афро-азиатской и американской традиций.  Новое отношение к фольклору и развитие фольклористики.    “Полифония стилей” как характерная черта художественной культуры ХХ в.

    Общая характеристика фовизма, кубизма, футуризма, абстракционизма

(творчество А.Матисса,  М. Вламинка, А. Дерена, М.Шагала, В.Кандинского, К. Малевича). Мировое  значение творчества П.Пикассо. Многоапсектность и стилевая многогранность его искусства.  Иррационализм в литературе и искусстве. Сюрреализм С. Дали.

Новая венская школа в музыке ( А.Шенберг, А. Берг, А. Веберн).

Французская “шестерка”. Мировое значение музыкального наследия

С. Прокофьева И. Стравинского и Д. Шостаковича. Музыка А. Шнитке , Э.Денисова.  Музыкальные стили второй половины ХХ в. Авангард — мечты о будущем:направления, методы, стили.  Плюрализм культурной и художественной жизни  второй половины ХХ в.

Постмодернизм и его место в современной культуре. Диалог культур и борьба за сохранение национальной самобытности. Роль средств массовой информации в формировании художественного образа мира у человека ХХ в.



2. Культура России XX века. (15 часов)

Неореализм в искусстве второй половины ХХ века. Монументальное искусство неореализма: новое моделирование городской среды. Социалистический

реализм и гиперреализм .   Советский кинематограф и неореализм итальянского кино ( С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, М. Ромм, Л.Висконти,

В. де Сика, Д. де Сантис, Р. Росселини, Н.Лой).

   Новое понимание литературного героя. Развитие литературного процесса в различных регионах мира. Взаимовлияние литературы и искусства Запада и Востока.Изменения в эстетических представлениях современного человека.Роль музеев и библиотек в художественной жизни ХХ в. Крупнейшие

музеи мира  (Британский музей, Лувр, Эрмитаж).



  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности





Название темы

Всего часов

В том числе на к/р

1

Культура Западной Европы XIX века

20

4

2

Культура России XIX века.

15

4


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса




Классы

Учебная программа

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы



Материалы для контроля

10

Авторская

Галина Данилова: Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень. Учебник


Мировая художественная культура 10 класс.

Г.И.Данилова «Темматическое и поурочное планирование к учебникам Мировой художественной культуры 10 и 11 классы»

Г.И.Данилова «Мировая художественная культура 10 класс»

А.А.Аникст «Театр эпохи Шекспира» М., 2008.

С.Д.Артамонов «Литература эпохи Возрождения» М., 1994.

М.Ю.Давыдова «Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа 19-20 вв» М., 2001

Д.К.Кирнадская «Классическая музыка для всех» М., 1997


Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы.










Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры», «Мировая художественная культура. 2СD», «Изобразительное искусство. Что это такое?», «Азбука искусства. Как научиться понимать картину?», «Шедевры русской живописи», «Шедевры архитектуры. Серия «Шедевры мировой культуры»., «5555 шедевров мировой живописи», «Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века»,»Мировая художественная культура. XIX век Изобразительное искусство, музыка и театр», «Эрмитаж. Путешествие в мир сокровищ» , «Большая Энциклопедия живописи. Лувр», « Энциклопедия «Французская живопись». « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 (2СD на 1)», «Энциклопедия Антиквариата», «80 чудес света», «Autodesk mechanical desktop 2006 (русская версия).» , «HISTORY. Выпуск 13», «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.», «BBC. Коллекция документальных фильмов.»







  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.


  1. Календарно-тематическое планирование.




Урока/


Уч. неделя

Тема урока

Тип урока

Элемент
содержания


Учебные действия

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом.задание

Культура Западной Европы XX века

1

Основные тенденции в искусстве ХХ века. «Декаданс» в зарубежной культуре к. XIX века.

Вводный урок.

Бодлер Дени, Редон, Бёклин.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Фронталь-

ный опрос



Характеризовать как на протяжении истории менялись отношения человека с обществом.

Описывать нравственные, духовные ценности и идеалы¸ которые становились приоритетными в ту или иную историческую эпоху.





2

Модерн в изобразительном искусстве.

Комбинированный урок

Создание последнего стиля. Архитектура, дизайн, прикладное искусство, графика.

Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников, совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, учить отстаивать свою точку зрения

Игровой опрос

Умение объяснять смыл понятия художественная культура, определять отличие пространственных и временных видов искусства и характеризовать особенности художественной культуры.




3

Фовизм А.Матисса

Изучение нового материала

Архитектура, дизайн, прикладное искусство, графика.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Фронталь-

ный опрос



Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры

Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации






4

Кубизм П. Пикассо. Воплощение в творчестве Пикассо мироощущения человека ХХ века. «Герника». Гуманистическое содержание полотна.

Изучение нового материала

К. Юнг о «синем периоде» творчества Пикассо. Влияние африканского искусства. Брак.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Опрос

Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников, совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, учить отстаивать свою точку зрения.




5

Леже, Дюфи, Утрилло,

Изучение нового материала

Парижская школа.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Фронталь-

ный опрос



Анализировать , сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, работать с литературой




6

Шагал. Модильяни

Комбинированный

Поиск новых выразительных средств в живописи

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Фронталь-

ный опрос



Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры

Контрольная работа.

7

Новаторство в области архитектуры. . Использование железобетонных, стальных конструкций и стекла для сооружения новых типов построек.

Комбинированный с элементами практич. работы

Идеи плановой застройки Ле Корбюзье.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.


Фронтальный опрос

Умение описывать жизнь человека в произведениях изобразительного искусства.
Раскрывать художественный канон произведений изобразительного искусства.




8

«Дом – машина для жилья». Возникновение небоскреба и формирование облика новых городов.

Семинар

Баухауз.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.


Письмен-ный опрос.

Уметь характеризовать и раскрывать значения достижений древнеримской цивилизации.


Экскурсия в ГМИИ.

9

Творчество Антонио Гауди, Ф. Райта, Виктора Орта

Комбинированный

Новаторство в области архитектуры.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Фронталь-

ный опрос



понимать и осознавать место и роль искусства в жизни человека и общества.

эмоционально оценить окружающий мир.

осознать место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества.


Контрольная работа.

10

Футуризм и конструктивизм. Увлеченность идеей прогресса, воспевание культа машины.

Изучение нового материала

Манифесты Маринетти. У. Боччиони

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Викторина.

Усвоить особенности языка разных видов искусства и художес-твенных средств вы-разительности; пони-манию условности языка искусства;





11

Экспрессионизм в живописи. Происхождение. Э. Мунк. Группа «Мост».

Практикум

Дадаизм. Марсель Дюшан. Клее.

Проверка и оценка знаний и способов деятельности

Фронталь-

ный опрос



Уметь логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения.




12

Сюрреализм в живописи. Творчество Сальвадора Дали как наиболее яркое воплощение сюрреализма. Миро

Практикум

Рене Магритт.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Творческая работа

Формировать мировоз-зрение, целостное представление о мире и формах бытия искусства.





13

Абстрактный экспрессионизм

Комбинированный

Смена художественной парадигмы

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Проверка и оценка знаний и способов деятельности.

Проверо-чная работа.

Усвоить особенности языка разных видов искусства и художес-твенных средств вы-разительности; пони-манию условности языка искусства;


Контрольная работа.

14

Поп-арт

Изучение нового материала

Раушенберг, Джонс, Уорхол

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.




Рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства




15

Возникновение новых выразительных форм

Изучение нового материала

Хэппенинги, инсталяции, энвайромент, перфоманс.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Фронталь-

ный опрос.



Описывать произведения искусства, в которых воплощён образ человека государственного и общественного.




16

Джаз: массовость и элитарность Фитцжеральд. Армстронг. Эллингтон. Творчество Гершвина. «Порги и Бесс».

Комбинированный

Происхождение рок-музыки. Битлз.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.




Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников, совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, учить отстаивать свою точку зрения.

Тест

17

Семинар. «Музыка и живопись»

Урок-семинар




Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Фронталь-

ный опрос.



Раскрывать понятие идеал.

Характеризовать основные черты идеал человека в античности, средневековье и в эпохе Возрождения.






18

Театр XXвека.

Изучение нового материала

Сартр. Брехт. Питер Брук.


Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Фронталь-

ный опрос.



Рассуждать, сравнивать, делать выводы, работать с учебной и дополнительной литературой




19

Кинематограф XX века.

Комбинированный

Братья Люмьер. Ч. Чаплин. Росселини.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.










20

Современное искусство. Компьютер. Йозеф Бойс. Кризис. Встреча с современными художниками.

Урок формирования знаний

Посещение выставки.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Фронталь-

ный опрос.



Логически мыслить, классифицировать, выявлять связи и делать выводы, объяснять особенности




Культура России первая половина XX века

21

Разнообразие в русской живописи начала века. Апокалиптичность мироощущения ХХ века. Основные тенденции в искусстве ХХ века.

Изучение нового материала

Христианская живопись, реализм, жанровая живопись

Комплексное применение знаний и способов деятельности.




Анализировать , сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, работать с литературой.




22

Символизм русском искусстве. Творчество В. Борисова-Мусатова.


Комбинированный.

Судейкин, Сапунов

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Фронталь-

ный опрос.



координировать свою деятельность с деятельностью уча-щихся и учителя, оценивать свои возможности.




23

«Серебряный век» в русской культуре к.XIX – н. ХХ в. Происхождение названия. Духовные истоки «серебряного века. Синтез искусств.

Комбинированный.

Синтез культуры. Художественные сообщества.

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.




обобщать материал, творчески мыслить, самостоятельно дей-ствовать, применять знания на практике.




24

Разворачивание художественного произведение из одной реальной детали – воплощение принципа модерна конструирования пространства изнутри.

Комбинированный.

Творчество М. Врубеля

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Фронталь-

ный опрос.



Устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, умение работать с литературой




25

“Мир искусства”. . Синтез искусств в деятельности членов объединения «Мир искусства». Близость Д.С. Мережковского

Комбинированный

А. Бенуа. Л. Бакст, К.Сомов, Е.Е. Лансере..

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Фронталь-

ный опрос.



обобщать материал, творчески мыслить, самостоятельно дей-ствовать, применять знания на практике.

Контрольная работа.

26

К.С. Станиславский и его “система”

Русский режиссерский театр В. Мейерхольда, Е. Вахтангова, А. Таирова.






“Русские сезоны” С. Дягилева и русский балет начала века













27

Моменты русской истории второй половины XIX века глазами очевидцев (картины И.Репина, В.Перова, В.Верещагина, Флавицкий и др.)

Изучение нового материала

Творчество Репина.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Викторина.

Умение описывать выдающиеся памятники.

Опросный лист.

28

Поиски в русской музыке рубежа веков: религиозно-философская (С. Танеев), национально-романтическая (С. Рахманинов), национально-конструктивистская (И. Стравинский), символическая (А. Скрябин)

Изучение нового материала

Ф. Васильев, Шишкин

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Проверочная работа.

обобщать материал, творчески мыслить, самостоятельно дей-ствовать, применять знания на практике.

Подготовка к семинару.

29

Супрематизм К. Малевича. Идея «Черного квадрата».

«Дебаты о квадрате»

Концептуальность  как важнейший принцип искусства ХХ века

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

«Диспут знатоков»

Описывать скульптурные произведения, воплотившие идеал человека.

Контрольный урок

30

Влияние Мондриана на искусство современного дизайна. Татлин. Родченко. Гончарова.

Комбинированный с элементами практич. работы

Абстракционизм В. Кандинского.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.




читать и анализировать тексты.использовать взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.





31

Культура Советского государства. Отношение к искусству как пропаганде.

Комбинированный

Возникновение социалистического реализма.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

Творческая работа.

Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации.

Самостоятельная работа с источниками, развивать эстетическую культуру






32

Художественные ассоциации и группировки (АХРР, ОСТ). Ряжский, Бродский, Греков. Дейнека, Петров-Водкин. Сарьян.

Изучение нового материала

Приемы искусства плаката.

Комплексное применение знаний и способов деятельности.




Описывать явления искусства с исполь-зованием специальной терминологии; высказывать собст-венное мнение о дос-тоинствах произве-дений искусства; овладению культурой устной и письменной речи.

Опросный лист.

33

Песни послереволюционного времени, РАПМ. Возникновение и развитие отечественного кинематографа.

Комбинированный.

Эйзенштейн «Броненосец Потемкин».

Коррекция знаний и способов деятельности.


Творческая работа.

Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями

Контрольная работа

34

«Аналитическое искусство» Филонова. Творчество Ефима Честнякова.

Семинар «Русское искусство первой половины XX века».



Урок-семинар.

Дилемма общества и личности в культуре современности. Кризис гуманистических  идеалов. Теоретическое осмысление культурных процессов, различные концепции художественной культуры. Особенности современного искусства. Проблема законченности. Формы и символы в искусстве. Полистилистика.

Проверка и оценка знаний и способов деятельности.


Викторина.

Рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства, оценивать ответы своих одноклассников. Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации

Подготовка к проведению экскурсии.

35

Итоговый урок. Экскурсия.

Урок-экскурсия




Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.


Степень подготовленности материала.

Использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче




10 .Таблица проведения контрольных работ.

№ Учебной недели

№ Урока п/п

Тема контрольной работы

Вид контрольной работы

6

6

Культура Западной Европы XX века

Контрольная работа.

9

9

Культура Западной Европы XX века

Контрольная работа.

13

13

Культура Западной Европы XX века

Тест

16

16

Культура Западной Европы XX века

Контрольная работа.

20

20

Культура России XX века.

Контрольная работа.

25

25

Культура России XX века.

Контрольная работа.

29

29

Культура России XX века.

Контрольная работа.

33

33

Культура России XX века.

Контрольная работа.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

____________________

(подпись)

______________________

(расшифровка подписи)



______________________