Учебное пособие по литературе. Омск: Омгкпт, 2006 -74 с. Учебное пособие рекомендуется как для преподавателей литературы, так и для - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие для студентов отделения Лечебное Дело, Сестринское... 1 312.29kb.
Учебное пособие Ставрополь 2005 (075. 8) Бкк 28. 072 Я 73 Б63 1 271.35kb.
Практикум по английскому языку: учебное пособие / О. В. Гаврилова; 6 1255.42kb.
Учебное пособие историко-культурные туристские ресурсы Северного... 2 663.73kb.
Учебное пособие издательство Санкт-Петербургского государственного... 7 3709.73kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 5 1432.97kb.
Учебное пособие (для студентов I-II курсов) Издание Омск Омгу 2004... 1 239.31kb.
Учебное пособие для I курса факультетов иностранных языков Балашов... 14 1035.74kb.
Учебное пособие для студентов и преподавателей Биохимия. Краткий... 1 45.22kb.
Учебное пособие для студентов и преподавателей. Акимов В. Н. 1 242.17kb.
Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2006 Серия 1 45.23kb.
Образ идеального правителя 1 411.49kb.
- 4 1234.94kb.
Учебное пособие по литературе. Омск: Омгкпт, 2006 -74 с. Учебное пособие рекомендуется - страница №1/5





Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Михайлюк О.Л.




Литература второй половины XIX века


Учебное пособие

ОМСК, 2006



Рецензенты:

Доцент кафедры ОмГУ, к.ф.н. Ермакова О.Л.

Методист высшей квалификационной категории ГОУ СПО «ОмГКПТ» Моисеева Г.А.

Автор: Михайлюк О.Л.

Литература второй половины XIX века. Учебное пособие по литературе.

Омск: ОмГКПТ, 2006 -74 с.



Учебное пособие рекомендуется как для преподавателей литературы, так и для студентов I курса технического отделений.




Введение
Комплект лекций по литературе XIX века рекомендуется студентам для формирования информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер, обеспечивает целостное миропонимание и научное мировоззрение, основу которого составляет чтение и изучение на историко-литературной основе выдающихся произведений русской литературы. Курс включает обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить студентов с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

По каждому разделу приводятся общие требования к уровню изучения темы, ее содержание, краткие рекомендации по проведению самостоятельной работы студентов и практических занятий. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют открыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений. Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей. Студенты имеют возможность на ознакомление с дополнительным материалом или на беседы с по произведениям, прочитанным обучающимися самостоятельно. Художественные произведения группируются вокруг важнейших социально-политических и нравственных проблем определенного времени, сохраняется хронологический принцип структурирования курса. Работа над этими разделами курса, включающимися в себя произведения писателей разных направлений, эстетических позиций и социально-политических взглядов, позволяет широко использовать сопоставительный анализ и выработать у студентов объемное, объективное представление о развитии литературы.



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60 – 90 годов



XIX века (занятие № 1 – 2)
Основные понятия: западники, славянофилы, натуральная школа и ее основные принципы, русский реализм.
Студент должен знать: программы западников и славянофилов.
Студент должен уметь: выявлять реалистические признаки в произведениях.
Опираясь на обзорную лекцию, подготовить сообщение:

«Литература второго периода русского освободительного движения»
Научиться составлять синхронистические таблицы.

Научиться широко и свободно использовать политическую и научную терминологию.

Научиться писать сочинение – очерк.

ГРОЗОВЫЕ ШЕСТИДЕСЯТЫЕ


(литература второй половины XIX века)

(Обзорная тема)


План:

  1. Второй период русского освободительного движения.

  2. Общественно – политическая борьба в России 60 – 70 годов и ее отражение в литературе.

  3. Развитие критического реализма:

1) Писатели – реалисты второй половины XIX века показывают типические явления жизни, стремясь найти корни социальных бедствий и средства их преодоления.

2) В произведениях писателей – классиков этого периода отражается «великое народное море, взволновавшееся до самых глубин».

3) Выражение в литературе общенародных идеалов и стремлений способствует расширению средств художественной выразительности, появлению новых литературных жанров, например: романа – эпопеи («Война и мир» Л.Н. Толстого), поэмы – эпопеи («Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова).


  1. Во второй половине XIX столетия русская литература приобретает мировое значение, и становится властительницей дум не только в России, но и за рубежом.

В 1855 году умер царь Николай I, три десятилетия, правления которого остались в истории России под именем «Николаевской реакции».

В 1856 году бесславно закончилась Крымская война, показавшая «гнилость и бессилие крепостной России». В газетах и журналах, кружках и группах люди самых различных социальных слоев, положений, возрастов, взглядов спорили о дальнейшей судьбе России, требовали уважения к личности, ее человеческому достоинству, отстаивали свободу слова, собраний…

Русская литература откликнулась в самом начале пробуждения России – 1856 г.:


  • первым романом И.С. Тургенева «Рудин»;

  • «Губернскими очерками» писателя – сатирика Н. Щедрина

(М.Е. Салтыков);

  • повестями Л.Н. Толстого «Юность» и «Утро помещика»;

  • новой пьесой А.Н. Островского «Доходное место»;

  • первым сборником стихотворений Н.А. Некрасова;

  • новыми сборниками стихотворений А. Фета и Н. Огарева

(друга А.И. Герцена).

В конце 1853 года в «Современник» пришел Н.Г. Чернышевский, а с 1855 – начал сотрудничать Н.А. Добролюбов, и с того времени журнал становится вдохновителем и организатором революционно-демократических сил России.

В 1857 году Герцен и Огарев, находясь в эмиграции, начали издание газеты «Колокол».

В 1859 году поэт Курочкин и художник Н. Степанов основали «Искру» - журнал политической сатиры.

В 1860 году во главе журнала «Русское слово» стал критик – демократ Д.И. Писарев.

В атмосфере 60-х годов определились три основные общественные группы: - консерваторы, либералы и революционные демократы.



Консерваторы: (это были, в основном, крупные помещики – крепостники, придворные круги, чиновничья знать) решительно выступали против любых общественных перемен, хотели сохранить крепостнические порядки николаевских времен. Ярые реакционеры, они отчаянно сопротивлялись каждой свежей мысли, каждому новому начинанию.

Либералы: (люди различных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, торгово-промышленные круги) порою остро критиковали порядки самодержавно – политического государства. Выступали против крепостного права, обличали взяточничество, коррупцию. Мечтали о свободах, но постепенных, исходящих из самой власти, а главное – без каких–либо бунтов, волнений, революций. К этой группе относились А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Испытав на себе произвол самодержавной власти – запреты, аресты, ссылки, они навсегда определили свое отношение к народу, свое место в борьбе за его свободу.

Но немало было и таких, кто примкнул под влиянием людей. В годы реакции, особенно после покушения на Александра II (1866 г.).

В главном же вопросе – путях уничтожения крепостничества – либералы всех оттенков не сумели преодолеть классового страха перед крестьянской революцией.

Революционеры–демократы – это в подавляющем большинстве разночинцы, дети мелких чиновников и канцелярских служащих, сельского духовенства, реже – дети вольноотпущенников и городских ремесленников, мелких торговцев. Они получали образование, отказались от «доходных мест», чиновничьей карьеры. Жили репетиторством, журнальной работой, переводами, литературным трудом, работали учителями, врачами. Жили, как правило, бедно, нередко голодали и отличались от городской бедноты тем, что имели образование. В их среде и выросла новая общественная сила – революционная демократия, выразившая стремление народных масс покончить с самодержавием и крепостничеством. Это были материалисты по убеждению, реалисты по поступкам, бунтари по характерам, которые в 60-е годы заняли ключевые позиции в науке, искусстве, журналистике, литературе. Выступая против гнета и насилия, против консерваторов и либералов, они нередко допускали в этой борьбе ошибки, однако в главном – в необходимости революционной ломки старых устоев в интересах трудового народа – они были непоколебимы.

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ – ОЧЕРК


(рекомендация)
Очерк – жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.

По определению А.М. Горького, «очерк стоит где–то между исследованием и рассказом».

Как исследование, он опирается на достоверные, документальные данные, повествование в очерке определяется не развитием действия, а последовательностью описания, наблюдения, анализа и разъяснения. Как рассказ, очерк использует разные формы изложения (описание, повествование, рассуждение, диалог) и выразительно – изобразительные средства художественного произведения.

Итак, очерк решает ту или иную общественно значимую проблему.

Если эта проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями, - перед нами путевой очерк. В путевом очерке особенно ярко проявляется личность автора. Например: А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (глава «Пешки»).

Перед нами картина русского быта XVIII столетия – крестьянская изба. И сразу определяется позиция автора – наблюдается: он изображает крестьянскую избу.

Одна деталь описания избы сменяется второй, третьей, четвертой.… И каждая из них, и все вместе рисуют они страшную картину беспросветной нищеты: потолок и стены, покрытые сажей, печь, которая топится по–черному, наполняя дымом всю избу. Пузырь в окне вместо стекла…. Автор избегает всего, что отвлекло бы читателя от главной мысли.

Прием иронии, горькой усмешки позволяет ему без специальных рассуждений выразить свое отношение к описываемому. Но горькой иронии недостаточно для выражения главной мысли, и автор обращается к гневному, полному страстного негодования тону обличителя дворян – крепостников.

Если автор рассуждает о важных и острых – политических, общественных, экономических, эстетических или нравственных вопросах, чтобы что-то отвергнуть, а что-то утвердить, - перед нами проблемный очерк. (Отрывок из речи А.В. Луначарского «Кого считать образованным»).

Проследим ход рассуждений автора по проблеме. Высказывается мысль («всеведения» нельзя достичь человеку), доказательства ее ведут к новой мысли: значит, вообще невозможно стать образованным? Система новых доказательств, отвергающих это утверждение, ведет к определению понятий «образованный человек» и одновременно показывает путь к достижению такой цели. А человеческие характеры в проблемном очерке проявляются там, где автор показывает их отношение к обсуждаемой проблеме, в столкновении разных точек зрения на ее решении.

Самый распространенный вид очерка портретный, т.е. в центре человек, его становление, его дело.

Портретный очерк, с одной стороны, решает какую-то общественно – значимую проблему (чаще всего – идейно–нравственную), связанную с характером или поступками героя, а с другой, - выражает авторское отношение и к поставленной проблеме, и к самому герою очерка.



ДЛЯ ЧЕГО И КАК СОСТАВЛЯЮТСЯ СИНХРОНИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Имена и события истории русской литературы изучаются в «линейной» (хронологической) последовательности: А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой…

При этом, к сожалению, часто упускаются понимание сложности и единства историко-литературного процесса т.е. взаимосвязи и обусловленности исторических, общественных, научных, культурных фактов и событий изучаемого периода времени. Каждая новая тема, каждое новое имя занимает как бы свою «полочку» и тем самым не связывается в общую, единую карту полнокровной и сложной жизни общества. Так ли это?

Заполните данную таблицу, не обращаясь к книгам и справочникам.

Затем проверьте вашу работу, используя различные источники.

Вы поняли свои пробелы?




Писатель

Его современники


писатели, поэты

публицисты, литературные критики

художники

композиторы

деятели науки

А.Н. Островский
















Н.А. Некрасов
















И.С. Тургенев
















Ф.М. Достоевский
















Л.Н. Толстой
















следующая страница >>