Учебное пособие издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов 2006 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Учебное пособие издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики - страница №7/7

ГЛАВА I. Философская антропология ……………………………….. 5
ГЛАВА II. Философская герменевтика: генезис и эволюция ………. 48
ГЛАВА III. Философские основания научной теории ……………… 89
ГЛАВА IV. Философия языка ………………………………………... 128
ГЛАВА V. Философия истории …………………………………….... 159
ГЛАВА VI. Методология социально-экономического познания …. 193



1 Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М., 1981. – С. 51.

2 Там же. – С.7.

3 Там же. – С. 67.

4 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988. – С. 124, 152.

5 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – М., 1959. – С. 37.

6 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – Т. Ι. – Наука логики. – М., 1975. – С. 109.

7 Линде А.Д. Раздувающаяся Вселенная // Успехи физических наук. – 1984. – Т. 144, вып. 2. – С. 210.

8 Барашенков В.С. Законы общей теории относительности и явления микромира // Эйнштейн и философские проблемы физики ХХ века: Сб. науч. работ / Под ред. Э.М. Чудинова. – М., 1979. – С. 376-377.

9 Бранский В.П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. – Л., 1973. – С. 95.

10 Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1976. – С. 26, 33.

11 Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. – М., 1987. – С. 92-93.

12 Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М., 1970. – Т. 1. – С. 128.

13 Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология. Теории и наблюдения / Под ред. Я.Б. Зельдовича. – М., 1978. – С. 370-373.

14 Рис М., Руффини Р., Уилер Дж. Черные дыры, гравитационные волны и космология. – М., 1977. – С. 350.

15 Patton A., Wheeller J. Js physics legislated by cosmogony? // Quantum gravity. – Oxford, 1975. – P. 562.

16 Barrow J.D., Tipler F.J. The antropic cosmological principle. – Oxford: Clarendon press, 1986. – P. 26.

17 Циолковский К.Э. Направление работ. – Архив АН СССР, ф. 555, оп. 1, ед. хр. 544, л. 2 об.

18 Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. – Калуга, 1931. – С. 29.

19 Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983. – С. 115.

20 Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. – М., 1990. – С. 110.

21 Hoyle F. The intellegent Universe. – New York, 1984. – P. 223-233.

22 Дайсон Ф. Будущее воли и будущее судьбы // Природа. – 1982. – № 8. – С. 70.

23 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – Т. 2. – Философия природы. – М., 1975. – С. 19.

24 Там же. – С. 15.

25 Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М., 1972. – Т. 3. – С. 306 – 307.

26 Гегель Г.В.Ф. Философия природы. – М., 1975. – С. 545.

27 . Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – Т. 1. – Наука логики. – М., 1975. – С. 125.

28 Нейман И. Математические основы квантовой механики. – М., 1964.

29 Вигнер Е. Этюды о симметрии. – М., 1971. – С. 162.

30 Бор Н. Избранные научные труды. – В 2-х т. – Т. II. – М., 1971. – С. 496.

31 Денисюк Ю.Н. Изобразительная голография // Наука и человечество. – М., 1982. – С. 299-300.

32 Денисюк Ю.Н., Гуриков В.А., Щелищ П.Б. Формирование и развитие голографии // Новые научные направления и общество: Сб. науч. работ / Под ред. С.А. Кугеля. – М.-Л., 1983. – С. 179-180.

33 Гриб А.А. Методологическое значение квантовой теории для психологии // Философские вопросы физики. Квантовая механика и теория относительности: Сб. науч. работ / Под ред. А.А. Гриба. – Л., 1980, вып. 2. – С. 138-145.

34 Лем С. Сумма технологии. – М., 1968. – С. 101.

35 Цехмистро И.З. Поиски квантовой концепции физических оснований сознания. – Харьков, 1981. – С. 119-120.

36 Мостепаненко А.М. Проблема существования в физике и космологии. – Л., 1987. – С. 139, 141.

37 Карпенко М. Вселенная разумная. – М., 1992, гл. 5.

38 Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. – М., 1990. – С. – 248.

39 Налимов В.В. В поисках иных смыслов. – М., 1993. – С. 54, 66.

40 Рубцов В.В., Урсул А.Д. Проблема внеземных цивилизаций. – Кишинев, 1984. – С. 145.

41 Космология. Теории и наблюдения / Под ред. Я.Б. Зельдовича. – М., 1978. – С. 368.

42 Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. – М., 1974. – С. 47.

43 Смирнов П.В. Пути интеграции науки // Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук: Сб. науч. работ / Под ред. Б.М. Кедрова и др. – М., 1981. – С. 209.

44 Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. – М., 1987. – С. 58.

45 Циолковский К.Э. Собр. соч. – М.: АН СССР, 1954. – Т. II. – С. 33.

46 Вернадский В.И. Избр. соч. – М.: АН СССР, 1960. – Т. 5. – С. 77-79.

47 Кардашев Н.С. Стратегия и будущие проекты СЕТI / Проблема поиска внеземных цивилизаций: Сб. науч. работ / Под ред. В.С. Троицкого и др. – М., 1981. – С. 39.

48 Троицкий В.С. Развитие внеземных цивилизаций и физические закономерности // Там же. – С. 17-19.

49 Виллис В. Как «расплавить» вакуум? // Будущее науки. – 1987, вып. 20.

50 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – Т. 1. – Наука логики. – М., 1975. – С. 131.

51 Гегель Г.В.Ф. Философия духа. – М., 1956. – С. 95.

52 Веккер Л.М. Психические процессы. – Т. 2. – Мышление и интеллект. – Л., 1976. – С. 338.

53 Юзвишин И.И. Информациология. – М., 1996. – С. 173.

54 Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 46. Ч. II. – С. 215.

55 Елисеев О.П. Культурная антропология. – М., 2003; Корольков А.А. Духовная антропология. – СПб., 2005.

56 Афанасенко И.Д. Экономика и духовная программа России. – СПб., 2001. Он же: Россия в потоке времени. – СПб., 2003. – Гл.1.

57 Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М., 1994. – С. 283-284.

58 Там же. – С. 176.

59 Там же. – С. 178.

60 Гроф С. За пределами мозга. М., 1993. – С. 80.

61 Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. – С. 450–451.

62 Там же. – С. 278–280.

63 Там же. – С. 500.

64 Гроф С. Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания. – М., 2001. – С. 208.

65 Там же. – С. 25, 194.

66 Там же. – С. 50.

67 Там же. – С. 196.

68 Капра Ф. Дао физики. – СПб., 1994; Назиров А.Э. Философия науки. – СПб., 2004.

69 Федяев А.П. Внефизическая реальность. – Казань, 1998.

70 Хорган Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате века науки. – СПб., 2001. – С. 133, 142–143.

71 Шредингер Э. Разум и материя. – Ижевск, 2000. – С. 73.

72 Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. – Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2000. – С. 12, 14.

73 Шредингер Э. Наука и гуманизм. – Ижевск, 2001. – С. 49–50, 12.

74 Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М., 1981. – С. 229.

75 Мифы народов мира: В 2-х т. – М., 1987. – Т. 1. – С. 292.

76 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1976. – С. 165.

77 Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М., 1987. – С. 47.

78 Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. – М., 1969. – Т. 2. – С. 34.

79 Там же. – С. 16, 46.

80 Бультман Р. Избранное: вера и понимание. – М., 2004. – С. 14.

81 Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1. Язык. – М., СПб., 2002. – С. 160.

82 Материалисты древней Греции. – М., 1955. – С. 41.

83 Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989. – Ч. 1. – С. 199.

84 Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4-х т. – М., 1976. – Т.1. – С. 136.

85 Аристотель. Вторая аналитика // Сочинения: В 4-х т.– М., 1978.– Т. 2. – С. 275.

86 Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. – М., 1973. – Т. 4. – С. 182.

87 Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник. – М., 1986. – С. 267.

88 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988. – С. 497.

89 Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М., 1995. – С. 5.

90 Секст Эмпирик. Сочинения: В 3-х т. – М., 1975. – Т. 1. – С. 125.

91 Аристотель. Метафизика. – С. 94.

92 Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. – М., 1979. – С. 86-138.

93 Хёйзинга И. Осень средневековья. – М., 1988. – С. 225.

94 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979. – С. 353.

95 См.: Ориген. О началах. – СПб., 2000.

96 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – С. 113.

97 Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. – С. 22.

98 Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1992. – С. 132.

99 Кузанский Н. Об учёном незнании // Соч.: В 2-х т. – М., 1979. – Т. 1. – С. 115.

100 Дильтей В. Герменевтика и теория литературы // Собрание сочинений в 6 т. – М., 2001. – Т. IV. – С. 15.

101 Бэкон Ф. Новый Органон // Соч.: В 2-х т. – М., 1978. – Т. 2. – С. 16.

102 Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума // Избранные произведе­ния: В 2-х т. - М., 1957. – Т. 1. – С. 332.

103 Бэкон Ф. Новый Органон. – С. 12.

104 Дильтей В. Герменевтика и теория литературы. – С.49-50.

105 Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. – С. 63.

106 Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994. – С. 95.

107 Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. – С. 187.

108 Ильенков Э.В. Гегель и герменевтика // Искусство и коммунистический идеал. – М., 1984. – С. 77-106.

109 Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук: В 3-х т. – М., 1975. – Т. 1. – С. 341.

110 Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – С. 346.

111 Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук: В 3-х т. – М., 1977. – Т. 3. – С. 148.

112 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф.

Соч. – 2-е изд. – Т. 46. – Ч. 1. – С. 38.



113 Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М., 1985. – С.300.

114 Schlegel F. Schriften und Fragmente. Hrsg. v. E. Behler. – S. 158.

115 См.: Дройзен И.Г. Историка: Лекции об энциклопедии и методологии истории. – СПб., 2004.

116 Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987. – С. 110.

117 Там же. – С. 111.

118 Там же.

119 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – С. 275.

120 Там же. – С. 322-323.

121 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч. – М., 1959. – Т. 4. – С. 48-49.

122 Там же. – С. 520.

123 Хайдеггер М. О сущности истины // Филос. науки. – 1989. – № 4. – С. 88-104.

124 Герменевтика: История и современность. – М., 1985 – С. 43.

125 Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983. – С. 52.

126 См.: Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М., 1995.

127 Там же. – С. 9.

128 Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки.– 1990. - № 1.– С. 93.

129 См.: Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб., 2001;

130 См.: Апель К.-О. Трансформация философии. – М., 2001.

131 См.: Степин В.С. Теоретическое знание. – Гл. III. § Мировоззрение, философия, научная картина мира. – М., 1999. – С.117-122; Михайловский В.Н., Хон Г.Н. Диалектика формирования современной научной картины мира. – М., 1989.

132 Отказ от истины – фундаментальный принцип постмодернизма. Постмодер­нисты открыто признают, что никакой текст не отображает реальность, но он сам творит новую реальность.

133 Вместе с тем А. Койре считает, что «если о влиянии научной мысли на развитие философских кон­цеп­ций го­ворится очень много и с полным правом, ... то гораздо меньше говорят (либо почти не говорят) о влиянии философии на развитие научной мысли». Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии фило­соф­ских кон­цепций на раз­витие научных теорий. – М., 1985. – С.12-13.

134 Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. – М., 1978. – С.203

135 Тулмин Ст. Человеческое понимание. – М., 1984. – С.45.

136 Вайцзеккер К.Ф. Философия и физика // Вопросы философии. – 1993. – №1.– С. 115–125.

137 Шредингер Э. Мое мировоззрение // Вопросы философии. – 1997, – № 2.

138 Так, например, «на Эйнштейна, как и на многих естествоиспытателей, оказала влияние критика Махом философских оснований классического естествознания, в частности философии метафизического материализма, который к концу XIX века все отчетливее обнаруживал свое несоответствие запросам и потребностям науки. Критический импульс работ Маха, направленный против методологии механистического материализма, содержал в себе рациональные моменты, к которым, в частности, относились критика гипостазированных объектов и требование элиминировать их из фундамента физических теорий как не опирающихся на опыт». Степин В.С. Теоретическое знание. – Гл. VI. § Философские предпосылки перестройки оснований науки – М., 1999. – С.343–349.

139 «Внешний мир и сознание – одно и то же, поскольку одни и те же простые элементы составляют и то и другое. В таком случае, однако, мы вряд ли получим иное высказывание, если выразим существенную общность этих элементов следующими словами: существует лишь один внешний мир и лишь одно сознание». Там же.

140 Вайцзеккер К.Ф. Философия и физика // Вопросы философии. – 1993. – №1.– С. 115 –125.

141 См.: Стивен Хокинг. Краткая история времени от большого взрыва до черных дыр. Гл.1. – СПб., 2001

142 Данную принципиальную особенность в развитии естествознания К. Хюбнер выражает следующим образом: «Не открытие новых фактов, а скорее внутренняя противоречивость системного ансамбля являлась главной причиной его развития. Это можно выразить следующим афоризмом: движение науки есть самодвижение системных ансамблей». Xюбнер К. Критика научного разума. – Гл. 8, §8.2 / Пер. с нем. – М., 1994.

143 Гейзенберг В. Физика и философия. – М., 1989. – С.11.

144 Там же. – С.12.

145 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – М., 1966. – С.232.

146 Там же. – С.233.

147 Там же. – С.235.

148 Там же. – С.71.

149 Стивен Хокинг. Краткая история времени от большого взрыва до черных дыр. – Гл.1. – СПб., 2001.

150 Гейзенберг В. Физика и философия. – М., 1989. – С.8.

151 См. в этой связи: Философия науки. – Вып. 1: Проблемы рациональности. – М., 1995; Пру­жи­нин Б.И. Рациональность и единство знания // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. – М., 1996. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – Гл. 8. – М., 1996; Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М., 1997; Порус В.Н. Спор о научной рациональности // Философия науки. Вып. 3. М., 1997; Он же. К вопросу о “научной философии” // Философия науки. – 1998. – Вып. 4; Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Наука в культуре. – М., 1998; Липский. Б.И. Единство интеллигибельного мира и множественность «жизненных миров» // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 6. Вып. 1. – № 6 – . 1999 – С. 3-6; Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. – М., 2002.

152 Кохановский В. П., Пржиленский В. И., Сергодеева Е. А. Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МартТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МартТ», 2005. – С.203.

153 См.: Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. Гл.10, § Исторические типы научной рациональности. – М., 1996.

154 Там же.

155 Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 1999. – Гл.VI. – С.381-389.

156 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. Гл.10, § Исторические типы научной рациональности. – М., 1996.

157 Там же.

158 Согласно Куну все «конкурирующие теории радикально несоизмеримы». См.: Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки. – М., 1996. – С.295-342.

159 Степин В.С. Теоретическое знание. – Гл. III. § Мировоззрение, философия, научная картина мира. – М., 1999. – С.117-122.

160 Там же. – Гл. VI. § Научная революция как выбор новых стратегий исследования. Потенциальные истории науки. – С.376-381.

161 Наиболее распространенными формами определения понятий в конкретных науках являются определение через общий род и видовое отличие, генетические и, так называемые, операциональные определения.

162 Подробнее см.: Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978.

163 См.: Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М.,1970. – С.107.

164 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. – С.92-93, 548-549.

165 Это логическое правило имеет вид : (А /\ Ä) |– В V С V D ...

166 К.Поппер прямо заявляет, что критерий научности теории – “возможность (курсив мой – Г.Х.) ее опровержения". См.: Popper K.R. Conjectures and Re­futation. – London, 1963. – P.37. Другую крайность в этом отношении пред­ставляет точка зрения Л.Фейербаха, согласно которой крите­рием истинности теории явля­ется возможность ее развития. Фейербах Л. Соч. В 3 Т. Т.2. – М., 1967. – С.103.

167 См.: Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975; Современная бур­жуазная философия. – М., 1978. – С.153-164. Методологический анархизм может оказаться наиболее вероятной альтернативой такой позиции, а ее неизбежным следствием утверждение П.Фейерабенда о принципиальной несовместимости, или, точнее, «несоизмеримости» нового и старого знания в науках, что по су­ществу лишает всякую критику ее синтетической функции в отношении ре­зуль­татов различных ступеней развития научного знания, поскольку ни о каком развитии знания вообще (в смысле восхождения от относительного к абсо­лют­ному) и речи быть не может. См.: Фейерабенд П. Избранные произ­ведения по методологии науки. – М., 1986.

168 Гегель Г. Лекции по истории философии. Кн.1 // Соч. Т.IX. – М., 1932. – С.6.

169 Ко­нечно же, как метко заметил Аристотель, можно строить предположения по одному только своему желанию (т.е. совершенно произвольно), но тогда не должно быть ничего заведомо не осущест­вимого. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. – М., 1975-1983. – Т.4. – С.415. Основная мысль вы­свечена Аристотелем достаточно отчетливо, хотя сам он не делает никаких дальнейших шагов в интересующем нас направлении.

170 Отношение предположения и допущения, их формы и гносеологические функции рассматриваются в работе П.В. Копнина (Диалектика как логика и теория познания. – М., 1973. – С.221-224).

171 Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.3. – М., 1972. – С.307.

172 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч. Т.IV. – М., 1959. – С.139.

173 Соловьев Вл. Философские начала цельного знания // Соч.: В 2 т. Т.2. – М., 1988. – С.230-231, 229.

174 Лорен Р.Грэхэм. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. – М., 1991. – С.184-185.

175 Предпосылочное знание рассматривают как исходный структурный элемент научной проблемы. Прытков В.П. Проблема // Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / “Панпринт”, 1998. – С.703. См. также: Дмитриевская И.В. Феномен понимания и предпосылочное знание // Философские науки. – 2003. – № 9. С.24-49.

176 Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма // Соч.: В 2 т. – М., 1987-1989. Т.1. – С.292.

177 Кант И. Критика чистого разума. – Минск, 1998. – С.65.

178 На этой ступени опосредование должно быть понято “как равенство себе самому, находящееся в движении, или оно есть рефлексия в себя же, момент для-себя-сущего “Я”, чистая негативность, или, низведенное до чистой абст­ракции, оно есть простое становление”. Гегель Г. Феноменология духа // Соч. Т.IV. – М., 1959. – С.10.

179 Гегель Г. Лекции по истории философии, кн.1 // Соч. Т.IX. – М., 1932. – С.11.

180 Светлов В.А. Практическая логика. – СПб., 1995. – С.119.

181 Формальная логика. – Л.: ЛГУ, 1977. – С.120.

182 Демидов И.В. Логика. Учебное пособие. – М., 2000. – С.172

183 Конкретным примером нарушения этого правила терминов может быть следующее рассуждение, форма которого соответствует третьему из приводимых выше примеров:
Все бизнесмены (P) – платят налоги (M)

(термин распределен) (термин не распределен)

Он (S) – платит налоги (M)

(термин распределен) (термин не распределен)

--------------------------------------------------------------

Он (S) – бизнесмен (P)



(термин распределен) (теримин не распределен)

184 Еще одним, более конкретным, признаком нарушения основных логических законов будет не соблюдение правил терминов для простого категорического силлогизма. Подробнее об этом см.: Демидов И.В. Логика. Учебное пособие. – М., 2000. – С.136-137. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 2002. – С.131-132.

185 В этом отношении методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса правильно исходит предпосылки относительной самостоятельности (автономии) всякой теоретической науки.

186 Именно поэтому логики полагают, что “обоснование всегда носит системный характер”. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990. – С.35. См. также: Никитин Е.П. Природа обоснования. Субстратный анализ. – М., 1981; Печенкин А.А. Обоснование как процедура научного иссле­дования // Вопросы фило­со­фии. 1984. № 1; Свинцов В.И. К вопросу о соот­ношении понятий “аргумен­тация”, “доказательство”, “обоснование” // Фило­соф­ские проблемы аргумен­та­ции. – Ереван, 1986.

187 Во взглядах на природу аргументации автор разделяет позицию Г.И. Ру­за­вина, изложенную в его книге “Логика и аргументация” (М., 1997). Несколько иные подходы к определению понятия “аргументация”, “аргументы” см.: Алек­сеев А.П. Аргументация, познание, общение. – М., 1991. По проблеме доказатель­ства см.: Доказательство и понимание. – Киев, 1986; Вяккерев Ф.Ф. Философские принципы и способы их доказательства // Философские проб­лемы аргументации. – Ереван, 1986.

188 Аристотель. Топика. Гл.12 // Соч.: В 4 т. – М., 1975–1983. Т.2. – С.362.

189 См. в этой связи: Кант И. Критика способности суждения. – М., 1994. – С.338.

190 Например: Рузавин Г.И. Логика и аргументация. – М., 1997.

191 Шеллинг Ф.В. Философские письма о догматизме и критицизме // Соч.: В 2 т. – М., 1987-1989. Т.1. – С.59-60.

192 Попытку “разведения” этих понятий мы встречаем довольно редко. См., на­пример: Свинцов В.И. К вопросу о соотношении понятий “аргументация”, “до­казательство”, “обоснование” // Фи­лософские проблемы аргументации. – Ере­ван, 1986; Герасимова И.А., Новоселов М.М. Аргументация как методология убеждения // Вопросы философии. – 2003. – №10. – С.73.

193 Вообще говоря, диалектическая природа доказательства в философии и в особенности применительно к конкретным наукам после Гегеля еще никем не исследовалась сколько-нибудь обстоятельно. Поэтому представляются заслуживающими внимания все попытки, предпринимавшиеся и предпринимающиеся в этом отношении. См., например: Вяккерев Ф.Ф. Философские принципы и способы их доказательства // Философские проб­лемы аргументации. – Ереван, 1986; Рута В.Д. Проблема доказательства в философии. – М., 2002.

194 Адорно Т.В. Негативная диалектика. – М., 2003. – С. 143.

195 Карл Поппер Открытое общество и его враги. Т.2. – М., 1992. – С.299-302.

196 Karl R. Popper. The Myth of the Framework. In defence of science and ra­tionality / Edited by M.N. Notturno. – London and New York, 1997. – P.174.

197 Гегель Г. Феноменология духа // Соч. Т.IV. – М., 1959. – С.12.

198 “... Доказывающее знание получается из необходимых (курсив мой – Г.Х.) начал ...”, “... доказательство есть нечто необходимое и ... если нечто доказано, то невозможно, чтобы дело обстояло иначе”. Аристотель. О софистических опровержениях // Соч.: В 4 т. – М., 1975-1983. Т.2. – С.268, а также: С.263, 264, 535, 542, 544.

199 “Орудием вывода является знание общей связи”. Пример только иллюст­рирует, но не устанавливает такую связь. См.: Радхакришнан С. Индийская философия. Т.II. Гл.2. – М., 1993. – С.65.

200 Лат. – от человека.

201 Г.Гегель не только для своего времени, но и, пожалуй, в еще большей мере для нашего времени, верно выражает сложившуюся в философии ситуацию: “... после того как диалектика была отделена от доказательства, понятие философского доказывания было фактически утрачено”. Гегель Г. Феноменология духа // Соч. Т.IV. – М., 1959. – С.35.

202 Сравни: “Суждение. Это то, что делает очевидным смысл”. “С помощью имен можно изображать действительность, с помощью суждений – передавать смысл....”. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т.2. – М., 1972. – С.71, 94.

203 Высказыванием в логике «называют предложение, выражающее суждение». См.: Формальная логика. – Л., 1977. – С.200.

204 См. в этой связи: Деррида Ж. Эссе об имени / Перевод с франц. Н. А. Шматко. – М. , СПб, 1998. – С.180-182. The Kristeva reader / Ed. by Toril Moi. – L., 1987. P.16. А также: Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, пост­модернизм. Гл.1. – М., 1996.

205 См.: Брутян Г.А. Трансформационная логика. – Ереван, 1983.

206 См. в этой связи: Формальная логика. – Л., 1977. – С.48-54.

207 Анри Пуанкаре называет некоторые неявные допущения в науке (например, в геометрии) скрытыми аксиомами. Пуанкаре А. О науке. – М., 1990. – С.44-46.

208 Дайсэцу Судзуки. Основы Дзэн-Буддизма // Дзэн-Буддизм. – М., 1993. – С.84, 86, 87.

209 Для правильного установления содержания терминов в рамках науч­ной методологии существуют специальные методы, например, методы алго­­рит­­ми­зации (конструктивизации), кванти­фикации, качественного уточне­ния и т.п., которые разрабатываются на основе идеализации. См.: Петров Ю.А., Захаров А.А. Практическая методо­логия. – М., 1999. – С. 7-30.

210 Наличие неявных предпосылок, например, в математике привело к тому, что «утверждения математики, считавшиеся ранее некоторыми исследователями в области философии математики аналитическими (в частности, эту точку зрения защищал Г.Фреге)», оказываются синтетическими, поскольку эти предпосылки «могут не принадлежать исследуемому объекту» См.: Султанова Л.Б. Роль неявных предпосылок в историческом обосновании математического знания // Вопросы философии. – 2004. – № 4. – С.105.

211 Платон. Кратил. 423а-е // Соч.: В 3 т. Т.1. М., 1968.

212 Платон. Законы. 879b // Соч.: В 3 т. Т.3 Ч.2. М., 1971.

213 Аристотель. Об истолковании. 1.16а10. // Соч.: В 4 т. Т.2. М., 1978.

214 Аристотель. Категории. V,2b,с. // Там же.

215 Аристотель. Метафизика. V,8. 23-26. Там же. Т.1.

216 Там же.

217 Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // От Я к Другому. Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997. С.207.

218 См.: Перельмутер И.А. Философские школы эпохи эллинизма // История лингвистических учений. Древний мир. Л., 1980. С.187.

219 Степанова А.С. Философия древней Стои. СПб., 1995. С.164-166.

220 Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991. С.8.

221 Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1, М., 1994. С.80.

222 Там же.

223 См.: Реферовская Е.А. Спор реалистов и номиналистов // История лингвистических учений. Средневековая Европа. Л., 1985. С.243-287; Соболева М.Е. Номиналисты и реалисты о языке // Очерки по истории философии языка. СПб, 1999. С.22-35.

224 Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997. С.244.

225 Ансельм Кентерберийский. Об истине // Сочинения. М., 1990. С.171.

226 Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990. С.28.

227 См.: Абеляр П. Логика для «начинающих» // Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995.

228 Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка. С.208.

229 Гоббс Т. Основы философии // Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1989. С.81-83.

230 Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Соч.: В 3 т. Т.1. М., 1985. С.461-462.

231 Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. М., 1978. С.166.

232 Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. С.567-582.

233 Декарт Р. Первоначала философии // Соч.: В 2 т. Т.1, М., 1989. С.346-347.

234 Лейбниц Г.В. Об универсальной науке, или философском исчислении // Соч.: В 4 т. Т.3. М., 1984. С.496.

235 Декарт Р. Рассуждение о методе // Избранные произведения. М., 1950. С.282.

236 См.: Декарт Р. Страсти души // Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1989.

237 Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М., 1990. С.90.

238 Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.-Л., 1949. С.25.

239 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С.98.

240 Там же. С.228-229.

241 Там же. С.440-441.

242 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч.: В 6 т. Т.3. М., 1964. С.121.

243 Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т.3. М., 1964. С.121.

244 Там же. С.215.

245 Там же. С.157.

246 Там же. С.168.

247 Там же.

248 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2000. С.56.

249 Там же. С.53.

250 Там же. С.59.

251 Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1999. С.673-699.

252 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. С.101.

253 Там же. С.308-309.

254 Там же. С.47.

255 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. М., 1994. С.57. [5.641].

256 Там же. С.64 С.613.

257 См.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986; Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984; Структура и развитие науки. М., 1978.

258 См.: Моррис Ч. Основание теории знаков. // Семиотика. Т.1. Благовещенск, 1998.

259 См.: Skinner B.F. Verbal Behaviour. N.Y., 1957.

260 Мерло-Понти М. О феноменологии языка // Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1998. С.48.

261 Апель К.-О. Две фазы феноменологии в своем воздействии на философское предпонимание языка и поэзии в настоящее время // Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001. С.16.

262 Там же. С.18.

263 Мерло-Понти М. О феноменологии языка. С.49.

264 Соссюр Ф.Курс общей лингвистики. М., 1983. С.119.

265 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1986. С.28.

266 Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С.114.

267 Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. С.162.

268 Там же. С.130.

269 Делез Ж. От архива к диаграмме. Новый архивариус // Делез Ж. Фуко М., 1998. С.26.

270 Там же.

271 Там же. С.32.

272 Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. - С. 5.

273 Погодин М.П. Исторические Афоризмы // Тайны истории: Сборник. - М., 1994. - С. 61.

274 Мюре Ф. После Истории: Фрагменты книги // Иностранная литература. - 2001. - №4. - С. 224.

275 Там же. - С. 225.

276 Эткинд А. Новый историзм, русская версия // Новое литературное обозрение. - 2001. - №1 (47). - С. 7.

277 Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. - М., 1980. - С. 5.

278 Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Соч.- 2-е изд. - М., 1957. - Т.8. - С. 119.

279 Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. - С. 6-7.

280 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 9 тт. Т. 9. - М., 1937. - С. 38.

281 История в “Энциклопедии” Дидро и Д`Аламбера. - Л., 1978. - С. 7.

282 Плеханов Г.В. Избр. философск. произв.: В 5 тт. Т.2. - М., 1956. - С. 640

283 Кант И. Соч.: В 6 тт. Т.6. - М., 1973. - С. 27.

284 Коллингвуд Р.Дж. Указ. соч. - С. 75-76.

285 Там же. - С. 75.

286 Цит. по: Французское Просвещение и революция / М.А. Киссель, Э.Ю. Соловьёв, Т.И. Ойзерман и др. - М., 1989. - С. 48- 49.

287 Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. - М., 1976. - С. 7.

288 Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1936. - С. 175.

289 Цит. по: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. - СПб., 1996. - С. 485- 486.

290 Бердяев Н.А. Смысл истории. - С. 7.

291 Там же. - С. 7-8.

292 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.3.- М., 1956. - С. 16.

293 Там же. - Т.21. - С. 316.

294 Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.1. - С. 139.

295 Вольтер. Философские сочинения. - М., 1988. - С. 192-194, 207-208.

296 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 тт. Т.28. Ч.1. - Л.,1984. - С. 63.

297 Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. - С.103.

298 Местр Ж.М. де. Рассуждения о Франции. - М., 1997. - С. 14-15, 17-18.

299 Барт П. Философия истории как социология. - СПб., 1900. - С. 8-9.

300 Радлов Э.Л. Очерки истории русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. - Свердловск, 1991. - С. 190-191.

301 Кареев Н.И. 1) Основные вопросы философии истории. - М., 1883. - С.2; 2) Моим критикам. - Варшава, 1884. - С. 12.

302 Хвостов В.М. Теория исторического процесса: Очерки по философии и методологии истории: Курс лекций. - М., 1914. - С. 8-9.

303 Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1991.

304 Новикова Л.И., Сиземская И.Н. 1) Парадигма русской философии истории // Свободная мысль. - 1995. - №5. - С. 43; 2) Русская философия истории: Курс лекций. - М., 1999. - С. 3-6.

305 См. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 тт. Т.1.- М.; СПб., 2002.

306 См.: Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. - Тула, 1986; Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. - Калуга, 1924.

307 Эрн В.Ф. Основная мысль второй философии Джоберти // Соч. - М., 1991. - С. 448 -449.

308 Хвостов В.М. Теория исторического процесса. - С. 6-7.

309 Карсавин Л.П. Философия истории. - СПб., 1993. - С. 15.

310 Шлегель Фр. Эстетика. Философия. Критика: В 2 тт. Т.1. - М.,1983. - С. 280.

311 См.: Визгин В.П. Эстетизм против историзма: случай Шопенгауэра // Историко-философский ежегодник. 1992. - М., 1994. - С. 69.

312 Цит. по: Махов А.Е. Якоб Буркхардт - критик истории и историк «духа» // Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М., 1996. - С. 480.

313 Степун Ф.А. Чаемая Россия / Сост. и послесловие А.А.Ермичёва. - СПб., 1999. - С. 16.

314 Очерки социальной философии: Учебное пособие / Под ред. К.С. Пигрова. - СПб., 1998. - С. 40.

315 Историки античности: В 2-х тт. Т.1. Древняя Греция. - М., 1989. - С. 33.

316 Там же. - С. 215-216.

317 Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 тт. Предисловие. Т.1. - М., 1989. - С. 13.

318 Соловьёв С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн.1. Т.1-2. - М., 1992. - С. 8.

319 Ключевский В.С. Сочинения: В 8 тт. Т.1. Ч.1. - М., 1956. – С. 14, 19.

320 Соловьёв Э.Ю. Судьбическая историософия М. Хайдеггера // Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. - М., 1991. - С. 352-353.

321 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. - СПб., 1993. - С.57-64.

322 Гайденко П.П.: 1) Проблема времени в онтологии М. Хайдеггера // Философия марксизма и эксистенциализм. - М., 1971. - С.98; 2) Категория времени в буржуазной европейской философии истории ХХ века // Философские проблемы исторической науки. - М., 1969; 3) Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении // Вопросы философии. - 1969. - № 9.

323 Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. - М., 1980. - С. 36-37.

324 Эрн В.Ф. Сочинения. - М., 1991. - С. 174 .

325 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. 1.Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. - М., 1993. - С. 253 -256.

326 Там же. - С. 250-251; См. также другие варианты переводов: 1) Гарелин Н.Ф.(М.-Пг., 1923. – С. 105-107); 2) Франковский А.А. (М., 1923; М., 1993. - С.122-124).

327 Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М., 1986. - С. 79-80.

328 Федотов Г.П. Судьба и грехи России / избранные статьи по философии русской истории и культуре /: В 2-х тт. Т.1.- СПб., 1991. - С. 68.

329 Зиновьев А.А. Гибель русского коммунизма. - М., 2001; См. также его работы: Кризис коммунизма. - М., 1990; Гибель империи зла. - М., 1994; Русский эксперимент. - М., 1995.

330 Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени. 1.Идея поколений // Что такое философия? - М., 1991. - С. 5; См. там же: Что такое философия: Лекция 11. (Драма поколей). - С. 62-63.

331 Термин «метафизика» имеет два основных смысла в истории культуры: 1) синоним философии как умозрительное учение или учение о первых причинах бытия; 2) теория и метод, противоположные диалектике. Здесь он используется во втором смысле.

332 См. раскрытие указанных методов: Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. Л., 1972; Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974; Штоф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

333 Чешков А.М. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. №4. – С.24.

334 См. Чешков М.А. Указ. соч. – С. 26-27.

335 Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984. – С.5.

336 Там же.

337 Самуэльсон П. Экономика. М., 1992. – С.10.

338
 Роббинс Л. Предмет экономической науки. Пер.с англ.// Теория и история экономических институтов и систем. Зима 1993. С.10-23



339 Сафронов И.А. Философские проблемы единства человека и природы. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992. - С.71-72.


<< предыдущая страница