Учебное пособие для обучающихся в спбгу по направлениям астрономия, информатика, математика, механика, прикладная математика, физика - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «История» для направления 231300. 62 и 230700. 3 676.37kb.
Русский язык. Математика. Физика. Химия. Астрономия 1 213.46kb.
Программа дисциплины Технологии баз данных Oracle для направления... 1 206.89kb.
Программа дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика... 1 243.61kb.
Программа Учебное пособие для ученика, дидактический материал 1 46.63kb.
Программа дисциплины Web графы и поиск для направления 010400. 1 70.09kb.
Конкурс проводился по следующим 1 130.85kb.
В. И. Котарева Тематика исследовательских работ участников ноу «Эврика»... 1 106.56kb.
Литература 72 Математика 73 Информатика и икт 89 Обществознание 90... 21 3675.75kb.
Учебная программа для направления специальности 1-31 03 01 Математика... 1 60.51kb.
Решение Математика Русский язык Биология История России Физика Химия 2 408.88kb.
Бератор-Паблишинг 14 6868.37kb.
- 4 1234.94kb.
Учебное пособие для обучающихся в спбгу по направлениям астрономия, информатика, - страница №1/11

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


БЕЗОПАСНОСТЬ

УЧЕБНО-НАУЧНОГО ТРУДА И

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие для обучающихся в СПбГУ по направлениям астрономия, информатика, математика, механика, прикладная математика, физика, химия

Санкт-Петербург

2011
Сигнальный экземпляр

Составители: Е.К. Колесников, Г.В. Павилайнен, В.Н. Солнцев, В.А. Цибаров

Содержание методического пособия соответствует требованиям Государственного стандарта по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов высших учебных заведений и состоит из трех крупных разделов. ЧАСТЬ 1: Основные положения - содержит обзор основных понятий, терминов, положений и обзора нормативных документов. ЧАСТЬ 2: Защита территории и населения в чрезвычайной ситуации (ЧС) – включает в себя классификацию и анализ чрезвычайных ситуаций, а также структуру и функции государственных органов, в обязанности которых входит мониторинг, предупреждение и ликвидация последствий ЧС. ЧАСТЬ 3: Безопасность труда - объединяет сведения по электробезопасности, защите от шума и вибраций, вредных излучений и содержит требования и рекомендации по охране труда программистов, лаборантов, инженеров и сотрудников экспериментальных лабораторий, правила техники безопасности при проведении экспериментальных лабораторных работ студентами математико-механического факультета, сведения о первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.

Рекомендуются лицам, обучающимся в СПбГУ по направлениям астрономия, информатика, математика, механика, прикладная математика, физика, химия.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………….5

Введение…………………………………………………………………... 6

ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ……………………………..8

1.1.1.Историческая справка……………………………………………….8.

2.1.1. Основные предположения, гипотезы и аксиомы………………..10

3.1.1. Основные понятия и принципы…………………………………...12

4.1.1. Система «ЧЕЛОВЕК - ОПАСНОСТЬ»………………………….. 14

5.1.1. Классификация опасностей…………………………………..........15

6.1.1. Риск………………………………………………………………….17

7.1.1. Концепция приемлемого риска……………………………………24


ГЛАВА 2.1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

1.2.1. Состав, силы и средства МЧС РФ…………………………………25

2.2.1. Основные задачи и функции МЧС РФ……………………………25

3.2.1. Основные функции МЧС России……………………………........26

4.2.1. Обзор сил и средств МЧС………………………………………….29

Войска ГО…………………………………………………………………29

Пожарная охрана………………………………………………………….29

Центр управления в кризисных ситуациях……………………………..30

Государственная инспекция по маломерным судам……………………31

Поисково-спасательная служба………………………………………… 33

Психологическая служба…………………………………………………34

.Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)………..35

5.2.1. Теория управления уровнями безопасности……………………...37

6.2.1. Методы анализа опасностей……………………………………… 42


ГЛАВА 3.1. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.3.1. Психологический аспект…………………………………………..46

2.3.1. Медицинский аспект……………………………………………….52

3.3.1. Медицина и безопасность………………………………………….57


ГЛАВА 4.1. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ОПАСНОСТЕЙ

1.4.1. Антропогенные опасности………………………………………….60

2.4.1. Биологические опасности…………………………………………...60

3.4.1. Природные опасности……………………………………………….61

4.4.1. Техногенные опасности……………………………………………..73

5.4.1. Экологическое опасности…………………………………………...81


РАЗДЕЛ 2. ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

ГЛАВА 1.2. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ……………………………85

1.1.2. Классификация ЧС……………………………………………...85

2.1.2. Стадии (фазы) развития ЧС…………………………………….87

3.1.2. ЧС природного характера………………………………………88

4.1.2. ЧС техногенного происхождения…………………………….115
ГЛАВА 2.2 МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ

1.2.2. Общие принципы медицины катастроф (МК)……………….138

2.2.2. Медицинская служба гражданской обороны………………...140

3.2.2. Первая медицинская помощь при ЧС………………………...143

4.2.2. Специализированная медицинская помощь …………………151

5.2.2. Комплекс медицинской защиты населения при ЧС ..……….152

6.2.2. Гидродинамическая модель кровообращения ……………….153

7.2.2. Математическая модель распространения инфекции ..……..156


РАЗДЕЛ 3 БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

ГЛАВА 1.3. Законодательство РФ и охрана труда


1.1.3. Основы законодательства о труде……………………………..158

2.1.3. Условия труда…………………………………………………...162

3.1.3. Охрана труда и техника безопасности сотрудника

экспериментальной лаборатории……………………………………167

4.1.3. Охрана и безопасность труда оператора ЭВМ и

сотрудника вычислительного центра………………………………...171

5.1.3. Эргономика рабочего места оператора .ЭВМ…………………176
ГЛАВА 2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.2.3. Электробезопасность……………………………………………180

2.2.3. Шум, вибрация, воздействие СВЧ…………………………… 186

3.2.3. Пожарная безопасность…………………………………………189

4.2.3. Бытовой и производственный травматизм…………………… 193

Список использованной литературы…………………………………204

Приложение 1 Структура и функции МЧС………………………… 205

Приложение 2 Система здравоохранения в РФ…………………… .217

Приложение 3 Первая помощь при несчастных случаях……………226

Приложение 4.Отравляющие вещества………………………………233

Приложение 5 Некоторые важные нормативные документы………238

Приложение 6 Дополнительные материалы по радиационной и

ядерной опасности…………………………………………………… 253

Приложение 7 Окружающая среда и экология человека……………275

Приложение 8 Обеспечение экологической безопасности в РФ…...288

Приложение 9 Безопасность продуктов питания……………………300

4

ПРЕДИСЛОВИЕ


Причин, побудивших авторов к изданию данного методического пособия, несколько. Во-первых, это необходимость преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на уровне, соответствующем статусу Федерального государственного образовательного учреждения «Санкт-Петербургский государственный университет»; во-вторых, это стремление создать информативный, интересный очерк по наиболее актуальным вопросам жизнедеятельности молодых людей, обучающихся точным и естественным наукам; в-третьих, это необходимость информировать обучающихся о правилах поведения и технике безопасности при проведении учебных практик и экспериментальных лабораторных работ во время освоения основной обучающей программы (ООП).

Опыт многолетнего преподавания естественных и точных дисциплин на гуманитарных и естественных факультетах показывает заметные различия в восприятии материала студентами этих факультетов. Различия заметны и во взаимоотношениях преподавателей и студентов.

Студенты гуманитарных факультетов более склонны к самостоятельной работе, а студенты естественнонаучных факультетов больше тяготеют к личным контактам и беседам, к семинарским занятиям. Это и понятно, точные науки – их будущее. Для студентов курс «Безопасность жизнедеятельности» не является приоритетным, но его надо освоить, и тут у многих студентов появляется откровенное чувство раздражения, стремление «спихнуть» поскорее и отделаться рефератом, чтобы получить зачет. Студенты не совсем осознают меру своей социальной ответственности и своего предназначения носителей высшего знания и умения в обществе. К слову сказать, и выбор учебников и методических материалов у них невелик, не говоря уже о справочных изданиях и сборниках задач.

Количество же разнородной и бессистемной информации в системе Интернета таково, что впору удивиться изобретательности и изощренности студентов в выборе «подходящей», по их мнению, литературы. Мы поставили перед собой цель преодолеть возникающий при этом эффект «трудоемкого и ненужного» знания.

Предлагаемое учебное пособие содержит обзор нормативных документов, учебный лекционный материал, примеры задач с решениями. Отдельно в приложениях приведены дополнительные сведения по лекционному материалу.

Авторы надеются, что методическая работа будет продолжена, данное учебное пособие будет совершенствоваться в дальнейшем. Мы будем благодарны за предложения и замечания и учтем их в последующих публикациях. Раздел 1 подготовлен Г.В. Павилайнен и В.А.Цибаровым, раздел 2 - Е.К. Колесниковым и В.Н.Солнцевым, раздел 3 и общее редактирование осуществила Г.В. Павилайнен.

В заключение авторского слова хотим поблагодарить Ю.Н.Ворошилову, всех рецензентов и сотрудников университета, а также студентов, которые способствовали опубликованию и подготовке данного издания.

5
ВВЕДЕНИЕ

Существование человека на Земле и его деятельность происходят при определенных благоприятных и неблагоприятных условиях. Последние часто называют потенциальными опасностями. Для преодоления неблагоприятных условий или, говоря иначе, для защиты от потенциальных опасностей человек проводит исследовательские, научные, технические, медицинские действия, вырабатывает способы и средства защиты, обеспечивающие его комфортное существование, а также разрабатывает стратегии предотвращения и ликвидации последствий неблагоприятных событий.

В каждом виде деятельности формируется определенная система безопасности жизнедеятельности, в которой органически сочетаются способы и средства защиты самой жизни человека, его здоровья и способы и средства защиты человека, производящего определенные действия, т.е. охрана его труда. Можно привести много примеров таких систем безопасности жизнедеятельности (СБЖ): промышленная безопасность, экологическая безопасность, национальная безопасность и т.д. Несмотря на имеющееся сходство всех систем безопасности, объединение их в одну систему невозможно и недопустимо, так как общее не позволяет учесть все частности, при этом теряется конкретность действия, а значит и конкретность противодействия. Общая система будет защищать от всего, а значит, и от любого конкретного вида деятельности – значит, возникает запрет на деятельность, следовательно и на жизнь, так как деятельность является неотъемлемой частью жизни человека. Итак, в основу безопасности жизнедеятельности следует положить антропоцентрический подход, выделяющий приоритет человека при построении любой системы безопасности в любом виде деятельности.

Если мы принимаем этот подход, то все природные условия жизни и все условия человеческой деятельности относительно самого человека могут быть подразделены на благоприятные, т.е. способствующие или препятствующие его деятельности и неблагоприятные, которые мы будем подразделять на опасности преднамеренного, опосредованного и непреднамеренного характера. В дальнейшем сосредоточимся на изучении способов и средств защиты человека от непреднамеренных опасностей, т.е. тех, которые человек не создает сам в результате своей деятельности и которые носят внешний характер по отношению к человеку. Другие опасности будут рассматриваться только в качестве иллюстративных примеров.
6

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности как науки является деятельность человека, предметом изучения являются опасности в системе «человек-опасность».
Общая концепция безопасности жизнедеятельности включает в себя:

1. Естественнонаучные основы существования жизни;

2.Организационно-правовые основы обеспечения безопасной жизни;

3.Медико-биологические и санитарно-гигиенические основы;

4.Психологические и социальные аспекты;

5.Промышленную и пожарную безопасность;

6.Природные неблагоприятные явления и преодоление их негативных последствий;

7.Экстремальные и чрезвычайные ситуации;

8. Концептуальные методы управления системами безопасности.
Общая постановка вопроса о безопасности жизнедеятельности носит основополагающий характер, но предмет исследования является очень динамичным. Постоянно возникают новые опасности, старые совершенствуются и преобразуются, вследствие этого научный подход часто носит оперативный характер, который, очевидно, невозможен без фундаментальных знаний о природе Земли, ее климате, влиянии космоса, биологии и физиологии человека, психологии, системного анализа и математических средств обработки информации, химии и физики.

В учебном пособии использован принцип нумерации по разделам, главам и параграфам. Первая цифра соответствует номеру параграфа, вторая – номеру главы, а последняя – номеру раздела.



7

ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Проблема защиты человека и его деятельности волнует его с самого зарождения цивилизации. Как известно, проблема самозащиты заложена генетически и осуществляется на уровне инстинктов и функционировании органов чувств. На заре человечества угрозы носили природный характер, развитие цивилизации привело к возникновению угроз экологического, военного, гуманитарного характера. Творцом этих «рукотворных» угроз стал сам человек, от которых он в современном мире страдает гораздо больше, чем от традиционных природных биологических факторов. Примером может стать статистика гибели людей в ДТП или от «добровольных» болезней – курения, алкоголизма, наркомании. В последние годы возникла угроза «биологической экспансии» новых опасных вирусов и болезней. СПИД, куриный и свиной грипп, особая пневмония, список можно продолжать, тем более, что лаборатории работают и мало ли что еще создадут! Этот вызов должна принять наука, обеспечивающая безопасность жизнедеятельности. Статистика гибели и увечья на производстве во всем мире тоже мало радует. Люди гибнут от природных, техногенных, антропогенных, биологических, экологических, гуманитарных (социальных) катастроф.

Одними из первых, кто задумался о защите жизни человека, и чьи труды дошли до нас из далекого прошлого, были Аристотель (384-322 до н.э.) и Гиппократ (460-377 до н.э.). Они в своих трактатах рассматривали условия труда, наиболее удобные для продуктивной и безопасной работы человека. Парацельс (1493-1541) и Агрикола (1494-1555) изучали опасности, связанные с горным делом. Парацельс заложил основы принципа нормирования и дозирования. «Все есть яд, и все есть лекарство. Только доза делает вещество ядом или лекарством», - писал он. Агрикола является автором дошедшего до нас труда «О горном деле». Рамаццини (1633-1714) заложил основы профессиональной гигиены в книге «О болезнях ремесленников». Первые труды по охране труда в России принадлежат М. В. Ломоносову (1711-1765), изучавшему воздействия химических газов на горных рабочих. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) исследовали условия труда и безопасности человека на капиталистическом производстве и установили, что «экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем – как производится». Впервые условия труда были внесены как составляющая производительности труда и как средство получения дополнительной прибавочной стоимости. Появился термин «интенсификация труда».

8

В.И.Ленин (1870-1924) связывал условия труда и рост революционного настроения масс. Он написал ряд работ: «Развитие капитализма в России», «Научная система выжимания пота», «Закон о вознаграждении рабочих от несчастных случаев», в которых дал оценку уровня охраны труда в России начала 20 века. Им высказаны идеи построения более совершенной системы охраны труда и техники безопасности, в частности, предусматривающей существование специалистов в этой области на производстве. Долгие годы система охраны труда социалистического производства противопоставлялась аналогичным системам, применяемым на Западе, хотя носила во многом декларативный, формальный характер. Однако лозунг «все для народа», выдвинутый еще в начале века, позволил создать в СССР систему восстановительного отдыха шахтеров, металлургов, рабочих химической промышленности, которая обеспечивала санаторно-курортное лечение всех, занятых на вредных производствах, людей.



Значительный вклад в развитие теории безопасности внесли русские ученые: В. Л. Кирпичев (1845-1913), А. А. Пресс (1857-1930), Д. П. Никольский (1855-1918), В. А. Левицкий (1867 - 1936), А. А. Скочинский (1874-1960), В.А.Легасов и другие.

Следует признать, что история этого вопроса еще недостаточно изучена. Формирование дисциплины БЖ как научного направления позволит комплексно изучить труды многих русских и советских ученых по вопросам обеспечения охраны труда и практическим решениям задач по системному обеспечению безопасности труда и жизни на производстве и в других сферах жизни.

9

2.1.1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, ГИПОТЕЗЫ И АКСИОМЫ

1. С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Поэтому сформулируем, следуя учебнику «Безопасность жизнедеятельности» (Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н. Русак, Издательство «Лань», 2008), аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека с широком смысле, т.е. проявляются в нервных потрясениях, профессиональных болезнях, травмах, увечьях на производстве, болезнях и смерти в результате катастроф и др. Поскольку опасности могут угрожать не только конкретному человеку, но и массам людей, всему земному социуму, то они являются предметом изучения и предотвращения общества и государства. Профилактика опасностей и защита от них – актуальная гуманитарная, социально-экономическая и экологическая функция государства.

3. Обеспечение личной безопасности – приоритетная обязанность каждой личности. Обеспечение безопасности человеческого сообщества – задача государства. Основной способ ее достижения – обеспечение доступности и достоверности информации населения, организация обучения основам личной безопасности, развитие систем контроля над соблюдением правил защиты от опасностей. Однако, абсолютной безопасности не бывает, поэтому под безопасностью будем понимать такой уровень опасности, с который можно допустить в данной конкретной ситуации без риска для здоровья и жизни человека.

4. Критерий безопасности человека – это остаточный риск, который никогда не равен нулю. Безопасность – это приемлемый риск, максимально возможный из остаточного риска. Такое понимание безопасности позволяет строить математические критерии на основе теории вероятностей и математической статистики.

5. Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны и непрерывны) и тотальны (всеобщи, всеобъемлющи). Но одна из особенностей сознания человека состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер. Сознание большинства современных людей работает в режиме отчуждения от потока внешней информации, которая огромна, следовательно, люди не получают оперативную информацию и пребывают в состоянии благодушия и покоя. Можно привести примеры катастроф (цунами, землетрясения, сели, оползни, наводнения) с многочисленными жертвами, которых можно было бы избежать, заставив население


10

осознать информацию о приближающейся угрозе и предпринять необходимые защитные действия (эвакуация).



Выработка у современного человека идеологии безопасности и формирование безопасного мышления – основная задача дисциплины «Безопасность жизнедеятельности (БЖ)».

6. БЖ не решает специальных проблем безопасности, которые рассматриваются специальными дисциплинами (отраслевая безопасность труда, радиационная безопасность, космическая, национальная и пр.)



Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие каждому человеку и сообществам людей, разрабатывающая способы защиты от них в любых условиях обитания.
БЖ решает 3 группы информационных задач:

  1. Распознавание опасностей (идентификация), качественных и количественных параметров (уровней, интенсивностей), рисков, вероятностей, возможного ущерба.

  2. Профилактика на основе сопоставления экономических затрат и выгод.

  3. Действия личности и социума в условиях чрезвычайных ситуаций.

БЖ изучает 6 групп опасностей:

1. Природные (цунами, наводнения, землетрясения, пожары, сели, оползни, засухи)

2. Антропогенные (военные конфликты)

3. Биологические (эпидемии, мор, голод, нашествия саранчи и др. насекомых)

4. Техногенные (аварии, катастрофы коммуникаций)

5. Социальные (терроризм, всплески и взрывы социальной напряженности)

6. Экологические (загрязнение окружающей среды, воды, гибель природы)


БЖ – составная часть подготовки всесторонне развитой личности и специалистов высшей квалификации, способных принимать компетентные решения и осуществлять оперативную квалифицированную деятельность в чрезвычайных случаях в интересах личности, общества и государства.

Выдержки некоторых основных нормативных документов, обеспечивающих законодательно выполнение требований БЖ личности в РФ приведены в Приложении 1 в конце учебного пособия.


11
3.1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, процесс взаимодействия человека с окружающей средой.

Виды деятельности – игра, учеба, спорт и др. Высшая форма деятельности – труд.

Деятельность является обязательным условием существования людей, она носит осознанный, целенаправленный характер.

По Л.Н. Гумилеву (1912-1992), создавшему учение о человечестве и этносах, человеку объективно присуще необоримое желание (внутреннее стремление) к деятельности. Это желание было названо пассионарностью.



ПАССИОНАРНОСТЬ – это внутреннее качество Homo Sapiens, направленное на достижение какой-либо цели (нередко иллюзорной), это внутренняя причина деятельности.

СИСТЕМА – совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих некую целостность.

Система обладает качеством, которого нет у образующих ее элементов. Это свойство называется эмерджентностью, новым качеством, возникающим в результате взаимодействия элементов.



СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – рассмотрение целого как объективно существующей иерархии организованных и взаимодействующих систем.

Целое понимается не как сумма или множество, а как функциональная совокупность, обладающая целостностью и несводимостью к составляющим ее элементам. В системном подходе выделяются системология (теория систем), системотехника ( практика), системный анализ (методология).



ЭРГАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – такая, в которой определенные функции выполняет человек. Примеры систем – «человек-машина», человек-природа» и.т.п.

В эргатических системах человеку принадлежит приоритет. Этот принцип носит название принципа антропоцентризма впервые введен психологом Б.Ф. Ломовым в 1966 году.

Исследование любой системы основано на использовании принципа декомпозиции, позволяющего разделять большие системы на более мелкие подсистемы. На рисунке ниже изображена схема конкретизации общей системы.
12

Рассмотрим еще более детализованную систему «студент - вуз»

деканат

профсоюз

кафедра


столовая



лекция

семинар


спортзал

сессия


Декомпозиция позволяет достичь требуемой детализации системы.
ФАКТОРЫ СИСТЕМЫ – это воздействия элементов окружающей среды.
13
Например: воздух – элемент окружающей среды. Температура воздуха – фактор системы «человек – окружающая среда». Аналогично – звук и интенсивность звука, свет и освещенность. Перечисленные факторы являются внешними по отношению к человеку. Эмоции, болевые ощущения, усталость и т. п. – внутренние факторы.

Факторы могут иметь вещественную (пыль, газ), энергетическую (вибрация, звук, свет) или информационную (речь, условные сигналы) природу.

Совокупность факторов образует условия деятельности. И.М. Сеченов (1829-1905), выдающийся физиолог, особо отмечал единство организма человека и факторов, на него влияющих.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – среда обитания человека, включая природные и искусственно созданные объекты с их свойствами и зависимостями между собой.

ОПАСНОСТЬ – фактор, приносящий ущерб здоровью человека.

Фактор – это любое воздействие, а опасность – фактор, наносящий ущерб здоровью. Имеют место 3 механизма превращения фактора в опасность:



  1. Рост величины фактора (сила тока).

  2. Кумулятивный эффект (малые воздействия в течение длительного времени).

  3. Совместное действие факторов.

УЩЕРБ ЗДОРОВЬЮ – это заболевание, травма, летальный исход. Это понятие вводится на основе принципа антропоцентризма и не включает материальный ущерб или экологический ущерб.

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК - ОПАСНОСТЬ» - является основой для изучения дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности».

4.1.1. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК - ОПАСНОСТЬ»

Сначала рассмотрим человека, как элемент системы «человек-опасность». Человек может выполнять три функции – быль объектом, средством защиты или источником опасности. Резерв возможностей человека огромен. Он объективно обеспечен многими механизмами защиты в виде инстинкта, интуиции, систем анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), иммунитета (гомеостаза), нервной и психической системами. Психическая система в свою очередь характеризует своими свойствами, процессами и состояниями. Человек – система адаптирующаяся, способная к анализу условий совместимости с окружающей средой.


14

Человек – система обучающаяся. Человек нормально функционирует как элемент системы только в конкретных определенных пределах.

Психофизиологическую нервную систему человека изучают многие специальные науки – психология труда, инженерная психология, психология безопасности. В основу этих наук положена работы ученых Г. Мюнстерберга (1863-1916), К. Марбе (1869-1953), М. А. Котика (1920-1993), В. И. Барабаша (1925-2001) и других.

Теперь рассмотрим опасность, как элемент системы «человек-опасность». Опасностей такое многообразие и их появление носит вероятностный характер, поэтому классификация их очень неоднородна. Каждая опасность предполагает конкретные методы противодействия, требующие обширных специальных знаний, что выходит за рамки данной курса. Например: пожарное дело.

Для того чтобы ограничить многообразие опасностей, введем понятия непосредственных и опосредованных опасностей, имеющих непреднамеренный или преднамеренный характер. В дальнейшем ограничиваемся непосредственными для человека опасностями, носящими непреднамеренный характер.

Свойства опасностей


  1. Потенциальный характер (скрытый, возможный).

  2. Вероятностный, стохастический характер.

  3. Тотальный характер (в любой точке пространства).

  4. Перманентный характер (постоянны, непрерывны).

  5. Вариабельный характер, что позволяет управлять безопасностью.

  6. Причиняют ущерб здоровью.


Аксиома (презумпция) потенциальной опасности

Любая деятельность потенциально опасна.

5.1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ

Рассмотрим перечень (номенклатуру), а проще говоря, список опасностей. Полная номенклатура содержится в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МБК-10). Информацию об опасностях по видам деятельности и профессиям можно узнать на сайте http://cis.cotspb.ru

Как уже было отмечено ранее, опасности могут иметь количественные и качественные характеристики, называемые факторами. Различают простые факторы – например, влажность воздуха, сила ветра, температура нагретой поверхности, инфракрасное излучение,
15

магнитное поле, звук, свет, шум, гравитация и.т.п. и сложные факторы или явления - взрыв, пожар, все виды горения, землетрясение, наводнение, бури, гололед, суицид, паника, извержения вулканов, сели, лавины, оползни, цунами, ураганы и пр. В таблице, приведенной ниже, указаны опасности и их классификация по определенным признакам, которые называются таксонами. Термин предложен швейцарским ботаником О.Декандолом в 1813 г. Следует сказать, что возможен и другой подход к классификации опасностей, который сортирует опасности по 3-м основным сферам, окружающим человека – биосферу, техносферу, социум.

Понятие биосфера введено в научную литературу в 1875 году австрийским геологом Э.Зюссом (1831-1914). Биосфера является обобщающим понятием, включающим атмосферу, гидросферу и литосферу и все живые организмы во всех сферах. Академик В.И.Вернадский (1863-1945) создал науку о взаимодействии биосферы и человека, назвав биосферу «ареной жизни человека». Термин техносфера введен в 1920-е годы академиком А.Е.Ферсманом. Под техносферой понимается вся совокупность машин, механизмов, строений и приспособлений когда-либо созданных человечеством. Социум – это сообщество людей в широком смысле без расового, национального и государственного оттенков.


Признак

Таксон

Пример

Генезис

Естественные

Извержение вулкана

Искусственные

Электрический ток

Природа объекта, порождающая опасность

Антропогенные

Клаустрофобия

Биогенные

Микроорганизмы

Природные

Землетрясение

Социогенные

Наркомания

Техногенные

Вибрация

Экологические

Кислотный дождь

Характер воздействия на человека

Биологические

Животные (макроорганизмы)

Психофизиологические

Утомление

Физические

Лазерное излучение

Химические

Химические реактивы

Механические

Вращающиеся детали

Время реализации

Импульсные

Взрыв

Кумулятивные

Шум

16


Реализуемая энергия

Активные

Ультразвук

Пассивные

Острые предметы

Носитель опасности

Вещество

Окись углерода (СО)

Информация

Трагическое сообщение

Энергия

Ультрафиолет

Локализация

Атмосфера

Молния

Гидросфера

Шторм

Литосфера

Оползень

Космос

Астероид

Структура

Простые

Звук

Сложные

Пожар

Среда (сфера)

Биосфера

Флора

Техносфера

Инфразвук

Социум

Голод

Характер происхождения

Непреднамеренные

Производство химреактивов

Преднамеренные

Диверсия

Воздействие на человека

Непосредственные

Электрическое замыкание

Опосредованные

Загрязнение воздуха

Относительность

Внешние

Удар

Внутренние

Боль

Признак

Таксон

Пример


6.1.1. РИСК

Для оценки сложных понятий, определяемых только качественно, применяется квантификация, т.е. использование количественных показателей.

Из определения опасности следует, что квантификация обязательно должна включать параметр, имеющий вероятностную природу, или частоту события в качестве некоторого предсказания еще не произошедшего события. Кроме этого каждая опасность имеет временной интервал воздействия, причем в производственной сфере это может быть длительное воздействие чего-то вредного, например, каких-либо испарений, а в ДТП несчастный случай происходит в считанные секунды и может рассматриваться как мгновенный.

Применяются численные, бальные и рисковые приемы квантификации.


17

Риск является наиболее распространенной оценкой опасности.

Риск – это количественная мера опасности, понимаемая как сочетание двух элементов частоты или вероятности опасного события и тяжести его последствий. С точки зрения математики можно привести аналогию с комплексными числами, при этом оба элемента могут иметь разное масштабирование и даже разную размерность, например, вероятность события есть величина безразмерная, а тяжесть последствия можно вычислять в денежном выражении как убыток.

Для расчета риска используются методы теории надежности. Эти методы включают в себя математическую основу теории вероятности, логическую основу – теорию графов и блок-схем и дополнительно учитывают человеческий фактор, т.е. психофизиологическую составляющую человеческой деятельности. Теория надежности оперирует такими понятиями как матрицы риска, деревья причин, деревья событий и пр.

Рассмотрим построение матрицы риска. В ячейках этой матрицы размещаются по строкам – последствия события, а по столбцам их вероятности. Пусть имеется три значения вероятности (малая, средняя, высокая) и три значения тяжести последствия (незначительные, средние, тяжелые). Рассмотрим таблицу.

Итак, мы имеет пять значений риска. Матрица симметрична. Каждое изменение параметра меняет значение риска и наоборот, однако одному и тому же значению риска могут соответствовать разные пары параметров. Следовательно, установлена функциональная зависимость, которая не является взаимно однозначной.



Малая Незначительные
Риск

незначительный

Средняя

Незначительные
Риск

ощутимый

Высокая

Незначительные
Риск

средний

Малая

Средние
Риск

ощутимый

Средняя

Средние
Риск

средний

Высокая

Средние
Риск

большой

Малая

Тяжелые
Риск

средний

Средняя

Тяжелые
Риск

большой

Высокая

Тяжелые
Риск

очень большой

18

В настоящее время развиваются многочисленные концепции риска и соответствующие показатели, например, страховой риск, профессиональный риск, индивидуальный риск, коллективный (групповой) риск, социальный риск (кривая Фармера или кривая F/N), ожидаемый ущерб (кривая F/G), коэффициент риска (Hazard Coefficient), индекс риска (Hazard Index), категории доказанности риска и др. Проявляется тенденция к возможно более тонкой дифференциации понятий и показателей риска.



Можно рассматривать риск R как произведение частоты опасного события P на тяжесть последствия S, т.е. R=P*S. С другой стороны, можно ввести величину индивидуального риска Ri как отношение количества людей, подвергшихся опасности к общему количеству людей, находящихся под потенциальным воздействием этой опасности.

Приведем примеры расчета индивидуального риска



П Р И М Е Р 1. Определим риск гибели человека на производстве за 1 год. По данным статистики в России за год погибает около 7 тыс человек при общей численности работающих – 70 миллионов человек. Таким образом, Ri=7/7000000=10-4.

Аналогично можно рассчитать риск гибели жителя любой страны за год или за месяц или риск гибели в ДТП и т.д.

Риск смерти в различных отраслях промышленности колеблется в очень больших пределах: от 10-2 за год на химических производствах горчичного газа до 10-6 за год в швейной промышленности. Средний показатель по всем отраслям – около 0.0006, т.е. на миллион работающий погибают за год 600 человек. При этом зафиксирован такой факт, что эта величина является постоянной за последние 50-60 лет. Это означает, что несмотря на расширение производства и развитие промышленности величина риска и не увеличивается и не уменьшается, следовательно, можно утверждать, что она является социально приемлемой. Данная величина рассчитана при условии, что возраст работающих составляет 30 лет, т.е. с точки зрения возраста риск минимален. Заметим, что в среднем от болезней и старости за год умирает из 1 млн. человек 10 тысяч человек и риск смерти по болезни и старости на всей планете составляет примерно одну величину 0.01. Сравним с риском смерти от онкологических заболеваний – 0.002 или риском смерти от сердечно-сосудистых заболеваний – 0.005. Риск смерти от природных катастроф также является величиной постоянной по всей планете на протяжении длительного времени и составляет 10-6 в год на миллион человек. Кстати, постоянство этой величины может характеризовать устойчивость развития и существования Земли в целом и не согласуется с теориями о «глобальном потеплении» или «озоновых дырах» и другими теориями, предсказывающими скорое экологическое всемирное бедствие.

19

Рассмотрим таблицу, в которой приведены сравнительные данные по уровням индивидуального риска в России и США за 2003 год.




Отрасли экономики



Россия

общий


травматизм


Россия

смертельный

травматизм


США

смертельный травматизм




Автомобильный транспорт

2.1 . 10-3

2.0 . 10-6

3.0 . 10-6

Железные дороги

7.5 . 10-4

1.0 . 10-4

4.0 . 10-7

Авиационный транспорт

6.8 . 10-3

3.1 . 10-4

9.0 . 10-6

Всего

4.5 . 10-3

1.4 . 10-4

6.0 . 10-6

Теперь перейдем к расчетам коллективного риска. Коллективный риск связан с индивидуальным формулой К=Ri *n, где n – число людей в группе.



П Р И М Е Р 2. Найти коллективный риск смерти за год от курения 1 пачки в день для страны с населением 145 млн. человек, если индивидуальный риск составляет 0.0036 в год, а доля курящих среди населения 0.4.

К=0.4 * 145.* 106 *. 0.0036=210 * 103

Итак, 210 тысяч могут умереть в России за год от курения
Аналогично можно определять величину производственного риска. Заметим, что этот термин нельзя путать с термином «профессиональный риск», который является финансовым показателем отношения возмещения вреда к фонду заработной платы за определенный период. Для упрощения расчета производственного риска необходимо выделить хотя бы один наиболее значимый опасный фактор, который может стать предпосылкой профзаболевания. В этом случае производственный риск рассчитывает по формуле индивидуального.
П Р И М Е Р 3.

По официальным данным 2.4 млн человек в России, работающих в отраслях группы А (тяжелая промышленность), работают в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм. Всего в этих отраслях занято 10.3 млн. человек. Таким образом, производственный риск для них равен 0.23. Очевидно, что производственный риск равен 0, если все рабочие места соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и равен 1 в противоположном случае.

20

Остановимся особо на расчете потенциального территориального риска, поскольку это имеет большое значение при анализе чрезвычайных ситуаций, о которых речь пойдет в дальнейшем.



Потенциальный территориальный риск – это частота реализации поражающих факторов аварий, катастроф, взрывов, экологических бедствий в рассматриваемой точке территории. Распределение потенциального территориального риска (ПТР) представляет собой карту изолиний, на которой показаны максимальные частоты смертельного поражения человека за определенный период времени для каждой точки территории. При этом должно выполняться условие постоянного нахождения человека в этой точке. Если учитываются перемещения, то это сильно усложняет задачу.

Распределения потенциального территориального риска широко используются при анализе ЧС и проектировании мероприятий по их предотвращению. В случае взрывов и выбросов газов или отравляющих веществ в атмосферу должны учитываться сценарии выброса, а именно распределение с одинаковой массой выброса во все направления или при заданном направлении ветра.


П Р И М Е Р 4.

Пусть после взрыва (например, на химическом предприятии) зона 100% поражения имеет радиус 2.3 метра. Предполагая изотропность взрыва (равномерное распространение с постоянной скоростью в виде сферы, если взрыв произошел над поверхностью земли или в виде полусферы при наземном взрыве) и нормальное распределение поражающих факторов, необходимо найти радиусы изолиний для значений ПТР 10-3 1/год и 10-6 1/год.



РЕШЕНИЕ: Нормальное распределение риска как функция расстояния от эпицентра взрыва имеет вид

, где

- радиус 100% поражения. Значение = 0.041 1/м2. Подставляя значения заданных рисков R1=10-3 1/год , R2=10-6 1/год получим радиусы изолиний 8.7 м и 12.2 м.

Таким образом, приемлемый риск обеспечивается только на расстоянии более 12 метров.

Переходим к рассмотрению такого понятия как социальный риск. Этот термин используют при анализе катастрофических последствий, охвативших большое количество людей и представляющих государственную опасность.
21

Известный специалист в области безопасности и теории рисков Б. Маршалл определяет социальный риск как зависимость частоты возникновения событий, состоящих в поражении определенного числа людей, подвергающихся неблагоприятному воздействию со стороны других людей.

Социальный риск численно представляет собой дискретное распределение вероятности опасного события по числу пострадавших, которое обозначим N. Пример расчета социального риска приведен на рисунке. Такие кривые носят название кривые Фармера.

По оси абсцисс - количество пострадавших, по оси ординат частоты возникновения аварий с гибелью людей. Кривая 1 – Россия, кривая 2 – США, кривая 3 – Великобритания, кривая 4 – Нидерланды. Отметим, что кривая Фармера имеет разные масштабы осей и разную размерность, что является типичным в теории рисков, о чем мы уже говорили выше. Данные кривые имеют приблизительно одинаковый наклон, поэтому их можно линеаризовать, т.е. построить линейную функцию.

Здесь R1- численное значение социального риска при одном

22

пострадавшем, RN - социальный риск при N пострадавших, - коэффициент, равный тангенсу угла наклона прямой, в предложенном примере он равен 2.3. Тогда имеем зависимость между социальным риском и количеством пострадавших



. Очевидно, что величина социального риска не совпадает с величиной коллективного риска!
Введем понятие ожидаемого ущерба.
Ожидаемый ущерб – это математическое ожидание величины ущерба при возникновении опасного события за определенный период времени.

Как и социальный риск, ожидаемый ущерб измеряется в рублях. При развитии системы социального страхования важно знать диалектику двух величин – ожидаемого ущерба и ожидаемой выгоды. В связи с этим возникла потребность ввести параметр экономического эквивалента человеческой жизни. Этот эквивалент должен давать ответ на вопрос: «Сколько надо затратить средств, чтобы спасти человеческую жизнь?». По зарубежным исследованиям эта величина колеблется в разных странах от 650 тыс. до 7 млн. долларов США.

Рассмотрим таблицу ожидаемого ущерба от природных процессов, сопровождавшихся гибелью людей. Данные по Российской Федерации до 2000 года включительно.

Процессы


Количество населенных пунктов, пострадавших за год



Ориентировочный ущерб (млрд руб. в год)




возможный

разовый


средний

многолетний



Наводнения

746

7.2

13.5-14.63

Ураганы, смерчи

500

0.135

0.36

Цунами

9

0.675

0.203

Землетрясения

103

1.35

6.75-10.35

Лавины

5

3.375

0.0675

Оползни, обвалы

725

0.135

0.1 – 3.5

23
Далее нам необходимо ввести еще одно понятие – приемлемый риск.
7.1.1. КОНЦЕПЦИЯ ПРИЕМЛЕМОГО РИСКА
Будем исходить из известного факта, что восприятие опасности и риска является субъективным и зависит от «внутреннего» состояния человека, иными словами, от его психофизиологического состояния на момент получения информации об опасности. Очевидно также и то, что абсолютной безопасности нет и быть не может. Следовательно, всегда существует хотя бы малая опасность. В разные периоды истории человечество ставило различные уровни этой малой опасности.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические и социальные компоненты и представляет собой некий компромисс между безопасностью и целесообразностью ее достижения. Это и некий экономический показатель затрат на обеспечение установленного уровня безопасности, так как затраты на безопасность снижают технический риск, но повышают социальный. Приемлемый риск – это тот уровень, с которым государство и общество вынуждено мириться. В Голландии уровень приемлемого риска установлен законодательно значением 10-6 в год, а пренебрежительно малым считается риск 10-8 в год. Как было видно из кривой Фармера, рассмотренной ранее, показатели по России в 10 раз превосходят показатели Нидерландов, поэтому стоит установить уровень приемлемого риска для России на уровне 10-5 в год. Если принять такую трактовку приемлемого риска, то можно дать определение безопасности.

Безопасность – это опасность, риск которой является приемлемым.

Обеспечить безопасность означает добиться допустимого риска.

Для обеспечения заданного уровня безопасности необходимо решить 3 задачи:



  1. Идентифицировать опасность

  2. Разработать превентивные и защитные меры

  3. Предусмотреть действия на случай реализации этой опасности

Для идентификации опасности используются 4 основные метода:

  1. Инженерный, опирающийся на статистику, частотный и вероятностный анализ, теорию графов.

  2. Модельный, с использованием компьютерного моделирования ситуационных задач

  3. Экспертный, когда вероятность события определяется с помощью опытных, компетентных лиц

  4. Социологический, основанный на опросах населения.

24

Важная задача достижения приемлемого риска – управление риском и безопасностью в целом. Перейдем к обсуждению теоретических основ и практическому воплощению задачи управления безопасностью.


ГЛАВА 2.1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТЬЮ
1.2.1. СТРУКТУРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РФ
1.ВОЙСКА ГО

2.ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

3.ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ

5.ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА

6.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

7.ТЕХНИКА

8.ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ (ОКСИОН)



2.2.1. Основные задачи МЧС России (полное название министерства - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

25

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;



5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.


следующая страница >>